«Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе»
материал по физкультуре по теме

Ильин Дмитрий Сергеевич

 

 

«Игровой и соревновательный методы на уроках физической культуры в средней школе» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan2.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Игровой и соревновательный  методы на уроках физической культуры

             в средней школе»

План.

Введение        3

Глава 1 Общая характеристика игрового и соревновательного методов        5

  1. Игровой метод в физическом воспитании        5
  2. Соревновательный метод        9
  3. Спортивные игры как средство физического воспитания        12
  4. Методика применения игр на уроках физической культуры        20
  5. Возрастные особенности учащихся 10-11 классов        28

Глава 2. Отбор средств  для педагогического эксперимента        34

Глава 3. организация педагогического эксперимента.

Заключение        40


Введение.

Актуальность. Значимость этой темы очевидна, так как игровой и соревновательный методы одни из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.

Главная цель всех занятий, в том числе и физической культуры, заключается в разностороннем развитии личности детей.

Физическое воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся таких качеств, как сознательное отношение к своему здоровью физическому развитию, требованиям общественной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярных физических упражнениях. Ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической работы, владение рациональной техникой двигательных действий; решительность, упорство и другие волевые качества. Игровой и соревновательный методы, как ни какие другие методы способствуют развитию всех выше перечисленных качеств.

В наше время, когда физическая культура и спорт отошли на второй план, пропустив вперед, другие предметы, задача преподавателей физической культуры дать понять и показать, что физическое воспитание было и будет одним из самых важных и незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самыми верными и эффективными будут игровой и соревновательный методы. (Ч.Т. Иванков 2000г)

В данной работе мы постараемся показать, что с помощью использования игрового и соревновательного метода можно развивать все физические качества, разнообразить ни только уроки физической культуры, но и остальные формы физического воспитания (физкультминутки), привлечь учеников в спортивные кружки, секции,


школы, а внеклассные игровые и соревновательные занятия-(«Зарница», «День здоровья», «А ну-ка парни» и др.), способствуют развитию таланта одаренных и позволяют подтянуть неуспевающих.

Цель-совершенствование процесса физического воспитания школьников старших классов за счёт увеличения игрового и соревновательного методов.

Гипотеза - предполагается, что игровой и соревновательный методы  способствуют развитию двигательных, координационных способностей, учащихся старших классов.

Объект исследования - физическое воспитание школьников старших классов.

Предмет исследования - методика использования игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников в общеобразовательной школе.

Задачи работы: 1. Проанализировать и обобщить литературные данные по проблеме исследования.

2.      Отобрать      эффективные      средства      для педагогического эксперимента.

Методы исследования: - анализ и обобщение данных;

- педагогическое наблюдение.

Задачи исследования:  

1. Выявить направленность спортивных игр, в занятиях                физическим воспитанием школьников.

2. Разработать методику использования игрового и  соревновательного методов в физическом воспитание школьников старших классов.

   3. Экспериментально обосновать методику использования   футбола в физическом   воспитании школьников 10-11классов.


Глава 1. Общая характеристика игрового и соревновательного методов.

1.1 Игровой метод в физическом воспитании.

Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревновательным методами.

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главнейших функций игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.


Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально со здается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр).

Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер, т.е. включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и   т. д.

Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий. Например, «фартлек» («беговая игра») — своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.

В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает


решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Из предыдущего следует, что игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки и другими кос венными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения


движениям или избирательного воздействия на отдельное способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. ( Ю.И. Портных 1986г)


1.2. Соревновательный метод.        

Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в раз вернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во втором - об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).

Основная определяющая черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т.д.). Создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.


Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях "состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели — победы.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В отдельных случаях унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.). Но она всегда, так или иначе, присутствует при использовании соревновательного метода. В спорте же унификация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки и непосредственного руководства деятельностью занимающихся. Можно сказать, что в данном отношении он занимает как бы промежуточное положение между игровым методом и методами строго

10


регламентированного упражнения. (Если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способности рационально использовать их в усложненных условиях.

Сравнительно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности; инициативности; решительности; настойчивости; способности преодолевать трудности; самообладания; самоотверженности и др.

Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положи тельных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства. ( Железняк Ю.Д. 1981.)

и


1.3. Спортивные игры как средство физического воспитания.

Среди   большого   разнообразия   средств   физического   воспитания, используемых в целях горманического развития современного человека,, одно из ведущих мест занимают игры, и в особенности игры спортивные. Они   относятся   к  числу  самых  распространенных  и' любимых  видов физических упражнений у людей всего мира.

Спортивные игры - особая разновидность спорта. В нее входит большое количество игр, каждая из которых составляет самостоятельный вид спорта. Сегодня известно около 100 игр, по которым регулярно проводят спортивные состязания. Самые популярные из них включены в программу олимпийских игр. Уже на первых олимпиадах разыгрывалось звание олимпийских чемпионов в соревнованиях по теннису, гольфу. Сейчас соревнования проводятся по девяти видам игр - футбол, баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей, водное поло, хоккей на траве, теннис, настольный теннис - и предлагается дальнейшее расширение этой части олимпийской программы. Правомерность такого решения очевидна, поскольку спортивным играм принадлежит первое место по числу занимающихся.

