«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»
методическая разработка по теме

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции,движениях,фигурах.
Хореография-это радостное приобщение к миру танца.

Малыши получают первые уроки грации и пластики, обучаются элементам классического, играют в танцевальные игры, узнают, что такое «детская растяжка», развивают внутреннюю дисциплину и внимание.  Постоянно стимулируется творческая самостоятельность ребят, используются разнообразные варианты движений, игр, танцевальных этюдов. Также предлагаются детям творческие задания различной сложности, в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povolzhskaya_gosudarstvennaya_sotsialn1.docx39.67 КБ
Файл portfolio_referat.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ МБОУ ДОД ДШИ№3 «МЛАДОСТЬ» ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА Г.О.САМАРА

«Особенность игрового общения педагога хореографа в  работе с детьми младшего школьного возраста»

Итоговая работа слушателя

Курсов повышения квалификации

ПДО ДШИ№3 «Младость»

Першиц Е.Н.

Самара 2013год.


Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции,движениях,фигурах.
Хореография-это радостное приобщение к миру танца.

Малыши получают первые уроки грации и пластики, обучаются элементам классического, играют в танцевальные игры, узнают, что такое «детская растяжка», развивают внутреннюю дисциплину и внимание.  Постоянно стимулируется творческая самостоятельность ребят, используются разнообразные варианты движений, игр, танцевальных этюдов. Также предлагаются детям творческие задания различной сложности, в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Хореография для детей развивает музыкальные и танцевальные способности ребенка. Умение двигаться грациозно и красиво – это детская хореография. На уроках хореографии помимо общего оздоровительного эффекта малыши чувствуют себя сильными, уверенными в себе, красивыми, что создает чувство внутренней свободы и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Детская хореография поможет вашему ребенку стать более открытым и веселым. Освоение упражнений, танцевальных движений, элементов партерной гимнастики развивают мышечное чувство, координацию движений, ловкость, точность; также развивают гибкость, пластичность; воспитывают выносливость, силу, формируют правильную осанку и красивую походку; развивают умение ориентироваться в пространстве. У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Уроки по хореографии с малышами обычно проводятся в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры. На уроках хореографии дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением. Разучивая игры, пляски, последовательно усложняются задания с учетом особенностей репертуара. Неоднократно повторяется выученный материал, закрепляя знания, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности.

 Программы, используемые на занятиях, нацелены на общее гармоничное, духовное и физическое развитие ребёнка. Детская хореография воспитывает музыкальный вкус, развивает творческие способности, координацию движений и чувство ритма. Развивается умение ориентироваться в пространстве, формируется правильная осанка, красивая походка, укрепляются мышцы. Так же упражнения нацелены на совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. Содержание урока гибко корректируется в зависимости от возможностей детей.

 В хореографии заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:

  • на уважении и эмпатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;
  • умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
  • в поощрении при развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
  • в воспитании стремления к свободе.

1. Творческое развитие в условиях общеобразовательной школы тесно связано с программой государственного образовательного стандарта. Но вместе с тем, занятия хореографа на уроках "Ритмики" представляют собой синтез творческого вдохновения и таланта педагога.

В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни. В основе уроков ритмики заложены принципы хореографии, отражающие творческую направленность, к ним относятся: Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

2. Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности.

3. Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности.

 4. Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

5. Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности.

 6. Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.

7. Импровизация - первооснова художественного творчества детей.

Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности младших школьников:

  • возможность овладения школьниками опыта самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;
  • создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;
  • выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика;
  • совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Специфика развивающего потенциала хореографии в различных видах танцевального искусства (классический, народный, бальный и историко-бытовой танец) отражена в творчестве известных деятелей: А.Я. Вагановой, Н.П. Базарова, Р.В. Захаровой, К. Зацепиной и др.

Рассматривая хореографию как средство творческого развития младших школьников, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца.

В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и т.д.). Творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

Трудно переоценить значение общего развития ребенка школьного возраста. Именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, создаваемой им самим, или в играх с правилами. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.

Основы изучения игровой деятельности у детей с речевой  патологией.


