Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
методическая разработка на тему

Обух Людмила Владимировна

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.

                                                                                        Сухомлинский В. А.  

 На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это поток необработанной информации, который идет на учеников и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке.

   Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи.   Нам надо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности.

    Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и конечно же реализовывать свои возможности. ,

     Активизация познавательной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Каждому педагогу необходимо учитывать тот факт, что учащиеся разных возрастных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке. Старшеклассники обычно проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. Соответственно можно говорить об уровнях познавательной активности.                Познавательная пассивность — характеризуется отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание учителя. Здесь учитель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать ученика во время ответа; стараться установить добрые отношения.                Активный уровень — характеризуется наличием активности, но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учителю необходимо уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока.                Исполнительно-активный уровень — характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. В данном случае учитель должен уметь не допускать скуки на уроке и поддерживать высокий уровень познавательной активности. Использовать активные методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д.                Творческий уровень — характеризуется готовностью школьников самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу. У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя,  показателем его профессионального мастерства. Критерии степени профессиональной подготовки учителя:                Умение создать учебно-познавательную атмосферу.                Используемые методы обучения.                Деятельность и активность учащихся на уроке.                Контроль и коррекция деятельности учащихся.                Речь учителя и её значение на уроке.                Взаимоотношения учителя и учащихся.                Воспитывающая сторона урока.                Результативность урока. Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого учителя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех, условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе,

 На протяжении многих лет методисты пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И с каждым годом возникает все больше и больше вопросов по этому поводу. Именно методика обучения истории и обществознания дает нам ответы на сложные вопросы практики.

 От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.

 Способы активизации познавательной деятельности учащихся.

                Применение нетрадиционных форм урока. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки — деловые игры; уроки — пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки — творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки — ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.             

   Использование игровых форм, методов и приёмов обучения. Игровые формы: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.  Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.               

 Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект — субъектному).Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.               

 Широкое применение проблемно — задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Состоит он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса,

                Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные.

      Применение новых информационных технологий Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения .

                Систематическое использование различных средств контроля.Совершенствование проверки знаний, умений, навыков учащихся непременное условие повышения эффективности урока. Это и зачеты, и диктанты, и мини-экзамены, и тесты, и перфокарты, и лабиринты, и дидактические карточки; терминологические кроссворды и т.д. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся — общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде — учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса географии.               

 Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат — всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями.  

                Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов. 1) «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом). 2) «Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий). 3  «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов). 4)                 «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа). 5)                 «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так ...»). 6)                 Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было . . .», «Я однажды наблюдал в жизни своей ...»). 7)                 Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.         

   Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся. Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательным и потребностями — желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:                 Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.              Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.            Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности           Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки. Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно — ориентированного развивающего подхода.

 Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.  Результативность С использованием активных методов обучения информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, полученные знания применяются на практике.

    Современный урок — это такой урок, когда обучающийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося . Эффективное обучение — это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Несомненно, важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности. Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, логичность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих знаний они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно.

 Представлены различные виды алгоритмов. Это алгоритм усвоения определенного текста и алгоритм организации самоконтроля и алгоритм анализа альтернативных ситуаций. В условиях классно-урочной системы объектом проверки и оценивания становятся не только знания, но умения и навыки обучающихся. Однако критерии для оценки уровня овладения предметными, общеучебными умениями прописаны только в общем виде в обязательном минимуме, стандартах. Поэтому так важен поиск усовершенствованной системы оценивания и отслеживания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности обучающихся. В этом могут оказать определенную помощь учебные алгоритмы, которые помимо основной своей функции как логической схемы определяют и способ деятельности учащихся. Именно это сочетание позволяет определить уровень владения:

-       содержанием программного материала; -       предметными и общеучебными интеллектуальными умениями в рамках ФГОС . Считаем, что важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности. Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов. Они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. Развитие общеучебных интеллектуальных умений осуществляется на учебном и дополнительном материале.

 Алгоритм — это: -       правила, инструкции, памятки, определяющие четкую последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи; -       система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи. Алгоритм усвоения определенного текста — это своеобразная схема формирования необходимых умений. На наш взгляд, применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение предметных знаний, но и организует процесс усвоения, способствуя переносу усвоенной схемы с одной учебной ситуации на другую. Известно, что алгоритмы разнообразны как по содержанию, так и по функциям. Учебные алгоритмы Практика показывает, что многократное обращение к алгоритмам способствует тому, что у школьников вырабатывается устойчивый навык изучения текста на основе усвоенной схемы. Приведем примеры некоторых алгоритмов, которые можно использовать на уроках предметов гуманитарного цикла

 Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

 1.      Причина и характер войны:

 -       основные противоречия, приведшие к войне;

 -       подготовка к войне;

 -       планы сторон.

 2.      Ход войны (основные этапы):

-       повод к войне и ее начало;

-       основные этапы и главные сражения;

 -       окончание войны, условия мира, итоги.

