Элементарное сольфеджио
рабочая программа

Недоросткова Алла Галисовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementarnoe_solfedzhio.docx186.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования‌​

 муниципального образования городской округ "Охинский"‌‌

Сахалинская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества Алексея Викторовича Беляева

г. Оха, ул. Советская, д.9, телефон/факс 8(42437)34212, сайт: http:// shkola5okha.ru/

E-mail: shkola5@shkola5okha.ru

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

Протокол №13

от 07.07.2023

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 5 г.Охи им.А.В. Беляева

________ Л.М. Мингазова

Приказ №242-ОД от 25.08.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«Элементарное сольфеджио»

Уровень программы: стартовый

Направленность программы: художественная

Возраст учащихся: 7-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

Недоросткова Алла Галисовна,

Педагог дополнительного образования

г. Оха 2023

Титул Элементарное сольфеджио.jpg


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………. 1

Содержание программы……………………………………………………………….5

Организационно-педагогические условия реализации программ………………… 7

Список используемой литературы……………………………………………………8

Оценка качества освоения программы………………………………………………10

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Уровень программы – стартовый (ознакомительный). (изменить на титулке)

Новизна и отличительная особенность программы - данная программа позволяет подготовить учащегося к дальнейшему обучению в музыкальной школе на музыкальных отделениях в школах искусств.

Программа «Элементарное сольфеджио» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.

Предмет изучения: музыка, нотная грамота.

Возраст учащихся: 7-17 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов программы: 72 часа.

Недельная нагрузка  – 2 часа.

  1.  Цель программы – создание условий для формирования навыков и умений путём развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям.                                                    Исходя из цели программы, определяются её задачи:

Обучающие задачи:

  • Формирование навыков музыкальной грамотности.
  • Формирование  музыкально-ритмических  навыков;

Развивающие задачи:

  • Приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте.
  • Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  • Развитие музыкальной памяти и внимания.
  • Умение в написании слухового диктанта.
  • Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Воспитательные задачи:

  • Привитие учащимся любви и интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса
  • Воспитание   чувства  личной ответственности.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Метапредметные результаты:

  • формирование умения  адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;
  • формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;
  • умение преобразовывать знаки и символы  для решения учебных задач при определении языка музыки.

Предметные результаты:

  • развитие слуха, музыкальной памяти, чистоты интонирования и музыкальной грамотности на основе сольфеджирования;
  • формирование теоретических знаний, нотной грамотности и применение их в выполнении практических заданий.

Умеют; (УБРАТЬ ИЛИ РАСПИХАТЬ)

  • правильно располагать ноты в пределах двух октав;
  • записывать элементарную  мелодию на слух;
  • строить интервалы от ноты и в заданной тональности;
  • построить мажорную и минорную гаммы;
  • воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
  • контролировать слухом качество пения;
  • петь с музыкальным сопровождением и без него;

обладают следующими качествами:

  • самостоятельным  мышлением;
  • ответственным  отношением к занятиям, внимательностью и терпением в выполнении практических  заданий;
  • пониманием ответственного отношения в получении теоретических знаний.

Нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря от2012года №273-ФЗ;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Приказ Минпросвещения России Приказ 629 от 27.07.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015№09-3242 «О направлении информации»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Минтруда России от 22.09.2021 г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018г. №52016)»;
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28;
  • Распоряжение Министерства Образования Сахалинской области от 16.09.2021г.№3.12-1170-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и организации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждённые приказом Минобрнауки России от 28декабря 2010г. №2106;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011г. №899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,2011, №28, ст.4168);
  • Указ Президента Российской Федерации №204 от 07.052018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Устав образовательного учреждения.
  • Локальные акты учреждения.

2. Содержание программы

2.1. Учебный план

Первый год обучения Таблица 1

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля по разделам

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Введение

2

2

-

Беседа

1.1.

Собеседование

1

1

-

1.2.

Вводное занятие. Техника безопасности

1

1

-

2.

Ритм в музыке

12

4

8

Практическая работа

2.1.

Знакомство с длительностями

8

2

6

2.2.

Ритмослог

4

2

2

3.

Нотная грамота

26

10

16

Практическая работа

3.1.

Скрипичный ключ. Нотный стан.

4

2

2

3.2.

Ноты первой октавы

2

1

1

3.3.

Нота « до».

4

1

3

3.4.

Нота « ре».

4

1

3

3.5.

Нота « ми».

4

1

3

3.6.

Нота « фа» и « ля».

4

2

2

3.7

Нота « си».

