Главные вкладки

    Статья по истории по теме:
    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления

    Чернышева Наталья Владимировна

    Умелое сочетание различных технологий  может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельности  и расширению самостоятельной работы обучаемых  по изучению истории, как на уроке, так и во внеурочное время.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПУТЕМ СОЧЕТАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

    Чернышева Н.В.

     Г.Усть-Илимск,

     МАОУ СОШ №9  

     Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться  в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение учащимися информационно-коммуникационными  и другими технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Совершенно очевидно, что развивать необходимые учащимся в будущем умения и навыки, используя только традиционные методы обучения, невозможно. В современной школе применяются различные технологии обучения, которые можно использовать и при изучении истории. В своей работе я широко использую сочетание информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления.

      Информационные технологии позволяют построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения, коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление, умение рационально организовать познавательную деятельность в ходе учебно - воспитательного процесса, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.

    Технология развития критического мышления  позволяет овладеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,  развивает умение аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Технология развития критического мышления  предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмыслению, его любознательность поощряется. Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. По мнению авторов, данная технология может развивать следующие качества ученика: 1. готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании); 2. гибкость (восприятие идей других); 3. настойчивость (достижение цели); 4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5.осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний). Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

     Приемы технологии критического мышления:

     - Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

     - Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии.

     - Фишбоун  (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

     - Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.

     - Тонкий и толстый вопросы: составление вопросов различной степени сложности в процессе изучения нового материала.

     - Плюс-минус-вопрос: учащиеся фиксируют информацию в графах таблицы и отражают положительные и отрицательные стороны какого – либо события, выделяют информацию, которая требует объяснения.

      На уроках истории возможны следующие варианты работы с информационно-компьютерными технологиями в сочетании с технологией развития критического мышления:

     - Урок-лекция по изучению нового материала: в течение всего урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала, включая в работу текст, аудио - и – видеоматериалы. Выслушав определенный материал, учащиеся могут составить кластер, выделяя смысловые единицы текста. Кроме этого возможен такой прием как заполнение бортового журнала, когда учащиеся выделяют известную информацию и выдвигают свои предположения.

     - Комбинированный урок сочетает в себе объяснение учителя и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации. Такой урок, прежде всего, направлен на развитие исследовательских и организационных навыков учащихся. При такой форме урока возможны такие приемы критического мышления как кластер,  плюс-минус-вопрос, фишбоун.

     - Защита рефератов и проектных работ может успешно пройти с использованием ИКТ и технологии развития критического мышления. Современные учащиеся с интересом создают собственные презентации, когда формируется умение работать с источниками информации, формулировать цели и задачи работы, делать выводы, вести дискуссию. При таком варианте урока можно использовать такие приемы критического мышления как  тонкий и толстый вопрос, синквейн.

     - Повторение и контроль знаний - очень важный этап работы на уроке.  При повторении изученного материала можно использовать как презентации в рамках  информационно-коммуникационных технологий, так и приемы критического мышления - эссе, рецензия. Заранее созданные тонкие и толстые вопросы могут быть выведены на экран или вставлены в презентацию.

      Для того, чтобы проанализировать, имеет ли положительное влияние на учащихся  использование различных технологий, было проведено изучение эмоционального состояния учащихся  на уроке. По результатам данного исследования можно сделать вывод, что  применение информационно - коммуникационных технологий в сочетании с технологией развития критического мышления способствует формированию высокого уровня эмоционального благополучия на уроке. Высокий уровень свидетельствует о состоянии, которое характеризуется активной позицией, высоким уровнем работоспособности, готовностью проявлять волевые усилия, душевным комфортом.

     Таким образом, умелое сочетание различных технологий  может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельности  и расширению самостоятельной работы обучаемых  по изучению истории, как на уроке, так и во внеурочное время.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории

    Современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ему в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посре...

    Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

    В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

    Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

    Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

    Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"

    В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...

    Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....