Популярность спортивных игр объясняется рядом причин. Абсолютное большинство игр исключительно доступны. Для них не требуется дорогостоящий инвентарь, какие-то особые места занятий, а главное - нет необходимости в длительной предварительной подготовке для участия в соревнованиях.

Игры отличаются особой привлекательностью. Для победы здесь мало одного физического превосходства. Победителем становится тот, кто проявит более высокий интеллект и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при преимуществе соперника.

12


Игровое соревнование - это и великолепное спортивное зрелище. Высокий накал страстей, непредсказуемость результата, предельное напряжение и мастерство, доставляющее удовольствие тем, кто следит за состязанием на площадке. Наибольшее число зрителей, посещающих стадион, приходится на соревнования в различных видах спортивных игр.

Популярность игр объясняется еще и тем, что они представляют исключительное по глубине и разносторонности влияния средство общей физической подготовки, с помощью которого прекрасно совершенствуются быстрота, ловкость, сила, выносливость, осваиваются такие жизненно важные навыки, как бег, прыжки, метание.

Таким образом, в современной системе физического воспитания спортивным играм принадлежит ведущая роль (Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл. общеобразовательной школы. Последнее издание). Главное достоинство их заключено в особой притягательной силе и широте применения. Это одновременно и спорт высших достижений, и спортивное развлечение, отличное средство активного отдыха и восстановления.

Содержание деятельности в спортивных играх определяется едиными правилами. Правила представляют собой общепринятые ограничения, регламентирующие поведение соревнующихся. Они же служат эталоном при определении игрового превосходства. В отличие от других видов спорта в играх победители спортивных соревнований определяются по количеству набранных очков. Их присуждают за достижение условно поставленной цели (попадание мяча в ворота или в площадку, защищаемую соперником; большее количество выбитых фигур или перебежек; опережение соперника в попытке первым выполнить определенные условия игры и т. д.).

13


Спортивные игры — это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры.

В большинстве игр с мячом ход игры имеет выраженный фазовый характер. Обычно различают три фазы:

  1. фаза нападения, когда одна из сторон владеет мячом;
  2. фаза защиты, когда другая сторона действует без мяча;
    •промежуточная фаза, когда ни одна из команд мячом не владеет.

Фазы игры, в свою очередь, делятся на отрезки, в которых решаются частные задачи. Содержанием их являются определенные игровые ситуации. Некоторые из этих ситуаций постоянно и точно повторяются в соответствии с регламентом игры. Такие ситуации называют стандартными положениями. Это, например, удар от ворот в футболе, штрафной бросок в баскетболе, подача мяча в волейболе или теннисе. Другие ситуации также довольно часто повторяются в ходе игры, но при этом точность их воспроизведения не регламентируется правилами. Их называют типовыми игровыми целями. К их числу относят единоборство двух участников или группы игроков против равного или неравного числа соперников на определенном участке площадки (двое против одного или двух и т. д.), в итоге которого реализуется цель игры.

В той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. В зависимости от обстоятельств участники применяют индивидуальные или коллективные действия.

Индивидуальные игровые действия — это комплекс двигательных действий, используемых в игре для решения данной ситуации. В соответствии с фазовым характером игры различают индивидуальные игровые действия в нападении и в защите. Индивидуальные действия играющих представляют собой основной компонент игровой деятельности.

14


С их помощью решается большой круг задач. Каждый участник обязан владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии решать любые задачи, с которыми он сталкивается в ходе игры. В типовых ситуациях используют игровые навыки.

В большинстве спортивных игр с обеих сторон действуют не от дельные участники, а коллективы (команды). Поэтому игровые задачи решают чаще всего при взаимодействии всех участников команды.

Коллективные действия предполагают одновременное участие в решении конкретной игровой ситуации не менее двух игроков. Всякое согласование действий требует взаимопонимания. Оно выражается в понимании цели, места и времени взаимодействия всеми участниками. Таким образом, коллективные игровые действия представляют сознательное взаимодействие двух и более игроков, основанное на адекватном понимании задач в данной игровой ситуации.

Наличие в игре типовых ситуаций предопределяет возможность предварительной подготовки и специального изучения способов их эффективного решения. Продуманные и заранее разученные взаимо действия называют комбинациями. К ним относят действия, в которых происходит кратковременное взаимодействие игроков.

Достижение превосходства в игре в первую очередь зависит от планомерного и организованного использования индивидуальных и коллективных действий играющих. С этой целью наряду с комбинациями применяют определенные формы организации взаимодействия игроков команды в защите и нападении — системы игры.

Система игры — это основной способ ведения противоборства, при котором функции и взаимодействия распределяются между участниками на протяжении всей игры или в отдельные ее моменты.

Таким образом, спортивные игры представляют собой разновидность соревновательной  деятельности,  отличающейся характерной  формой и

15


содержанием. Действия играющих направлены на преодоление активного противодействия другой стороны. Следовательно, спортивные игры относятся к группе спортивных единоборств.

