Главные вкладки

    Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».
    план-конспект урока по музыке по теме

    В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста». Автор поделился своими оригинальными решениями   эффективного использования арттехнологий в вокальной работе.Метод вокализации и дыхательные  и артикуляционные тренинги, вокальная «звукопись» и метод «эмоционального тренинга», элементы сценического искусства и поэзия. Вот перечень приемов и техник, продемонстрированных преподавателем на уроке

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Московской области

    ГОУ СПО  «Московский областной колледж искусств и технологий»

    Открытый урок

    по дисциплине       «Вокальный класс»

     

    Тема: Использование элементов артпедагогических технологий

    в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста

    Преподаватель:

    Пономаренко Н. И.

    Студентка  41 гр.:

     Юлия В.

       24.10.2012г.

    .

    г. Егорьевск  

    Тема урок: Использование элементов артпедагогических технологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста.

    Цель урока:  Освоение приемов и методов артпедагогики в практической певческой деятельности студента.

    Задачи урока:

    Образовательные

    - обеспечить усвоение студентом  знаний методов и техник арттехнологий, используемых на уроках вокала;

    - обеспечить усвоение студентом знаний об особенностях использования арттехнологий в вокальной работе с детьми младшего школьного возраста;

    -    обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;

    2. Развивающие –     создать условия  для развития у студента

    -   осознанных вибрационных ощущений певческого процесса

    -   активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

    - эмоционально - образной сферы  психологических процессов         (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

    -    нижнереберно-диафрагматического дыхания.

    3. Воспитательные  - создать условия для

    -   воспитания сознательного подхода к обучению;

    -   повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации;

    Тип урока: комбинированный.

     Методы работы: 

     по источнику знаний:

         наглядные  –  наглядно - иллюстративный, показ;

         словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

        практические  –  упражнения, практические задания;

    по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

    Методы вокальной педагогики:  концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.

    Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности;

    исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

    Межпредметные связи: сольфеджио, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, методика музыкального воспитания, практика

    Оборудование: фортепиано,  зеркало

    Используемая нотная литература:        

    1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

    2.  Теремок: русская народная песня [Ноты]: "Стоит в поле теремок...": для голоса в сопр. фп. // Ступеньки музыкального развития : пособие для музык. рук. и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. А. Дубровская. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2004 . - ISBN 5-09-013236-4   http://www.rlib.yar.ru:8088/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe 

    Ход  урока.

    I.Объявление темы, цели и задач урока.

    II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

    1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).          

    2.Распевание. Использование упражнений:

    - интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

    - упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных       навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

        Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления на примере скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев и т.д. Все упражнения вплетаются в музыкальную историю-сказку.

          Урок сегодня необычный. Мы показываем принципы вокальной работы с детьми младшего школьного возраста. Дети не любят распеваться, профессиональные упражнения скучные. Поэтому с детьми поют попевки, но можно поступать и по-другому. Как, мы сейчас покажем. Наши студенты – это будущие учителя музыки, которые практически должны владеть различными технологиями: формирования певческой культуры школьника; приемами и техниками артпедагогики,  здоровьесбереженья арттерапевтической направленности процессов обучения.

           Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос». Вопрос студенту: Объясните, какую цель преследует этот вид работы? – Настройка дыхательного аппарата на правильное певческое дыхание, развитие мышц, участвующих в голосообразовании, развитие  звонкости голоса, его выносливости.

         Сегодня  «певческая установка» - это одно из упражнений физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый « столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать. Если младший школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

          А теперь наш класс превращается в луг. Две веселые подружки, две подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. Их внимание привлек странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («тр-р», в высокой тесситуре -  «машина едет в горку»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле).

           Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал  октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли  («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ежик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает («и-а» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I)! Девочки решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой.

         Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

    Обращение к студенту: Объясните, какова цель этих последних упражнений? –  Развитие   мимических мышц, активности артикуляционного аппарата.