4

2

2

4.

Лады

12

6

6

Работа с музыкальным инструментом

4.1.

Мажорный и минорные лады

12

6

6

5.

Музыкальный размер

18

6

12

Практическая работа

5.1

Размер 2/4, 3/4

8

2

6

5.2

Интервалы

10

4

6

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Контрольная работа

Всего часов:

72

2.2. Содержание учебного плана

Содержание программы (1 год)

       Раздел 1. Введение.

       Тема 1.1. Собеседование.

Теоретическая часть. Собеседование с учащимися  для определения их интересов и уровня знаний.

      Тема 1.2. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теоретическая часть. Основные правила и требования техники безопасности.

Практическая часть. Знакомство со структурой образовательной программы, её цели и задачи.

       Раздел 2. Ритм в музыке.

       Тема 2.1. Знакомство с длительностями.

Теоретическая часть. Ноты  целая = счёту 1и 2и 3и 4и; половинная = счёту 1и 2и, восьмая = счёту 1и.

Практическая часть. Игра « Найди длительность ноты».

       Тема 2.2.  Ритмослоги.

Теоретическая часть. Ритм – это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка. Ритмослоги  помогают разложить по слуху ритмическое построение на слоги. Слог - это звук, или сочетание звуков в слове,  производимые  одним толчком выдыхаемого воздуха.

Практическая часть. Звуки «та» и «ти - ти», ритмизация  попевок.

       Раздел 3. Нотная грамота.

       Тема 3.1.Скрипичный ключ. Нотный стан.

Теоретическая часть. Скрипичный ключ помещает ноту « соль» первой октавы на вторую линейку нотоносца. Является самым распространённым ключом. В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), губной гармоники, большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием.

Практическая часть. Зарисовка скрипичного ключа, прописывание его во всю строку по нотному стану. Доводим до автоматизма в написании.

       Тема 3.2 Ноты первой октавы.

Теоретическая часть. Нота « соль». Правильное расположение ноты на нотном стане.

Практическая часть.  Запись песни «Котя – коток». Пропеть нотами, словами, простучать ритмический рисунок песни.

       Тема 3.3 Нота « до».

Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.

Практическая часть. Запись песни «Андрей - воробей». Пропеть нотами, словами, простучать ритмический рисунок песни.

       Тема 3.4 Нота « ре».

Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.

Практическая часть. Запись песни «Тили – бом». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.

       Тема 3.5.Нота « ми».

Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.

Практическая часть. Запись песни «Солнышко». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.

       Тема 3.6.Ноты « фа» и « ля».

Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.

Практическая часть. Запись песни «Ладушки». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.

       Тема 3.7.Нота « си».

Теоретическая часть. Правильное расположение ноты на нотном стане.

Практическая часть. Запись песни «Такси». Пропеть нотами, словами простучать ритмический рисунок песни.

       Тема 3.8.Ноты на линейках и между линейками.         

Теоретическая часть. Звукоряд. Расположение нот по порядку от «до» первой октавы до ноты «до» второй октавы.

Практическая часть. Запись нот на линейках с проговариванием. Запись нот между линейками с проговариванием.

       Раздел 4.Лады.

       Тема 4.1. Мажорный  и минорные лады.

Теоретическая часть. Лад – это система отношений звуков и созвучий, позволяющая создать определённый звуковой эффект. В свою очередь, тональность – это привязка музыкального лада к конкретному участку звукового лада.          

Практическая часть. Схематичное  изображение ладового строения мажора и минора.          

       Раздел 5. Размер. Такт.

       Тема 5.1. Размеры 2/4, ¾.

Теоретическая часть. Размеры 2/4 (две четверти) – это простой двухдольный размер, который показывает, что в одном такте две доли – первая сильная, вторая слабая, каждая доля длится  четверть.

Практическая часть. Зарисовка ритмического паровозика.

       Тема 5.2. Интервалы.

Теоретическая часть. Интервалы – это расстояние между двумя нотами. А так как расстояния могут быть самые разные: через одну  ноту, а может быть, и через семь нот, то и интервалы тоже бывают разные..

Практическая часть. Определение количества ступеней.

       Раздел 6. Итоговое занятие.

Практическая часть: Контрольная работа.

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов.

1. Про контроль (текущий, промежуточный, итоговый).

2. Система баллов: средний уровень…

Формы подведения итогов реализации программы.

