"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
статья по теме

Кабанова Елена Юрьевна

"Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая , сделать его занимательным"

Б.Паскаль

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Учитель математики Кабанова Елена Юрьевна

 « Предмет математики настолько серьезен,

                                                                        что надо не упускать случая, сделать его

                                            занимательным»                     Б.Паскаль.

   

          Возникновение интереса к урокам математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. На уроках надо добиваться активной работы от каждого ученика, развивая любознательность, интерес к предмету. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются постоянные интересы и склонности. Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм на уроках  математики.

       Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в работу с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

       Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития.

       Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. Урок математики можно считать идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой. Если общение учеников сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты не только, в обучении, но и в формировании личности, поскольку в этом случае по настоящему реализуется принцип воспитания в коллективе.

     Взаимопомощь и контроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Например, он может поручить ученику проконсультировать отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более успешно, чем с учителем.

           В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

         Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

         Игровой замысел, как правило, выражен в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры. Или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

          Каждая дидактическая игра имеет свои правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановке.

          Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют

познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

         Основой дидактической игры является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

         Оборудование игры - это наличие технических средств обучения,

различных средств наглядности: таблицы, модели, дидактические

раздаточные материалы.

       Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Он выступает, прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.

Все элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой,  отсутствие одного из них разрушает игру. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

           Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

          Таким образом, создание игровых ситуаций на уроках математики повышает

интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики."

В течение нескольких лет я работаю по  программе для общеобразовательных учреждений. Математика 5 - 6 классы. /Авт.-сост. В. И. Жохов/, Москва, «Мнемозина», 2010 г.      ...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики  МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через игру. Обобщение опыта работы.

В данном работе я рассмотрела особый вид игр — дидактические игры, особую форму занятий — игровую форму.Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, ...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках технологии через дидактические игры.

В материале представлены теоретические основы игрового обучения, структура дидактических игр, а также разнообразные формы игр, которые можно использовать на уроках технологии. Данный материал предназн...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности...