Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках технологии через дидактические игры.
учебно-методический материал по технологии на тему

Лобаева Татьяна Николаевна

В материале представлены теоретические основы игрового обучения, структура дидактических игр, а также разнообразные формы игр, которые можно использовать на уроках технологии. Данный материал предназначен учителям технологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Дзержинского  г. Перми

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120»

Развитие познавательной

деятельности учащихся на

уроках технологии через

дидактические игры.

Учитель технологии:

Лобаева Татьяна Николаевна

Пермь 2015 год

Оглавление

Введение                                                                                     3

Теоретические основы игрового обучения                          4  

Структура дидактических игр                                               7

Разнообразные формы игр                                                      10  

Заключение                                                                                 12

Литература                                                                                  13

 Тезисы                                                                                         14

 

Введение

Проблема  повышения эффективности обучения, развития и воспитания учащихся всегда была и остается актуальной в педагогическом процессе любой образовательной области. Тем более в наше с вами время, когда общество испытывает экономические, социальные и психологические трудности, которые в первую очередь отражаются на подрастающем поколении. Существует мнение, что «трудные» дети - это дети, которых не до любили и которые  не доиграли.  А таких детей в наше время становится  все больше и больше. Когда родители, занятые обеспечением семьи, все меньше и меньше уделяют внимание детям, когда улица кипит преступностью, а из телевизора льется «чернуха». Вот почему метод игровых технологий, по моему мнению, является наиболее эффективным и адаптационным в наше не простое время.

Теория игрового обучения имеет длительную историю, а многофункциональный характер игр и их возможности породили в педагогической науке различные подходы к их рассмотрению и анализу. При этом многочисленные авторы сходятся в том, что игра, применяемая в учебном процессе, должна:

1)воссоздавать межличностные  отношения в процессе взаимодействия по принятию решений, организации коллективной и индивидуальной деятельности;

2)игра должна отображать наиболее важные теоретические и практические элементы внутрипредметного и межпредметного содержания, способствующие раскрытию творческого потенциала и формированию профессионально направленных интересов.

Особую роль приобретают игровые методы при обучении такому важному предмету, как «Технология». Именно на уроках «Технологии» прививаются манеры, эстетический вкус, навыки ведения домашнего хозяйства, а в какой – то мере происходит и профессиональное самоопределение.  Поэтому на уроках необходимо создавать и проигрывать ситуации, приближенные к реальной жизни.

Основываясь на теоретических разработках учебно-технологических игр Г.В.Девяткиной, я попыталась решить для себя важные проблемы:

1.Повысить эмоциональный фон на уроках, так из дидактики известно: не прожитое эмоционально-усвоено плохо, формально. Кроме того, в игре всегда присутствуют положительные эмоции.

2.Повысить успеваемость учащихся.

3.Вывести учащихся на более высокий уровень районных и областных олимпиад по предмету «Технология». 

Теоретические основы игрового обучения

Задача формирования личности, заставляет педагогическую науку искать новые и совершенствовать традиционно используемые формы, методы и средства, которые бы способствовали:

        -интенсификации учебно-воспитательного процесса;

        -реализации связи теоретического обучения с практикой;

        -выполнению мотивационной, системообразующей функции.

Такими универсальными возможностями обладает дидактическая игра.

        Теория игрового обучения имеет длительную историю. Так философские, философско-культурологические и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром были заложены еще выдающими мыслителями – Платоном, Аристотелем, Г.Лейбницем, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Шиллером. Г.Гегелем и др.

        Психологию игры и ее влияние на развитие личности рассматривают в своих работах такие авторы, как  Д.БЭльконин. К.Гросс, С.Миллар и др. Роль игры как социально-психологического феномена раскрыта в работах отечественных психологов: П.Я.Гальперина, Л.С.Выгодского, Л.Рубинштейна и др.

        Социально-педагогические аспекты игры изучали в истории отечественной науки К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Д.Ф.Галанин и др. В последние десятилетия актуализировался интерес к играм нового типа – компьютерным, имитационным, отраженный в трудах Л.А.Петровской, Н.Н.Богомоловой и др.

        Отечественная психолого-педагогическая наука долгое время была обращена к играм детей дошкольного и младшего школьного возраста. Как отмечают С.Ф.Занько,  Ю.С.Тюнников и С.М.Тюнникова, толчок к широкому использованию игры в обучении и профессиональной подготовке был дан развитием теории проблемного обучения.

        В настоящее время игра все шире используется во всех областях педагогической практики как один из путей интенсификации процесса обучения. Многофункциональный характер игры, ее большие педагогические возможности породили в педагогической науке различные подходы к ее рассмотрению и анализу. В настоящее время в педагогике отмечается, что дидактическая игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает период своеобразного расцвета.

        Игра-это соревнование, борьба либо с соперником, либо с самим собой. Она дает возможность за сравнительно мало время, проявить свои способности: качества ума, крепость мышц, быстроту реакции и все вместе. При этом результат (непременное первенство) не является условием необходимым и достаточным, но очень желаемым и приятным.

        «Игра либо эмоциональна сама по себе, либо представляет собой богатое поле для проявления эмоций. Человеку, а ребенку – вдвойне, необходима эмоционально богатая среда  утрачивает потенциал и возникает «эмоциональное голодание», чреватое психологическим отклонениям) - пишет М.Балашов. В игре почти всегда присутствуют положительные эмоции, из дидактики же известно, не прожитое эмоционально – усвоено плохо, формально.

        Игровым технологиям в последнее время уделяется большое внимание. Теория игрового обучения имеет длительную историю, а многофункциональный характер игр и их возможности породили в педагогической науке различные полходы к их рассмотрению и анализу. При этом многочисленные авторы сходятся на том, что игра, применяемая в учебном процессе должна:

-  во-первых, воссоздавать межличностные отношения в процессе взаимодействия по принятию решений, организации коллективной и индивидуальной деятельности;

-  во-вторых, игра должна отражать наиболее важные теоретические и практические элементы внутрипредметного и межпредметного содержания, способствующие раскрытию творческого потенциала и формированию профессионально направленных интересов.

        Каждая школьная дисциплина предполагает такие ситуации, которые как бы моделируют,  предвосхищают те или иные виды профессиональной деятельности взрослых. Особенно ярко это прослеживается в курсе трудового обучения. Его специфика заключается в том, что преобладающими  на уроках являются практические работы учащихся (до 80% учебного времени). Условием, стимулирующим развитие творческой активности школьников, способным изменить мотивацию, дать возможность для формирования более широкого круга определенных трудовых умений и навыков, а посредством этого – интереса к профессиональной деятельности, может стать игра.

        Г.К.Селевко выделяет основные функции игры: «В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-  развлекательную  (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-  коммуникативную  (освоение диалектики общения);

-  самореализации (в игре как полигоне человеческой практики);

-  игротерапевтическую  (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

-  диагностическую  (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в прочесе игры);

-  коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

-  межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);

-  социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)».

        В игровой форме можно проводить и фронтальный эксперимент, и демонстрации, и даже контроль знаний - «любимое блюдо» учащихся. Хорошо если процесс игры предусматривает разные формы деятельности учащихся: движение, размышление, соревнование, сотрудничество, оценку действий товарища и т.п. Игра не должна быть длинной по времени, и ее можно удачно вписать в урок.

        Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя. Однако не следует приучать учеников к тому, что на каждом уроке их ждут новые игры. Игра – не самоцель, она не должна проводиться  только ради развлечения.

        «По мнению многих исследователей, - как считает Г.В.Девяткина,- дидактическая игра переживает в настоящее время период своеобразного расцвета.  Повышение интереса к игровому обучению вызвано следующими ее педагогическими возможностями:

        -игра способствует активизации учебной и учебно-познавательной деятельности учащихся;

        -игра носит многофункциональный характер, отражая в своем содержании и структуре особенности реальной профессиональной деятельности;

        -вовлечение учащихся в игровую деятельность в процессе профессиональной подготовки способствует формированию адаптивных качеств личности к реальному производству;

        -методически правильно организованная дидактическая игра способствует систематизации теоретических знаний, развитию практических умений, навыков и профессионально важных личностных качеств, специалиста».

        Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал.  С помощью игры можно прививать ученикам  стремление  пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.

Структура дидактических игр

        Организация учебной деятельности посредством игры  предполагает   прежде всего ее структуру.  Структура  –  это философская категория, соотносимая с категориями «качество» и «количество», характеризующая систему, принцип, способ взаимодействия частей целого.

        Содержание учебно-технологической игры должно быть структурировано и отобрано таким образом, чтобы способствовать развитию мировоззренческого потенциала учебного предмета на основе интеграции с другими дисциплинами и будущей деятельностью учащихся, отражать особенности технологического  процесса производства продукции.

        Содержание учебно-технологической игры не  сводится только к приобретению знаний и умений, оно значительно шире за счет включения в него опыта творческой деятельности учащихся, поэтому отдельные  учебно-технологические игры требуют структурирования тем не только одного предмета, но и других предметов. Говоря о структуре учебно-технологической игры, подразумевается структура конкретного учебного занятия, где «взаимодействующими частями» являются структурными компоненты, вытекающие из тематического содержания занятия.

        К структурным компонентам дидактической игры относится следующее:

        -цели  (общие: образовательные, воспитательные, развивающие;  частные: цели усвоения конкретных предметных знаний);

        -мотив (цели игры, система стимулов, самоанализ);

        -предметное содержание (сценарий действий, процедур, операций, ситуационных знаний);

        -правила игры;

        -средства (комплексное обеспечение);

        -результат (карты активности участников игры).

Указанные структурные компоненты могут быть частично изменены в зависимости от типа игры и ее дидактической направленности на усвоение или закрепление учащимися того или иного содержания» -  выделяет  Г.Д.Девяткина.

Из этого можно выделить основные положения разработки  учебно – технологических игр:

-научность;

-имитационно – игровое моделирование предметного содержания усваиваемой профессиональной деятельности;

-проблемность  содержания;

-сочетание индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм учебной работы учащихся;

-комплексное использование традиционных и игровых форм учебных занятий и методов обучения;

-иерархия сложности используемых  учебно-технологических игр.

Система дидактических игр, разработанная на основе реализации дидактических принципов и вытекающих из них дидактических условий, является эффективным средством реализации учебного процесса. Использование данной системы позволяет значительно повысить качество знаний и умений учащихся по предметам проф. тех. цикла, уровень развития мотивации учения и труда. Формировать у учащихся системное мышление, усваивать предметные, межпредметные и межцикловые знания как теоретическую основу для освоения знаний по предмету.

Игры делятся на 3 большие группы:

-Игры с готовыми жесткими правилами.

-Игры «вольные». Правила, которые устанавливаются по ходу игровых действий.

-Игры, в которых имеются и свободная игровая стихия и правила, применяемые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Дидактические игры:

-академические (теоретические)

-обучающие

-образовательные

-воспитательные

-педагогические        

Каждая конкретная игра имеет свое место и время. Можно выделить семь известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную,  групповую, коллективную, массовую и наконец, планетарную форму игры.

Существует три алгоритма при разработке игр:

1 алгоритм:

  -разработка « игрушек» (комплект игровых полей, на одно поле 5-6 человек, игральная кость, фишки);

  -комплект вопросов, критерии оценок;

  -деление на команды;

  -одновременная игра всех команд;

  -памятка по правилам;

  -выбор лидера или командира;

  -индивидуальная оценка игроку.

2 алгоритм:

  -игровое поле круглое;

  - вопросов равное количество 15-20, волчок, определенная система.

Таблица для подсчета очков:

Игра

Суд

1  2 3   А

Штраф

1  2  3   А

Шанс

1  2  3   А

Итоги:

1)

1.

2.

3.

2)

1.

2.

3.

Проводится перед зачетом, экзаменом.

«4» балла - правильный ответ;

«2» балла – правильный не полный ответ;

«0» баллов – неверный  ответ, нет ответа;

«-2» балла – штраф;

«+2» балла – шанс.