 3.      Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны. Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

 1.      Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

 2.      Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

 3.      Интересы какого класса выражает исторический деятель?

 4.      Значение его личных качеств.

 5.      Оценка результатов деятельности исторической личности.

Алгоритм организации самоконтроля:

 -       составьте план ответа в виде контрольных вопросов к тексту или плана прочитанного текста;

 -       проверьте выполнение задания с помощью известных вам алгоритмов;

 -       найдите ответы в тексте — проверьте себя;

 -       проведите взаимопроверку с соседом по парте;

 -       прорецензируйте свой ответ

 Алгоритм анализа альтернативных ситуаций:

 -       уясните сущность проблемы, каждого из предлагаемых путей ее решения;

 -       для решения проблем тщательно отберите и проанализируйте факты;

 -       определите критериальную основу для рассмотрения предложенных проблем;

 -       выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей их решения;

 -       проанализируйте и оцените их в соответствии с избранными критериями;

 -       аргументированно изложите свою позицию и отношение к рассматриваемым проблемам и путям их решения;

 -       предложите решение проблемы. Объясните достоинства и недостатки избранного пути; обоснуйте достоинства и недостатки отвергнутого пути решения; -       оцените сделанный выбор; -       записывайте в тетрадь факты, составляющие проблемную ситуацию. Обозначайте проблемы вопросительными знаками, фиксируйте предлагаемые пути их решения.

Алгоритм анализа альтернативных ситуаций 

В случае, когда способ выполнения задания учащимся не известен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче. Для обучения решению проблемных задач необходимо дать памятку-алгоритм .

 Алгоритм ведения дискуссии на этапе рефлексии

 При организации дискуссии на уроке обучающимся можно предложить правила ведения дискуссии, которые помогают решать как воспитательные задачи, так и служат вербальным материалом для учащихся на этапе рефлексии. Правила ведения дискуссии — Я критикую идеи, а не людей. — Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению. — Я выслушиваю мнение каждого, даже если я с ним не согласен. — Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему. — Я изменю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание. На старшей ступени обучения, если учитель проводит модельное занятие по какой-либо технологии или использует новые, необычные приёмы/методы работы на уроке, то в конце урока можно провести тренинг.

Алгоритм наблюдения 

1)      Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? -       делало её более эффективной? -       тормозило ли выполнение задания? -       не позволило точно выполнить задачу, но способствовало налаживанию контактов? -       позволило выполнить задачу и испортило отношения в группе?

2)      На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? -       обмен информацией; -       взаимодействие; -       взаимопонимание; -       были равномерно задействованы все уровни.

 3)      Какого уровня коммуникативные трудности испытывали ученики, группы при выполнении задачи? -       недостаток информации; -       недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.); -       трудности в общении.

 4)      Какой стиль общения преобладал в работе? -       ориентированный на человека; -       ориентированный на выполнение задачи.

 5)      Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задачи? -       в группе сохранилось единство и партнёрские отношения; -       единство группы в ходе работы было нарушено.

6)      Кто или что сыграл(о) решающую роль в том, что произошло в группе? — лидер, выдвинувшийся в ходе работы; -       нежелание наладить контакт большинства участников группы; -       непонимание задачи, поставленной для совместной работы; -       сама задача оказалась неинтересной (трудной). Спасибо за наблюдения! Пожалуйста, изложите их по окончании обсуждения работы групп. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе (КУДГ) предполагает включение учащихся в действие взаимоконтроля, взаимооценки. В данном случае возможно использование оценочной карты. Цель её — научить адекватно оценивать себя и своих товарищей.

Применение алгоритмов способствует:

-       развитию основных процессов мыслительной деятельности у школьников (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);

 -       усвоению переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую, способствующего эффективности обучения;

 -       совершенствованию видов творческих письменных работ (составление плана, конспекта, рецензии и т. д.) и общеучебных интеллектуальных умений (наблюдение, чтение, классификация, самоконтроль, сравнение, конкретизация);

 -       овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности

Но не следует забывать, что алгоритмы лишают учащихся возможности творческого подхода к решению поставленной задачи, что отчасти противоречит деятельностному подходу к обучению. Алгоритмы или «памятки» удобно использовать при решении задачи сравнения тех или иных явлений. Использование алгоритмов на начальном этапе обучения предметов гуманитарного цикла обеспечивает успешность усвоения программы школьниками. Таким образом, формирование навыков самостоятельной работы обучающихся — одна из важнейших задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности обучающихся на уроках, учитывая индивидуальные качества обучающихся, можно достичь определенных результатов в обучении. Алгоритм учебных действий обучающихся на уроках способствует привитию интереса к изучаемому предмету, умственному развитию ребенка, предполагает более глубокое усвоение знаний, формирует историческое сознание, учит постигать многомерность исторических реалий.

Автор статьи Обух Людмила Владимировна

Учитель обществознания первой квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...

Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)

Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....

Самостоятельная работа как средство активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы с  учебным материалом являе...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...