Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.
материал на тему

Осипова Лидия Владимировна

Создание игровой атмосферы на уроке и внеурочной деятельности развивает интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-didakticheskie_igry.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Выступление на педагогическом

совете.

Учитель-логопед  Осипова JI.B.


Умственное (интеллектуальное) воспитание – одно из важнейших звеньев всей системы школьного образования. Оно включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике.

Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, но не сводится к накоплению определённого их объёма. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактом умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремлённости его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения – это сердцевина умственного воспитания.

Обучение – важнейшее средство умственного воспитания. В процессе обучения осуществляется главная цель – умственное развитие. В.А. Сухомлинский писал: « Мы должны стремиться к воспитанию гибкой, живой мысли, - мысли, отражающей движение самой природы».

Умственное воспитание в процессе обучении осуществляется лишь тогда, когда накопление знаний, расширение объёма знаний, педагог рассматривает не как конечную цель процесса обучения, а как одно из средств развития познавательных и творческих сил и гибкой пытливой мысли.

Важнейшая черта развитого ума – наблюдательность, как писал К.Д. Ушинский « умение видеть умственными глазами нашими предмет в центре всех его отношений».

С наблюдательностью тесно связаны другие черты умственного развития:

  • пытливость, т. е. активное отношение к явлениям окружающего мира, стремление познать и знать;
  • системность, т. е. целенаправленный отбор объектов познания, понятий, умозаключений;
  • ёмкость, т. е. умение хранить в памяти знания и ориентироваться в интеллектуальных богатствах;
  • дисциплинированность, гибкость, самостоятельность, критичность.

В своей работе мы всегда должны учитывать, что дети с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, обнаруживают отставание и своеобразие в мыслительной деятельности. Это выражается в недостаточной сформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обощения, в низком уровне абстрактного мышления. Особенности познавательной деятельности проявляются и в недостаточной сформированности внимания, пониженной работоспособности, отмечаются недостатки памяти (причём всех видов запоминания; произвольного и непроизвольного, кратковременного и долговременного). У них снижена прочность запоминания как наглядно, так и (особенно) словесного материала. Нарушения эмоциональной сферы и поведения проявляются, в эмоциональной неустойчивости, слабости волевых установок, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности.

Эти особенности познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения препятствуют усвоению ими программного материала.

Учитывая это надо стремиться к тому, чтобы многие понятия входили в память учащихся путём непроизвольного запоминания и, чтобы в познавательном процессе больше участвовали положительные эмоции. Тогда знания, прошедшие чувствительный этап, будут глубже и прочнее, а в восприятии материала будут участвовать оба полушария головного мозга, что создаёт условия для равномерной нагрузки на оба полушария и снижает опасность деструктивных процессов в головном мозге.

Наиболее эффективным приёмом, при котором учитываются оба этих условия, является создание игровых ситуаций, при которых решаются учебные и воспитательные задачи.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Создание игровой атмосферы на уроке и внеурочной деятельности развивает интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

При разработке игры необходимо помнить, что все дидактические и развивающие игры должны быть согласованы с содержанием последующей учебной деятельности; дети должны воспринимать знания в игре именно как задания, но при их выполнении все-таки играть. В игру задания превращает метод их проведения - эмоциональность, непринуждённость, занимательность.

Планируя организацию урока-игры или игры как этапа урока, учитель должен соблюдать присутствие следующих действий в достижении учебной деятельности:

  1.  целеполагание (принятие, конструирование) школьником учебной задачи;
  2.  планирование ( выбор и определение последовательных действий, ведущих к решению учебной задачи);
  3.  действия по реализации плана решения учебной задачи;
  4.  контроль процесса и результата решения;
  5.  оценивание (определение на основе меры продвижения в решении учебной задачи).

Очень важно помнить, что в результате обучающей игры ученик должен научиться и приобрести новые знания, умения, способности.

В организации игры очень важна роль педагога. Учитель должен правильно организовать игру, обеспечить её поступательное развитие в соответствии с педагогическим замыслом, учёбой и воспитательной задачей. Педагог может выступать как руководитель, но каждый участник игры не должен испытывать давление извне, он может стать её участником, но ни в коем случае не доминировать. Учитель должен обладать интонацией рассказчика.

Оформление игры должны являться главным образом учебные пособия, которые должны быть чёткими, красочными, наглядными, без лишних деталей.

Познавательная активность учащихся характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других. В развитии этих качеств большую помощь оказывают коллективные игры.

Коллективные игры подразделяются на:

  1. сюжетно-ролевые;
  2. подвижные;
  3. развивающие;
  4. дидактические;
  5. спортивные;
  6. компьютерные;

Все эти типы игр активно используются нашими педагогами при организации классной и внеклассной работы.

В своём выступлении я проведу лишь некоторые примеры обучающих и развивающих игр.

