Программа работы детской театральной студии "Арт-дети"
учебно-методический материал

Мытник Ирина Николаевна

Дополнительная общеобразовательная программа Арт-дети; реализуется в МБОУ ШР "СОШ №4 в рамках художественно-эстетического направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи- приобщение детей к искусству. Программа ориентирована на развитие культуры речи и движения, актерского мастерства, навыков эстетической оценки произведений художественной литературы посредством театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatralnoy_studii_art-deti.docx106.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол №_____

от «___» __________ 2023 г.
______ / _____________

руководитель МО

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_________________________

ФИО

________________________

Подпись

«___» _____________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ШР

«СОШ №4»

_________________________

ФИО

_________________________

Подпись

Приказ № _____

от «____» __________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Театральной студии «Арт-дети»

Адресат: 1-4 класс

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Мытник Ирина Николаевна,

Педагог дополнительного образования

Шелехов 2023

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты

#1055;ояснительная записка программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Арт-дети» реализуется в МБОУ ШР «СОШ №4» в рамках художественно-эстетического направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству.

Программа ориентирована на развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки произведений художественной литературы посредством театральной деятельности.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральным законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным ;
  3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  4. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от № 678-р (далее – Концепция);
  5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  2. Приказом Минпросвещения России от № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  4. Краевыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ.

Актуальность программы «Арт-дети» заключается в создании условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации путем развития художественного воображения, необходимого для развития творческих способностей учащихся.

Театральная деятельность имеет большой потенциал воспитания, обучения, развития: развивается познавательная активность и учебная мотивация. Театральная деятельность способствует развитию речи и коммуникативных навыков, создает условия для развития эмоционального интеллекта, помогает адаптироваться в социокультурной ситуации.

Театральная деятельность предполагает артистический тренинг, который формирует творческие способности, помогает учащимся утвердиться как самостоятельной личности, почувствовать себя уверенным в общении с другими детьми и на сцене.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Арт-дети» Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у студийцев.

Новизна программы также состоит во взаимодействии учащихся, родителей и педагога при подготовке к мероприятиям, открытым и творческим занятиям, содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность программы «Арт-дети» основывается на взаимосвязи обучения и развития.

Занятия по программе развивают у обучающихся фантазию, память, мышление, артистические способности, способствуют развитию коммуникабельности, выразительности речи. В процессе обучения по программе обучающиеся учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Занятия помогают ребенку, преодолевать волнение и скованность перед аудиторией; вырабатывает открытость, внимательность, коммуникативность. Дети учатся управлять своими эмоциями, изображать их при необходимости или скрывать, играть, тренируется их обаяние.

Отличительной особенностью данной программы является возможность использования электронного обучения с применением дистанционных технологий, в том числе в условиях режима «повышенной готовности» и других форс- мажорных обстоятельств.

Адресат программы. Программа «Арт-дети» рассчитана на возраст от 7 до 10 лет без медицинских противопоказаний.

Так как программа рассчитана на учащихся от 7 до 10 лет, то и её соответствие определенной возрастной категории учащихся и процесса обучения будет отличаться уровнем сложности, но конечный результат будет положительным для каждой возрастной категории.

Программа предназначена для учащихся с различными психофизическими возможностями здоровья. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается нагрузка в соответствии со степенью работоспособности и возможностями каждого учащегося.

Учащиеся, мотивированные на результаты, имеющие потребность в дополнительных занятиях и целенаправленной подготовке в избранном виде деятельности могут продолжить (или параллельно проходить) обучение по программам художественной направленности, реализующихся в МБОУ ШР «СОШ №4», такие как «ГолосОК», вокальная студия, «Тип-топ»- театральная студия для детей 11-15 дет. (необходимо при этом соблюдать допустимые нормы занятий (САНПИн).

Уровень программы, объем и сроки. Дополнительная общеобразовательная программа «Арт-дети» ознакомительного уровня реализуется в течение одного учебного года общим объемом 326 часов.

Форма обучения – очная, по группам

Объем и содержание программы. Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов—163 (4,5 часа в неделю, 2 группы детей по 12 человек).

При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого ребенка.

Срок реализации программы: 1 год (326 часов)

Возрастная категория: от 7 до 10 лет

Вид программы: модифицированная _

Программа реализуется на бюджетной основе

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа в каждой группе с переменой 15 минут

Особенности организации образовательного процесса. Форма организации коллектива – группа. Формирование групп происходит по желанию детей без предварительного собеседования. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные (старшие учащиеся выступают в качестве наставников у младших ребят).

При организации образовательного процесса используются методы наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуации успеха. Основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых двигательных навыков, является восприятие музыки. Подбор музыкального материала для ведения занятий играет большую роль.

Программой предусмотрено осуществление мониторинга соответствия результатов освоения учебного материала: промежуточный контроль и итоговый контроль занятий.

Реализация воспитательной работы с учащимися проходит как в учебном процессе, так и во внеучебное время. Воспитание, наряду с обучением, является неотъемлемой частью педагогического процесса в творческом объединении. Целью воспитательной и внеучебной работы с учащимися является всестороннее развитие социализированной личности, обладающей социальной активностью и качествами гражданина Российской Федерации. (Приложение 3)

Цель обучения: Развитие творчески активной личности ребенка средствами театральной деятельности.