Спортивные игры принадлежат к категории ситуационных видов спорта, характеризующихся наибольшей вариативность соревновательной деятельности. Действия играющих проходят в сложных условиях непосредственного контакта с соперником. Они быстротечны, развертываются в чрезвычайно малые отрезки времени и в условиях информационной неопределенности.

Поэтому решающими моментами их эффективности являются быстрота и правильность оперативных решений.

Условия соревнования предопределяют причинно обусловленный характер деятельности играющих. Все их действия предопределяются сознательным выбором и использованием приема, с помощью которого можно добиться превосходства в каждом игровом эпизоде.

Двигательные акты играющих представляют собой комплексные перцептивно-моторные операции, в которых восприятие информации и двигательный ответ на нее соединяются в едином автоматизированном акте.

Сама же операция возникает в результате взаимодействия трех функциональных блоков:

•формирование программ моторных инструкций (латентная стадия начала движения);

  1. реализация программ (стадия собственного движения);
  2. контроль и коррекция.

Следовательно, игровые действия, складывающиеся из перцептивно-моторных операций, по сути своей есть операции информационные, базирующиеся на закономерностях отражения внешнего мира в сознании

16


человека. Таким образом, используемые в игре приемы (игровые навыки) реализуются через три взаимосвязанные фазы:

•сенсорную и познавательно - информационную, осуществляемую посредством полного сосредоточения внимания в игре;

•центральную, ядро которой составляет творческий процесс мышления, направленный на принятие оптимального решения в игровой ситуации;

•конечную, моторную, выражающуюся в форме определенного движения (одиночного или комплексного).

Игровые навыки представляют собой автоматизированные элементы сознательной деятельности, включающие активный поиск и переработку информации, мысленное решение и его двигательное осуществление. Они могут быть врожденными, но преимущественно приобретаются в процессе выполнения.

Действия играющих отличаются разнообразием. В каждом из них можно вычленить две взаимосвязанные стороны: внешнюю; внутреннюю.

Под внешней принято понимать способ решения двигательной задачи с определенной двигательной структурой, законами биомеханики, особенностями конкретной ситуации.

Другую же сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения данной игровой ситуации. Это тактическая сторона игровой деятельности.

Обе эти стороны называют техникой и тактикой игровых действий. Тактика спортивного противоборства в широком понимании — это формы и методы ведения спортивного поединка с учетом его внешних и внутренних условий. Причем техника выступает как средство тактики. В узком же смысле тактика — это выбор рационального решения, а техника — форма его двигательной реализации, осуществляемой с учетом спортивно-педагогических физиологических   закономерностей.

17


Между всеми ее четырьмя компонентами существует двусторонняя связь, обеспечивающая их тесное взаимодействие и эффективное функ ционирование. Цель игры определяет мотивы деятельности, которые сти мулируют планирование ее достижения. Это планирование может быть относительно долговременным и кратковременным. Способы достижения общих целей на протяжении длительного периода времени составляют стратегию спортивной борьбы. Составной частью стратегии является тактика, которая определяет способы достижения целей непосредственно в игре.

И, наконец, способы достижения целей непосредственно в ходе игры в определенном интервале времени составляют технику. Все эти категории характеризуют сущность игры и игровой деятельности. В них отражаются объективные закономерности, которым подчиняется игра как социально-биологическое явление, относящееся к сфере творческой деятельности человека. (Ч.Т. Иванков 2000г)

Систематика спортивных игр.

Спортивные игры разнообразны и многочисленны. Между ними существует и сходство, и различие, что позволяет распределить их в относительно общие группы и тем самым облегчить их выбор.

В каждой из игр есть два наиболее существенных признака, опреде ляющих основные черты действий играющих, — взаимоотношение между участниками и цель игры, к достижению которой они стремятся.

Взаимоотношение играющих следует рассматривать в двух аспектах:

•взаимоотношения между участниками, представляющими разные стороны в ходе игры;

•взаимоотношения между участниками, представляющими одну из сторон, участвующих в игре.

Интересы и взаимоотношения между играющими могут быть ан тагонистическими, если участники преследуют противоположные цели, и

18


дружественными, если интересы их общие. И по этому признаку все спортивные игры подразделяют на две большие группы: игры командные (с участием двух и более коллективов) и индивидуальные (где противоборство происходит между двумя участниками). Последние составляют меньшинство и часто дополняются такими вариантами, в которых играющие стороны состоят из двух человек или результат игры определяется по сумме попыток, поочередно предпринятых несколькими участниками соревнований.


ч 1.4 Методика применения игр на уроках физической культуры.

История мировой педагогики довольно занимательно свидетельствует о том, что школьникам всех времен и народов гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. И умному, творчески мыслящему учителю физической культуры грех не вос пользоваться этой неистребимой человеческой склонностью в благих профессиональных целях, грамотно и умело включая ситуационно подходящие подвижные игры в свои уроки.

Вспомните, как играющие дети бывают, счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, сметливости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.

Игру можно рассматривать и как своеобразную прелюдию, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть   проверке   в   условиях   максимального   напряжения   свои

20


физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы.

Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное свободно, ненасильственно и более эффективно, воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.

Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.

Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах или коньках, ловко и результативно дей ствовать в единоборствах и командных состязаниях.

Если на уроке решается задача развития силы, то в него полезно включать игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).

21


Для развития быстроты подбирают игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника'

Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяют игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

В рамках запланированных педагогом задач урока помогающие их решению подвижные игры используют в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания путем комплексного применения вместе с обще развивающими и специальными упражнениями.

При планировании подвижных игр следует учитывать общую нагрузку урока и, соответственно, определять их основную цель и место среди других упражнений и учебных заданий. Трудность применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должна быть доступной занимающимся и возрастать постепенно.

В процессе проведения подвижных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физической культуры норм и правил техники безопасности играющих и

22


окружающих лиц, особенно при метаниях различных предметов (гранат, копий, палок и т.п.); преодолении сложных препятствий в зале или на открытой местности; движении в сочетании с разными упражнениями на высоком бревне, узкой либо качающейся доске или иной приподнятой опо ре; скоростном лазании по канату; прыжках с высоты в глубину и т.д.

Творчески трансформируя и целенаправленно развивая, применительно к новым программным требованиям и специфическим условиям урочных занятий в средней школе, двигательное содержание и идейную направленность как довольно распространенных в физическом воспитании, так и мало известных или совершенно новых подвижных игр для детско-юношеского возраста, разработан модифицированный комплекс вспомогательных и подводящих игр для уроков физической культуры в V—XI классах. Гармонично укладываясь в русло общих программных требований физического воспитания в общеобразовательной школе, эти игры одновременно облегчают и конкретизируют пути их практической реализации, преследуют цели стимулированного избирательного развития наиболее важной в данных конкретных условиях группы физических и психических качеств, умений и навыков, обеспечивающих более успешное выполнение запланированных на данном уроке основных учебных заданий.

Необходимый подбор вспомогательных и подводящих игр для повышения эффективности того или иного урока в каждом классе учитель физической культуры осуществит свободно и самостоятельно, исходя из профессионально спланированных им конкретных задач уроков, условий их проведения и уровня подготовленности занимающихся. Эффективно решит он и задачу, в каком классе, с учащимися какого возраста наиболее целесообразно применить ту или иную игру.

23


Предлагаемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение в ходе урока не требует длительной организационно-подготовительной работы.

При организации и проведении игр необходимо учитывать идейность, научность и плановость использования игр, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Руководящая, или направляющая, роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям.

Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества, Влияние игр на занимающихся зависит, во - первых, от содержания (сюжет, двигательные действия, правила), во - вторых, от методических приемов, с помощью которых ребенок овладевает играми, в - третьих, от способов их организации. О том, что игры сами по себе не всегда имеют положительное воспитательное значение.

С приобретением в игре более совершенных навыков и умений у учащихся возникают новых интересы и потребности. Игры становятся более содержательными, дети приобретают новые навыки в технике и тактике игры.

Содержание игр зависит также от жизненного опыта детей, от приобретенных ими знаний и навыков дома, в детском саду, в школе. Поэтому у детей разного возраста, разного развития, игры различны, как по содержанию, так и по способам их проведения. Физическое воспитание ребенка в желаемом направлении с помощью игр и других видов физических упражнений возможно только при целенаправленном и регу лярном педагогическом руководстве. (Курамшин Ю.Ф. 1991.)

24


Основные задачи руководителя игры.

Руководитель обязан быть организатором игры и воспитателем детей в процессе ее проведении. Используя игру, он должен:

  1. укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному
    физическому развитию и формированию организма;
  2. содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными
    навыками, умениями и совершенствованию в них;
  3. воспитывать у детей положительные морально -волевые и физические
    качества;

прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Руководитель должен определить основные воспитательные и образовательные задачи, которые он намечает при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков бросания и ловли мяча, метания в цель, закрепление навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, воспитание у играющих смелости, согласованности действий, коллективизма, воспитание навыков ориентироваться на местности и т.п.).

Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Проводя игру, руководитель должен объяснить детям ее содержание и задачи, а также правила поведения. Сознательное поведение играющих по зволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее; при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Надо приучать детей сознательно относиться к своим действиям и поступкам в игре, научить их разбираться в собственных успехах и ошибках, анализировать поведение и действие товарищей.

Последовательность прохождения игр должна быть спланирована, При планировании   необходимо   учитывать   задачи   физического   воспитания

25


детей определенного возраста, их физическую подготовленность, а также постепенность накопления навыков и знаний. Игры для уроков физической культуры планируются в соответствии с программой физического воспитания общеобразовательных школ. Игры должны соответствовать подготовленности занимающихся. Каждая игра должна быть такой трудности, чтобы ее участник, приложивший достаточно усилий, мог преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилии, не заинтересует детей и не имеет педагогической ценности, так как не развивает волевых качеств и способностей учащихся.

