Статья "Проектирование как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в классах "Особый ребенок".
статья по теме

Данная статья содержит материал о проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_uchitelya_bibeninoy_s.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проектирование как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в классах «Особый ребенок».

Подготовила учитель высшей

квалификационной категории

Бибенина С.В.

Санкт-Петербург

2013г.

        Структура и содержание образования в коррекционных классах имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих в коррекционных классах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья.

Под познавательной активностью детей с ограниченными возможностями здоровья следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

         Задержка темпового развития (ЗТР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в

школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых

интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

У детей с ЗТР:

- снижен объем памяти и скорость запоминания;

- низкая концентрация внимания, быстрая отвлекаемость;

- низкий уровень аналитического восприятия;

- нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи;

- несформированность познавательной, поисковой мотивации;

- низкая мыслительная активность,

- «бездумный» стиль работы;

- дети решают задачу на интуитивном уровне;

- слабо или с опозданием формируются все познавательные процессы.

Как результат - низкая познавательная активность.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Уровни познавательной активности:

Низкому уровню познавательной активности детей на занятиях соответствует:

- резко отрицательная эмоциональная реакция детей на

приглашение к занятию;

- попытки отсрочить время начала занятия;

- отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;

- повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;

- пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;

- нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему.

Среднему уровню познавательной активности детей на занятиях соответствует:

- спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);

- поведение ребенка на занятии можно оценить как пассивное (интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);

- при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;

- внимание неустойчивое;

- эмоциональный фон пассивный.

Высокому уровню познавательной активности детей на занятиях соответствует:

- эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;

- адекватная скоростная реакция на начало занятия;

- вопросы к педагогу о предстоящем занятии, его теме;

- устойчивость внимания к предлагаемым заданиям; интерес к занятию от его начала до конца;

- живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;

- искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Характеризуя умственно отсталых детей, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
         Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:

  • формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).

Умственное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сводится к развитию познавательных процессов – восприятия, представлений, мышления. Содержание умственного развития включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимосвязи.

У ребенка с нарушениями интеллекта стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в их систематизации, в том чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребенка.

Особую роль в умственном развитии ребенка играет развитие речи. Дети с тяжелой и умеренной умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности.

Ведущая форма организации воспитания и обучения в школе 8-го вида – непосредственно образовательная деятельность (НОД).

«Занятие (НОД) - универсальное искусство обучения всех всему» утверждал известный педагог и психолог Я. А.Каменский. Первостепенная задача учителя на уроках по предмету «Развитие речи и окружающий мир» - организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности и т.д.

Условия  для формирования познавательной активности в НОД должны содержать соблюдение требований к проведению НОД:

-                     Гигиенические (СанПиН)

-                     Организационные

-                     Дидактические;

Дидактические принципы:

-                     сознательность и активность;

-                     наглядность;

-                     системность и последовательность;

-                     прочность;

-                     научность;

-                     доступность;

-                     связь теории с практикой.

 Использование разнообразных методов   и приёмов:

-                     наглядные;

-                     практические;

-                     игровые;

-                     словесные.

Совершенствуются занятия (НОД) в различных аспектах:

-  расширяется и усложняется содержание обучения;

-  осуществляется поиск форм интеграции различных видов

деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения;

- поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей.

В результате использования традиционных и инновационных форм работы у каждого ребенка развиваются все психические процессы.

Одной из таких нетрадиционных форм является проектная технология в обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Метод проеток не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:

- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.;

- обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентация деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т.д.);

- необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.);

- работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

        Если у педагога (или педагогического коллектива) возникло желание ввести в практику своей работы проектную методику, следует помнить о том, что работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. А для начала нужно четко сформулировать ответы на основные вопросы, которые непременно возникнут у того, кто решил освоить новую (в его практике) технологию обучения и воспитания.

Требования к проектной деятельности.

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действия по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проекта.
  • Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
  • Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это пять «П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. Поскольку речь идет о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема. Заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов разрешения проблемы – решение проблемы.

Этапы работы над проектом:

  • Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

  • Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- анализ рисков;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

  • Практический

- выполнение плана работ;

- текущий контроль

  • Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта

  • Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения

Классификация проектов:

  1. По целям и задачам.

А) Практоко-ориетированный проект.

Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинетов или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на прктике и его способность решить поставленную проблему.

Б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

В) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

Г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

2. По предметно-содержательной области.

А) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

3. По характеру контактов между участниками.

