ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»
статья по географии по теме

Слизких Елена Анатольевна

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.

 

Практическая значимость данного педагогического опыта, по моему убеждению, заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

      Мною разработана система уроков географии  в общеобразовательной школе с использованием ИКТ, как средств развития познавательных способностей учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_po_teme.docx218.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Слизких Елена Анатольевна

учитель географии

Когалым

2013

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

НА КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

СЛИЗКИХ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Для активизации деятельности учащихся на уроке при обучении географии в течении последних пяти лет я работаю над проблемой развития познавательной активности учащихся на уроках географии и применение ИКТ.

Цель представления опыта: показать эффективность использования ИКТ на уроках географии 6-9-х классах.

Объект описания опыта: собственная педагогическая практика по использованию современных технологий и методов обучения.

Предмет проведённого исследования: применение информационно - коммуникационных технологий на уроках географии.

Гипотеза исследования состоит в том, что применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;        
  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В соответствии с целью и гипотезой выдвинуты следующие задачи:

  • рассмотреть возможности применения ИКТ в обучении географии;
  • показать на конкретных примерах, как организуется компьютерная технология на уроках;
  • проанализировать собственную педагогическую деятельность по обозначенной проблеме.

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.

Практическая значимость данного педагогического опыта, по моему убеждению, заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

      Мною разработана система уроков географии  в общеобразовательной школе с использованием ИКТ, как средств развития познавательных способностей учащихся.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Ведение

2. Основная часть

2.1 Применение ИКТ в преподавании географии.

2.2 Основные требования к уроку с использованием ИКТ.

  1.  Применение ИКТ на уроках географии ( из опыта работы).
  2.  Результативность и эффективность.

3. Заключение.

     Что дают информационные технологии школе?

4. Литература.

5. Приложение

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

ВВЕДЕНИЕ

«География для всех не только звук!

География - опора и основа всех наук!» 

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.

          Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми  информационными технологиями в образовании».

  В последние годы  система  образования в нашей стране  направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний,  сколько  на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной   познавательной деятельности.

Школьная география обладает значительным потенциалом для решения этой проблемы и вносит существенный вклад в развитие эмоциональной сферы личности ученика.

С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий,  разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».

ИКТ в образовательном пространстве расширяют кругозор учащихся, позволяют получать как можно больше информации за меньшее время. Интерактивность компьютера существенно изменяет способы управления учебной деятельностью, вовлекает учащихся в активную работу, активизирует познавательную деятельность учащихся. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, на уроках географии с необходимо вызывать положительные эмоции  у учащихся, привлечь их внимание, заинтересовать.

Добиться этого можно посредством создания ситуаций, когда школьники наслаждаются видимой красотой природы. Одним из таких средств являются информационно – коммуникационные технологии.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными  средствами обучения.

  В зависимости от дидактических целей можно выделить виды  компьютерных программ:

  • учебные
  • тренажеры
  • контролирующие
  • демонстрационные
  • имитационные
  • справочно-информационные
  • мультимедиа-учебники

          В зависимости от целей и задач урока информационные технологии я применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений..

         Уроки с использованием ИКТ организуются на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.

          При изучении нового материала используется демонстративная программа, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал.

          Образовательные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментариями диктора.

  Для подготовки тематических презентаций по географии я использую программу POWER POINT. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Так же я использую ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока, при разработке дифференцированных индивидуальных заданий и т.д.

Основная идея данной работы заключается в том, что я хотела показать преимущества применения ИКТ на уроках географии и проанализировать результаты работы по данной технологии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Применение ИКТ в преподавании географии

           В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения.      

Первое направление предполагает усвоение знаний , умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при  решении разнообразных задач, или, другими словами , овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко « второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни- неотьемлимая часть « интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв меду требованиями общества и реальными знаниями и умениями , которые реализует школа .

        Второе направление рассматривает компьютерные технологии  как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

        В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета я выделить следующие виды компьютерных программ:

  • учебные;
  • тренажеры;
  • контролирующие;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • справочно-информационные;
  • мультимедиа учебники.

1. Учебные ( наставнические) программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме , близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

2. Программы- тренажеры- предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемых уже усвоен.

3. Контролирующие программы  - предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы - предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий ( картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, Нои « накладывать друг на друга», компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

5. Имитационные и моделирующие программы - предназначенные для « симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии , когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

6. Информационно- справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

        Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения?

Несомненно , что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления « диалога» с источниками знаний. А сочетание света, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей ( настенные карты, картины, карты, слайды, видеофрагменты, анимационные схемы и пр.) можно хранить в цифровом варианте ( для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и пр.) и при  необходимости выводить на большой экран.

        Применение компьютера в обучении позволяет мне управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае я строю обучение в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложности, интересы и пр.

        Среди сложностей применения компьютерных технологий можно выделить такие диспропорции в отношении объема получаемой и усвояемой информации ,трудности ориентирования в информационном потоке: необходимость индивидуализации и дифференциации обучения, несопоставимость человеческого и компьютерного мышления, определение путей сочетания традиционных и технических средств обучения.

        Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо находить оптимальное сочетание обучающих программ с традиционными средствами обучения.

        Несмотря на то , что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, преподавателями географического факультета МПГУ уже разработана целая серия мультимедийных учебников по всем школьным курсам географии:

  • 7 класс – учебник по курсу « География материков и океанов» ( Авторы учебного материала И.В.Душина, В.Б.Пятунин,А.А., Летягин);
  • 8 класс- « География России. Природа и население» ( В.П. Дронов, Л.Е.Савельева, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможня).
  • 9 класс –« География России. Хозяйство и регионы». ( В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя, Н.Н. Роготень).
  • 10 класс – « Экономическая и социальная география мира» ( В.П.Максаковский, Д.В.Заяц, Н.Н.Роготень, Е.А.Таможняя, С.А. Горохов).

Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения географии. Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся. Как показывает опыт, применение мультимедийных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся.

        Таким образом можно подвести итог применения информационных  компьютерных технологий на уроках географии - это

  • постоянно обновлять содержание информации;
  • создавать,  использовать презентации;
  • включать в работу сетевые информационные системы;
  • использовать ресурсы Интернет, электронную почту;
  • моделировать физические объекты и явления.

Я в своей работе выделяю три основных формы работы с ИКТ по географии:

  • непосредственное применение ИКТ в учебном процессе;
  • применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне урочных занятий;
  • применение ИКТ для организации познавательного досуга.

 Основные требования к уроку с использованием ИКТ.

В книге американского педагога Филиппа С.Шлехта « Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» есть такой диалог:

        - Что вы хотите от школы?

        - Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно.

                Компьютерные технологии дают для этого огромные возможности. Специфика географии как науки заключается в том, что она содержит огромный объем материала. Применение ИКТ на уроке позволяет:

  • наглядно увидеть изучаемые явления, процессы и взаимосвязь между компонентами природы.
  • предоставить уникальные информационные материалы ( картины, видеофрагменты, звукозаписи др.)
  • преодолеть дефицит источников учебного материала;
  • формировать умения и навыки информационно- поисковой деятельности;
  • создать условия для эффективной реализации экспериментальных, исследовательских, проектных, игровых форм обучения;
  • быстро и объективно оценивать знания, умения и навыки;

Урок является основной формой обучения – это социальный заказ общества системе образования.

        Он обусловлен:

  • Социально-психологическими потребностями общества;
  • Уровнем его развития;
  • Конкурентноспособностью его  экономики;
  • Нравственными и моральными ценностями этого общества.

Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский.

Принципы конструирования урока:

  • системность.
  • развитие.
  • информативность ;
  • индивидуализации.

Принцип системности – предполагает возможности постоянного расширения ,это элемент общей системы обучения, когда определяются его цель и задачи. Урок - единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения ( преподаватель, обучаемый, учебно- информационные средства, учебный материал), многообразия соединяющих их связей, которые определяют функциональное взаимодействие этих компонентов.

        Принцип развития предполагает возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.

        Принцип информативности подразумевает использование средств ИКТ в плане развития личности обучаемого, формирование у учащихся информационной –компетентности.

        Принцип индивидуализации позволяет на базе средств новых информационных технологий изменение методов получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых.

Этапы конструирования урока:

  • концептуальный;
  • технологический;
  • операциональный;
  • педагогической реализации.

Далее будет рассмотрены этапы конструирования урока в плане использования ИКТ.

На первом концептуальном этапе конструирования урока я определяю дидактическую цель с ориентацией на достижение результатов - фактически требования к ЗУН. На этом этапе аргументируется необходимость использования ИКТ, выбирается методическое назначение необходимых образовательных ресурсов.

На технологическом этапе конструирования урока я в соответствии с сформулированными требованиями к образовательным электронным ресурсам по дидактическому назначению провожу  анализ  и отбор ЦОР. Выбираю форму урока:

  • урок-презентация;
  • урок-исследование;
  • виртуальная экскурсия;
  • практикум;
  • работа с мультимедиа учебником;
  • обобщающий.

Детализация функций , которые можно возложить на средства ИКТ, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронными ресурсами и с учителем провожу на операциональном этапе конструирования урока. Здесь же планирую применение ИКТ на каждом этапе урока.

Для каждого этапа урока мною определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности на каждом этапе, формы промежуточного контроля. Необходимо учесть , что каждый этап урока с использованием ИКТ , это законченный блок, в начале каждого этапа должен присутствовать организационный момент, который необходимо четко выделять, иначе эффективность этапа снижается.

Этап педагогической реализации подразумевает перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия и решения трех задач:

  • диагностики психологического состояния уровня знаний учащихся;
  • задачи управления его познавательной деятельностью;
  • объективной оценки текущих результатов и коррекции обучения, направленной на достижение поставленных целей.

          Очень важно понять , что применение ИКТ не ломает традиционной методики обучения, а является  ее существенной составной частью.

Применение ИКТ на уроках географии ( из опыта работы).

В своей педагогической деятельности на уроках географии мною используются следующие формы работы с ИКТ:

Демонстрация учебных материалов

Как правило, главным наглядным пособием для преподавателей всегда были настенные демонстрационные плакаты, карты, схемы и учебные фильмы. С помощью же мультимедиа средств демонстрирую материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций, из Интернета. Они позволяют направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах.

На своих уроках я  использую;

  • Электронные учебные издания:
  • 7 класс – учебник по курсу « География материков и океанов» ( Авторы учебного материала И.В.Душина, В.Б.Пятунин,А.А., Летягин);
  • 8 класс « География России. Природа и население» ( В.П. Дронов, Л.Е.Савельева, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможня).
  • 9 класс « География России. Хозяйство и регионы». ( В.П. Дронов, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя, Н.Н. Роготень).
  • 10 класс « Экономическая и социальная география мира» ( В.П.Максаковский, Д.В.Заяц, Н.Н.Роготень, Е.А.Таможняя, С.А. Горохов).
  • Уроки «Кирилла и Мефодия»,        
  • Электронные уроки и тесты издательства "Просвещение"

Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно стала включать  в уроки новые интерактивные средства обучения географии — это электронные мультимедиа учебники и программно-методические комплекты. 

На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора разнообразит  урок,  позволяет привлечь внимание детей к изучаемой теме, создает ситуацию успеха, взывает положительные эмоции у учащихся к изучаемой теме.

Использование интернет -  ресурсов.

При работе использую интернет - ресурсы, которые можно взять из Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru), «Географические обучающие модели», «Иллюстративно-хронологические материалы «Географические открытия», «Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли» и другие.

Данная форма работы позволяет учащимся развивать практические навыки работы с интернет – ресурсами, развивать логическое мышление, внимание, анализировать и структурировать материал, выделять главное, чувствовать себя подготовленным и уверенным на уроке.

Проверка знаний обучаемых с использованием ИКТ

Для этого я использую следующие подходы с применением информационных технологий:

  • использую контролирующие компьютерные программы (тесты, индивидуальные задания), предназначенных для автоматизированной проверки уровня знаний и умений Виртуальные практикумы из Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru )содержат краткий курс теории, описание экономической модели, ход лабораторной работы и контрольные вопросы.  
  • использую специализированные образовательные серверы в российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные тесты:  

           (http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Geography-6class,

 http://www.testent.ru/tests/6,

www. examen.ru/add/tests/Geography) 

Анализируя возможности использования ИКТ, для обобщения и систематизации знаний, я выделяю три возможных направления их использования в изучении биологии экологии и географии:

  • компьютер как моделирующая среда в деловых играх;
  • компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;
  • компьютер как источник информации, средство выхода в Интернет.

Повышение интереса к географии через создание мультимедийных презентаций.

На своих уроках  также использую презентации, которые  создаю сама, а кроме того учащиеся тоже самостоятельно готовят презентации по теме урока, либо к мероприятиям, Например, «Природные зоны Африки»,  « Животный мир Австралии».  

Эта форма работы не только развивает творческий потенциал учащихся,  но и вовлекает их в учебный процесс, делает их активными участниками преподаваемого материала, способствует развитию умений работы на компьютере.

(смотрите приложение)

4.Результативность и эффективность.

Подводя итоги своей  педагогической  деятельности по  развитию   познавательной активности учащихся  на   уроках   географии,  я выделяю следующие положительные результаты:

  • на протяжении 3-х последних лет наблюдается положительная динамика  показателей  успеваемости и качества знаний моих учеников по географии;
  • высокая мотивация к изучению географии;
  • развитие положительного отношения  к  изучению географии;
  • развитие умений работать с тестами, что приводит к более высоким результатам по предмету, ГИА, олимпиад.

Динамика учебных достижений учащихся за последние три года работы по географии

Год

обучения

Классы

Успеваемость %

Качество знаний %

2009- 2010

-

-

-

7

100

55

8

100

57

9

100

68

Итог

100

60%

2010-2011

-

-

-

7

100

62

8

100

60

9

100

60

Итог

100

60,6%

2011 – 2012

11

100

83

7

100

71

8

100

55

9

100

62

Итог

100

67,7%

Результаты экзамена по географии в 9 классе

Учебный год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Всего учащихся

17

25

28

% обученности

100

100

100

% качества знаний

47%

49%

55%

Результаты инновационной работы.

1. Олимпиады (количество участников).

Год

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2009  - 2010

количество участников-28

количество участников-

5.

2010-2011

количество участников-27

количество участников-

6, один призёр.

2011-2012

количество участников-39

количество участников-

8.

Творческие, исследовательские и проектные работы учащихся по географии.

Год

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2009  - 2010

-

-

2010-2011

«Шаг в будущее»

Погребняк А (9 а)

«Шаг в науку»

Щербакова В (6 а) Авчиник А (6 а).

2011-2012

«Шаг в будущее» Ученица 8 «В» класса: Юнусова А.

2 место.

«Шаг в будущее» Ученица 8 «В» класса: Юнусова А.

3 место.

год

Дистанционные олимпиады

Различные конкурсы

2009  - 2010

Пермский географический чемпионат - количество участников - 18

Окружная олимпиада УРФО- количество участников - 16

Городской конкурс «Знай свой край». Участников -  6 человек. Грамота за 3 место.

2010-2011

Городская VI краеведческая конференция «Знать, любить, беречь!» 3 место Хмелевский Игорь 8»Б» класс.

2011-2012

«

Областной конкурс «Моя малая Родина-природа, культура, этнос»

Грайворонский Сергей (сертификат участника).

Экологический марафон

« Моя Югра – моя планета!» в рамках экологической акции «Спасти и сохранить»;

Краеведческая игра «Знай свой край!»  участники 8 «В» класс

Участие учителя в методических конкурсах.

Год

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2009  - 2010

-

-

2010-2011

«Лучший урок с использованием современных инновационных технологий»

2011-2012

«Лучший урок с использованием современных образовательных технологий.»

Участие в предпрофильной и профильной подготовке.

Год

Курсы по выбору

Элективные курсы.

2009  - 2010

«Географическое положение России»

-

2010-2011

2011-2012

«Знай свой край» авторская разработка

2012-2013

«Знай свой край» авторская разработка

«Политическая карта мира»

Благодарности разного уровня

Год

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

2009  - 2010

2010-2011

Диплом за участие в экологической акции «Первый полёт Конды», грамота призёра заочного конкурса «Лучший урок с использованием современных инновационных технологий»,

 грамота за организацию методического семинара в рамках методической недели.

Диплом за подготовку призёра краеведческой конференции

Диплом за активное участие во Всероссийском «Молодёжном географическом чемпионате»

2011-2012

Грамота за участие в экологическом марафоне «Моя Югра- Моя планета»,грамота за участие в методическом семинаре «Типология уроков, Анализ урока», грамота призёра заочного конкурса «Лучший урок с использованием современных образовательных технологий.», грамота за подготовку призёров школьной НПК.

Благодарственное письмо Управления Образования,

Благодарность Управления образования за подготовку призёра НПК школьников «Шаг в будущее»,

Благодарственное письмо за подготовку участников областного конкурса «Моя малая Родина: культура, природа, этнос».

Сертификат «Учитель цифрового века»,

2012-2013

Благодарственное письмо за подготовку призёра муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии, почётная грамота Управления образования за достижения высоких результатов в обучении и воспитании учащихся      

Сертификат за участие в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок».

Заключение

Исходя из личного опыта, я вижу ряд важных преимуществ использования информационных технологий на уроках:

1.Экономия учебного времени. Учителю не нужно писать на доске, это время можно посвятить более полному объяснению материала.

2.Можно показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимации, карт, легким нажатием клавиши сменяя их на экране. На таком уроке и учитель, и дети меньше отвлекаются, происходит погружение в тему, информация без лишних задержек воздействует на зрение и слух, ученики лучше запоминают. Учащиеся больше усваивают на уроке, что позволяет уменьшить количество задаваемого на дом материала и немного разгрузить учеников.

3.Разнообразие подключаемых каналов обучения позволяет всем учащимся активно усваивать материал.

- Учителю не нужно приносить с собой стопку книг, весь материал урока может храниться на маленьком диске. Если найдена новая информация для урока, то не составит труда добавить ее.                                                                                                                                                          -Можно показать интересующие процессы в действии, например, извержение вулкана, при помощи анимационных картинок или видеороликов, сопроводив звуком. Это делает материал более доступным для учеников, так как не все обладают образным мышлением и достаточной фантазией, чтобы представить процесс в воображении.                                                                                                                                     - Сочетание различных форм подачи материала, дает возможность всестороннего изучения темы с различных точек зрения, что приводит к переходу в состояние всестороннего исследования изучаемой проблемы, организации дискуссии, и более тщательному анализу полученной информации.                                                                                                                                                                                                                            

- Облегчается процесс проверки тестовых работ. Программа подсчитает и покажет оценки, количество ошибок и вопросы, где они были допущены.                                                                             - Использование контролирующих программ снижает уровень тревожности учащихся.                                                                                                                                                      - Увеличивается возможность дифференциации обучения, это актуально и при подготовке к олимпиадам, и на обычном уроке. Можно создать множество вариантов, чтобы учесть уровень подготовленности учеников.                                                                                                                 -       Урок на дискете или диске можно дать домой болеющим ученикам и тем, кто находится на надомном обучении или ученикам, плохо усвоившим тему. При этом создается благоприятный психологический климат, ребенок не комплектует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания.

4.Компьютерные уроки, как нетрадиционные, очень интересны детям и повышают интерес к изучаемому предмету.

5.Использование систем мультимедиа повышает усвоение учебного материала до 75%.

5.Что дают информационные технологии школе?

Учащимся. Развитие положительных эмоций, повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.

Учителю. Разнообразие методик. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

     По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках. Здесь важен внутренний стимул, который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс.  

        Подводя итог, следует отметить, что представление о современных технологиях в обучении я не свожу только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Считаю, что максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ, в сложившуюся методическую систему работы учителя, создание особой увлекательной среды учебного познания, когда начинают меняться существующие учебные практики.        

Важно активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив при этом не только характер его работы, но и позицию, и характер деятельности учителя. Теперь роль педагога заключается в организации индивидуального обучения каждого школьника, что неминуемо приведет к изменению характера взаимоотношений между учителем и учеником.

Таким образом, правильное  сочетание различных форм ИКТ будет оказывать положительное влияние на развитие эмоциональной сферы личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность

Формирование познавательной активности учащихся на уроках математики через включение их в нетрадиционные формы урока и вовлечение во внеурочную деятельность...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики с применением информационных технологий

Статья о развитии познавательной деятельности учащихся на уроках математики...

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

О повышении познавательных интересов учащихся на уроках математики посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления

Умелое сочетание различных технологий  может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...


 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Елена Анатольевна! Очень интересный опыт вашей работы будет полезен для моей педагогической деятельности!Большое спасибо!

Веретенникова (Борисова) Светлана Юрьевна

Елена Анатольевна, я преподаю в медицинском колледже, но было очень интересно изучить Вашу публикацию. Ваш опыт использования ИКТ очень интересен.