Руководитель обязан подбирать полезные и интересные игры в воспитательных и образовательных целях и передавать свой опыт другим. Для этого ему необходимо: постоянно изучать игры детей и использовать лучшие из них; обогащать методические приемы, анализируя свою практику и практику других воспитателе, изучать методическую литературу по игре. (Выдрин В.М. 1997). Подведение итогов игры.

Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререкания судьи с игроками. Решение судьи обязательно для всех.

При определении результата игры надо не только учитывать быстроту, но и качество выполнения того или иного задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Объявить результат игры надо ла конично, никому не делая скидок, чтобы приучать детей к правильной оценке действий.

26


Разбор игры. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и в тактике. Детям младшего школьного возраста при разборе сюжетной игры полезно указывать на положительные и отрицательные стороны в развитии сюжета игры, отметить участников, образно исполнивших отдельные роли. Необходимо отмечать учащихся, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.

При разборе игры лучше усваивать правила, уточняются отдельные детали игры, улаживаются отдельные конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько удвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.

К разбору игр следует привлекать учащихся. Это способствует развитию у детей наблюдательных способностей, приучает их критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения и усиливает интерес к дальнейшему совершенствованию.

27


1.5.       Возрастные       особенности       учащихся       10-11       классов.

Специфика старшего школьного возраста в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая ЦНС.

Начало полового созревания приходится у мальчиков и девочек на разный календарный возраст: у девочек это 11-12 лет, у большинства мальчиков 12-13 лет. Возраст 15-16 лет является продолжением пубертатного периода.

Начало пубертатного периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. В результате детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерно некоторая длиннорукость и длинноногость.

В этот период формируется кардиореспираторная система до уровня взрослого человека, и, соответственно, его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела. Наблюдается прирост лёгочных объемов и, соответственно, возрастают функциональные возможности дыхательной системы. В первую очередь это сказывается на кислородном снабжении рабочих мышц.

Скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, однако общих изменений в строении мышечных волокон не происходит, т.е. качественные характеристики мышц остаются теми же. В то же время биохимическая ситуация в мышечных волокнах из-за усиления процессов синтеза, необходимых для роста, существенно меняется: энергетический обмен в клетках становится более напряженным и менее устойчивым. Особенно напряженно вынуждены работать митохондрии, обеспечивающие клетку необходимым резервом АТФ за счет окисления

28


углеводов и жиров. В этой ситуации любые дополнительные затраты энергии приводят к использованию экономичных, аэробно- анаэробных источников энергетического обеспечения. В результате происходит активизация процессов анаэробного (безкислородного) гликолиза, в мышцах и крови накапливается молочная кислота, это приводит к нарушению внутренней среды организма (гомеостаза), что отрицательно сказывается на мышечной работоспособности.

Так же снижается возможность длительно поддерживать постоянный уровень функциональной активности, отсюда временное уменьшение выносливости и работоспособности.

При планировании занятий физической культурой необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены вследствии еще не сформированной кадиореспираторной системы. Поэтому развитие общей выносливости затруднено, и основное внимание при организации занятий должно быть уделено развитию скоростно-силовых качеств, а так же ловкости.

Кровообращение. Возникающие в этом возрасте ограничения в кровоснабжении затрагивают не только мышцы, но и другие органы, включая головной мозг. Так, объемная скорость кровотока в сосудах мозга временно снижена. (Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А.)

Одним из важнейших условий успешной реализации образовательного процесса является знание педагогом определенных закономерностей развития личности, которые лежат в основе каждого возрастного периода. Каждый возрастной период человеческого развития является уникальным, и в каждом из них наиболее актуальными являются различные процессы и явления. "На каждом возрастном этапе жизнедеятельность человека складывается из многих сфер. Среди них можно выделить доминирующие, т.е., те, в которых человек определенного возраста имеет потребность и возможность     реализовать     свою      активность".      Учет     возрастных

29


особенностей является залогом успешного обучения и воспитания ребенка.
Однако, несмотря на такую актуальность выделения, наиболее
приоритетных сторон человеческого развития в различные возрастные
периоды, в современной науке единой общепринятой периодизации не
существует. В настоящее время хронологические рамки различных
возрастных периодов определяются по-разному в зависимости от того, что
взято за основу классификации: фактический возраст, психическое
созревание или его физическое формирование, социальные аспекты
деятельности        или        его        самодеятельность.

Не вдаваясь во все многообразие существующих периодизаций, примем за основу данного исследования положение Л.С. Выгодского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития - присвоение исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. При определении возрастной периодизации на это положение опирается Д.Б. Эльконин. Согласно ней, исследуемому в данной работе возрастному периоду (5-9 классы общеобразовательной школы) соответствует подростковый возраст (11-15 лет). Этими же возрастными рамками подростковый возраст определяют и некоторые другие авторы. Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является "общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к "взрослости" и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни.". В подростковом возрасте отчетливо прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать

30


окружающим свои способности. "Подростковый возраст - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Теперь эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка - в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12 - 13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13 - 14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников". Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. "Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то лее время знает, что его надо осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств". Таким образом, можно выделить основные потребности старшего школьного возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении, самоутверждении, творчестве. Причем, реализация этих

