Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"
статья по физкультуре по теме

Фёдорова Арина Юрьевна

 В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного образования и какие методы психолого-педагогической диагностики (ППД) возможно применять на занятиях физического воспитания. Приведены примеры практического применения методов ППД, какие конкретные технологии возможно применять на занятиях по общей физической подготовке.  А также приведены элементы практической работы, где прослеживается динамика развития детского самоощущения/ самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл часть 125.63 КБ
Файл часть 227.84 КБ
Файл часть 31.06 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования»

Аттестационная работа

«Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию

с детьми младшего школьного возраста»

Автор:

Фёдорова Арина Юрьевна, п.д.о., ГБОУ ДОД ДДТ «Измайловский»

Куратор:

Корпусенко Юлия Витальевна, педагог-психолог ГБС(К)ОУ           (V вида) № 5

Санкт-Петербург,

2012 год


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                        3

Глава 1. Особенности физического воспитания детей

на современном этапе                                                                        5

  1. Почему возникла необходимость в занятиях

физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного образования                                                                                5

  1. Использование методов психолого-педагогической диагностики

на занятиях физического воспитания                                                 7

Глава 2. Практическое применение методов ППД                                8

2.1. Какие конкретные технологии возможно применять на занятиях

по общей физической подготовке                                                        8

2.2. Динамика развития детского самоощущения/ самовыражения        11

Заключение                                                                                14

Библиография                                                                                15

Приложения                                                                                16


ВВЕДЕНИЕ

Мы многого не знаем о себе, до тех пор, пока не начнем двигаться.

Пол Шильдер

На сегодняшний день отношение к физическому воспитанию детей получило положительные тенденции. Популяризация здорового образа жизни, расширение спортивных комплексов и многое другое – позволяют делать вывод, что уровень услуг по укреплению здоровья в нашей стране повышается.

Однако медицинская статистика говорит об обратном. Уровень заболеваемости растёт. К подростковому периоду гиподинамия, ожирение, депрессивность становятся неотъемлемыми спутниками каждого молодого человека в той или иной степени. Компьютерная зависимость, алкоголизация, наркотики – всё это является факторами, ведущими к снижению уровня психического и физического здоровья населения.

Что делать в сложившейся ситуации?

Дети – это особый слой населения, зависимый во всех отношениях от взрослых. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Но если родители в своём образе жизни придерживаются вредных привычек, у ребёнка не формируется навыков здорового образа жизни. Как бы рекламные ролики не уговаривали вести правильный образ жизни, отказаться от курения и алкоголя, от приёма наркотических веществ, как бы ни расписывали полезность прогулок на природе, занятий спортом, без навыка, выработанного с детства, человек не в силах изменить себя. Мало кому удаётся полностью переменить себя, отказавшись от прошлого опыта. На такое способны, увы, единицы.

Специалисты-медики считают, что 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Вредные привычки формируют не только душу, но и тело человека. Недаром народная мудрость гласит: «Мы то, что мы едим», а уж, тем более что пьём и чем дышим. И тут очень важно родителям понимать, что ребёнку необходимо, что полезно, а от чего стоит воздержаться. (3)

В сложившейся ситуации на помощь родителям приходит система образования, где в кругу своих сверстников ребёнок может развиваться и приучаться к основным навыкам здорового образа жизни.

Но и система общего образования не даёт полного разнообразия и возможности самовыражения, а вот система дополнительного образования имеет возможности предоставлять детям полный спектр услуг, позволяющий выйти за рамки стандартов в самовыражении, в том числе и в области физического воспитания.

Самое сложное в занятиях физическим воспитанием определить уровень осознанного усвоения и понимания ребёнком предлагаемого материала. Контрольные нормативы показывают лишь уровень физических возможностей: с чего воспитанник начал и к чему пришёл. А вот насколько развитие тех или иных физических качеств способствует гармоническому развитию и душевному (духовному) совершенствованию определить весьма сложно.

В той или иной степени решить данную проблему помогают методы и технологии психолого-педагогической диагностики учащихся.

Цель данной работы – продемонстрировать на примере использования нескольких приёмов ППД возможности педагога в развитии эмоционально-личностной сферы ребёнка и коррекции его мироощущения и самовыражения.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности физического воспитания детей на современном этапе.
  2. Рассмотреть основные причины возникшей необходимости физического воспитания детей и подростков.
  3. Рассмотреть основные методы психолого-педагогической диагностики, применяемые на занятиях физического воспитания.
  4. Ознакомление с конкретными приёмами и технологиями, применяемыми на занятиях по общей физической подготовке.
  5. Отследить динамику развития детского самоощущения/самовыражение посредством методов и приёмов ППД.