      А потом девочки стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

           Подвести студента к постепенному осмыслению  своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной  задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

           Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. К сочинению таких историй можно привлечь детей, давая им задания уже с определенными персонажами. Возможно, они придумывают их сами, а на уроке будут «рассказчиками – руководителями» процесса распевания. Остальные дети будут озвучивать эту историю.

    Обращение к студенту: Как Вы думаете, какие цели может преследовать такая работа? – Развивающие цели. Помимо развития определенных вокальных навыков, будут развиваться и воображение, мышление, память ребенка.

      3. Работа   над  исполнением вокализа (Ф. Абт. Вокализ №13).

          Эту методику можно использовать при работе над любым произведением, ставя определенные цели, в зависимости от тесситуры «рисуя» звуком разные картины, образы.   Поем вокализ, каждая фраза которого исполняется  различными звуками, развивающими разные виды резонирования, с разным эмоциональным подтекстом. Напоминание о певческой установке - « столб достоинства».

         Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

    4. Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (Русская народная песня «Теремок»). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

          Студентка «превращается в учителя музыки» и показывает  русскую народную песню «Теремок», а затем выразительно читает текст первого куплета.

          Обращение к студенту: Мелодия развивается волнообразно, плавно. Докажите необходимость скачков, которые появляются в мелодии? - В первой части песни в конце каждого предложения интонация повышается, а в мелодии появляется небольшой интервал - мелодия «рисует» устремленный ввысь терем. Вторая начинается с вопроса и появляется восходящая кварта, подчеркивающая эту вопросительную интонацию.

         При работе с детьми на это нужно обратить внимание. К теремку приходят разные звери. Как мы можем показать это? – Меняя тембр, слегка изменяя звуковедение: изображая квакушку, петь чуть «холодноватым» звуком, почти нон легато (лягушка прыгает), лисичку -     «сладким», очень плавно (легато).  

          Работая над выразительным исполнением песни, музыкальной характеристикой каждого персонажа, может быть,  инсценируя песню, необходимо зрительно представить каждый образ. Например, лисичка рыжая, красивая, очень гибкая и т.д. Это еще больше сконцентрирует внимание детей на эмоциональности исполнения.

            При работе над текстом, над активной подачей слова, какие еще приемы и методы можно использовать? – Утрированное произнесение текста; как подготовительный этап  работы по активизации артикуляционного аппарата – артикуляционную гимнастику (Приложение №2), мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру. Показать один из данных приемов (по выбору студента), а затем исполнить песню с показом дыхания.

    III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

    Приложение №1.

               Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

      Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

          Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

    восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

    улучшают дренажную функцию бронхов,

    положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

    повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

    улучшают нервно - психическое состояние организма.

         Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем.  Мы делаем по 32 движений  дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

         Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

     Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

         Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

    Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

    Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

    Приложение №2.

                         Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

             «Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

     «Щеточка»: Сделайте языком круговые движения  между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.

     «Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю  губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

            «Лошадка»: Пощелкайте         языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.

           «Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.

            «Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

     «Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.

          Исполнение упражнений, связанных  с работой губ и открытием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

    ЛИТЕРАТУРА

    Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

    Иванов В.. Физвокализ: в гармонии с собой: http://www.mosoblpress.ru/38/18935

     Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е       изд. –   М., 2008:       http://strelnikova.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»

    Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразры...

    Проблема правильного произношения в хоровом произведении на иностранном языке (английском) и пути ее преодоления в работе с детьми младшего школьного возраста

    Хоровая музыка является одной из разновидностей музыкального искусства, наиболее яркой отличительной чертой которого является синтез музыки и слова. Не что иное, как слово помогает глубже проникнуть в...

    Семинар -практикум по баскетболу "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста"

    Семинар -практикум по баскетболу "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста"Семинар проведенной для педагогов дополнительного образования с целью изучения тренировочного занятия по баске...

    Использование компьютера в работе с детьми младшего школьного возраста

    Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощь...

    «Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»

    Хореография для детей развивает музыкальные и танцевальные способности ребенка. Умение двигаться грациозно и красиво – это детская хореография....

    Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

    Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...