Изучение игровых технологий занятий прыжками на батуте с детьми младшего школьного возраста
статья

Статья посвящена анализу научно-методической литературы, рассмотрены психофизиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, представленвид спорта прыжки на батуте,изучены основы использования игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalashnikov.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАНЯТИЙ ПРЫЖКАМИ НА БАТУТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Статья посвящена анализу научно-методической литературы, рассмотрены психофизиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, представленвид спорта прыжки на батуте,изучены основы использования игровых технологий.

Ключевые слова: младший школьный возраст, прыжки на батуте, игровые технологии.

Актуальность темы представленной работы базируется на общей тенденции в смене современной парадигмы системы образования. Таким образом, целесообразно провести исследование актуальных методов и игровых технологий по работе с младшими школьниками при обучении их прыжкам на батуте.

В первую очередь важно акцентировать внимание на таком параметре как физиологическое и психофизиологическое развитие детей младшего школьного возраста. Как правило представители младшей школы находятся в возрастных рамках от 6 до 10 лет. Важным является тот факт, что в данном возрасте у детей происходит активный рост и перестройка организма.

В указанном периоде развития младших школьников, происходит развитие нервной системы, а также увеличивается показатель интенсивности работы всех систем организма. К возрасту семи лет отмечается созревание отделов лобной доли головного мозга, что представляет собой основу для становления произвольного поведения в будущем. Также среди показателей физиологического развития стоит отметить и рост выносливости, а также общей работоспособности организма, но этот показатель все-равно далек от уровня работоспособности в более старших классах. Таким образом, при построении урока, учитель как правило учитывает, что в среднем, у представителей младшей школы наступает утомляемость уже через 20-25 минут занятия, их работоспособность снижается.

Что касается психологических изменений у представителей анализируемой категории, тот тут важно отметить, что в период с 6-10 лет происходит активное развитие таких навыков как:

  • Дисциплина;
  • Обучение;
  • Становление навыка коммуникации;
  • Организованность;
  • Сдержанность [4].

В данном возрасте спорт способствует развитию и укреплению психологического и физического состояния ребенка, укрепляется мышечная масса, увеличивается выносливость дыхательной системы, усовершенствуются навыки координации, школьники учатся владеть своим телом, а также развивают вышеперечисленные психологические навыки.

Далее рассмотрим именно психологические особенности развития детей младшего школьного возраста.  В качестве доминирующей функции в целевой аудитории выступает мышление, благодаря которому в свою очередь, дети активно развиваются, а также перестраивают течение мыслительных процессов. Программа школьного обучения необходимо выстраивать таким образом, чтоб словесно-логическое мышление обрело преимущественное развитие.

Также необходимо акцентировать внимание на том, что в младшем школьном возрасте активно развивается внимание. Без сформированностиданной психической функции процесс обучения невозможен. На уроке педагог должен привлекать внимание учеников к учебному материалу, удерживать его длительное время. Ребенок в период 6-10 летобладает возможностьюсосредоточенного занятия одним делом на протяжении 10–20 минут. Функция внимания имеет ряд возрастных особенностей. Для учащихся начальных классов основнойособенностью является слабость произвольного внимания, при этом возможности волевого регулирования, управления им ограниченны.Непроизвольное внимание также обретает новые витки развития, таким образом новые, яркие, неожиданные и интересные предметы способствуют привлечению внимания школьников и представляют собой априори интересные события, усваиваются без внутренних усилий.

Младшие школьники лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склоннык механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Большое значение в младшем школьном возрасте имеет становление самооценки, которая напрямую зависит от оценки учителя и родителей учебной деятельности ребенка. Школьники, ориентируясь на оценки учителя, считают себя хорошо или не очень хорошо успевающими. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка. Для успевающих детей свойственна завышенная самооценка, а для других - заниженная.

Теперь стоит акцентировать внимание на главном вопросе представленной научной работы и раскрыть само понятие прыжков на батуте как вида спорта, а также особенностей применения данного упражнения на уроках в младшей школе.