Все методы и приёмы ППД используются в рамках программы «Общая физическая подготовка», рассчитанной на 144 (сто сорок четыре) академических часа, отлицензированной и зарегистрированной в ГБОУ ДОД ДДТ «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Занятия проводятся в режиме  4 (четыре) часа в неделю на базе ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с воспитанниками 7-11 лет (начальные классы).


Глава 1. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста на современном этапе

1.1. Почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного образования

Игнорировать своё тело в пользу других радостей жизни – величайшая из ошибок.

Артур Шопенгауэр

К сожалению, многие взрослые ошибочно полагают, что для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? По данным некоторым специалистов учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье.

К сожалению, взрослые, родители, медики, педагоги, не задумываются над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Привычка не прививается в современной семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.  

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками ХХI века: становятся накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. (3)

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Родители, видимо, не знают о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 процентов. Два-три урока в неделю в школьном расписании проблему не решат. Этого не достаточно, чтобы сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. (3)

Проблему сохранения здоровья нужно решать комплексно, а не эпизодически. И в этом процессе должна участвовать не только школа, но и семья, и система учреждений дополнительного образования.

Психологической особенностью учащихся младших классов является чрезвычайная подражательность. В этом возрасте дети пытаются социализироваться в той среде, в которой они живут, посредством подражания стилю поведения значимого взрослого, которым может оказаться, как родитель, так и учитель или педагог дополнительного образования.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Цель программы по общей физической подготовке  создание условий для формирования здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями детей и подростков, посредством обучения оздоровительному и профилактическому комплексу физических и психосоматических упражнений.

Но использование исключительно приёмов физического воспитания, используемых в рамках школьных занятий, не несёт в себе новизны, а главное является просто дубляжом школьных уроков. Дополнительное образование тем и отличается, что привносит в занятия ту новизну, которую в рамка школы нет возможности использовать

Повторюсь ещё раз что, самое сложное в занятиях физическим воспитанием – определить уровень осознанного усвоения и понимания ребёнком предлагаемого материала. Насколько развитие тех или иных физических качеств способствует гармоническому развитию и духовному совершенствованию определить весьма сложно только методами физической культуры.

1.2. Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях физического воспитания

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач. Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические. В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.

Хотя содержание психодиагностической деятельности (на этапе тестирования) практически не зависит от того, кто сформировал запрос, но на этапе интерпретации результатов возникает проблема перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык её пользователя. Кроме того, перед психологом встают этические проблемы, поскольку он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка.

Как правило, психолог работает индивидуально с конкретным учеником, на которого поступил «заказ» от педагога или родителей. Но в ходе самого занятия педагог вправе сам использовать некоторые методы и приёмы психолого-педагогической диагностики для получения представления о данной группе учащихся, выявления проблем взаимодействия учащихся между собой на начальном этапе совместной работы и для определения динамики коррекции взаимодействий. Подобную работу педагог может проводить как самостоятельно (самостоятельно проводя обработку и интерпретацию данных диагностики), так и консультироваться со школьным психологом.



Предварительный просмотр:

Глава 2. Практическое применение методов ППД

2.1. Какие конкретные технологии возможно применять на занятиях по общей физической подготовке

Словами нельзя передать неизмеримое чувство радости, любви к жизни, очарование существованием, которые охватывают танцующего человека.

Труди Шуп

В той или иной степени решить проблему всестороннего развития и коррекции взаимодействия учащихся друг с другом помогают методы и технологии психолого-педагогической диагностики учащихся.

В своей работе я использую несколько видов психотерапии и психокоррекции. Одним из них является танцевально-двигательная терапия (далее ТДТ).

В Википедии (свободной энциклопедии) танцева́льно-дви́гательная терапи́я определяется как метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танц-терапевты убеждены, что ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танц-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца. Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует своё тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца.

Это направление начало формироваться в начале ХХ века как особое направление в медицине (танцевальная психотерапия). Танец начинает рассматриваться как явление психики, проявляющееся через экспрессию.

Работы специалистов рассматривают личность в соотношении с её телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что: 1) телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека; 2) изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту. (9)

Итак, представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально-психологических и личностных координат, позволяет определить танец, как (нижеследующие определения не являются взаимоисключающими, так как отражают различные функции танца):

      1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет следующие психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции:

      2. Вид невербального общения, наделенный всеми функциями общения:

      3. Выполнение танцем функций общения возможно благодаря тому, что он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. С этой точки зрения танец выполняет социально-психологические функции.