А) Внутриклассные;

Б) Внутришкольные;

В) Региональные;

Г) Межрегиональные;

Д) Международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

4. По продолжительности.

А) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тгда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

В) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

        На всех этапах работы над проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случаен, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

- мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- помогает: помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта;

- наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.

        При организации проектной работы с учащимися с ОВЗ необходимо учитывать возрастные, интеллектуальные и психофизические особенности детей. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки им. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находится в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей).

        Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

        Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, газете, костюме, макете, сценарии, о рекламном проспекте, наборе открыток, планшете, сборнике и т.д.

Виды презентаций проектов:

- доклад;

- слайд-шоу;

- компьютерная презентация;

- игра;

- стендовая презентация;

- концерт;

- литературный альманах;

- видеофильм;

- реклама;

- заочная экскурсия;

- спектакль;

- театрализованное представление;

- демонстрация электронных пособий и т.д.

Паспорт проекта.

  1. Тема______________________________________________________________________
  2. Актуальность темы___________________________________________________________
  3. Цель______________________________________________________________________
  4. Участники проекта__________________________________________________________
  5. Класс______________________________________________________________________
  6. Этапы выполнения проекта____________________________________________________
  7. Характеристика проекта (вид проекта)___________________________________________
  8. Краткое содержание__________________________________________________________
  9. Используемые средства, методы___________________________________________________
  10. Проведенное исследование в рамках проекта_____________________________________
  11. Форма представления, презентация____________________________________________
  12. Распределение обязанностей между участниками проекта__________________________
  13. Практическая значимость проекта________________________________________________
  14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)_____________________________________________
  15. Пожелания и предложения участников проекта____________________________________

Исследование и проект: сходства и различия.

        В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия – «проектное обучение» и «исследовательское обучение».

        В образовательном обиходе они часто соединяются в «проектно-исследовательское» и даже иногда отождествляются. Однако специалисты в области исследовательского поведения детей рекомендуют различать их. Это разные виды деятельности, что не исключает возможности их сочетания в структуре обучения.

        Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Человек, осуществляющий проект, не просто ищет что-то новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Работа над проектом – дело творческое, однако зависящее от многих внешних обстоятельств, зачастую никак не связанных с задачами исследования, и оно всегда направлено на создание какого-либо нового продукта (школьной газеты, рукописного журнала, театрализованного спектакля, учебного пособия, сценариев компьютерных игр, проекта гоночного автомобиля, макета здания и т.д.).

        Исследование же любознательности и не предполагает достижения определенного результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследования являются новые знания. Следует также различать научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность.

        Основным отличие учебно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

        Итак, в упрощенной форме отличие исследовательской и проектной деятельности можно сформулировать следующим образом: в исследовании обнаруживается то, что уже есть; в проекте создается то, чего нет. Метод проектов можно назвать одним из путей реализации исследовательского обучения.

Формы организации исследовательской деятельности.

Экспресс-исследования.

        Эта форма предполагает массовое участие детей в проекте. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

        Экспресс-исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.

        Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внерочной деятельности учащихся. Как правило. Они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний.

Методика проведения учебных исследований.

        Методика проведения учебных исследований во многом сходна с методикой работы над проектом.

  1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.

- тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;

- тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования;

- учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

- тема должна быть доступной;

- сочетание желаний и возможностей;

- с выбором темы не стоит затягивать;

2. Поиск вариантов решения и сбор материала.

3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

4. Оформление исследовательской работы.

5. Защита результатов исследования.

Актуальность темы проектирования как средства развития познавательной активности учащихся с ОВЗ.

         Данная тема, на взгляд. Очень актуальна, так как одной из главных задач школы 8 вида является – формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации.

         Большую роль в активизации познавательной деятельности является мотивационный компонент урока. Заботясь о мотивировке обучения, следует ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы.

        Важным моментом в уроке является использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность.

         Огромное значение имеют уроки, проведенные в нестандартной форме, которые позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.

        Одной из форм организации нестандартных уроков является внедрение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности.

        


Литература:

  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 208с.
  • Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах детского сада: Сост. Нищева Н.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 144с.
  • Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 135с.
  • Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев. Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280с.
  • Познавательно-исследовательские занятия с детьми 507 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В. Машкова и др. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.
  • Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 131с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы

Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....

« Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

применение компьютерных обучающих программ на уроках трудового обучения, как средство развития познавательной деятельности учащихся с ОВЗ...