Прыжки на батуте — вид спорта, включающий в себя следующие спортивные дисциплины:

На сегодняшний день в Российской Федерации, прыжки на батуте как вид спорта, активно включаются в образовательные программы школ и высших учебных заведений. Батут центры есть, пожалуй, в каждом большом и маленьком городе. Но при этом не стоит путать олимпийские прыжки на батуте с обычным развлечением. Для того, чтобы у родителей сложилось определенное понимание, что такое спортивные прыжки, расскажем о существующих дисциплинах этого вида спорта:

  • Индивидуальные прыжки. Гимнаст выполняет упражнения, которые состоят из десяти элементов. При этом очередность упражнений определяет сам спортсмен.
  • Акробатическая дорожка. Быстрые и ритмичные прыжки выполняются на акробатической дорожке длиной в 25 метров. Упражнения делаются с ног на руки и обратно. На выполнение одного подхода уходит около 6 секунд.
  • Синхронные прыжки. Выполняются парой спортсменов, которые одновременно делают акробатические элементы. Программа выступлений включает обязательное и произвольное упражнения.
  • Двойной минитрамп. Спортсмен делает наскок на снаряд, выполняет на нем определенный элемент и использует еще один элемент во время приземления на мат [1].

Прыжки на батуте благоприятно воздействуют на физическое развитие растущего организма. Данный вид спорта, как и многие другие, развивает координационные способности,которые определяются готовностью человека к оптимальному управлению своего тела и регулированию различными двигательными действиями, они обеспечивают точное воспроизведение, дифференцирование и отмеривание пространственных, силовых и временных параметров движений, ориентирование и быстрое реагирование в сложных условиях, согласование  и перестроение двигательной деятельности, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие.В книге В.И. Ляха приводятся слова одного из крупных дидактовГ.Н. Сатирова, который отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями ...», поэтому так важно развивать координацию в дошкольном возрасте, когда наступают сенситивные периоды в развитии физических качеств [3].

Рассмотрим основы использования игровых технологий на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте.

При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

- простота и доступность;

- каждый ребенок должен быть активным участником игры;

- исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей, заблаговременно сообщать о правилах безопасности игры;

- безопасность используемого инвентаря;

- при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от легкого к сложному.

Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.

Общим структурным элементом игры, независимо от её типа, является вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, ещё раз знакомит с правилами, создаёт необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками. Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, насколько эффективно проведена игра. Для достижения высокой результативности игры следует соблюдать ряд условий:

1. формирование мотива деятельности (для чего);

2. формирование системы знаний на основе игры (что развивает);

3. включение каждого школьника в процесс игры [2].

Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку.

Таким образом, в ходе написания статьи, раскрыты основные вопросы, связанные с прыжками на батуте как видом спорта в учебном процессе, проводимом в младшем школьном возрасте. Рассмотрены основы использования игровых технологий. Также был выполнен поиск применения игровых технологий в прыжках на батутеинформации, представленной в научно-методической литературе по использованию игровых технологий в процессе занятий прыжками на батуте с лицами младшего школьного возраста недостаточно,это говорито высокой значимости проведения дальнейших исследований в этой области.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брянчина Е.Б. Прыжковые упражнения на мягкой опоре как одно из средств снижения ударной нагрузки на стопу и общего укрепления организма // Теория и практика физической культуры. 1996. № 2 С. 12-14. 
  2. Капустина Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 10-11.
  3. Лях В.И., Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
  4. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физической культуры. Книга для учителя. — Ростов на Дону: Феникс, 2001. — 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразры...

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»

Хореография для детей развивает музыкальные и танцевальные способности ребенка. Умение двигаться грациозно и красиво – это детская хореография....

“Игровые технологии на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста”

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игры в том, что она учитывает психологическую природу ребенка младшего школьного возраста и отвечает его интересам.Примене...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста"

Методическая разработка показывает какие игровые технологии могут быть применены на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста....

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...