Использование детского театрального творчества в работе с детьми с ОВЗ на общеобразовательных уроках
статья

Использование детского театрального творчества в работе с детьми с ОВЗ на общеобразовательных уроках     

 

В России немало учителей, которые успешно используют театральные методики в преподавании самых разных дисциплин: математики, биологии, физики и т.д. Например, преподаватели из Екатеринбурга Ольга Даниев и Андрей Куранов говорят о том, что «театр – это естественный пкть введения ребёнка долкольного и младшего школьного возраста в пространство науки математики. Формирование у ребёнка логического мышления, естественнонаучного мировоззрения и активного познавательного подхода к миру, окружающему его, к самому себе».

До недавнего времени считалось, что театральное творчество может осуществляться в школе, главным образом, во время подготовки и показа любительских спектаклей, представлений, импровизаций. Но уже в 70-х годах замечательный московский учитель Лидия Константиновна Филякина пригласила будущих сотрудников лаборатории ТЕАТРА работать с учениками ее второго класса, чтобы, как она говорила, “развернуть детей с учителя друг на друга”. Она считала, что театральное творчество на уроке может сделать детей более чуткими и подвижными, внимательными и собранными. 

Известно, что школьники всех возрастов с успехом и весьма охотно выполняют многие учебные задания театральной “школы”. Театральная деятельность для школьников оказалась возможной не только во внеурочное время, но и в рамках урока, на котором о постановке спектакля и речи не было. Многие театральные задания могут быть приспособлены к условиям урока и обстановке школьного класса. Театральные задания обязательно должны соответствовать возрасту. Ка говорил Выготский: «… детское театральное творчество тогда, когда оно стремится непосретственно воспроизвести формы взрослого театра является молоподходящим для детей занятием».

Евгения Евгеньевича Шулешко, настойчиво предлагал нам рассматривать учеников на уроке как хозяев, творцов, “способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом”. Для организации на уроке такой деятельности использовалась и “техника действий”, и режиссерский раздел учения о действии —“теория взаимодействий”. Постепенно рождалось и оформлялось следующее направление нашей работы, которое получило название “артистизм педагогического труда”. Задача этого направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в театре “техники действий”.

Согласно исследованию, по утверждению А.П.Ершовой, при социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не сводилась к разыгрыванию обычных сценок. На уроке группками учеников “воплощалось” все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том, сколько правил они помнят, или какой ответ в сложном алгебраическом примере они получили. Свое число-ответ ученики по собственному выбору могли и пропеть, и скульптурно изобразить, и выразить — каким-то движением, хлопками и т.п. А все остальные участники урока становились зрителями-отгадчиками-судьями.

В ходе исследования выяснилось, что на уроке, проходящем в социо-игровом стиле, “сценки” легко могут разыгрываться и по поводу нового сложного определения, формулы или личного мнения об изучаемом литературном произведении. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками учеников тут же, на уроке, без долгих репетиций и особой актерской подготовки, обязательной, например, для детских театральных студий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование детского театрального творчества в работе с детьми с ОВЗ на общеобразовательных  уроках        

В России немало учителей, которые успешно используют театральные методики в преподавании самых разных дисциплин: математики, биологии, физики и т.д.  Например, преподаватели из Екатеринбурга Ольга Даниев и Андрей Куранов говорят о том, что «театр – это естественный пкть введения ребёнка долкольного и младшего школьного возраста в пространство науки математики. Формирование у ребёнка логического мышления, естественнонаучного мировоззрения и активного познавательного подхода к миру, окружающему его, к самому себе».

До недавнего времени считалось, что театральное творчество может осуществляться в школе, главным образом, во время подготовки и показа любительских спектаклей, представлений, импровизаций. Но уже в 70-х годах замечательный московский учитель Лидия Константиновна Филякина пригласила будущих сотрудников лаборатории ТЕАТРА работать с учениками ее второго класса, чтобы, как она говорила, “развернуть детей с учителя друг на друга”. Она считала, что театральное творчество на уроке может сделать детей более чуткими и подвижными, внимательными и собранными.

Известно, что школьники всех возрастов с успехом и весьма охотно выполняют многие учебные задания театральной “школы”. Театральная деятельность для школьников оказалась возможной не только во внеурочное время, но и в рамках урока, на котором о постановке спектакля и речи не было. Многие театральные задания могут быть приспособлены к условиям урока и обстановке школьного класса. Театральные задания обязательно должны соответствовать возрасту. Ка говорил Выготский: «… детское театральное творчество тогда, когда оно стремится непосретственно воспроизвести формы взрослого театра является молоподходящим для детей занятием».

Евгения Евгеньевича Шулешко, настойчиво предлагал нам рассматривать учеников на уроке как хозяев, творцов, “способных по своему доброму желанию обогащать друг друга своим трудовым и духовным потенциалом”. Для организации на уроке такой деятельности использовалась и “техника действий”, и режиссерский раздел учения о действии —“теория взаимодействий”. Постепенно рождалось и оформлялось следующее направление нашей работы, которое получило название “артистизм педагогического труда”. Задача этого направления заключалась в том, чтобы прояснить и обогатить проблематику педагогического мастерства с помощью разработанной в театре “техники действий”.

Согласно исследованию, по утверждению А.П.Ершовой, при социо-игровом стиле обучения театральная деятельность не сводилась к разыгрыванию обычных сценок. На уроке группками учеников “воплощалось” все, что угодно. Например, числовой ответ на вопрос о том, сколько правил они помнят, или какой ответ в сложном алгебраическом примере они получили. Свое число-ответ ученики по собственному выбору могли и пропеть, и скульптурно изобразить, и выразить — каким-то движением, хлопками и т.п. А все остальные участники урока становились зрителями-отгадчиками-судьями.

В ходе исследования выяснилось, что на уроке, проходящем в социо-игровом стиле, “сценки” легко могут разыгрываться и по поводу нового сложного определения, формулы или личного мнения об изучаемом литературном произведении. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группками учеников тут же, на уроке, без долгих репетиций и особой актерской подготовки, обязательной, например, для детских театральных студий.

Таким образом, элементы театрально-концертной деятельности могут успешно применяться на различных школьных уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Эффективность использования метода личного примера в работе с детьми ЗПР и детьми группы риска

Воспитатель обязан помнить, что кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на нем еще несоизмеримо большая ответственность за души детей. Планируя и осуществляя воспитательную работу, отсл...

Детское анимационное творчество. Делаем мультфильмы с детьми.

Одним  из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке становится внедрение анимационных технологий в учебную деятельность...

Опыт работы «Использование элементов народного танца в работе с детьми»

В публикации представлен опыт работы педагога по развитию музыкально-ритмических движений с детьми 4-5 лет и методическая разработка разработка организованно-обраховательной деятельности "Матрёшк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО КЛУБА «МАЛЫШОК»

Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и инт...

Доклад «Детский аутизм. Трудности в работе с детьми с РАС»

Доклад представлен на онлайн-семинаре: «Пути реализации и проблемы сопровождения детей с РАС и ТМНР в условиях образовательного процесса» (26.04.22 г.)...