Задачи:

Предметные:

- формирование необходимых представлений о театральном искусстве;

- формирование актерских способностей, культуры и техники речи;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную творческую деятельность (слушание музыки, драматизация литературных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

Личностные:

- развитие способности понимать и принимать учебную цель и задачу;

- формирование активности, творческой инициативы;

- навык общения и коммуникации в коллективе.

Метапредметные:

- развитие индивидуальных, творческих способностей обучающихся;

- развитие точности и координации движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах;

- развитие воображения, выразительности речи;

- развитие коммуникативных качеств: умение общаться и сотрудничать

со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Содержание программы. Учебный план.

Таблица 1

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

теория

практика

Формы

аттестации / контроля

1.

Вводное занятие. Начальная диагностика

1

0,5

0,5

Текущий контроль / входящая диагностика

2.

История театра

12

10

2

Текущий контроль / беседа

3.

Актерское мастерство

43

4

39

Текущий контроль / Творческие задания

4.

Сценическая речь

38

5

33

Текущий контроль / Наблюдение.

Творческие задания

5.

Сценическое движение

26

3

23

Текущий контроль / Наблюдение.

Творческие задания

6.

Работа над постановкой

41

6

35

Текущий контроль / Спектакль.

7.

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итоговый контроль / итоговое мероприятие

Итого:

163

30

133

#1057;одержание учебного плана

Тема 1. Вводное занятие (1 час)

Теория: Знакомство с программой обучения. Просмотр В\Ф. Техника безопасности, план эвакуации при Ч\П. Правила поведения во время занятия, на перемене.

Ознакомление с правилами этики, безопасности и гигиены

Практика: Вводная диагностика уровня умений, творческой активности

Тема 2. История театра (12 часов)

Теория: Скоморошье царство. История возникновения театра на Руси.

Театр Древней Греции. Ученики узнают о построении театра в Древней Греции, о праздниках Дионисиях, о комедии и драме.

Театральное искусство Древнего Рима.

Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр, театр кукол, радио и телетеатр. Актер и его роль в театре. Спектакль - результат труда многих людей. Театральные профессии. Театральная программа, афиша. Культура поведения в театре.

Практика: Участие в театральных играх и выполнение этюдов:

«Скоморохи- затейники» «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр». Выполнение упражнения-тренинга «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Тема 3. Актерское мастерство (43 часа)

Теория: Профессия актера. Многообразие выразительных средств в театре. Исполнительское искусство актера. Искусство перевоплощения. Амплуа в театре. Роль сценографии и костюма в создании образа. Сценическое внимание: виды внимания, объекты внимания, управление вниманием. Творческое оправдание и фантазия. Сценическое общение. Бессловесные и словесные действия. Психофизическая выразительность речи.

Практика: Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.

Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.

Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют их раскрепощению.

Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.

Эмоциональная память. Память присуща всем людям. Лишь необходимо в процессе этюдов помочь ребенку вспомнить то или иное состояние в конкретной жизненной ситуации.

Предлагаемые обстоятельства. Ставя актера в предлагаемые обстоятельства, добиваемся достоверных, органичных действий в ситуации.

Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.

Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память.

Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.

Парный этюд. Навыки сценического общения, фантазии, раскрепощения мышц – все это приходит через придумывание и постановки парных этюдов.

Массовый этюд. Навыки сценического движения, воображения, сценического общения, чувство «локтя» партнера дает работа над созданием массового этюда. Кроме того, придумывая массовый этюд, дети моделируют жизненные ситуации.

Тема 4. Сценическая речь (38 часов)

Теория: Предмет сценической речи. Диапазон звучания. Темп речи. Интонация. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика.

Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Упражнения и тренинги для речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика. Гигиенический массаж, вибрационный массаж.

Комплексы упражнений, тренирующих все части тела с акцентом на развитие гибкости и подвижности во время произнесения текста и выполнения сценической задачи: общее и различное.

Практика: Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.

Понятие об интонировании. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях.

Тембрирование. Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей. Тренировка тембрирования происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.

Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.

Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.

Искусство речевого хора. Отрабатываются навыки произношения, каких -либо текстов, скороговорок, перекрестного произношения, хорового звучания.

Неречевые средства выразительности. Помимо силы голоса, интонации, тембрирования ребенок узнает о таких вспомогательных средствах как жест, мимика, поза, учится совмещать их с речью.

Работа над готовым текстом. Отрабатываются навыки чтения текста, уделяется внимание «видению» происходящего, своего отношения к произносимому тексту. Изучаются особенности текста.

Тема 5. Сценическое движение (26 часов)

Теория: Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Общие двигательные навыки. Пластика. Мышечная свобода.

Понятия: точки зала (сцены); круг, колонна, линия (шеренга); темпы: быстро, медленно, умеренно.

Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры. Значение в театральном искусстве игры. Понятие театральная игра. Значение театральной игры. Пластические образы. Жесты. Театральные игры. Воображение и вера в вымысел.

Этюды. Индивидуальные и групповые этюды. Этюды-пантомимы.

Практика: Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.

«Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.

Движения в «рапиде». Научится двигаться в замедленном темпе

Темпо- ритм физического действия.

- сценические падения, прыжки.

- сценический этикет.

- пластика животных.

- приемы сценической ходьбы

- приемы сценической борьбы

Возрастные походки. Одной из самых сложных задач для актера, тем более для ребенка является возрастная роль. В основе этого образа лежит ее пластическое воплощение.

