Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста
статья по физкультуре

Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, таких методов, как игровой и соревновательный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста

Научная статья

Краснокутская Оксана Николаевна

Школа №630, Санкт-Петербург, Россия, 2019г.

Аннотация  

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение людей, сочетающих достойное воспитание и физическое совершенство. Особое значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких исследований места и роли физической культуры и спорта в жизни детей школьного возраста. Ведь именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются навыки, сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям.

Ключевые слова: образование, обучение, школа, физическая культура, игровой метод, соревновательный метод.

          В настоящее время очень важна проблема эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приёмы и способы физического воспитания, а также с помощью привития необходимых умений и навыков, самостоятельных занятий физическими упражнениями. 

Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, таких методов, как игровой и соревновательный.

       На уроке физической культуры, особенно в младших классах школы игровой метод физического воспитания применяется главным образом в форме подвижных игр. Подвижные игры следует подбирать такие, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных навыков и умений. Таким образом, подвижные игры занимают центральное место в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила. В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон: они доступные детям разных возрастных групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности.

Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности в изученных раньше.

При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:

  • умение доходчиво и интересно объяснить игру;
  • размещение игроков во время ее проведения;
  • определение ведущих;
  • распределение на команды;
  • определение помощников и судий;
  • руководства процессом игры;
  • дозирование нагрузки в игре;
  • окончание игры.

Перед  объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо свернуть на правила игры. Если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила. Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать самые игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.

Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот  выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют  жеребьёвку в виде счёта. Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию  организаторских привычек и активность. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, а распределение игроков на команды может осуществляться  учителем одним из следующих способов:

  •   с помощью расчетов;
  •  фигурной маршировкой;
  •  по указанию руководителя;
  •  по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.

Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:

  •  наблюдение за действиями учеников, игроков;
  •  устранение ошибок;
  •  показ правильных и коллективных приемов;
  •  прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
  •  регулирование нагрузок;
  •  стимулирование необходимого уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь  активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучшее действовать. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время специального перерыва. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приёмов недостаточно, применяют специальные упражнения, которые в отдельности анализируют ту или другую ситуацию. Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки.  Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в  игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; корректировать вес и количество игровых предметов, усложнять или упрощать правила игры, вводить кратковременные паузы для отдыха  или анализа ошибок.

Окончание игры может быть своевременным (если игроки получили достаточные физические и эмоциональные нагрузки). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет недовольство  учеников.  Во избежание этого, педагог должен уложиться во время, отведённое для игры. После окончания игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.

Соревновательный метод физического воспитания при работе с детьми младшего школьного возраста наиболее приемлемо применять в форме, близкой к игровому; основное отличие здесь – обязательное наличие победителя. Главное средство здесь – командные подвижные игры с элементами спортивных игр и различные эстафеты. Кроме того, применение соревновательного метода возможно на протяжении всего урока.

 Соревновательный метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объёма усваиваемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребёнка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательной деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребёнку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребёнку полностью раскрыться.

Особенности применения заключаются в том, что «…Каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры всё начинается с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени (кто быстрее по отделениям). Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок). Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчёта учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются в качестве выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Для этого использую следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технике выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока обязательно даю упражнения в движении – такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку, общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока ребятам нужно будет проявить скоростные качества, даю задание такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения. В основной части урока идёт решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию.

Затем идёт распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.

Итак, я стараюсь оценить на уроке всех учащихся или большинство. Если ребята выполняют задания верно, то идёт переход к новому по схеме-модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве.

Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательный метод, присутствующий во всех видах учебной программы. Он применим с одинаковым успехом и в неигровых видах физического воспитания.

Вывод

Применение игрового метода на занятиях физической культурой в младших классах - обязательная и неотъемлемая часть процесса физического воспитания и развития детей, так как игровая деятельность и двигательная активность являются прямой потребностью ребёнка в данном возрасте.

Литература

  1. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.
  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: ФиС, 2008. – 544 с.
  3. Птушко, Н.Н. Технология применения соревновательно-игрового метода на уроках физического воспитания: журнал «Спорт в школе» № 11 / Н.Н. Птушко. – М.: Первое сентября, 2005.
  4. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник для вузов физ. культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Тера-Спорт, 2001. – 520 с., ил.
  5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе»

  «Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе»...

Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"

В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...

Домашнее задание по физической культуре для учащихся младшего школьного возраста

Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно...

Применение игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры по теме «Легкая атлетика» для развития быстроты и ловкости

Для эффективного освоения техники бега на короткие дистанции, развития быстроты, координации движений, точности, скоростной выносливости на уроках физической культуры по теме "Легкая атлетика" я приме...

«Технология применения соревновательного метода на уроках физической культуры»

Технология применения соревновательного метода на уроках по физической культуры...

Технология применения соревновательного метода на уроках физической культуры

Соревновательно-игровой метод исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие воле...