     4. Социокультурный феномен, в котором находят своё выражение социальные ценности, общественные установки, отражаются социальные мотивы. Именно с этой точки зрения изучение танца, по словам К. Закса, приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.

     5. Вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз (Э.А. Королева, 1977).

     6. Символ Жизни и Всемирного движения.

     Выделенные функции танца отражают его сложную природу и вместе с этим подчеркивают его социокультурный, социально-психологический и психологический статусы, определяющие роль танца в жизни человека и возможности его использования в рамках психотерапии и социально-психологического тренинга. (7)

Так же на занятиях по физическому воспитанию можно применять приёмы арт-терапии. Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. (Википедия)

Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание.

Один из методов цветотерапии заключался в следующем: в сосуды с фруктовым соком, содержащим, по представлениям египтян, энергию бога солнца Ра, помешали драгоценные камни того же цвета, что и сам фруктовый сок. Насыщенный таким образом напиток давали больным.

В начале 30-х гг. ХХ в. терапевтический эффект, который оказывают на организм различные цвета, был описан индийским ученым Д. Р. Гхадиали. По его мнению, органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью.

В середине 50-х. гг., швейцарский ученый Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования проведенные Люшером показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.

Но все приёмы арт-терапии на занятиях физического воспитания использовать нет возможности, времени и в этом нет смысла. А вот использование отдельных приёмов, например, таких как рисование и актёрское мастерство очень разнообразят занятия и помогают педагогу получить более полное представление о воспитанниках.

Поскольку занятия по данной программе проводятся с воспитанниками возрастной категории учащихся начальных классов, очень полезным в работе является такой метод психотерапии как сказкотерапия.

Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Вот эти три метода психотерапии: танцевально-двигательная терапия, арт-терапия и сказкотерапия, на мой взгляд, помогают наиболее успешно диагностировать и корректировать поведение учащихся на занятиях физическим воспитанием, поскольку эти методы тоже по своей сути используют двигательную активность занимающихся и помогают переключать внимание со сложных действий на более простые и привычные.

2.2. Динамика развития детского самоощущения/самовыражения

Импровизация – это способ изменить границы, внутри которых мы проживаем наш мир.

Миранда Тафнелл

На занятиях по программе «Общая физическая подготовка» для закрепления пройденного материала или для внесения разнообразия в занятия с воспитанниками младшего школьного возраста используются следующие приёмы психотерапии.

Использовать приёмы сказкотерапии в чистом виде на занятиях по физическому воспитанию не представляется возможным потому, что время занятий ограничено, а цель занятий заключается именно в физическом развитии. Но элементы сказкотерапии помогают настроить детей на занятия и из рутинного выполнения упражнений, превращают занятия в увлекательные приключения.

Например, в системе телесно-ориентированных практик есть раздел посвящённый двигательной пластике, в котором рад упражнений используется для развития пластики кистей и рук. Сами упражнения имеют говорящие названия. (См. прил. 1).

Упражнение «волна»: выполнение волн пальцами, руками. Так же есть упражнения «веер» (сгибание и разгибание пальцев в кулак по-очереди), «мотылёк» (перекрещенные руки изображают крылья), «огонь» (волнообразные движения кистей, попеременно перемещающихся относительно друг друга), «лилия» и др. (1)

Сначала с детьми разучивается каждое упражнение по отдельности. Даётся название упражнения и разбирается техника выполнения движений кистями.

Затем преподаватель предлагает детям поиграть в театр, где дети будут актёрами, изображающими пантомиму руками, а педагог – зрителем и рассказчиком. Педагог рассказывает сказочную историю, в которой персонажами являются те упражнения, которые только что разучили вместе. Под рассказ педагога дети изображают кистями рассказанную сказку.