Для развития гибкости тела, пластики рук, корпуса можно использовать упражнения и игры: «Времена года»; «В мире животных».

Для снятия мышечных и психологических зажимов можно включать в занятия упражнения и игры на расслабления различных групп мышц:

«Колбаски»; «Ловушка для птиц»; «Дискотека», «Невидимки», «Займи свое место».

Для развития внимательности и уверенности на сцене можно предложить упражнения игры: «Дискотека»; «Повторяй за мной»; «Оловянные солдатики»;

«Незнайка». Целесообразно применять игры «Буратино», «Разминка»; «Часики»; «Паровозик» для развития координации.

Возможно, включать в практическую деятельность региональный компонент: национальные игры, танцевальные элементы.

Выполнение упражнений: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,

«Ладонь», «Три точки» и др. Выполнение упражнений: «Круги внимания»,

«Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др. Выполнение упражнений: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление».

Тема 6. Работа над постановкой (41 час)

Теория: Выбор пьесы и ее обсуждение.Творческая лаборатория

Анализ материала. Проведение беседы о жизни и быте людей того времени (во что одевались, чем питались, как общались, какие обычаи соблюдали). Прослушивание музыки, художественные иллюстрации. Просмотр фильмов, помогающих почувствовать атмосферу событий. Приобретение навыка анализировать и искать образ персонажа. Распределение ролей.

Практика : Деление пьесы на эпизоды. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.

Поиск образа. Определение характера героя, манера двигаться, говорить.

Поиск мизансцен. Поиск музыкально- пластического решения эпизодов, постановка танцев. Изучение понятия мизансцены. Понятие Станиславского «Если бы». Создание эскизов декораций и костюмов.

Работа над текстом. Предлагаемые обстоятельства и мотив поведения персонажей. Уточнение предлагаемых обстоятельств каждого эпизода (где? когда? в какое время? почему? зачем?), подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?)

Работа над речью. Закрепление пройденного материала по данной теме с привязкой ее к конкретной пьесе. Выразительность и подлинностью поведения в условиях публичности, закрепление отдельных мизансцен.

Репетиции по картинам. Прогон пьесы по картинам с элементами декораций и реквизита, с музыкальным сопровождением. Умение размещаться по сцене (логически), не сбиваясь, не перекрывая друг друга (закон сцены). Обыгрывание декораций. Действие на сцене.

Репетиция всей пьесы целиком. Прогон (декорация, реквизит, костюм, свет). Использование музыкального сопровождения, уточнение темпо ритма спектакля, затянутости отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость.

Премьера спектакля . Анализ выступления, обсуждение. Понимание на практике, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя (реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера и т.д.) зависит успех спектакля.

Обсуждение, выяснение, насколько критически они способны относиться к собственной игре отвечая на вопросы, что было хорошо, а что - нет, Оценивание искренности и правдивости на сцене.

Тема 7. Итоговое занятие (1 час)

Теория: Подведение итогов работы за год, анализ лучших творческих достижений. Награждение учащихся, награждение родителей ребят, оказывающих в течение года поддержку работе студии. Беседа о планах на будущее, выявление интересов ребят, их пожеланий

Практика: Коллективный праздник.

Планируемые результаты

Предметные:

- развитие актерских способностей;

- формирование представлений о значении сценической практики для укрепления здоровья человека

- познавательный интерес по вопросам истории театра и театральным жанрам в искусстве

Личностные:

- повышение любознательности, самооценки;

- активное включение во взаимодействие с педагогом и со сверстниками;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- знакомство с навыком мышления о будущем на примере материалов Атласа новых профессий;

Метапредметные:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- мотивация к художественной деятельности; познавательная потребность, способность к анализу;

- сотрудничество и совместная деятельность с педагогом и сверстниками.

Способы проверки планируемых результатов:

В целях выявления уровня развития способностей и личных качеств учащегося в соответствии с ожидаемыми результатами дополнительной общеобразовательной программы «Арт-дети» проводится стартовая диагностика, текущий контроль и итоговая (промежуточная) аттестация в виде отчётного спектакля.

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

Календарно-учебный график

Начало учебного периода определяется Приказом. Количество учебных недель – 36

Каникулы – отсутствуют

Организованные выезды и экскурсии – по согласованию с принимающей

Стороной

Сроки итоговой аттестации – согласно КУГу КУГ в Приложении 1

Условия реализации программы

Общие организационные моменты: Каждое полугодие с учащимися проводится инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения, а также беседы о правилах поведения в общественных местах и правилах внутреннего распорядка учреждения. Кроме того, проводятся тематические беседы, дополнительные целевые инструктажи, связанные с концертными выступлениями.

Для успешной реализации программы необходимы:

• просторный специализированный зал, соответствующий санитарно- гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т.д.);

• музыкальное сопровождение;

• костюмы;

• наличие учебного, дидактического материала.

• наличие музыкальной аппаратуры, компьютера, принтера, мультимедийного оборудования.

• видеоматериалы на носителях (диски, флешки);

Количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. В зависимости от места дислокации, группы могут быть сформированы как от 11 до 16 человек.

Формы аттестации

Аттестация учащихся позволяет его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Аттестация позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого учащегося, то есть осуществить индивидуальный подход.

Регулярный текущий контроль результатов обучения позволяет педагогу понять, на каком этапе сейчас находится каждый учащийся для оказания ему помощи в лучшем усвоении предмета. Для оценки эффективности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Арт-дети» проводятся текущий и итоговый контроль.

