Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории
статья по теме

Современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ему в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посредством проблемно-развивающего обучения - поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий, что характерно для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Технология развития критического мышления – один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории

средствами проблемно-развивающего обучения и информационных технологий

Вильданова Ольга Анатольевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республиканский лицей-интернат Дуванского района

Современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ему в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посредством проблемно-развивающего обучения - поднять уровень мыслительной деятельности  ученика и обучать его в системе умственных действий, что характерно для решения нестереотипных задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Технология развития критического мышления – один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

Сегодня задачей школы является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Проблемно-развивающим обучением можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по  формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе  изучения ими основ  наук.

Повышение познавательного интереса учащихся к уроку, формирование информационно-коммуникационных компетенции учащихся, возможно при условии применения методов и приемов проблемно-развивающего обучения: дидактическая многомерная технология, выделяющая принципы в виде дидактических многомерных инструментов, среди образно-понятийных моделей важный класс составляют логико-смысловые модели, построение которых позволяет анализировать различные стороны объекта; метод проектов, критическое мышление через чтение и письмо использование коммуникационных, информационных технологий, интерактивного обучения, электронных учебных изданий и т. д.

Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем, а традиционное обучение в школе отражает знаниецентристский подход, что предусматривает запоминание и воспроизведение материала, формирование умений применения усвоенного знания в аналогичных ситуациях. Технология развития критического мышления является интерактивной, поэтому ее применение обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учитель-ученик, ученик-учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-класс. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимых сведений. Когда мы вместе с детьми обсуждаем разные точки зрения, они учатся применять этот прием в других жизненных ситуациях. Интересна эта методика тем, что она даёт возможность формировать у учащихся те умения и навыки, которые должны помочь их самореализации в жизни и обеспечить им конкурентно-способность. Эта методика вбирает в себя многие важные и нужные моменты в образовательном процессе: личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании, интеллектуальное развитие школьников, развитие творческих умений и навыков. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно.

Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов. В своей педагогической практике на уроках истории чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень, для его достижения на сегодняшний день применяются методические аспекты информационных технологий на уроках гуманитарного профиля. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. Систематическое использование персонального компьютера на уроке привело к целому ряду важных последствий, это резкое возрастание уровня использования наглядности на уроках, повышение производительности труда учителя и учащихся на уроке, установление межпредметных связей с основами информатики и вычислительной техники, возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории. Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся.

Внедрение современных инновационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем  фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя.

Литература:

  1. Власова// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - №3.
  2. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Т. А.
  3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. М., 1996.
  4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. М., 1995
  5. Новожилова Н.В. Использование Интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"

В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления

Умелое сочетание различных технологий  может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознании

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, ...

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...