  • Игра занимает существенное место в жизни ребенка-школьника, оказывая значительное влияние на его развитие: ориентацию в общих смыслах человеческой деятельности, способность действовать в плане представления. Сложный многоаспектный феномен детской игры всегда вызывал интерес исследователей (психологов и педагогов).
  • Психология детской игры ориентирована в основном на изучение центральных тенденций становления игры в младшем школьном возросте. Эти тенденции касаются мотивационного аспекта игры: реализации стремления ребенка «быть взрослым», проявляющейся в движении от воссоздания в игре действий взрослых, к воссозданию отношений между людьми; когнитивных аспектов игры: развития механизмов игры от замещающего предметного действия к вербальному, развития способности к репрезентации связей и отношений реальности от моделирования в игре отдельных эпизодов к связным сюжетам.
  • К старшему школьному возрасту игра детей становится сложным образованием, в котором переплетаются разные составляющие игры (роли, действия и их последовательности, игровые предметы). Ребенок совершенствует свою способность к замещающему действию от предметного до вербального, приобретает способность к выстраиванию сюжетных комбинаций, характеризующихся все большей внутренней связностью.
  • Вместе с тем, имеются существенные различия в развертывании сюжета между детьми, достигшими данного этапа игры, проявляющиеся в дифференциации форм игры (по признаку преобладания предметного или вербального замещения) и в предпочтении детьми тех или иных средств развертывания сюжета, т.е. различия, связанные с когнитивными аспектами.
  • Индивидуальные особенности развертывания сюжета игры детьми, степень их устойчивости, связь их с особенностями когнитивных процессов не были предметом специальных исследований. Тщательное изучение этих вопросов, лежащих на пересечении психологической теории детской игры и дифференциальной психологии, может внести вклад в обогащение научного знания в обеих этих сферах.
  • В отечественной психологии и педагогике получило признание положение о том, что развитие игровой деятельности ребенка связано с формообразующими влияниями . Игровая деятельность складывается у ребенка в результате стихийных или целенаправленных воздействий среды, которую образуют специфические игровые образцы и предметно-игровая среда. В рамках концепции формирования игры в школьном детстве, разработанной Н.Я. Михайленко, было показано, что наиболее полно ребенок овладевает игровой деятельностью, если ему целенаправленно и поэтапно передаются усложняющиеся средства (способы) построения игры. Для старшего школьного возраста задача целенаправленного формирования игры связывается (в соответствии с закономерностями становления игры) с формированием общего способа творческого построения сюжета игры - сюжетосложения.
  • Современная концепция ориентирована на основные тенденции становления игры в школьном детстве; в рамках этой концепции разработана система педагогических приемов, продвигающих ребенка от одного этапа становления игры к следующему, более высокому.
  • Факты, указывающие на индивидуальные предпочтения, различия в развертывании сюжета игры детьми старшего школьного возраста, заставляют расширять педагогическую задачу, делают ее более сложной: необходимо формировать и поддерживать сюжетосложение у старших школьников и одновременно обеспечивать условия для свободного проявления индивидуальных особенностей детей в этом процессе.
  • Эта задача особенно актуальна в настоящее время, когда отечественная школьная педагогика перестраивается в направлении гуманизации образовательного процесса, переходит к личностно-ориентированным программам, в которых подчеркивается необходимость ориентации не только на общие возрастные нормы развития, но и на индивидуальные особенности детей.

Особенности игровой деятельности

На уроках  хореографии с детьми, я использую ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения направленные на развитие психомоторных способностей младших школьников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Недаром К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей умению перевоплощаться.

Игровой метод в работе с младшими школьниками хорош на любых занятиях. Поэтому игры всегда были и остаются традиционным средством педагогики. А значит, и занятие по хореографии, при определенной фантазии руководителя, тоже может стать увлекательной игрой.

На хореографии мы широко используем театрализованные игры, объединенные одной темой. Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д.

Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при исполнении песен, чтении стихов и литературных текстов, составлении рассказов).

Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (О.А. Карабанова). Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо, и соответствуют определению: драматизировать - значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети - артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают содержание их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Возрастные различия внутри детского типа общения проявляются в том, что в 1, частично во 2 классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой, а во 2-3 классах в нем в довольно большой мере присутствует общественная деятельность. Со второго полугодия 2 класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения. Расширяется тематика разговора детей друг с другом, главным образом в них обсуждаются: учебная работа, игры (в том числе игрушки, имеющиеся в доме), кинофильмы, телепередачи, коллекции, домашние животные, отношения между детьми и семейные события (преимущественно у девочек). Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно.

Словарь младших школьников достаточно богат. Однако умение вести диалог развито у них очень слабо, типичным для них является только информационный диалог. Это особенно ясно видно, когда в общении младших школьников появляется диалог дискуссионного типа. По степени эмоциональной вовлеченности можно выделить    товарищеское  и   приятельское  общение . Первое из них свойственно почти всем младшим школьникам и реализуется в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей. Приятельское общение  реализуется главным образом в процессе игр и связано в основном с общением лиц одного пола. Но до 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола. Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.

