"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)
статья на тему

Грауберг Олеся Владимировна

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающим для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

         

        «Использование  авторских

электронных ресурсов

на уроках истории и обществознания»

Грауберг Олеся Владимировна –

учитель истории и обществознания

п.Первомайский

2014 г.

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающим для учащихся.

  Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В отличие от традиционных методов, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает активным помощником, и его главная задача – организация и стимулирование учебного процесса.

ЦОРы – динамичный и универсальный продукт, который создает следующий спектр широких возможностей для учителя и учащихся

Использование ЦОР позволяет :

1.      улучшить эффективность и качество образования;

2.      ориентироваться на современные цели обучения;

3.      повысить мотивацию учащихся к обучению;

4.      использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;

5.      учитывать страноведческий аспект;

6.      сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

7.      реализовать индивидуальный подход;

8.      усилить самостоятельность школьников;

9.      изменить характер взаимодействия учителя и ученика;

10.  объективно оценивать знания учащихся;

11.  повысить качество наглядности;

12.  облегчить труд учителя.

Использование ЦОР в педагогической деятельности даёт возможность учителю:

   излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;

   находить основные и дополнительные материалы для уроков;

   экономить время для речевой практики;

   организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование;

   заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надёжность усвоения знаний.

Электронные учебные пособия помогают ученикам:

   развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

   осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;

   самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;

   основательно подготовиться к ЕГЭ.

На своих уроках я использую следующие Цифровые образовательные  авторские

( приобретенные )ресурсы:

Цифровые образовательные ресурсы

Краткое содержание ресурса

Использование в практической деятельности

Обществознание: Практикум: электронное учебное  издание (ООО «Марис»; ЗАО  «Новый диск»)

Электронное учебное издание (ЭУИ) «Обществознание» – это мультимедийная образовательная программа по одноименному школьному курсу 8–11 классов общеобразовательной средней школы. Оно разработано на основе учебно-методического комплекса (учебники «Введение в обществознание», «Человек и общество», Дидактические материалы по курсу «Обществознание», методические пособия для учителей и др.), созданного сотрудниками Академии образования РФ во главе с академиком РАО Л.Н. Боголюбовым и прошедшего апробацию в школах РФ в течение ряда лет. Этот же авторский коллектив является разработчиком блока вопросов по обществознанию для единого государственного экзамена (ЕГЭ).

   Изучение новых тем и закрепления на уроках обществознания в 8-10 классе.

  Ресурс позволяет сократить время на изучение нового материала.

Основы правовых знаний. 8-9 класс: Электронное учебное  издание («Кирилл и Мефодий»)

Диск содержит 12 учебных тем, 55 уроков. Более 150 иллюстраций, 40 видеофрагментов, 10 интерактивных тренажеров, 40 медиалекций, около 400 озвученных терминов и их определений, более 1400 практических заданий и тестов. Экзамен по курсу. Олимпиада по праву. Справочник с выдержками текста из законов РФ, СССР и РСФСР. Каталог Интернет-ресурсов правовой тематики.

Использую для изучения раздела «Право» в курсе обществознания , подготовке к олимпиадам, работе с одаренными учениками, подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ.

Экономика и право 9 - 11 классы Мультимедийное учебное издание (ЗАО «1С»; ООО «Физикон»; ООО «Дрофа»; ООО Издательство «Вита-Пресс»)

Элективный мультимедиа-курс, построенный на видеосюжетах и анимированных слайд-шоу с комментариями от лица юриста и экономиста. Издание включает также теоретический материал по школьному курсу экономики, комплект обучающих и контролирующих заданий, наглядный иллюстративно-справочный материал, интерактивные модели и игры, а также учебную версию базы данных по законодательству «Консалтинг. Стандарт».

Использую для изучения раздела «Экономическая сфера » в курсе обществознания, подготовке к олимпиадам, работе с одаренными учениками, подготовке к сдаче ГИА, ЕГЭ.