Таблица 2

№ п/п

Формы и виды контроля

Какие знания, умения и навыки контролируются

1.

Вводный контроль

Чтение стихотворения, басни наизусть и выразительно

2.

Текущий контроль

Проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений. Проводится с целью повышения качества образовательного процесса, анализа усвоения обучающимися дополнительной образовательной программы.

3.

Итоговый (промежуточный) контроль

Проводится в конце обучения по программе в форме отчетного спектакля

Оценочные материалы

Для аттестации учащихся применяются методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. (Приложение 4):

Уровни освоения программы детской театральной студии по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.

3 балла – высокий. (Характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации). Ребёнок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребёнок выполняет задания без особых затруднений

2 балла – средний. (Активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий). Ребёнок владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается.

1 балл – начальный. (Репродуктивный, мотивированный на обучение. (Занимается с интересом; нуждается в помощи педагога). Ребёнок в полном объёме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет.

0 баллов - низкий уровень.

Критерии оценки результата воспитания (в основе лежат воспитательные задачи и личностные результатов)

Таблица 3

ние воспитан

ия

Критерии воспитанности

Параметры оценки воспитанности

Профессиональна я воспитанность

Культура организации своей

деятельности

Четко выполняет каждое задание педагога

Терпелив и работоспособен

Уважительное отношение к профессиональной

деятельности других

При высказывании критических замечаний

в адрес деятельности других старается быть объективным

Подчеркивает положительное в

деятельности другого

Социальная воспитанность

Осознание значимости своей деятельности как элемента процесса развития культуры, проявление чувства корпоративной

ответственности

Стремится своей деятельностью изменить

мир к лучшему

Стремится своей деятельностью доставить

радость другим

Проявляет творческий подход в работе

Коллективная ответственность

Проявляет активность и

заинтересованность при участии в массовых мероприятиях

Предлагает помощь в организации и

проведении массовых мероприятий

Участвует в коллективной деятельности

Старается справедливо распределить

задания при выполнении коллективных работ

Умение взаимодействовать с

другими членами коллектива

Не конфликтен

Не мешает товарищам на занятии

Предлагает свою помощь другим

воспитанникам

Не требует излишнего внимания от

педагога

Активность и желание

участвовать в делах студии

Стремится участвовать в массовых и

воспитательных мероприятиях, социальных акциях

Выполняет общественные поручения

Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует

идеи

Стремление к самореализации социально адекватными

способами

Стремится передавать свой интерес к

занятиям и опыт другим

Стремится к саморазвитию, получению

новых знаний, умений, навыков

Проявляет удовлетворение своей

деятельностью

С желанием показывает другим результаты

своей работы

Соблюдение нравственно- этических норм

Соблюдает правила этикета

Развита общая культура речи

Проявляется общая культура в подходе к своей внешности (аккуратность в одежде,

прическе, обуви и т.д.)

Выполняет правила поведения на занятиях

и мероприятиях

Методические материалы

Методы воспитания:

- методы формирования сознания: рассказ, объяснение и разъяснение, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, дискуссия, положительный пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности; упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающая ситуация, переключение в деятельности;

- методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, одобрение и осуждение, сюжетно – ролевые игры.

- методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения:

- педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов общественно-полезной деятельности.

Технологии воспитательной работы: технология коллективного творческого дела, педагогика сотрудничества, технология «Создание ситуации успеха», игровые технологии

Реализация программы предусматривает использование следующих образовательных технологий:

- технология коллективного взаимообучения;

- технология индивидуализации обучения;

- технология проблемного обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- технология коллективной творческой деятельности.

Список литературы.

Литература для педагога

1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск,

2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988.

3. Безымянная О. Школьный театр. -М.: «Айрис Пресс» Рольф, 2001.

4. Бояджиев Г.Н. от Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров.

-М.: Просвещение, 1981.

5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с.

8. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства.-М.: Советская Россия,

9. Крыжицкий Г. «О системе Станиславского» Госкульпросветиздат,

10. Крымова Н.А Любите ли вы театр? –М.: Детская литература, 1987.

11. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям

театральной студии.- Белгород, 2003.

12. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, #1050;н.»: Психология образования.

13. Образцов С.В. «Всю жизнь я играю в куклы» - М.: издательство

«Малыш», 1982.

14. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996.

15. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования.

М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

16. Панфилов А.Ю., Букатов В.М. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации.- М.: «Просвещение», 1995.

17. Ремнез О. «Артист учится, репетирует играет». –М.: изд. Советская Россия, 1963.

18. Смирнов-Несвицкий Ю.А., Вахтангов- Л.: «Искусство», 1987.

19. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве-М.: Искусство, 1980.

20. Театр, где играют дети: Учеб. -метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

21. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов – М., 1989.

22. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002.

Литература для учащихся и родителей:

1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.

2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва

«Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.

4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 #1042;ыпуски журнала «Педсовет»

5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.

8. У. Шекспир «Собрание сочинений»

9. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.

10. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель,2004г.

Электронные образовательные ресурсы ( для реализации программы)

№ п/п

Наименование раздела

Формы проведения

1

История театра. Театр как вид искусства

;

#1058;еатр

2

История театра в России

#1048;стория_театра_в_России;

i_;

#1080;стория-создания-театра-в- России/;

3

Театральный

(сценический) костюм

ml;

;t:p!quxy8s

4

Электронная

театральная библиотека

Календарный (тематический) учебный график обучения

по дополнительной общеобразовательной программе «Арт-дети»».