Общение сверстников разных полов в младшем школьном возрасте имеет некоторую специфику. В целом общение между мальчиками и девочками в 1-3 классах неинтенсивно, протекает главным образом в сферах жизнедеятельности, организованных учителем, и в играх во дворе по месту жительства ребят. Среди младших школьников выделяется группа мальчиков и девочек, общение между которыми намного интенсивнее. При этом явно выделяются два типа подобного общения. Первый - это общение между собой мальчиков и девочек, которые находятся в неблагоприятном положении в системе общения сверстников своего пола и для которых общение со сверстниками противоположного пола является компенсацией этого неблагополучия. Этот тип общения по своим содержательным показателям и степени эмоциональной вовлеченности в него школьников аналогично. Во втором типе общения между мальчиками и девочками участвуют как ребята, занимающие неблагоприятное положение в системе общения сверстников своего пола, так и занимающие удовлетворяющее их положение в этой системе. Это общение чаще всего строится на основе подражания образцам, заимствованным у старших ребят: прогулки вдвоем, посещение друг друга на дому, совместные просмотры кино, элементы ухаживания и т.д. В содержании разговоров обращают на себя внимание рассказы друг другу о своих родных, знакомых семьи, о своих товарищах и подругах. Структура круга общения младших школьников весьма неустойчива и подвижна. У большинства ребят возникают ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие ситуативные игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик: от 2-3 человек в первом до 4-5 человек в третьем классе. Персональный состав этих групп весьма подвижен, но к третьему классу явно наблюдается рост устойчивости предпочтений. Но при всей неустойчивости общение, возникшее в начальных классах, продолжается иногда на протяжении 10-20 и более лет.

Формирование личности ребенка через игру.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так часто приходится наблюдать, как дети играют в « концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед своими товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

На своих уроках я использую такие игры как: « Принц, принцесса и змей Горыныч», «Музыкальные воротики», «Чики-Брики». Проводя коллективные игры, я  создаю весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, не акцентирую  внимание на проблемах и ошибках.

 Таким образом, игровое общение –  не должно уходить из жизни ребенка, как младшего, так и среднего школьного возраста. Благодаря игре, процесс вхождения в учение происходит плавно и легко, потому что психологически ребенок  всё ещё бессознательно принимает игру. Также важно отметить, что усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее. Ребёнок, увлеченный  замыслом нового упражнения, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, требующими перестройки и поиска решения. В игре же дети сами стремятся научиться тому, чего они ещё не умеют. Это утверждение подтверждают слова китайского мыслителя и педагога Конфуция: 

То, что я слышу, я забываю.

То,что я вижу, я запоминаю.

То, что я делаю сам, я понимаю.

На основании музыкального репертуара «Словаря движений» (Е.В. Горшковой) и  многолетнего опыта преподавания была разработана система специально составленных и подобранных творческих хореографических игр и игровых упражнений. Два раздела языка движений: 
музыкальная     пантомима     и     танцевальные     движения -  дополняются  творческими   упражнениями   на   образность,   что   определяет основные направления обучения выразительному движению и  азам хореографии.     

Принципиальная особенность предлагаемой методики заключается в том, что работа над выразительностью начинается не после  того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее, сразу же после  первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся творчески, с помощью языка движений и мимики, общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные этюды позволяет перейти уже  к развёрнутым и сложным танцевальным композициям, способствующим творчеству. 


Список литературы

  1. Резерв успеха – творчество. Пер. с нем. Под ред. Г.Нойнера, В Калвейта, Х. Клейна. М.: Педагогика, 1989. – 152с.
  2. http://www.refcentr.ru/
  3. www/psychology/ ru.// www.psychology.net.ru
  4. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
  5. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С.166.
  7. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. - с.4.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие упражнения на уроках хореографии хореографии.

Работу выполнила п

едагог дополнительного образования Першиц Е.Н.