Государственная символика России: История и современность: Мультимедийное наглядное пособие (Copyright)

Мультимедийное наглядное пособие включеат 4 темы: История российской государственной символики; История российских наград; Современная российская символика; Современные российские награды. Пособие ориентировано на лекционно-семинарскую форму проведения занятий и включает в себя некоторые справочные материалы по обсуждаемой теме (федеральные конституционные законы "О Государственном гербе Российской Федерации", "О Государственном флаге Российской Федерации", "О Государственном гимне Российской Федерации", статуты и положения о государственных наградах).

Изучение символики России, внеклассных мероприятиях по предмету.

Россия на рубеже третьего тысячелетия. - Серия "Образовательная коллекция" (ЗАО "1С")

Диск представляет сегодняшний день России и ее историю, достижения и великих людей, памятники искусства и культуры, флору и фауну, религиозные конфессии на территории России и много другой интересной информации.

С помощью средств мультимедиа можно увидеть кинохронику важнейших и интереснейших событий, таких как полет Ю.А. Гагарина, выход в открытый космос, прослушать все гимны России, начиная с Петровских времен, фрагменты музыкальных произведений русских композиторов, посмотреть раритетные документы и фотографии и многое другое. Диск содержит следующие разделы:

Россия 2000: государство; территория; население; Россия верующая; флора и фауна; экономика.

История России: Россия от Рюриков до В.В. Путина (862 — 2000 гг.)

Наука, культура, искусство: научно-технические достижения; слава и гордость России; застывшая музыка истории; любопытные факты.

При изучении  следующих тем :

-«Государство»;

-«Наука»;

-«Культура».

Человек и общество. Обществознание. 10-11 класс: Часть1--2. 11 класс: Комплект цифровых образовательных ресурсов (3 и 4 четверти) к учебнику "Человек и общество. Обществознание. 11 класс" Л.Н. Боголюбова (ОАО  «Издательство «Просвещение»)

Представленный на дисках набор цифровых образовательных ресурсов содержит ресурсы к следующим темам: «Духовный мир человека и деятельность», «Материально-производственная деятельность человека», «Социально-политическая деятельность и развитие общества», «Социальное развитие», «Политическая жизнь современного общества», «Духовные ценности современного общества»

Для изучения и закрепления  следующих тем:

-«Духовный мир человека и деятельность», -«Материально-производственная деятельность человека»,

-«Социально-политическая деятельность и развитие общества»,

-«Социальное развитие»,

-«Политическая жизнь современного общества»,

- «Духовные ценности современного общества»

Особо актуален вопрос использования ЦОР на уроках  обществознания, т.к. обществоведческие науки, включая описание прошлого и настоящего, оперируют точными понятиями, датами, цифрами. Использование электронных работ позволяет  мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. При этом использование компьютера позволяет при подготовке  к уроку создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности отдельных учащихся, охватывать наибольший объем используемого на уроке дидактического наглядного материала.

       Опыт работы по применению цифровых образовательных ресурсов обобщаю через  семенары – практикумы для учителей школы, участие в фестивалях открытых уроков, проведение мастер-классов, методических семинаров.

Систематически  обобщаю  и распространяю  опыт  собственной работы.

Систематическое применение цифровых образовательных ресурсов, помогло мне  о добиться 100% успеваемости по предмету, а также положительной динамики « качества знаний» итоговых учебных достижений.      

         Ресурсная база, моего кабинета  сформированная по следующим показателям: учебный кабинет оборудован компьютером, мультимедийным  проектором  и аудио техникой.

     Анализируя опыт работы с ЦОРами могут сказать следующее:

   1.ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер  педагогической деятельности.

2.Введение ЦОР в учебный процесс помогает мне  решать не решавшиеся ранее проблемы, например:

 *-совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

-ЦОР могут помочь там, где  не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;

-повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

-средство индивидуализации работы ( создание банка данных авторских презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям)

 -ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.