Формула расчета: Р = Еба – Еб штраф + Еб шанс.

3 алгоритм:

В основе лежит 2-й алгоритм, но внутри группы командир или лидер отмечает, кто - сколько отвечал, и ставятся выборочно оценки только «4» и «5» (по Г.Д. Девяткиной)

Разнообразные формы игр

        Создавая игровые моменты при проверке качеств знаний на уроках технологии, необходимо учитывать интересы учащихся, ведь многие игры, которыми мы увлекались в детстве, не представляют интереса для наших детей и даже бывают им не понятны. И наоборот, то, чем увлекаются сейчас школьники, может вызвать у учителя в лучшем случае недоумение.

        В свое время была игра,  напоминаюшая мозаику: нужно было составить красивый узор из разноцветных элементов. Теперь появилась игра под названием  « пазлы» ( в переводе с английского языка – загадка, задача), и дети охотно собирают из деталей картинки. Сам принцип игры остался прежним: картину, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из них целое. Складывать картинку можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Именно по этому принципу я построила проверку знаний учащихся чертежей швейных изделий. Например,  ученице предлагается собрать «пазлы». Естественно, никакого образца у них перед глазами нет и, если школьница не знает, как выглядит чертеж, то и справится  ей с таким заданием будет нелегко. Но если чертеж усвоен, то задание окажется несложным. Ученицы, не подозревая, что это проверка их знаний, с удовольствием «играют» в «пазлы».

        В отличие от других игр, построенных на соревновании нескольких игроков, «пазлы» предназначаются для одного человека. Это игра без партнера: каждый действует самостоятельно, и его решения не зависят от действий других учеников, которые могут изменить ход игры и создать новую ситуацию, да и подсказать никто не может. Но и здесь присутствует элемент соревнования: кто быстрее составит чертеж и не допустит при этом ошибок. Особенностью проверки знаний игры в «пазлы» является не только закрепление материала, но и тренировка зрительной и пространственной памяти, развитие внимания и логического мышления, а также воспитание аккуратности и усидчивости.

        А также на уроках очень часто использую кроссворды. Кроссворд (в переводе с английского языка – пересечение и слово), состоящий в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по списку определений их смысла. Кроссворд, пожалуй, самая популярная и широко распространенная игра в мире, хотя и имеет короткую (по сравнению с другими интеллектуальными играми) историю. Первые кроссворды появились в Великобритании во второй половине  XIX века в детских книжках и периодических изданиях. По форме эти кроссворды представляли собой квадрат, заполненный группой слов, читавшихся как по горизонтали, так и по вертикали. Первый кроссворд на русском языке появился 11 мая 1924 г. в воскресном приложении  «Наш мир» к берлинской эмигрантской газете «Руль».

        Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, способность  логически мыслить,  анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист и выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд используется неоднократно. Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной команды, передаются для решения другой. Желательно сначала проверить составленный детьми кроссворд, так как они могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным.

        Как правило, учащиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более что это задание знакомо им и по другим предметам. При этом используют загадки, поговорки, выполняют рисунки. Лучшие работы я показываю всему классу, поощряю детей словом и отметкой. Наиболее интересные и содержательные кроссворды использую в дальнейшей работе с учащимися других классов. При проведении любой игры нужно оговаривать ее условия.

Заключение

        Одним из требований к любой дидактической игре является то, что в достаточно ограниченный промежуток времени такая форма организации учебного процесса должна охватить большой  объем теоретического материала. Это может быть достигнуто, с одной стороны, посредством тщательно научно обоснованного  отбора содержания и эмоциональным воздействием игровой ситуации на учащихся, с другой стороны.

        Очень важно педагогу в процессе игры следить за собой и помогать общению между учащимися. Активность, игровой азарт увлекают их, они могут нарушить правила общения, начать шуметь и т.д. Эти моменты необходимо оговорить в условиях игры, возникновение подобных ситуаций следует предупреждать и наказывать провинившихся.