Содержание

Введение……………………………………………………….……….3

Теоретические аспекты……………………………………………….. 5

Использование здоровьесберегающих упражнений на занятиях

хореографии……………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………….26

Список литературы……………………………………………………27

                                                     Введение

В ХХ и XXI вв. очень актуальна проблема гиподинамии-недостаточность движения. Очень уж обездвиженной стала наша жизнь. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса. Справедливость такого утверждения, к сожалению, очевидна. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных

избавить нас от любой физической нагрузки. Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Ребенок десять-одиннадцать лет сидит за школьной партой, затем еще пять-шесть лет учится в ВУЗе. Дальнейшая жизнь и работа тоже не требуют движения. От движенческих нагрузок освобождают человека различные механизмы и машины. Однако человеческий организм рассчитан на движение. Медики говорят, что эластичность и крепость стенок кровеносных сосудов формируется только при физических нагрузках. Если таковых нет, то нечего удивляться ранним инфарктам и другим заболеваниям кровеносной системы. Цепь эндокринных нарушений вследствие гиподинамии проявляется метаболическим синдромом. Все эти изменения в конечном итоге приводят к уменьшению продолжительности жизни. Танец, безусловно, способен спасти, и спасает многих от гиподинамии.

Теоретические аспекты

Хореография - танцевальное искусство (первоначально под хореографией понимали запись танца, затем - искусство сочинения танца, с конца XIX - XX вв. - танцевальное искусство в целом). Хореография, давала возможность описать различные социальные процессы при помощи языка телодвижений. Зачастую, этим языком можно выразить намного больше, ведь этот язык понятен людям всех возрастов, выходцам всех стран и социальных групп. При помощи танца, изображались сцены охоты, трудовые процессы, танцем люди могли просить помощи у высших сил во время войны, или болезни близких. Благодаря хореографии удавалось отобразить все социальные аспекты общества. Эти процессы до сих пор можно увидеть у племен, живущих вдали от цивилизации.

Хореография – это жизнь, это не просто танец, или набор определенных телодвижений. Как и жизнь, хореография сложна. Необходимо терпение, дисциплина, самоотдача, требует очень многого от человека, ей необходимо уделять массу физических усилий и душевных сил….

Но также как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает духовный мир. Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во время танца - прекрасный вид физической зарядки. Танец способствует развитию гибкости и сохранению ее до преклонных лет. Более того, танец приучает держать себя просто и естественно; помогает общению и взаимопониманию. Танцуя, можно поведать о себе, своем характере, темпераменте, вкусах и, конечно, воспитании. Занятия хореографией способны сделать человека не только физически сильнее, но и увереннее, краше. Хореография – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и на сколько, будет здоров. Не стоит этим пренебрегать.

Занятия «Хореографией» оказывают положительное влияние на

организм детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно - необходимых двигательных умений и навыков; улучшение телосложения; выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь; развитие двигательной памяти. Детская хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально - двигательный образ. В хореографии сливаются воедино слуховое (ритмическое)  и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом, в этом и поможет хореография.

Чем же полезны танцы? Прежде всего тем, что совершенно

безвредны для здоровья!

1. Начинать заниматься танцами можно практически с любого

возраста и в любом возрасте: от самого юного до самого уважаемого.

2. Танцы прекрасно развивают координацию движений.

3. Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой

походки.

4. Танцы развивают дыхательную систему организма человека.

5. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных

простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни

у людей, страдающих астматическими приступами.

6. Танцы - лучшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от

многих других комплексов.

7. Доподлинно известно, что танцы продлевают жизнь, способствуют

поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку

работоспособность и жизнерадостность до последних дней жизни.

Использование здоровьесберегающих упражнений на

                                       хореографии

Обратим внимание именно на те упражнения на уроках хореографии

которые могут выполнять обучающиеся и 7 и 15 лет  и которые помогают сохранить нам осанку. Красивая осанка это не только красота, но еще и здоровье, поэтому стоит приложить усилие для того, чтобы ее приобрести. Если искажения осанки фиксированы, выражены резко и невозможно принять правильное положение, то в этом случае требуется лечение. Если же нарушения нестойкие, слабо выраженные то такие нарушения поддаются исправлению при упорной целенаправленной работе. Партерный экзерсис наилучшим образом помогает укрепить обучающим мышцы спины и способствует развитию хорошей осанки.

Примерный комплекс упражнений, направленных на воспитание

правильной осанки и укрепление мышц туловища.

Упражнение № 1: И.п лёжа на полу носки на себя, посмотреть, держать 4 счета, следующие 4 счета расслабиться. Движение повторяется 8 раз.

Упражнение № 2: И. п. лёжа на спине. Ноги согнуть и поставить ближе к тазу, поднять туловище, держать «мост», не прогибаясь. Одновременно работать руками, одна вверх, другая вниз — на каждый счет, меняя положение рук. Упражнение выполняется 16 раз.