Уровень усвоения программного материала определяются с помощью таких

критериев:

  • Сольфеджирование простых нотных примеров;
  • Чистое интонирование знакомых песен;
  • Знание нот, их правописание;
  • Умение записать элементарный нотный текст;
  • Умение передать ритмический рисунок, включающий в себя сочетание длительностей: четверть, две восьмые.

В систему отслеживания и оценки результативности обучения, учитывая возрастные особенности детей,  входят слуховые диктанты, игра, викторина, конкурс, тест, теоретические задания (сочинение ритмического рисунка) раз в полугодие.

Итоговое занятие: практическое задание, тест.

2.4. Календарный учебный график

Содержание

1-й учебный год

1.

Начало учебного года

13.09.2023 г.

2.

Окончание учебного года

31.05.2024 г.

3.

Адаптационный период

02.09.2023 г. –

15.09.2023 г.

4.

Зимние каникулы

29.12. 2023 г. – 10.01.2024 г.

5

Итоговая аттестация

18.05.2024 г. – 25.05.2024 г.

6.

Продолжительность учебного года

35 недель

7.

Летние каникулы

01.06.2024г. – 31.09.2024г.

3. Организационно - педагогические условия реализации программ

3.1. Учебно - методическое обеспечение программы.

При приёме в объединение отбора учащихся по наличию слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и т.д. не производится, т.е. принимаются все желающие. Занятия проводятся группой 7 - 12 человек. Основная форма занятий – урок. Обязательное условие – наличие рабочей и нотной тетради. Занятия в данном объединении способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Основной формой обучения является:

  • объяснительно – иллюстративный;
  • словесный метод и метод графического изображения мелодии;
  • метод музыкального обобщения творчества, который используется в творческих заданиях;
  • поэтапное усвоение музыкальных знаний  (использование тестов, таблиц, карточек          индивидуального опроса)

3.2. Материально-технические условия реализации программы

1. Синтезатор-1шт.

2. CD-диски.

3. Флэш-накопитель.

4. Компьютер с выходом в интернет

3.3. Кадровое обеспечение программы

        Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по соответствующему направлению) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых.

3.4. Список литературы для педагогов:

Автор (ы)

Название

Год издания

1.

В.П. Анисимов

«Диагностика музыкальных способностей детей»

Москва, «Владос», 2014 г.

2.

И.Каплунова,И.Новоскольцева

«Этот удивительный ритм». С.,Пет.

Санкт-Петербург

2019г.

3.

Т.Камаева, А.Камаев.

«Азартное сольфеджио» М; 2020

2020г.

4.

Н. Баева, Т. Зебряк.

Сольфеджио 1-2 классы. – сост. Н. Баева, Т. Зебряк. – М.: КИФАРА 2013

2013

5.

Б. Калмыков, Г. Фридкин.

Сольфеджио ч.1 одноголосие. - сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин – М.: Музыка 2004

2004

6.

Фридкин Г.

Чтение с листа на уроках сольфеджио. /Г. Фридкин. – М.: Музыка 2006

2006

7.

Калинина Г.Ф

Сольфеджио. Рабочая тетрадь 1 класс. /Г.Ф. Калинина. – М., 2002

2002

8.

Металлиди Ж., Перцовская А.

Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. Учебное пособие. СПб.: «Композитор» 2001 Дополнительная литература:

9.

Андреева М

От примы до октавы. Ч.1. /М. Андреева – М., 1996 2. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио», М., 1986

1996

10.

Давыдова Е.

«Методика преподавания сольфеджио», М., 1986

1986

11.

М.Н.Щетинин

Стрельниковская гимнастика для детей (дыхательная)

2007

12.

Буйлова.Л.Н.

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ//Практика административной работы в школе. №4.-С.61-67 школе. – 2016. – № 4. –С. 61-67.

2016

Список литературы для родителей, обучающихся:

1.Храмых И, Шатохина Р. «Сольфеджио для мам, пап, бабушек, дедушек, а также для первоклассников и педагогов».

2. Н.Баева, Т.Зебряк Учебник «Сольфеджио для I-II классов ДМШ»

3.П.Драгомиров, «Учебник сольфеджио», Москва.2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с           окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

Презентация "Элементарны ли элементарные частицы"

Презентация к уроку естествознания в 11 классе по теме "Элементарны ли элементарные частицы?" Является дополнением к учебному материалу урока. Содержит видеофрагмент....

Варианты заданий по Элементарной Теории Музыки и Сольфеджио

Образцы заданий для проведения уроков, конкурсов по Элементарной Теории Музыки и Сольфеджио так же могут быть использованы и в качестве домашней работы....