Дата

Тема

Кол-во часов

Краткая характеристика занятий

Форма занятия

Форма контроля

Теория

Практи ка

1. Вводное занятие (1ч.)

1.

Введение в предмет.

0,5

0,5

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в

кабинете и в здании ЦДО. Знакомство с планом эвакуации при Ч\П.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

Всего: 1

0,5

0,5

2. История театра (12 ч)

2.

Виды и жанры театрального искусства.

3

1

Театральные профессии. Жанры театрального искусства: драма, музыкальный театр, кукольный театр и т.д.

Внутреннее устройство театра. Театральная программа, афиша

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

3

Скоморошье царство.

Театр Древней Греции. Театральное искусство Древнего Рима.

2

0,5

Средневековые русские актеры, как зародилось и угасало искусство скоморошества, каковы были его традиции и тайны. Театральное действие в Древней Греции, актерское мастерство и костюмы, архитектура древнегреческого театра Орхестра

4.

Театр – искусство коллективное

5

0,5

Понятие – спектакль. Тренинг «Так и не так в театре», тренинг по культуре поведения «Как вести себя в театре». Этюды.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

Всего: 12

10

2

3. Актерское мастерство (43 ч.)

5.

Сценическое внимание

5

Отработка упражнений «Хлопки» «Зеркало», «Кто во что одет» «Пародии», «Живая картина» «Заводные игрушки» и т.д.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

6.

Фантазия и воображение

6

Упражнение «Превращение вещей» «Мы в космосе, на необитаемом острове, на северном полюсе», «Три слова», «Ассоциации», «Художники».

Комбинированное занятие

Текущий

контроль

7.

Раскрепощение мышц.

4

Комплекс упражнений для мышечной свободы «Штанга», «Дверь», «Железный человечек» «Ледяная фигура», «Марионетки».

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

8.

Сценическое общение

1

2

Упражнение на формирование взаимодействия актеров на сцене. Умение слушать и слышать. «Дружная семейка», «Портрет», «Хлопки», «Командные фигуры», постановка парных этюдов.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

9.

Эмоциональная память.

3

Наблюдения за природой, поведением людей, животных, Упражнения «Чистый лист», «Эмоциональные состояния» «Прогулка», «Воспоминания из детства»

Практическое занятие

Текущий контроль

10.

Предлагаемые обстоятельства.

1

3

Человек гранитный, стеклянный или ватный. Или как вы поведете себя в ситуации «холодная погода в горах», «земляничная поляна» и др. Упражнения: «Я – предмет», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства». Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть, радость, гнев и т.д.), способы их выражения

Практическое занятие

Текущий контроль

11.

Сценическое событие.

1

3

Построение этюдов «В зоопарке» «В школе» «В парке» « В музее» и т.д.

Упражнения «Импровизированный диалог», «Передатчик- приемник».

Практическое занятие

Текущий контроль

12.

Действия с воображаемыми предметами.

3

Задания на действия: мыть руки, рисовать, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко, вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу.

Практическое занятие

Текущий контроль

13.

Этюд – сценическое произведение с одним событием.

1

4

Что такое этюд? Правила построения этюдов. Постановка этюдов с предлагаемыми ситуациями.

Выразить временное состояние природы: зима, весна, лето, осень.

Игра «Чудесный мешочек», «Изобрази героя сказки». «Как хорошо, что ты пришел»

Практическое занятие

Текущий контроль

14.

Парный этюд.

3

«За стеклом» «Глухая бабушка», «Сиамские близнецы», «Пойми меня»

Практическое занятие

Текущий контроль

15

Массовый этюд

3

«Что мы делали не скажем», «Дружная семейка», «Яблочный сад», «Зоопарк».

Всего: 43

4

39

4. Сценическая речь (38ч.)

16.

Техника речи и её значение.

1

3

Что такое сценическая речь и какие функции она выполняет?

Серия упражнений по сценической речи «Парикмахер - неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд» и другие заставляют правильно работать речевой аппарат и микромимику лица.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

17.

Дикция

5

Серия упражнений для дикции и артикуляции. Пучки согласных, «Стрельба согласными», «Звукоряд». Работа над скороговорками. Групповые и индивидуальные упражнения по сценической речи

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

18.

Интонирование в сценической речи.

1

2

Понятие интонирование в сценической речи. Упражнения «Переполох», «Чаепитие», «Чудо лесенка». «Цветок- зверек» В этих упражнениях студиец пытается выразить несколько способов интонационного звучания.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

19.

Тембрирование.

3

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания. Упражнения «Эхо», «Конючить», «Маму я молю упрямо» «Самолет идет на взлет».

Практическое занятие

Текущий контроль

16.

Техника речи и её значение.

1

3

Что такое сценическая речь и какие функции она выполняет?

Серия упражнений по сценической речи «Парикмахер - неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд» и другие заставляют правильно работать речевой аппарат и микромимику лица.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

17.

Дикция

5

Серия упражнений для дикции и артикуляции. Пучки согласных, «Стрельба согласными», «Звукоряд». Работа над скороговорками. Групповые и индивидуальные упражнения по сценической речи

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

18.

Интонирование в сценической речи.