Упражнение №3: И. п. Лёжа на спине руки вдоль туловища ладонями вверх. Раз. Опираясь на руки, прогнуться. Два — прижать поясничный

отдел позвоночника. Упражнение повторить 16 раз.

Упражнение №4: И. п. Лёжа на спине руки в стороны ладонями вниз. . Раз-два-три - поднять правую согнутую ногу в колене и прямую левую, держать. Четыре— и. п. То же, согнув левую. . Упражнение повторяется 16 раз.

Упражнение №5: И. п. лёжа на спине руки под голову. Поднять обе ноги ( невысоко), раз - развести, два - соединить и три-четыре- положить в и.п. Упражнение повторяется 8 раз.

Упражнение№6: И.п. лёжа на животе. Подышать животом 8 счетов.

Упражнение №7: И. п. Лежа на спине, руки вдоль корпуса. Раз - руки вверх. Два  —  сесть, опираясь руками сзади (спинка прямая). Три руки на пояс. Четыре —  и. п. Упражнение повторяется 8 раз.

Упражнение №8: И.п. сидят на гимнастических ковриках, руки на поясе, спина прямая 8 счетов, следующие 8 счетов, лечь на ноги с ровной спиной, пальцами рук достать пальцы ног. Упражнение выполняется 8 раз.

 Упражнение №9 «Крылышки»: И.п. лёжа на животе. Руки к плечам ладонями - вперед; поднять плечи и голову вверх, держать 3 счета, на 4 и.п. Упражнение повторяется 8 раз.

Упражнение №10: И.п. лёжа на животе. Поочередно поднять одну ногу, затем другую (  невысоко). Упражнение повторяется 16 раз.

Упражнение №11 «Сфинкс»: И.п. лёжа на животе. Раз- два - три – четыре -  руки согнуты в локтях лежат на полу, прогнуться в спине.

 Раз-два-три – четыре - выпрямить руки. Раз- два - три – четыре –« шагаем руками» к животу ещё прогибаясь в пояснице. Раз-два-три – четыре - оторвать руки от пола в стороны и задержать и.п. Упражнение повторяется 8 раз.

Упражнение №12 «Рыбка»: И.п. лёжа на животе Упираясь на руки прогнуть спину назад .Согнув ноги в коленях, стараясь коснуться ногами головы. Упражнение повторяется 4 раза.

Упражнение №13: И.п. лёжа на спине, руки вверх. Согнуть ноги прижать колени руками к груди, 4 счета перекатываться вправо и влево и  вернуться в и.п. потянуться руками вверх, вытянуть подъём, прижать поясницу к полу на 4 счета. Упражнение повторяется 4 раза.

Упражнение № 14 «Кошечка»: И.п. упор на коленях. Раз – два - спину

прогнуть, голову поднять до предела вверх. Три – четыре – спину выгнуть, голову опустить вниз. Упражнение выполняется 16 раз.

Упражнение №15 «Корзинка»: И.п. лёжа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками. Удерживать, это положение 4 счета прогнувшись в спине.  Упражнение повторить 2 раза. В дальнейшем для развития гибкости поясного отдела постараться достать ногами пол  перед головой, руками надо держаться за бедра.

                                 

.

                         Дыхание в движении.

При обучении детей хореографии, педагог должен особое внимание уделить дыханию. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придаёт динамическую окраску движениям. Хотя многие

знают, что упражнения для дыхания полезны, мало кто их использует на

занятиях танцами. А ведь такие упражнения как минимум увеличивают

выносливость, оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую

и бронхо - лёгочную системы, придают движениям естественную

пластичность. Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. При неконтролируемой физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость вызываются избытком углекислоты в организме из-за активного забора воздуха, гипервентиляции легких и недостаточного выдоха углекислоты, накапливающейся в организме. Длинный упругий выдох хорошо очищает от углекислоты легочные пузырьки, вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше, организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному выдоху через рот. Вдох должен быть через нос, непроизвольным, руководить им не следует. Дыхание - диафрагмальное. Для тренировки трехфазного дыхания в движении надо научиться делать бесшумный выдох. Для этого сначала выполним плотный выдох на «пффф», после паузы и возврата дыхания опять выдохнем, но уже неслышно,через губы, сложенные свободно

и естественно. На занятиях хореографии, при больших физических нагрузках, беззвучный выдох – «пффф» применяется сначала только на остановках. Затем начиная со второго полугодия можно пробовать применять его в плавных мягких движениях. При этом надо следить, чтобы не нарушалась пауза, а возврат дыхания производился через нос, без дополнительного затягивания воздуха насильно и без поднятия плеч. Запомните, что трехфазное дыхание не должно зависеть от характера и скорости движения, от рабочей позы и т. п. Все три элемента (выдох – пауза- возврат дыхания) выполняются в своем собственном ритме не зависимо от ритма движения или речи. Если при этом возник недостаток воздуха, его можно компенсировать более интенсивным ритмом трехфазного дыхания или с помощью двух-трех усиленных «пффф» в перерыве между движениями. Но недопустимо делать, судорожные вдохи с одышкой. Можно менять длину паузы плотность выдоха, но последовательность трех фаз при этом не нарушать.