        Педагог является организатором игровых ситуаций, тут должны проявиться его организаторское мастерство и способность руководителя, умеющего направить игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутные ситуации. Игровой темп также зависит от педагога. Он должен четко и понятно изложить условия и правила игры, организовать быструю раздачу игрового снаряжения.

        Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Самооценка и оценка участниками игры знаний конкретного учащегося избавляют преподавателя от выполнения трудоемкой рутинной работы, высвобождая ему время для совершенствования других аспектов педагогической деятельности. Контроль знаний при игровой форме урока повышает объективность их оценки.

        Использование дидактических игр позволяет значительно повысить качество знаний и умений учащихся по предмету «Технология», уровень развития мотивации учения и труда. Формировать у учащихся системное мышление, усваивать предметные, межпредметные  и межцикловые знания  как теоретическую основу для освоения профессии на уровне, соответствующем научно – техническому прогрессу, а также реализует принцип связи теории с практической деятельностью.

        «Повторение – мать учения», - гласит народная мудрость. С этим нельзя не согласиться, ведь игра – это всегда творческое повторение жизненного опыта, причем  повторение весьма и весьма полезное, с элементами новизны, оригинальности и личной значимости в современной жизни.

Кроме того, применение игрового метода в рамках образовательной области «Технология» формирует у учащихся технологическую грамотность, представляющую собой         необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков в приобретении человеком будущих профессий. Стремление к непрерывному совершенствованию, самовыражению, позволяющему человеку реагировать на изменяющуюся информационную и технологическую обстановку и принимать нужные, соответствующие именно данному этапу времени решения.

Список литературы

1. Балашов М.М.  Дидактическая игра на уроке. Игру любят все!

2. Девяткина Г.В.  Нетрадиционные уроки обслуживающего труда в средней школе (методические рекомендации); Пермь 1991 г.

3.Девяткина Г.В.  Разработка  учебно  – технологических игр как модели технологического процесса (методические рекомендации); Пермь 1996 г.

4.Девяткина Г.В.  Реализация учебно–технологических игр в процессе профессионального обучения ( методические рекомендации); Пермь 1996г.

5.Девяткина Г.В.  Учебно – технологическая игра в трудовом обучении.; Пермь 1999 г.

6.Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии.  

М: «Народное образование» 1998 г.

        


Тезисы:

Работа содержит 3 раздела, введение и заключение.

        Проблема повышения эффективности обучения, развития и воспитания учащихся всегда была и остается актуальной в педагогическом процессе любой образовательной области. Тем более в наше с вами время, когда общество испытывает экономические, социальные и психологические трудности, которые в первую очередь отражаются на подрастающем поколении. Существует мнение, что «трудные» дети -  это дети, которых не до любили и которые не доиграли. А таких детей в наше время становится все больше и больше. Вот почему метод игровых технологий, по моему мнению, является наиболее эффективным и адаптационным в наше не простое время.

        В 1 разделе «Теоретические основы игрового обучения» рассматриваются вопросы возникновения и развития дидактических игр, социально – психологические и социально – педагогические аспекты игр, различные подходы к игровому процессу, роль игровых ситуаций, современное отношение к играм.

        Во 2 разделе «Структура дидактических игр» рассматриваются компоненты игры, система дидактических игр, разновидности игр и способы их составления.

        В 3 разделе «Разнообразные формы игр» анализируются различные игры: мозаика (пазлы), кроссворды, учебно – технологические конкурсы, лото, ролевые игры и их роль в учебном процессе.

        В заключение оговариваю требования к любой игре, роль педагога в игровом процессе, иную процедуру оценки знаний, заинтересованность учащихся к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через игру. Обобщение опыта работы.

В данном работе я рассмотрела особый вид игр — дидактические игры, особую форму занятий — игровую форму.Из изложенного можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, ...

"РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

"Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая , сделать его занимательным"Б.Паскаль...

Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем

В арсенале современных педагогических технологий обучения физики определенное место занимают опорные конспекты.С моей точки зрения, технология опорных конспектов используется как средство прочного зап...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...