1

2

Понятие интонирование в сценической речи. Упражнения «Переполох», «Чаепитие», «Чудо лесенка». «Цветок- зверек» В этих упражнениях студиец пытается выразить несколько способов интонационного звучания.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

19.

Тембрирование.

3

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т.е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания. Упражнения «Эхо», «Конючить», «Маму я молю упрямо» «Самолет идет на взлет».

Практическое занятие

Текущий контроль

20

Речь в движении

4

«Скороговорки в движении», «На скакалке я скачу». . Работа с предметами. Ритмические стишки «Ёжик и барабан», «Солим капусту», «Посуда»

Практическое занятие

Текущий контроль

21

Сила звука и эмоциональная выразительность

1

4

Упражнения «Была тишина», Ай да Оля!», «Совы», «Эй, просыпайтесь» «Взлет самолёта» «Тише, кот на крыше»

Практическое занятие

Текущий контроль

22

Речевой хор

3

Речевой ритм. Чтение коротких стихотворных текстов, скороговорок хором. Необходимо добиваться четкости звучания речевого хора, при этом не теряя выразительности речи

Практическое занятие

Текущий контроль

23

Неречевые средства выразительности.

2

4

Жесты и мимика способствуют достижению точности и выразительности речи.

Знакомство с видами жестов, что такое «лишние жесты»)

Главный показатель чувственности речи- мимика.

Посредством мимики, говорящий передает эмоции, подчеркивает мысль (удивление, страх, гнев, печаль, радость). Чтение текста в различных эмоциональных состояниях с использованием мимики.

Практическое занятие

Текущий контроль

24

Работа над текстом.

5

Чтение текстов с использованием всех навыков сценической речи

Практическое занятие

Текущий контроль

Всего: 38ч.

5

33

5. Сценическое движение (26ч.)

25.

Этюды на пластическую выразительность.

6

Групповые «скульптуры» на заданную тему, домашние и дикие животные, деревья и цветы.

Комбинированное занятие

Текущий контроль

26.

Движение в пространстве.

3

Упражнение - открытие и закрытие пространства. Двигаться широко «загребая» пространство, двигаться, занимая как можно меньше пространства. Смена поз. По хлопку педагога дети занимают определённую позу. По следующему хлопку они кардинально меняют ее. «Молекула», «Заводные игрушки»

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

27.

Движение в «рапиде».

3

Упражнения на эффект мнимого замедления «Ходьба по счету» «Черепахи» «Космонавты»

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

28.

Темпо- ритм физического действия

3

8

Пластика животных.

Игры-упражнения «Угадай и изобрази», разыгрывание -импровизация сказки «Теремок».

Приемы сценической ходьбы

У каждого сценического героя должны быть свои, лишь ему присущие осанка, походка, позы и жесты; их нельзя выполнять одним, постоянным подбором движений, так как это приводит к сценическому штампу. Работа над осанкой в образе. Избавление от «Кручения» «Шлепанья», «Вихляния бедрами» , неверных по размеру шагов. Освоение техники правильной бытовой походки. Тематические игры и сценки на характер поведения животных, с незаконченным сюжетом, на двух исполнителей, на точность физических

действий.

Комбинирован ное занятие

Текущий контроль

Возрастные походки.

3

На занятиях студийцы учатся быть «бабушками» и «дедушками», «толстыми» и «худыми», «великанами» и «карликами».

Всего: 26ч.

3

23

6. Работа над постановкой (42 часа)

29.

Выбор пьесы и ее обсуждение

1

3

Проверять пьесу самой жизнью, всегда прислушиваться к тому, что же сегодня интересно зрителю, живо откликаться своим творчеством на его духовные запросы — главная обязанность режиссера театра.

Беседа- путешествие

Текущий контроль

30.

Деление пьесы на эпизоды

1

Практическое занятие

Текущий контроль

31

Поиск образа.

1

3

Ребенку предлагается рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж.

Какие черты героя из пьесы присуши людям из обычной жизни, что из того, что «намешано» в его персонаже близко конкретно ему.

Анализируя поведение героев, меняем предлагаемые обстоятельства и просим ребенка смоделировать поведение персонажа. Спрашиваем ребенка, а как бы он поступил в такой ситуации.

Практическое занятие

Текущий контроль

32

Поиск мизансцен

1

3

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.

Практическое занятие

Текущий контроль

33

Работа над текстом

5

На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст, звучит много раз, это дозволяет детям довольно быстро выучить практически все роли.

Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, может наметить по 2—3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

Практическое занятие

Текущий контроль

34

Работа над речью

2

5

Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев- (плавно, растягивая слова, очень быстро, эмоционально, медленно, уверенно, сварливо, сердито и т.д.).

Практическое занятие

Текущий контроль

35

Репетиции по картинам

7

Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять

Практическое занятие

Текущий контроль

36

Репетиция всей пьесы целиком

8

Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Репетиция идет с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. Затянутость отдельных сцен или излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Сводные, прогонные, генеральная репетиции.

Практическое занятие

Текущий контроль

37

Премьера спектакля.

2

Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Педагог, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старается указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Показ спектакля на публику

Текущий контроль

Всего: 42

6

36

7. Итоговое занятие (1ч.)

38.

Итоговое занятие

0,5

0,5

Отчетное мероприятие. Поощрение детей, коллективный праздник

Праздник

Итоговый контроль

Всего: 1

0,5

0,5

Всего: 163 ч.