По мере тренированности вы научитесь естественно, непроизвольно

выполнять три фазы, хорошо чувствовать различную плотность выдоха –

«пффф», длину паузы и главное - момент естественного возврата дыхания.

К упражнениям с движениями можно приступать не раньше чем через пять-

шесть месяцев ежедневных занятий упражнениями в статике.

Начинать следует с выдоха средней плотности в сочетании с простыми

плавными движениями. Например, вытянутыми руками медленно описывать

перед собой круги, как бы рисуя на воображаемой доске окружности вращая

руки встречно вверх и разводя их внизу. Грудная клетка расширяется, когда

руки внизу, и сжимается, когда руки вверху. Все три фазы дыхания должны

выполнять в своем ритме, независимо от скорости движения рук.  Отчертив

пять-шесть кругов, надо остановиться и 2- 3 раза сделать беззвучно

успокаивающее трехфазное дыхание. Затем можно вращать туловище,

выполнять сложные движения руками, ногами, всем корпусом. Во всех

случаях объектом первостепенного внимания остаются ритм и

последовательность фаз дыхания. Дыхание прекрасно сочетается, прежде всего, с волнами, как сверху, так и снизу, с контракцией, с наклонами и др. движениями. Нельзя недооценить использования дыхательного контроля в модерн - танце. Сначала многим будет трудно сконцентрироваться на своём дыхании в процессе танца, поэтому целесообразно постепенно внедрять дыхательные технологии. Сначала только отдельные движения, затем в связках из двух движений и так далее.

                                      Координация движения.

Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движений, профессиональная память - одна из особенностей координации зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.

В.Ю. Никитин предлагает такую методику по развитию координации движений.

                                            Заключение.

   

 Используя здоровьесберегающие упражнения на занятиях хореографии, мы пришли к следующим выводам:

  • Благодаря упорной целенаправленной работе над комплексом упражнений, направленных на воспитание правильной осанки и укрепление мышц туловища, у обучающихся наблюдаются изменения с положительной динамикой.
  •   При использовании правильной техники дыхания у обучающихся увеличивается выносливость, движения приобретают динамическую окраску и естественную пластичность, снимает физический стресс, не допускает переутомления.
  •  Благодаря комплексу упражнений на координацию движений, представленному В.Ю. Никитиным обучающиеся стали более раскрепощёнными, собранными, сообразительными.

Таким образом, можно обозначить следующее – занятия «Хореографией» оказывают положительное влияние на организм детей.

   

                                          Список литературы

1. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. – М.:

Рольф , 1999. -272 с.

2. Вейдер, С. Суперфитнес. Лучшие программы мира. [Текст] / С. Вейдер.

- Ростов: Феникс, 2010. - 96 с.

3. Лукьянова, Е. А. Дыхание в хореографии [Текст] : учеб. пособие / Е. А.

Лукьянова. - М.: Искусство,1979. - 64 с.

4. Мессерер, А. М. Танец. Мысль. Время. [Текст]/ А. М. Мессерер. - М.:

Искусство, 1990.- 266 с.

5. Никитин, В. Ю. Модерн – джаз танец: Этапы развития. Метод.

Техника. [Текст] : учеб. пособие / В. Ю. Никитин. - М.: ИД «Один из

лучших», 2004. - 414 с.

6. Потапчук, А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. [Текст] /

А.А. Потапчук . - СПб.: Речь ,2007.- 100 с.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»

Хореография для детей развивает музыкальные и танцевальные способности ребенка. Умение двигаться грациозно и красиво – это детская хореография....

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста

Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был напра...

Выступление на методическом объединении: "Компетентность педагога ,проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания"

Знать психологические особенности ребёнка,корректировать рабочую программу в соответствии с особенностями ребёнка,изучать и использовать технологии,расширять знание через применение межпредметных связ...

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста"

Методическая разработка показывает какие игровые технологии могут быть применены на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста....

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...