Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
статья

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.

Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушениям относятся те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. При диагностике интеллектуальных нарушений должны присутствовать стойкость, необратимость дефекта, его органическое происхождение.

Основную массу учащихся коррекционных школ составляют дети с легкой умственной отсталостью, характеризующиеся недоразвитием высших психических функций, ограниченными возможностями развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность.

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, относящаяся к библиотерапии, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Данная форма библиотерапии наиболее приемлема для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой ведущей деятельности ребенка в этом возрасте - игры, а также притягательной силой этого литературного жанра, дающего возможность свободно мечтать и фантазировать.

Сказкотерапия выполняет диагностическую, коррекционную, реабилитационную, психотерапевтическую функции. Применение сказкотерапии позволяет решать ряд сопутствующих педагогических и психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: эмоциональных проблем (неуверенность, конфликтность, агрессивность, страхи) и речевых проблем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.

Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушениям относятся те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. При диагностике интеллектуальных нарушений должны присутствовать стойкость, необратимость дефекта, его органическое происхождение.

Основную массу учащихся коррекционных школ составляют дети с легкой умственной отсталостью, характеризующиеся недоразвитием высших психических функций, ограниченными возможностями развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность.

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, относящаяся к библиотерапии, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Данная форма библиотерапии наиболее приемлема для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой ведущей деятельности ребенка в этом возрасте - игры, а также притягательной силой этого литературного жанра, дающего возможность свободно мечтать и фантазировать.

Сказкотерапия выполняет диагностическую, коррекционную, реабилитационную, психотерапевтическую функции. Применение сказкотерапии позволяет решать ряд сопутствующих педагогических и психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: эмоциональных проблем (неуверенность, конфликтность, агрессивность, страхи) и речевых проблем.

С помощью сказкотерапии педагог может способствовать развитию творческого и образного мышления. Метафора, на которой построена сказка, обеспечивает контакт между правым и левым полушариями мозга. Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии. Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Таким образом, сказки влияют как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.

Благодаря сказкотерапии, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальным недоразвитием быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется фонематический слух и правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй.

Коррекционная работа с применением сказкотерапии формирует необходимые условия для коррекции речи, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья, развития коммуникативных навыков, необходимых для успешного школьного обучения.

Восприятие сказки - сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через сказкотерапию можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в школьном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. В восприятии художественного произведения школьник не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в школьном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития. Данный факт так же относится и к детям с нарушениями интеллекта.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Существуют следующие возможные формы работы со сказкой на уроке в коррекционной школе:

  • Рассказывание сказок.
  • Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
  • При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно – практическую деятельность детей или проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия. Например, перед чтением сказки «Колобок» и целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели из чего он испечён, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторые из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки.

Анализ сказок.

Цель - интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. С помощью педагога дети делают поучительный вывод из сказки.

Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).

При постановке сказки с помощью кукол дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет об их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Ребенок находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения. Помимо этого, важно, что при дописывании сказки стимулируются мыслительные процессы.

В заключении необходимо подчеркнуть, повышению эффективности обучения детей с нарушениями интеллекта во многом способствует использование новых методов коррекции, одним из которых является сказкотерапия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения  по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Методическое пособие)

Методическое пособие «Система коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»  направлено на достижение оптимальных психолого — педагогических условий вос...

Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...