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

учащегося творческого объединения

по дополнительной общеобразовательной программе__________________________

Педагог: _________________

на учебный год

Таблица 1

Раздел

Наименование мероприятий

Учебный план

Перечень пройденных тем:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Перечень выполненных заданий:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Творческие

Перечень тем:

проекты»

1.

2.

3.

Перечень выполненных заданий:

1.

2.

3. 4.

Самостоятельная работа

Перечень работ, выполненных внепрограммного материала самостоятельно:

1.

2.

3.

"Профессиональ- ная

ориентация"

Перечень мероприятий, проведенных учащимся в помощь педагогу и ориентированных на выбор

профессии, т.е. открытые занятия, помощь начинающим детям, участие в творческих мастерских:

1.

2.

3.

Участие в

Перечень мероприятий:

мероприятиях

1.

2.

3.

4.

Достижения:

1.

2.

3.

4.


Приложение 2

Воспитательный компонент программы

Воспитание является важной частью образовательной деятельности, логично

«встроенной» в содержание учебного процесса.

В процессе обучения педагог особое внимание обращает на воспитание эмоциональной отзывчивости, культуры общения в детско-взрослом коллективе.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

• регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения и учреждения в целом;

• помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами учреждения;

• организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

• привлечение членов семей учащихся к организации и проведению дел (мероприятий) в объединении.


Приложение 3

«Фантастика»

Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например:

«Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты»,

«Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтанно.

Оценивается за оригинальность и содержательность сюжета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).

«Сказка»

Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочника. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюстрации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).

Положительно оцениваются: оригинальный сюжет, соответствие жанру, яркость образов, адекватность содержания этюда - картине-стимулу, количество изобретательных режиссерских находок.

(Кроме особенностей индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными категориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).

«Психологический портрет по фамилии»

Называется фамилия человека, на основании которой необходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образование, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный стимул).

Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, , Страдалина, Губа и т. д.),

Оригинальная характеристика внутреннего мира и внешнего облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповторимых особенностей — положительное качество портретного описания. (При ответе следует обратить внимание на характер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).

В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическому показу отдельных деталей, привычек, психологических подробностей поведения воображаемого человека и т. д. Иногда описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.

Данное задание полезно предлагать испытуемому 2-3 раза (на разные фамилии- стимулы). (Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощущение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).

«Закончи сказку»

Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:

• мелодией;

• рисунком (фрагмент);

• этюдом (фрагмент);

• рассказом.

Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.

Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).

«Свободная импровизация»

(задание М. А. Захарова)

Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна возникнуть групповая импровизация, в которой каждый исполнитель находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки, приспособления, индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу руководителя.

Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.

Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских задатков и др.).

Изобретатель. Предлагается придумать (изобрести):

• новое слово, несуществующее в русском языке, дать ему смысловую характеристику;

• новый предмет, не имеющий аналога в обиходе человека, дать ему название, характеристику практического использования;

• новую несуществующую профессию, необходимую в будущем; дать ей характеристику, объяснить значение и цель.

Положительно оценивается оригинальность мышления, новизна, практическая значимость «изобретения».

(Кроме глубины индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание обнаруживает гибкость, подвижность и остроту мышления, природную наблюдательность, способность к изобретению, конструированию новых идей, пространственно-временному восприятию и др.).

«Фантазия»

Сочинить короткий рассказ-фантазию. Исходным моментом, стимулом может явиться:

• предмет (например: саквояж, барометр, брелок и т. д);

• содержание картины известного художника (например: «Девятый вал» И. К. Айвазовского. «Странник» В. Г. Перова, «Молчание» М. В. Нестерова и т. д.);

• звук (например: скрип двери, жалобный стон за стеной, крик филина, дальний звон колокольчика и т. д.);

• фраза (например: «Этого не может быть!», «Теперь уходи», «Тихо, нас услышали...» и т. д.);

• слово (например: «прости», «да», «нет», «вот и все» и

• др.);

• драматическая ситуация;

• поэтическая строка;

• фотография человека;

• вид за окном;

• психофизическое самочувствие и т. д. и т. п.

Высший балл присуждается за уникальность ответов-фантазий.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет логику и последовательность мышления, пластическое видение, остроумие, ощущение стиля, чувство юмора, эмоциональную возбудимость и др.).

«Музыкальный фрагмент»

Прослушать фрагмент классического музыкального произведения. (Например, фрагмент «Балеро» Равеля, «Лунной сонаты» Бетховена и т. д.). Возникшие во время прослушивания ассоциации выразить в любом удобном варианте:

• сценическом этюде;

• рисунке;

• коротком сюжетном рассказе.

(Музыкальные фрагменты выбираются короткие по времени, но художественно завершенные. Желательно использовать классические музыкальные произведения мирового репертуара).

Положительно оцениваются ответы-решения за образность восприятия, тематическое, жанровое и стилевое соответствие стимулу, эмоциональную наполненность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, ассоциативно-образное мышление, эмоциональную возбудимость, эрудицию в сфере музыкального творчества и др.).

«Воображаемый спектакль»

Предлагается по отдельным картинам (эпизодам) рассказать о замысле будущего спектакля (по подготовленной ранее экспликации). Кинолента видения будущего спектакля должна быть зримой, непрерывной и подробной. Ответ оценивается за оригинальность замысла, яркость образов, значимость идей, новизну художественной информации.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, ощущение стиля и чувство жанра, зрелищности, композиции, ритма, художественный вкус и т. д.).