Текст может быть примерно таким: «В дремучем лесу в самой его глубине было небольшое озеро, скрытое от посторонних глаз. В этом озере каждый вечер происходило чудо. С последними лучами солнца на поверхность озера из самой глубины воды поднимался прекрасный цветок «ЛИЛИЯ». Над самой гладью вод бутон раскрывался и распускался невероятно прекрасный цветок, который сверкал и переливался чудным блеском в свете полной луны. А с появлением первых лучей солнца сияющий цветок прятался опять в бутон и исчезал под толщей воды. Однажды к озеру прилетела «ПТИЦА» соловей. Всю ночь с заката до рассвета он пел чудные песни прекрасной ЛИИИ. А с первыми лучами он улетел в старый сад, где жил отважный путешественник. СОЛОВЕЙ спел путешественнику песню о прекрасной ЛИЛИИ, и путешественнику очень захотелось посмотреть на это чудо. Недолго думая он отправился в дальний путь. Пробирался сквозь чащи и пришёл к лесному озеру. Наступал вечер, и становилось прохладно. Путешественник разложил КОСТЁР, чтобы согреться. С наступлением темноты на поверхности озера появилась ЛИЛИЯ. Она блестела и переливалась необыкновенным светом всю ночь. А с рассветом опять ушла под воду. Это чудо так поразило путешественника, что он решил рассказать об этом чуде всему миру. Он рассказал эту историю мне, а я пересказываю её вам.»

По такому же принципу может строиться работа с упражнениями стрейчингового характера. Разбираем несколько упражнений с говорящими названиями: свечка, мячик, кораблик, лебедь, лев и др. Затем учащимся предлагается показать «сказку». Рассказывается некая сказочная история, где упоминаются названия данных упражнений, а учащиеся показывают те упражнения, которые упоминаются в рассказе-сказке. История может быть о том как путешественник совершил путешествия, какие препятствия ему встретились на пути, кто или что помогало ему эти препятствия преодолевать.

«Один великий путешественник (это вы, каждый из вас) решил отправиться в далёкое и опасное путешествие. Сел он на КОРАБЛЬ (дети выполняют упражнение «кораблик») и поплыл по морю. Но вдруг на море начался шторм, и корабль пошёл ко дну. Увидела это РЫБКА (дети выполняют упражнение «рыбка») и позвала на помощь путешественнику своего друга ЛЕБЕДЯ (дети выполняют упражнение «лебедь»). Посадил ЛЕБЕДЬ путешественника себе на спину, расправил мощные крылья и полетел над морем. Принёс он путешественника в далёкую страну Африка, где встретил путешественника хозяин этой страны ЛЕВ (дети выполняют упражнение «лев»). Встретил ЛЕВ путешественника своим приветственным рыком (можно поиграть, кто громче рычит – произнесение звука «р» - логопедическая задача). И показал великое чудо, которое водится только у него в стране – волшебную БАБОЧКУ (дети выполняют упражнение «бабочка» коленями или руками – на выбор). Очень понравилось путешественнику в стране Африка, но пришла пора возвращаться домой. Сел он на КОНЯ (дети выполняют упражнение «всадник») и отправился в путь. Долго ли, коротко ли приехал путешественник домой. Зажёг СВЕЧУ (дети выполняют упражнение «свечка»). Раскрыл свою записную КНИЖКУ (дети выполняют упражнение «книжка»), стал перелистывать в ней страницы и записывать всё свои приключения.»

Затем, чтобы выявить комфортность выполнения тех или иных упражнений, я прошу в своих дневниках здоровья зарисовать те упражнения, которые им больше всего понравилось выполнять, лучше всего получились. По окончании занятия у меня есть возможность изучить и проанализировать, какие упражнения наиболее популярны у учащихся. Этот нехитрый приём можно рассматривать и как элемент арт-терапии. Поскольку если смущают используемые ребёнком цвета или содержание рисунка, можно обратиться за разъяснениями и интерпретациями к психологу, который поможет простроить индивидуальную линию работы с данным воспитанником.

Следующий приём, позволяющий выявить уровень кругозора учащихся, определить их коммуникативных способности, умения взаимодействовать с одноклассниками – «Дискотека предметов» (см. прил. 2). Учащимся предлагается вспомнить те школьные принадлежности, предметы, которые помогают им на уроках в школе. При этом выкрикивать их названия нельзя. Затем учащиеся перевоплощаются в конкретный школьную принадлежность, предмет, и под музыку исполняют танец этого предмета. (Индивидуально или в группе – это дети решают сами без подсказки педагога). После того, как музыкальное сопровождение останавливается, учащиеся заминают в позе, которая наиболее отражает этот предмет. Затем, мы пытаемся угадать, кто есть кто. Первая отгадка остаётся за педагогом, поскольку он не «заколдован». Остальных «расколдовывают», те дети, чьи предметы были названы. Остальные остаются неподвижными и не подсказывают. Формой допустимой подсказки могут быть наводящие вопросы, на которые «заколдованный» может отвечать только да или нет. Если кого-то угадать трудно, мы просим все вместе назвать себя «заколдованного» самому.

