Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)
статья по истории

Варусон Татьяна Андреевна

Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Варусон Татьяна Андреевна

Учитель истории ГБОУ гимназии №441 Фрунзенского района

 г.Санкт-Петербурга

«ФОРМИРОВАНИЕ УУД  НА УРОКАХ  ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ».  (Из опыта работы)

       Свою педагогическую деятельность в качестве учителя я начала в 1985 году, сразу после окончания исторического факультета Ленинградского Государственного университета им. А.А.Жданова. Еще существовала такая система обеспечения рабочими местами педагогов как обязательное распределение по школам. Еще не было компьютерных технологий, интерактивных досок, многое приходилось делать своими руками, вплоть до раздаточного, наглядного материала и т.п. Но уже тогда мы находились в постоянном поиске новых технологий урока, новых форм и методов подачи материала, повторения, самостоятельной работы учащихся. Например, в 90-е годы в Санкт-Петербурге широкое распространение получила технология Французских мастерских, возникшая в 20-е гг. XX в. При нашей Академии постдипломного педагогического образования под руководством Орловой Ольги Васильевны с целью разработки и внедрения в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка с использованием опыта Французских мастерских была создана творческая группа, в которой я активно участвовала.

        Не могу сказать, что с приходом в нашу жизнь компьютеров, интернета работать стало легче. Напротив! На детей обрушился информационный шквал, в котором им очень сложно сориентироваться, определиться. И в этой ситуации школа стала играть еще большую роль, чем 25 лет назад. Помочь, поддержать, разъяснить. Новые требования, предъявляемые сегодня к общеобразовательной школе, которые определены в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина к Федеральному собранию (2006), Концепции модернизации российского образования и других документах ориентируют ее, прежде всего на формирование конкурентоспособной личности, свободно адаптирующейся в быстро меняющихся социально-экономических, политических, культурных условиях. Именно школа осуществляет передачу от поколения к поколению накопленных человечеством и необходимых для жизнедеятельности общества знаний, формирование ценностных ориентаций – воспитание нового человека. Актуальность данной проблемы состоит в том, что особая роль отводится такому предмету, как История. Именно с изучения Истории учащиеся вступают на путь познания прошлого человечества, его настоящего, культуры, традиций, морали, начинают формироваться универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, так необходимые подросткам для успешной и счастливой жизни в этом сложном мире. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте» (Ч. Темпл).

       Курс Истории содержит богатый и красочный материал для решения важных воспитательных задач. Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, строили величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.

       Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов, о бесправии и нелегком труде крестьян и рабочих способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным и обездоленным.

       Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления следовать примерам героев, способствует воспитанию патриотизма.  «Детям нужны не  поучения, а примеры»  (Жозеф Жубер).    

        Выдающиеся памятники литературы и искусства дают большие возможности для эстетического воспитания учащихся.

       Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний, но единый процесс. При этом чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети.

       «Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности» (Адольф Вильгельм Дистервег).

       «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (Анри Барбюс).

Мастерская! Вот та технология, с помощью которой можно добиться от ребят больших результатов и успехов. Как маленькие дети познают окружающий мир собственным опытом: все попробовать «на зуб», все потрогать, так и технология «мастерской» дает возможность полного погружения ребят в изучаемую среду, атмосферу того далекого и не очень времени, пропустить через себя и благодаря собственным переживаниям, эмоциям, мыслям, деятельности сделать правильные выводы, усвоить и запомнить материал. Ребята становятся участниками реконструкций событий, исследователями, аналитиками, философами и даже предсказателями последующих процессов. Главными становятся не только события, «сухая» хронология, терминология, а судьбы, характеры людей, целых народов и поколений, конкретные поступки конкретных исторических деятелей. Важным становится не только что сделал, как поступил, а почему именно так,  мог ли иначе и что из этого последовало бы. Важны не только знания, важнее процесс их получения.