«Предисловие»

Рассказать историю-предисловие к заданному:

• фильму;

• спектаклю;

• пьесе;

• прозаическому произведению.

Положительно оценивается логичность, целостность сюжета, оригинальность завязки, соответствие стилю и жанру произведения.

Для данного задания необходимо использовать пьесы классического репертуара или современные пьесы известных драматургов.

Варианты:

• К известной пьесе придумать еще один акт.

• В известной пьесе придумать новый вариант финала.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет способность чувствовать художественное целое, ощущение стиля и жанра, уровень событийно-действенного, пространственно-временного мышления, литературные навыки и др.).

«Несуществующее животное»

(модификация психологического теста М. 3. Дукаревич)

Студийцам предлагается нарисовать несуществующее в природе животное, дать ему название. На обратной стороне рисунка написать ответы на три вопроса:

• где обитает данное животное;

• чем питается;

• с кем дружит (общается).

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается не более 30 минут.

Например:

Испытуемый И. А. нарисовал животное, которое назвал «Бармпохвостый смешакоц». «Живет в ботаническом саду в 5 измерении, питается смехом, который долетает к нему со всех сторон в пору цветения ушацов. На зиму затеривается смеховыми брикетами. Дружит с семиствольным баобабом, на котором живут пербернульчатые брандошмыты».

Испытуемый В. Ш. нарисовал животное, которое назвал «Терь-ямпул». Он комментирует: «Терьямпул очень распространенное животное в пещерах Тарасаба-ба. Длина - 5 см. Высота - 5 см. Ширина - 3 см. Питается влагой, которую всасывает из стен, покрытых минеральными солями и рачками «Дыги» (разновидность нашего планктона). Для этого у него есть приспособленный рот в виде присоски. Не агрессивен. Терьямпулы живут большими стаями, строят себе дома, напоминающие муравейники. Дружат с мелкими птицами (1 см длиной) - Куккерами. Колонии куккеров всегда селятся неподалеку от домов Терьямпулов. Как Терьямпулы, так и Кук-керы впадают в полное оцепенение при звуках любой музыки».

По рисункам и комментариям к ним можно сделать предварительный вывод о том, что данные люди обладают и интересной фантазией, и активным творческим воображением.

Положительно оценивается уникальность замысла рисунка и комментариев (животные не должны походить на тех, которые существуют в природе).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание свидетельствует о гибкости и оригинальности ассоциативно-образного мышления, пластическом видении, чувстве композиции, способности к остроумию, наблюдательности, рисованию, логике образа (соответствие ответов на вопросы тому, что нарисовано, и т. д.).

«Чернильные пятна»

(модификация К. К. Платонова тестов швейцарского психолога Г. Роршаха)

Рассмотреть фотокопию симметрических чернильных пятен. Назвать как можно больше изображений, которые угадываются в чернильных пятнах.

Положительно оценивается оригинальность образов и ассоциаций, адекватность стимулу, количество ответов. (Например: ответ В. В. - «Хан Батый»,

«Цыганская пляска», «Бой петухов», «Место происшествия», «Весенние проталинки», «Пень», «Муравьи», «Береза» оценен положительно. Ответ Ж. О. —

«Танцующие крокодилы», «Трещины», «Лужи» - как неудовлетворительный).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, выявляется семантическая адаптивная гибкость, способность ассоциативно-образного мышления и др.).


Приложение 4

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи

Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на полу. Шесть мышат в камышах шуршат.

Баран Буян залез в бурьян. Наш Полкан попал в капкан. Бобры для бобрят добры.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу. Около кола колокола.

Съел Слава сало, да сала было мало. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон: Как в капюшоне он смешон! Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Горихвостка, гори-хвосточка, выгорихвостила горихвостят.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок. У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, а Афанас у вас. Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Феофанова фуфайка Фефеле впору. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. На дворе — трава, на траве — дрова.

Из кузова в кузов сгружали арбузы.

Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — все бусы склевали по бусинке гуси.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У бела быка губа была тупа. Поезд мчится, скрежеща: «Же-ча-ща, же-ча-ща!»

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

От топота копыт пыль по полю летит. Звенит земля от золотого зноя.

У нас на дворе погода размокропогодилась. Щетина у чушки, чешуя у щучки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы детской организации

Дополнительная образовательная программа работы детской организации "Юная Россия" КОГОАУ СОШ г.Лузы Кировской области...

Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

Методика работы над спектаклем на иностранном языке в детском театральном коллективе

Методическая разработка, описывающая алгоритм работы над спектаклем на иностраннном языке....

Работа над спектаклем на иностранном языке в детском театральном коллективе.

Статья, описывающая опыт работы по постановке спектаклей на английском языке с детьми младшего школьного возраста....

Использование детского театрального творчества в работе с детьми с ОВЗ на общеобразовательных уроках

Использование детского театрального творчества в работе с детьми с ОВЗ на общеобразовательных уроках      В России немало учителей, которые успешно используют театральные...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

Педагогом детского театра накоплен некоторый опыт по формированию команды единомышленников, по созданию сплоченного коллектива в театральной студии. Кратко изложены формы работы, которые традиционно и...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

В статье кратко изложены некоторые формы работы педагога дополнительного образования по формированию сплоченного коллектива, единой команды игроков в  театральном коллективе Дома детского творчес...