Эффективность использования метода личного примера в работе с детьми ЗПР и детьми группы риска
статья на тему

Ибрагимова Тамара Васильевна

 

Воспитатель обязан помнить, что кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на нем еще несоизмеримо большая ответственность за души детей. Планируя и осуществляя воспитательную работу, отслеживайте два момента: насколько детям комфортно с воспитателем, и насколько такое общение полезно для них. 

Помнить, что главный метод воспитания – это воспитание личным примером. Дети – наше зеркало, и они берут пример именно с нас. Другого примера у них перед глазами нет. Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Метод воспитания (от греческого "методос" – путь) - это способ реализации целей воспитания.  Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов.   Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации, такую организацию деятельности, в которые включается ребенок, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.  

В современной педагогической литературе можно встретить разнообразную классификацию  методов воспитания.  Методов на самом деле значительно меньше, чем то количество, что сегодня перечисляется в литературе.

      Основная задача педагога - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка.

В процессе контакта с педагогом происходит понимание воспитанником тех норм и правил поведения, которые он должен сформировать у себя. От того с каким педагогом будет происходить общение ребенка, насколько педагог образован, развит, духовно сформирован будет во многом зависеть и то каким человеком станет ребенок.

   Современные психологи и педагоги  отмечают такую особенность детского восприятия окружающего мира – нет и не может быть у ребенка много авторитетов. Количество взрослых, пользующихся авторитетом у ребенка всегда ограниченно. И вот здесь возникает необходимость поговорить о личном примере взрослого.

 Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие.

Пример действует на уровне первой сигнальной системы.

 Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей.  

 Подражательность - психологическая основа примера. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Часто творчество проявляется в особенном, своеобразном подражании. Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания.

  В процессе подражательности психологи выделяют три этапа. Первый - непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица. Второй - формирование желания действовать по образцу. Третий - синтез самостоятельных и подражательных действий.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанником он относится ровно и доброжелательно. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; нельзя воспитать нравственно развитую личность , поступая безнравственно.  Чтобы ни  делал педагог, с кем бы он ни общался, в каких бы взаимоотношениях он не состоял с другими коллегами, прежде чем выразить свое отношение к чему-либо, прежде чем сказать и сделать , педагог должен всегда помнить о том, что рядом находятся дети, на него смотрят, его слушают, даже если он в данный момент говорит не сними. В первую очередь педагога должно волновать: как на это отреагируют дети, что они могут взять для себя на вооружение. Ведь зачастую подражание педагогу, копирование его отношения к чему-либо происходит автоматически. Поскольку, как  уже отмечалось выше,  явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании.

На педагогах, работающих в условиях детского дома, лежит двойная ответственность. Кто как не воспитатели должны являть пример высокой нравственности, духовности и душевности. Став авторитетом для ребенка,

выполняя роль мамы, папы, старшего друга, быть источником положительных примеров.

Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот. Все зависит от профессионализма и таланта композитора, в нашем случае от таланта и профессионализма педагога.

Методом, оказывающим доминирующее влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.  Как правило, метод убеждения, применяемый педагогом, постоянно сочетается с методом внушения.

 Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.   Этот метод в педагогической практике используется достаточно широко. Применение метода внушения способствует формированию чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.  

При использовании метода внушения большое значение опять таки имеет личность внушающего: его вера, компетентность, привлекательность, авторитетность. Учитывая, что сам социальный статус учителя является достаточно авторитетным для учеников, во многих ситуациях каждое его высказывание ученики воспринимают как истину. Это во многом зависит от эмоциональности педагога, наличия у него способности вызвать эмоциональное переживание учеников.

При работе с детьми, имеющими задержку психического развития, когда психические функции – память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера – отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Когда наиболее характерной особенностью этих детей является несоответствие между уровнем наглядно-действенных операций и словесно-логического мышления, личный пример воспитателя среди других методов педагогического воздействия занимает особое, ведущее место. Его значимость трудно переоценить в работе с детьми ЗПР. Что накладывает большую ответственность на  воспитателей и предъявляет особые требования к личности педагога.

Воспитатель обязан помнить, что кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмеримо большая ответственность за души детей. Планируя и осуществляя воспитательную работу, отслеживайте два момента: насколько детям комфортно с воспитателем, и насколько такое общение полезно для них.  

Помнить, что главный метод воспитания – это воспитание личным примером. Дети – наше зеркало, и они берут пример именно с нас. Другого примера у них перед глазами нет. Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.

И в заключении хотелось еще раз напомнить вам заповеди педагога по общению с детьми, которые выделил Ш.А.Амонашвили:

Верить в безграничность ребенка – он все может.

Верить в свою творческую беспредельность – ты учитель от бога.

Верить в силу гуманной педагогики, гуманного воспитания. Если не верить, то можно сорваться.

 

Литература:

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.

 2. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей и отклонениями в развитии. / Под ред. Б. П. Пузанова. - 2-е изд. - М.: "Академия", 1999. - 144

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

Формы и методы индивидуальной и профилактической работы с детьми "группы риска"

Как установить контакт с детьми? Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагир...

Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми

Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми...

Использование метода выставкотерапии в логопедической работе с детьми

Тема: «Использование  метода  выставкотерапии  в  логопедической  работе  с  детьми  по  лексической  теме  «Женский  день - 8...

«Эффективное взаимодействие в решении проблем с детьми «группы риска»

Рзвитие психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях проблемного поведения детей....

Использование методов базальной стимуляции в работе с детьми с ТМНР

Материал посвящен организации индивидуальной работы с детьми с ТМНР и применением методов базально стимуляции...