В начальной школе для активизации мыслительной деятельности педагоги часто используют загадки.

По определению фольклориста В.И. Чичерова «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данные обычно в форме вопроса».

Загадка – это не только игра, но средство обучения, развития, воспитания, упражнение в рассуждениях, умении доказывать. Загадки обогащают память, расширяют словарный запас. Если в 1-2 классах дети, в основном, отгадывают загадки, то в последующих классах они пробуют придумать свои, что способствует развитию творчества.

Вот пример загадок, придуманных коллективно в 4-ом классе:

«Зверь опасный,

В шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает»

«Серый, зубастый,

По лесу ходит,

Страх на всех наводит»

Ещё один интересный вид работы - это задачи в стихах. Используется как элемент устного счета при выполнении домашнего задания, активизирует внимание, развивает воображение и память. Эти задачи вносят оживление, повышают интерес к заданиям.

На уроках русского языка при работе по орфографии также используются стихотворные упражнения. Дидактическая ценность этих заданий заключена в развитии орфографической зоркости, выработке самоконтроля у уч-ся, положительного отношению к обучению.

Новые учебники по математике и русскому я зыку предлагают большое количество ребусов, головоломок. Эти задания требуют от учащихся проведения самостоятельных наблюдений, сравнения, описание рассматриваемых явлений, описания выполнения действий, то есть максимальной активации познавательной деятельности.

Увлекательно, а главное с большим обучающим эффектом проходят уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-аукционы, деловые игры в старших классах. На этих уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

Большой обучающий эффект даёт игра на уроках ИЗО и трудового обучения. Игра как - бы предшествует творчеству и способствует ему. Изобразительное творчество, как продуктивный вид деятельности, создаёт все условия для совершенствования зрительного восприятия. Уроки труда позволяют формировать переход от наглядно – практических действий к мыслительным операциям, т.е. идти по пути постепенного свёртывания, сокращения действий с реальными предметами через этап внешнего речевого их проговаривания к действиям в уме.

Большое учебно-воспитательное значение имеет анализ игры. При этом важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения действий. Анализ и оценка должны касаться не только техники выполнения, но и таких проявлений личности, как настойчивость в достижении цели, справедливость. Тактично отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности школьников, учитель побуждает в них стремление к совершенствованию своих умственных качеств, к развитию творческих способностей.

Огромный потенциал для организации игр (сюжетно-ролевых, подвижных, развивающих, спортивных) имеет внеклассная воспитательная работа. Нет ни одного режимного момента в школе, который нельзя было бы облечь в форму игры. Особенно это важно для учащихся начальной школы т. к. к нам приходят дети с отсутствием психологической готовности к обучению. Поэтому вовлекать их в учебно-воспитательный процесс надо с помощью знакомой и интересной деятельности, т.е. с помощью игры. Усваиванию всего хорошего помогают правила честной игры, которые устанавливаются всем коллективом детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что игровые виды интеллектуальной работы стимулируют развитие мышления и, в частности, помогают генерированию творческих идей. Это происходит:

  • во-первых, за счет введения специальных игровых приемов создается особая атмосфера, стимулирующая совместную продуктивную деятельность. Поощряется высказывание любой идеи, какой бы странной она не казалась. Это раскрепощает ребят, повышает творческие способности, познавательный интерес;
  • во-вторых, взаимодействие в группе обеспечивает получение «группового эффекта» – прибавки в качестве и скорости принятия решения по сравнению с индивидуальным поиском;
  • в-третьих, индивидуальная и групповые работы чередуются друг с другом. На одних этапах выполнения задания все думают вместе, на других – каждый размышляет в отдельности.

При том огромном положительном творческом заряде, который даёт использование игр на уроке, мы должны помнить о главной задаче – научить. При планировании нетрадиционного урока чётко ставить обучающую цель и добиваться её, не перенасыщать урок развлекательными элементами.

Ещё К.Д.Ушинский писал, что нельзя все обучение сделать занимательным: «Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать не ради удовольствия, а исполнить свою обязанность. Вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательные, и если вы до 10 лет будете учить дитя играючи, то уготовите ему страшную муку, когда встретится он потом с серьёзными учебными обязанностями, иногда вовсе не занимательными »

Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что в играх ненавязчиво обогащается словарь учащихся, развивается речь, активизируется мышление, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, воспитываются нравственные качества, развивается творческая фантазия.

Зная программные требования, своеобразие дидактических и развивающих игр, владея искусством руководства игрой, учитель может разрабатывать новые игры, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащихся и более успешно решать учебные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование познавательного интереса и творческого развития  учащихся....

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии...

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

« Современные информационные технологии как средство развития познавательной активности учащихся» Спортивная игра « Чебурашки»

В ДДТ « Современник» я веду спортивную секцию  по дополнительной общеобразовательной программе «Общая физическая подготовка» с элементами спортивных дисциплин.Ведущи...