Здоровьесберегающие технологии в практике учителя истории и обществознания. Из опыта работы
статья по теме

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения внимания и памяти, может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке: слушать учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать документ, поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.

Поставленная перед учащимися проблема делает работу на уроке интересной, творческой, способствует возникновению положительных эмоций.

Модульная технология помогает рациональной организации учебной деятельности, каждый ученик выполняет тот уровень заданий, который сам себе выбирает, что так же снижает психологическое напряжение.

Психологический климат на уроке важен, поэтому необходимо стараться добиться эмоционального контакта с учащимися, взаимного уважения.

При переходе от одного смыслового этапа урока к другому, проводить динамические паузы, в начале первого урока - 5 минут - физзарядки.

История изобилует примерами как здорового образа жизни, так и нездорового. Изучая этот предмет, необходимо формировать культуру здоровья, акцентируя внимание на этой проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_tehnologii.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

        

ДОКЛАД

Подготовила учитель истории и

обществознания высшей категории

                                                                                    Ергалиева А.Б.

Здоровьесберегающие технологии в практике  учителя истории и обществознания
Из опыта работы

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…  и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский

  Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
 Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучений и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
  Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».
   Ребёнок должен понять простую истину, чтобы быть успешным необходимо быть здоровым. На протяжении последних десятилетий состояние здоровья детей вызывает серьёзную тревогу специалистов различного профиля. Так же проблема физического и психического здоровья детей всегда волновало родителей и учителей. В настоящие время она усугубилась в связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижением двигательной активности детей и другое.

       За последние годы численность практически здоровых школьников резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. Инновации в образовании, введение ЕГЭ и инновационных форм ГИА ставят перед учителем задачу сопровождения здоровья учащихся.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

У современно педагога есть возможность через урок и внеурочное время снизить влияние школьных факторов риска на здоровье детей. Реализацией этой задачи на уроках и во внеурочное время я занимаюсь в течение последних лет.

На уроках и во внеурочной работе я решаю 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: 

  1. диагности ческие,  коррекционные,  формирующие.

При этом я фиксирую свое внимание не только на учащихся, но и на условиях прове дения занятий.
  В начале урока оцениваю и в дальнейшем удер живаю свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его темпе ратура. Для таких оценок не требуется приборов — вполне хва тит органолептических возможностей учителя. Но пренебре жение этими требованиями приведет к более быстрому утом лению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье. В моём кабинете есть комнатные цветы. Они создают уют и поддерживают качество воздуха.

Не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.
  Первичную экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе на уроках истории провожу по следующим показателям:

  1. возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры;
  2. утомлены, выглядят уставшими;
  3. взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
  4. сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
  5. насторожены, напряжены, враждебны (обычно — установ ка на конкретного учителя).

В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:

  1. быстрее других утомляются, отключаясь от учебного про цесса;
  2. отличаются трудностью концентрации и удержания вни мания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;
  3. более склонны к нарушениям дисциплины;
  4. опережают других учеников в темпах выполнения класс ных заданий;
  5. вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.

   Одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков в 5 классах, слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз. Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветриваю кабинет. Школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.

Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.

Другое направление работы: Передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например:

  1. при изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;
  2. при выяснении причин вымирания американских индейцев (7, 8, 10 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
  3. при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья. 

Пропагандируется здоровый образ жизни и на уроках истории и обществознания. Например:

  1. в 5 классах при рассматривании темы «Древняя Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;
  2. на уроках обществознания в 5,7 классах обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;
  3. на уроках обществознания в 7 классах, изучая психологические и возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям, единственный путь избежать эти последствия - осознанные понимание и контроль своего поведении;
  4. при изучении глобальных проблем человечества подростки понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.

С целью пропаганды здорового образа жизни на уроках обществознания и классных часах я провела такие мероприятия как:

- «Курить - здоровью вредить!», «Мифы об алкоголе»,

- Классные часы «Курить в XXI в не модно, или Что вы знаете о табаке?», «Хочешь быть здоров – будь им!», «Подумай, оглянись вокруг, реши – что важно в жизни важно для души…»

Для родителей проведён лекторий на тему: «Профилактика вредных привычек у подростков»

Планирую оформить "Уголок здоровья" 

За последнее время сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий:

  1. технологии личностно-ориентированного обучения (обеспечение комфортных условий развития личности и реализации природных возможностей).
  2. технологии проектной деятельности
  1. дифференцированного обучения

   Мои уроки построены с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.  К примеру, на уроках можно предложить учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение материала параграфа (например, знание дат, событий, личностей в истории). Второй уровень сложности предполагает какие-либо задание на установление причинно-следственных связей, установить соответствие и т.д., а задания третьего уровня сложности – сравнение, определение общего и различного, аргументация каких-либо исторических событий и т.д.

  1. обучения в сотрудничестве

  Все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно- воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья..

  1. разнообразные игровые технологии.

   В настоящее время существуют методики здравоохранительной системы обучения и воспитания. Автор одной из них (она привлекла моё внимание) руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера профессор В.Ф.Базарный  считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда  можно стоя и сидя работать на уроке.

  Стоя за конторкой и сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая. Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в  возрасте 6 – 7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого рода глаза – рассматривание удаленных предметов. В наших школах дети наибольшую часть учебного  времени  работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приемах, которые позволят расширить зрительно – пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приемов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см.  В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе. Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» - размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте 1см, самые крупные – не более 2-3см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с мышц глаз, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8 – 10 минут. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии.  

 Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

При работе за компьютером для поддержания здоровья советую упражнения:

 1. Рабочее место должно быть правильно оборудовано.

 2. Соблюдайте правильную посадку: спина должна быть прямой, ноги должны иметь упор, расстояние от глаз до монитора не должно быть меньше 50 см.

 3. Работая за компьютером, делайте перерывы каждые 15 – 20 минут и выполняйте простые упражнения:
         
а). Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на несколько секунд. Затем посмотреть вдаль и прямо. Аналогичное упражнение с фиксацией влево.
         
б). Повторить упражнение с фиксацией вверх и вниз.

 
а

 
б

 4. При работе за компьютером очень страдает плечевой пояс. Старайтесь, чтобы локоть лежал на столе во время сеанса работы.

 

 5. Будет хорошо, если после длительной работы за компьютером вы выполните несколько физических упражнений.

 Если мы научимся ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровая  школа - здоровья желает!
Здоровая школа - друзей набирает.
Пусть льется повсюду
Друзей звонкий смех,
Учитель улыбкой
Пусть радует всех.
Здоровье не купишь, его не продать.
Про это давно уже нужно всем знать!

Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения внимания и памяти, может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке: слушать учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать документ, поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.

Поставленная перед учащимися проблема делает работу на уроке интересной, творческой, способствует возникновению положительных эмоций.

Модульная технология помогает рациональной организации учебной деятельности, каждый ученик выполняет тот уровень заданий, который сам себе выбирает, что так же снижает психологическое напряжение.

Психологический климат на уроке важен, поэтому необходимо стараться добиться эмоционального контакта с учащимися, взаимного уважения.

При переходе от одного смыслового этапа урока к другому, проводить динамические паузы, в начале первого урока - 5 минут - физзарядки.

История изобилует примерами как здорового образа жизни, так и нездорового. Изучая этот предмет, необходимо формировать культуру здоровья, акцентируя внимание на этой проблеме.

Литература

1. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.– 2005

3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.–2005.–№3

4. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.–2005.–№6

5. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.–2005.–№2

6. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок. Школьные технологии.–2004.–№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙНА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания

Здоровьесберегающие технологиина уроках истории и обществознания...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...