     Традиционное для трех - пятилетнего ребенка «Я сам», его страстное желание и упорство, доходящее до упрямства, всего добиться самому, потом куда-то испаряется и на урок он идет с установкой, что все расскажет и объяснит  учитель. Вернуть исходную мотивацию «узнать новое», вызвать интерес у детей можно ровно теми же способами, которыми вызывают интерес у взрослых. Удивив, заинтриговав, поразив воображение, поставив в тупик (иначе, почему бы все так любили детективы?)

       Начало  урока: запишите в тетрадь отрицательные личные качества в себе и своих одноклассниках, от которых желательно избавиться путем самовоспитания. Пишут много, зачитываем, обсуждаем все вместе. Как ни странно, на первом месте оказывается Зависть, Ложь, Тщеславие, Воровство. Мы постепенно подходим к тому, что много веков назад люди уже записали это в главной книге человечества – «Библии». Мысли ребят, записанные в их рабочие тетради, становятся частью наследия человечества и они убеждены, что это не пустые слова. А главное – они пришли к этому сами, они – соавторы, философы. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Блез Паскаль).

       Звонок. Начинаем урок с распределения ролей (для удобства по колонкам): 1-я – духовенство, 2-я – дворянство, 3-я – все остальные. Слова учителя: «Франция ближе к концу XVIII века. На что мы разделились, по какому принципу?». Ученики: «На сословия». Кто-то вспомнит про Генеральные штаты.  «Как на заседании», – скажет ученик. Учитель: «Кого не хватает?» Короля! Им буду я. Восьмиклассники охотно соглашаются и включаются в процесс погружения в эпоху с позиций своей роли. Начинается целая детективная история о том, как Людовику XVI предотвратить революцию, кто и почему его поддерживает, а кто выступает против него, как ему избежать смертной казни. Ребята спорят, отстаивают свое мнение, делают логические умозаключения. Учитель такой же участник процесса  (как в истории – «первый среди равных», король), имеющий такое же право на участие в споре, диалоге. А если к концу урока  вопрос не будет разрешен окончательно? Прекрасно! Ребята не смогут уснуть спокойно, если не найдут ответ на такой важный для  себя вопрос – что будет с нами? (имеется в виду роль, полученная ими на уроке), и как следствие во что бы то ни стало попытаются добыть необходимую им информацию еще до следующего урока.

       Я несколько раз проводила мастерскую по теме русской истории «Восстание декабристов» в 9-ом классе (это было еще в 90-е годы, когда программа по истории несколько отличалась от современной). Тема непреходящая, злободневная на сегодняшний день как никогда. Три группы получают документы, относящиеся к тем или иным слоям (сословиям)  русского общества первой четверти XIX века. Каждая из групп, изучая их, вырабатывает свою Программу дальнейшего развития русского общества и публично защищает ее. Начинается дискуссия, в ходе которой растет накал страстей, что в исторической литературе определено как «борьба классов», и все приходят к единодушному мнению – в обществе назрел кризис, выступлений против царя и его политики не избежать. Вопрос, который не будет решен на уроке, ребята получат в качестве домашнего задания: выступление декабристов на Сенатской площади – это великое восстание, мятеж или просто заговор? (смею заметить, что среди историков, политиков нет единого мнения в оценках этого события и споры ведутся до сих пор).

       Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя, от его умения распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать свою уверенность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять эту уверенность им, проявлять ко всем без исключения уважительное отношение. И самое сложное – в этом процессе учитель – участник, не командир, но наставник, не учит буквально, а опосредованно. Ребята самостоятельно изучают исторические источники, сами добывают нужную им информацию, сами делают выводы. Сами! Попробуйте заставить учителя совсем замолчать на уроке, и вы увидите, что получится (или не получится…).