31


потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков. Следовательно, процесс обучения подростков будет эффективным только в том случае, если деятельность, предложенная им, будет отвечать их потребностям и соответствовать ведущей деятельности. Только при этом обучение для учащихся будет мотивированным, а, следовательно, вероятность их продуктивного включения в данный процесс существенно повысится. Одной из сфер жизнедеятельности, которая способствует удовлетворению основных потребностей школьника старшего возраста, является игровая деятельность. Это отмечают такие авторы как Рувинский Л.И., Соловьева Л.Е., Краковский А.П. и другие специалисты в области возрастной психологии. На этом положении основано и данное исследование. Умело организованное игровое действие способно удовлетворить потребности подростков, согласно их ведущему виду деятельности. Включение игровой деятельности в учебный процесс способствует более глубокому усвоению учебного материала. Особенно это относится к привитию, каких-либо практических навыков, а, следовательно, и к процессу гражданского образования. Таким образом, применение учебных правовых игр на уроках гражданского образования в среднем школьном звене полностью соответствует психологическим особенностям данного возраста. Однако не стоит полагать, что учебные правовые игры, применяемые в 5-9-х классах, могут быть одинаковыми. Безусловно, потребности и интересы пятиклассников и девятиклассников существенно различаются. Поэтому необходимо моделировать учебные занятия таким образом, чтобы они учитывали и этот возрастной аспект. Тем не менее, учебные правовые игры для 5-х и 9-х классов целесообразно рассматривать в едином блоке, так как их незначительная модификация позволяет применять их в течение всего данного возрастного периода. Это подтверждает и тот факт, что в методической литературе по гражданскому образованию одни и те же

32


учебные правовые игры включены в учебные планы различных классов среднего школьного звена. Кроме того, при включении игровых занятий в учебный процесс педагог должен быть уверен в качественности их организации. При организации игр, безусловно, существует риск нарушения дисциплины на уроке, а также риск того, что педагог сам "заиграется" вместе с учащимися. Однако профессионал не допустит ни того, ни другого, ну а существующий риск вполне оправдан теми результатами, которые достигаются благодаря использованию учебных правовых игр. (Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. 1960)

33


Глава 2. Отбор средств для педагогического эксперимента.

В ходе проведенной работы были отобраны игры для 10-11 классов различной интенсивности и направленности. Игры низкой интенсивности «Сильный бросок».

Две команды располагаются на разных сторонах площадки, в центре которой на линии лежит мяч.  По  команде  играющие  бросают мячи (снежки) в мяч, стараясь перекатить его на сторону соперника. Команда, которой это удается, выигрывает. «Придумай сам».

Играющие делятся на две команды и становятся друг против друга на расстоянии 4 ш. в колонны по одному. Перед одной из команд (по жребию) отмечается линия старта. Судья отмечает место приземления, сюда встает первый игрок противостоящей команды и прыгает от данной отметки в обратном направлении и т.д. Команда, начавшая первой, побеждает в том случае, если последний игрок второй команды не допрыгнул до линии старта.

«Прыгуны».

Участники делятся на две-четыре команды. Игроки каждой команды строятся в колонны по одному за линией старта. Начиная с расстояния в I м от линии с гарта, проводится несколько линий через каждые 20 см. Это секторы 1,2,3 и т.д. Номер соответствует количеству очков, которые подучит игрок, прыгнув в тот или иной сектор. По сигналу игроки поочередно прыгают в длину с места. Судьи подсчитывают сумму очков, собранных каждой командой. Побеждает команда, набравшая больше очков,

«Эстафета с прыжками».

Команды по 6 чел. В каждой строятся в колонны по одному за общей линией старта. Каждый кладет руки на плечи впередистоящему к прыгает

34


на одной ноге но правлению к поворотной стойке, установленной на расстоянии 12-15 м от линии старта. От стойки ребята прыгают в обратном направлении уже на другой ноге. Побеждает команда, первой вернувшаяся за линию старта

«Комбинированная эстафета».

Команды составляются из 5 девочек и 6 мальчиков. Длина каждого этапа 15м. 1 этап. Бег вдвоем в одном обруче (девочки и мальчики отдельно). II этап. Бег на трех ногах в паре (мальчики и девочки отдельно). Разноименные ноги партнеров связываются резиновым жгутом на уровне голеностопных суставов, III этап. Прыжки в мешке (участвуют только мальчики), IV этап. Прыжки на одной со сменой ног у поворотной стойки (сначала девочка, затем мальчик),

«Кто перетянет». Командные состязания в перетягивании каната.

Примерные задания для проведения конкурсов.

Конкурсы можно проводить и спортивно - оздоровительном лагере, включать в программы утренников.

Конкурсы носят творческий характер, и это проявляется при составле нии учащимися комплекса утренней гимнастики, комбинации вольных упражнений и др. т, е. каждый решает задание по-своему. Оценивается только качество выполнения задания. Репродуктивные конкурсы предус матривают одинаковое выполнение задания, а основанием для оценки является проявление физических качеств

Примерные задания репродуктивных конкурсов

Кто самый гибкий?

1. Наклоняясь назад, слегка сгибая ноги в коленях, достать пятки.