В данном упражнении используется приём актёрского мастерства и элементы танцевально-двигательной терапии. Поскольку ребёнку приходится перевоплощаться в нечто отличное от него самого и формой и содержанием. При этом оговаривается, что если воспитанники не смогут точно позой, жестом передать характерные особенности данной вещи. Их будет очень трудно расколдовать и им придётся дольше всех быть неподвижными.

Ещё один приём, позволяющий снять напряжение и усталость после выполнения физических упражнений, развивающий фантазию, формирующий навыки командной работы и улучшающий настроение, «Части целого» (см. прил. 3).

На 9-ти листах нарисован силуэт солнышка. Кусочки рисунка (пазлы) розданы детям. Задача воспитанников:  дорисовать каждому свою часть рисунка, раскрасить. Затем все кусочки складываются в единую картину в изначальном порядке. «У нас получилась картина. Как её можно назвать?» Дети предлагают свои варианты названий (варианты: солнышко, мороженное, удовольствие, лето). Даём общее название – Каникулы.

Под музыку сами придумываем и исполняем танец под названием «Каникулы» (танцевальная импровизация).

Конечно, данными приёмами занятия по физическому воспитанию не ограничиваются. Возможность экспериментировать и усложнять задания не ограничена несколькими приёмами. Хотелось бы использовать приёмы сказкотерапии и танцевально-двигательной терапии более широко, давая возможность развиваться и совершенствоваться воспитанникам как физически, так и духовно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные формы работы позволяют разнообразить занятия по физическому воспитанию, внося игровой момент, который снимает напряжение у учащихся и позволяет проявлять креативность мышления и фантазию.

Повторюсь, что младший школьный возраст отличается подражательностью в поведении. Необходимо дать возможность детям подражать достойным образцам, формируя таким образом их не только физически, но и нравственно. Ведь по тому, как воспитанники взаимодействуют друг с другом и со взрослыми (не только с преподавателями). Можно прогнозировать их стереотипы поведения в будущем. К величайшему сожалению, современные образцы поведения в большинстве своём не всегда соответствуют принцыпам морали и нравственности.

Цель у программы по общему физическому воспитанию крайне конкретна: формировать и совершенствовать человека физически. Но не менее важно также формировать и совершенствовать человека с нравственной точки зрения. Поэтому включение в занятия по ОФП заданий и упражнений, построенных на приёмах и методах психотерапии, позволяет выйти за рамки общего стандарта и не только разнообразить форму занятий, но и позволяет диагностировать и корректировать поведение детей.

Занятия на курсах повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков средствами дополнительного образования» дали возможность познакомиться с рядом методов и приёмов психодиагостики. Знакомство с приёмами психодиагностики необходимы для педагогов дополнительного образования, поскольку занятия в системе дополтительного образования выходят за рамки стандартов, предъявляемых к общему образованию. Зачастую у педагогов в школе нет возможности строить занятия с детьми, погружая их в танцевально-двигательную терапию или арт-терапию, поскольку педагоги ограничены и условиями программы, и требованиями госстандартов и временем. В рамках же доп.образования все эти приёмы очень даже приветствуются, поскольку корректировка программы является вполне возможным рабочим процессом, и никто не будет предъявлять претензии у педагогу дополнительного образования, что по окончании курса ребёнок недополучил те или иные навыки, не освоил те или иные методы и приёмы. Главное, что ребёнок провёл интересно время и хоть чему-то научился.

Данные курсы для педагогов дополнительного образования считаю весьма целесообразными, но хотелось бы их углубить или предоставить возможность расширить представления по некоторым направлениям. Поскольку для себя считаю приёмы арт-терапии и танцевально-двигательной терапии необходимыми, но не имею возможности самостоятельно их изучать.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста

В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....

Изучение игровых технологий занятий прыжками на батуте с детьми младшего школьного возраста

Статья посвящена анализу научно-методической литературы, рассмотрены психофизиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, представленвид спорта прыжки на батуте,изучен...

Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста

Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был напра...

Выступление на методическом объединении: "Компетентность педагога ,проводящего реабилитацию с детьми младшего школьного возраста по вопросам воспитания"

Знать психологические особенности ребёнка,корректировать рабочую программу в соответствии с особенностями ребёнка,изучать и использовать технологии,расширять знание через применение межпредметных связ...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...

Особенности проведения психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения с детьми младшего школьного возраста Таврический научный обозреватель — № 4 (21) — 2017. – С. 92-96

В статье показана роль образовательного учреждения в организации и профилактических- мероприятий. Рассмотрены особенности осуществления психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения с...