       На своих уроках я постоянно обращаюсь к межпредметным связям, что не только повышает эффективность освоения знаний, но и оказывает большое воспитательное воздействие. Когда мы говорим о декабристах и современном отношении к ним в обществе и в исторической литературе, не лишним будет обратиться к русской литературе первой половины XIX века и той оценке этим событиям, которую дал им сам современник – Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях. Если бы в тот день 14 декабря 1825 года он оказался бы в Петербурге, вышел бы он на Сенатскую площадь вместе с остальными и как бы изменилась его судьба в связи с этим в дальнейшем?

       В 5 классе урок «Древнегреческий театр» превращается в творческую мастерскую с использованием навыков, полученных на уроках изобразительного искусства и технологии: ребята своими руками изготавливают маски для греческой комедии и трагедии.

       В этой же параллели постоянно провожу уроки-путешествия (география). В 5 классе курс истории как науки вводится впервые, материал очень насыщен фактами, мы постоянно переносимся из одной страны в другую. Ребята с удовольствием включаются в подготовку предстоящего путешествия, начиная с обсуждения содержимого чемодана, который они берут с собой (необходимость той или иной одежды связана с природными условиями, климатом этой страны), где побываем, что посмотрим (достопримечательности), какие сувениры (изделия ремесленников)  привезем домой из этой страны…

       В 6 классе ребята с удовольствием выполняют различные творческие задания, в частности: придумать родовой герб своей семьи. Сколько дополнительной информации надо добыть самостоятельно, чтобы передать форму герба, цвета и символы в нем! Ведь все имеет большое значение (изобразительное искусство, геральдика). Используя умения, полученные на уроках русского языка и литературы, пишут воспоминания средневекового ремесленника или крестьянина (от первого лица) в виде странички дневника, письма, учатся писать эссе о рыцарской морали применительно к сегодняшнему дню. Применяя историческую терминологию, ведут большую словарную работу, расширяя тем самым и свой словарный запас.

       В старших классах начинаем создавать презентации по различным темам и направлениям. Применяются знания, умения и навыки, полученные на уроках информатики, часто обращаются за помощью непосредственно к учителю. Просмотры, обсуждения, оценивание чужих презентаций по различным критериям побуждает ребят делать свои презентации более интересными, наглядными, технически правильными, где они могли бы получить дополнительную информацию, закрепить уже полученные знания.

       Конечно у каждого учителя в арсенале большое количество методов и приемов по привитию интереса к учебе. Мультимедийные средства, в частности презентации, сегодня широко используются учителями в своей ежедневной педагогической практике. Безусловно, это удобный и эффективный способ предоставления информации. Но я твердо убеждена в том, что все хорошо в меру. Если нам говорят о каком-либо полезном с точки зрения витаминов фрукте, это не означает, что мы должны есть его ежедневно килограммами в ущерб другим не менее полезным продуктам. - Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает доза.

Компьютера детям хватает и дома. Везде и всюду они ходят с планшетами, ноутбуками, общаются больше по телефонам. А вот живого общения им не хватает. Общения, несущего радость, взаимопонимание, возможность высказаться и быть услышанным! Любовь, доброта, тепло и искренность учителя – вот что нужно современному ученику.

       И в заключение несколько слов о самой этой работе. Написать обобщение педагогического опыта – казалось бы, что проще за 25 лет работы в школе. Опыт это не цель, а долгий путь к достижению этой цели. Он самый тяжелый, самый длинный и, как сказал Конфуций, из трех путей, ведущих к знанию, опыт – самый горький.

       Учиться вместе с детьми. Личным примером ежедневно доказывать, что труд может и должен приносить радость. Никогда не останавливаться на достигнутом, все время двигаться вперед.

       «Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время как мы должны учить их выращивать их собственные растения» (Джон Чамплин Гарднер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностно-смысловое развитие личности в процессе обучения истории и обществознанию. Обобщение опыта работы.

Из опыта работы учителя истории и обществознания, высшей категории   Акатьевой В.И....

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения...

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...