35


2.        Стоя, ноги шире плеч, наклониться вперед, сгибая левую ногу,
достать левым локтем носок левой ноги,

3.        Лежа на спине, поднять ноги и достать носками пола за головой.

  1. Стоя, ноги вместе, руки в стороны, наклоняя голову, достать то
    правым, то левым коленом лба, не теряя равновесия.
  2. Стоя,  ноги как можно шире, руки вниз наклонившись вперед,
    захватить руками голеностопы и коснуться головой пола; ноги в коленях
    не сгибать
  3. Сидя, слегка согнув ноги, захватив обеими руками левую (правую)
    ногу, притянуть ступню к голове или перенести через голову,
  4. Лежа на спине, руки соединить,  пальцы переплести, образовав
    кольцо. Продевать правую и левую ногу попеременно через кольцо
  5. То же, но стоя на правой и левой ноге поочередно,
  6. Стоя ноги врозь, наклоняясь назад, выполнить, мости вернуться в
    и.п.

Кто самый ловкий?

  1. Подбросить теннисный мяч, наклониться, коснуться руками пола,
    выпрямиться и поймать мяч
  2. Подбросить мяч, сесть и поймать его, затем сидя подбросить мяч,
    встать и поймать его.
  3. Мяч в руках за спиной. Подбросить мяч из-за спины вверх через
    голову и поймать его впереди.
  4. Стоя, в обеих руках по мячу. Одновременно ударить мячами об пол и
    каждой рукой поймать мяч.
  5. Стоя, волейбольный мяч между ступнями. Подпрыгнуть, подбросить
    мяч перед собой и поймать его

36


  1. Стая, ноги на ширине плеч, руки с мячом вперед - вниз. Подбросить
    мяч и поймать его за спиной; подбросить мяч Из-за спины и поймать его
    впереди.
  2. Стоя, ноги на ширине плеч, мяч удерживается ладонью предплечьем
    левой руки за спиной. Подбросить мяч из-за спины вверх через Правое
    плечо и поймать его правой рукой. То же, но мяч в правой руке,
  3. Стоя, мяч зажат пятками. Подпрыгнуть, прогнуться, согнуть ноги
    назад подбросить мяч так. Чтобы он перелетел над головой, и поймать его
    руками.
  4. Стоя ноги на ширине плеч, руки в стороны, гимнастическая палка
    вертикально на ладони правой (левой) руки. Сесть и встать, не уронив
    палку. Поддерживать палку другой рукой не разрешается.

10.        Стоя ноги вместе, руки со сложенной вчетверо скакалкой вниз, хват
сверху на ширине плеч. Подпрыгнуть и, согнув ноги, провести скакалку
под ногами, не касаясь ее, мягко приземлиться. Прыжком вернуться в и п.
То же, но через гимнастическую палку.

Кто самый сильный?

1.        Стоя, ноги вместе, руки на поясе. Мягко опуститься на колени и
движением рук и туловища встать.

  1. Лежа на животе, руки сцеплены за спиной. Встать, не расцепляя рук
  1. Стоя, руки за головой, сесть, лечь на спину, снова сесть и встать, не
    снимая рук с головы.

4.        Присесть на одной ноге, вторую вперед. Одной рукой держаться
застенку или спинку стула

  1. В упоре лежа оттолкнуться руками от пола, хлопнуть в ладоши.
  2. В упоре лежа ноги врозь оттолкнуться руками от пола, хлопнуть в
    ладоши; одновременно с этим оторвать ноги от пола и ударить их одна о
    другую.

37


I

7.        Стоя между двумя стульями, упереться руками в сиденья, держать
угол (для девочек — согнув ноги).

8,        Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (для девочек с
опорой на гимнастическую скамейку).

Кто самый быстрый?

1.        Кто сумеет большее количество раз присесть и встать за 15 сек.

2.        Стоя, в каждой руке по теннисному мячу. Подняв руки вперед,
выпустить оба мяча и успеть поймать их хватом сверху до падения на
землю, тоже, но выпускать и ловить мячи поочередно; тоже, но ударом мя
чей об пол так, чтобы при,ловле мяч из правой руки попал в левую и
наоборот.

3.        Стоя,   ноги   врозь,   палка   длиной   1   м   вертикально   на   полу,
удерживается сверху двумя руками. Развести руки в стороны, присесть,
встать и удержан палку руками сверху.

4. Тоже, но стоя, ноги вместе. Отпустить палку, повернуться на 360° и успеть подхватить ее Повороты выполнять вправо и влево.

Кто умеет сохранять равновесие?

1, Стоя на носках, руки за головой, передвижение по линии, обазначеннои на полу, то же, но руки с набивным мячом вверх, тоже, но передвигаясь по линии шагом с последующим подскоком на опорной йоге, танцевальными шагами.,

2. Ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки с преодолением препятствий (планки, веревочки).

Конкурсы метателей. «Попади в круг».

Метание мячей, шишек, камешков с установленного расстояния в щит с   нарисованными   концентрическими   кругами.   В   центральном   круге

38


обозначена цифра 5, в последующих кругах — 4, 3, 2, 1 Участнику начисляются очки в зависимости от того, в какой круг он попал. Побеждает тот, кто из трех бросков наберет больше очков

Вариант. Конкурс аналогичный предыдущему, но круги чертятся на земле

«Попади в отверстие».

Метание теннисного мяча в фанерный щите круглым отверстием диаметром 30-40 см. Побеждает тот, кто сумеет из 5 попыток с расстояния б, 8, 10 м попасть в отверстие наибольшее число раз.

«Мяч в полете».

Броски набивного мяча на дальность двумя руками, а) снизу вперед, б) через голову назад, в) из-за головы вперед. Вес мяча, для девочек — 1 кг, для мальчиков - 1 кг. Побеждает тот, кто показал наилучший результат по сумме 2-3 бросков.

«Троеборье толкателей».

1 этап. Толкнуть набивной мяч весом 1-2 кг от груди двумя руками через планку установленную в 2м на высоте 2,5м.

II этап. Из и. п. - ноги врозь стоя лицом в сторону толкания, толкнуть мяч одной рукой III этап. Тоже, но стоя боком к направлению толкания. Побеждает участник, показавший наилучший результат в сумме трех этапов.

39


Заключение.

В результате анализа литературы мы сделали выводы о том, что игровой и соревновательный методы являются незаменимыми в среднем школьном возрасте в системе физического воспитания общеобразовательной школы поскольку влияет на эмоциональную сферу учащихся.

Мы выяснили, что рациональная организация игр, в среднем возрасте, и праздников по физической культуре во всех возрастах, способствует привлечению большого количества учащихся, позволяет с детства привить желание заниматься физической культурой и спортом, проявить себя ученику с практически любым уровнем физической подготовки.

Систематизировав и классифицировав спортивные игры, мы убедились, что можно определить принадлежность каждой спортивной игры к той или иной группе, обладающей сходными признаками (интенсивность, возрастной контингент и по развитию физических качеств).

Входе работы также были выбраны игры, которые помогут повысить эффективность процесса физического воспитания за счет увеличения игрового и соревновательного компонента в занятиях по физической культуре учащихся средних классов.

40


Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей -М. 1984 г.
  2. Вавилова    Е.Н.     Учите    бегать,    прыгать,    метать-    М.,
    Просвещение, 1983 г.

  1. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий
    аспект): Учебное пособие / ГДОИДК. - Л.,1988.
  2. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической
    культуры: учебное пособие. — СПб., 1997.

5.        Гришин В.Г. Игры с мячом - М., Просвещение 1982 г.

  1. Железняк   Ю.Д.    Совершенствование    системы    подготовки
    спортивных резервов в игровых видах спорта.. — М., 1981. 48 с.
  2. Иванков  Ч.Т.   Особенности  воспитания  физических  качеств
    школьников   начальных  классов.   Материалы  научно-практ.   конф.-
    Коломна1994. — с. 157

  1. Иванков Ч.Т. Теория и методика физического воспитания. -
    М., 2000 г.
  2. Иванков  Ч.Т.  Рационализация  тренировочных  нагрузок  на
    уроках физической культуры в школе. Сб. научи, практ. конференции
    по    проблеме    физвоспитания    учащихся,    человек,    здоровье    в
    изменяющемся мире. КПИ, 1993. с.-151

  1. Курпан Ю.И., Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая
    осанку. — М. Физкультура и спорт, 1990.
  2. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям
    и развития физических качеств. — Л., 1991.
  3. Комплексная программа физического воспитания учащихся
    I-IX классов общеобразовательной школы (2004).
  4. Литвинов Е.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Как стать
    сильным и выносливым. - М., 1984.

41


  1. Лях В.М. Координационные способности школьников. —
    Минск, Полымя, 1989.
  2. Ковалёв   А.Г.,   Мясищев   В.Н.   Психические   особенности
    человека, т.2. Способности. Изд-во ЛГУ 1960.
  3. Мороз Р.П. Стать сильным. — М.. 1983.
  4. Нормирование     нагрузок     в     физическом     воспитании
    школьников. —М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  5. Портных   Ю.И.   Спорт   игры   и   методика   преподавания-
    М.,1986г.
  6. Родиченко B.C.     Спортивные  соревнования:  информация,
    управление.-М., ФиС, 1978 г.
  7. Физическая культура в школе. 1997 № 4,5,6.

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов игровой и соревновательной технологий на уроках физической культуры

«Использование элементов игровой и соревновательной технологий на уроках физической культуры»...

Применение игрового и соревновательного методов на уроках физической культуры по теме «Легкая атлетика» для развития быстроты и ловкости

Для эффективного освоения техники бега на короткие дистанции, развития быстроты, координации движений, точности, скоростной выносливости на уроках физической культуры по теме "Легкая атлетика" я приме...

Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста

Педагогический процесс должен строиться с учётом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был напра...

Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения

Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...

«Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения»

Актуальность. Значимость этой темы очевидна, так как игровой и соревновательный методы одни из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.Главная цель всех занятий, в т...

Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения

Выступление на РМО. Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...