Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
статья по теме

Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения  по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материал по чтению30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дурова Елена Николаевна

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

        Чтение — сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами. [4] Такое определение даётся в понятийно-терминологичнеском словаре логопеда под редакцией В.И. Селивёрстова.

        Изучение нарушений чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственной отсталости, есть и другие, которые не могут овладеть грамотой, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие.

        В 1896 году английский врач  P. Morgan описал четырнадцатилетнего мальчика, испытывавшего огромные трудности в чтении и письме. Он с огромным трудом выучил алфавит и не мог научиться читать. В 1897 году аналогичный случай описал англичанин J. Kerr, а в 1905 году вышла работа C. Thomas, обобщившая наблюдения ста случаев подобных нарушений. Позднее симптоматика таких состояний была тщательно изучена детализирована в работах других зарубежных авторов. В России по этой проблематике исследования проводились Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Корневым А.В. Садовниковой И.Н. и другими.[1]

   Исследования чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью проводились Р.И. Лалаевой и другими авторами. Необходимо отметить, что ребенок с нарушением интеллекта в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормальный школьник. Однако  ребенок  с нарушением интеллекта проходит их гораздо медленнее (Г. Я. Трошин, М. Ф. Гнездилов). По данным Г. Я. Трошина, эти дети овладевают ступенями чтения в 3 раза дольше, чем дети в норме. У детей с интеллектуальными нарушениями ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними более продолжительны. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчетливое выражение. Если у учащихся массовой школы процесс овладения чтением протекает настолько быстро, что отдельные ступени бывают стертыми, то в процессе формирования навыка чтения у умственно отсталого каждая ступень легко обозрима.[2]

         Характерным для этих детей является то, что один и тот же ребенок пользуется как примитивными, так и более совершенными способами чтения, что зависит от характера читаемого материала. Процесс овладения чтением у детей с интеллектуальными нарушениями  характеризуется качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова).

        Так, усвоение букв представляет большую трудность для этих детей: из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

        Особенно сложным для них является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется, прежде всего, на основе четкого представления о звуковой структуре слогов. Как показывают многие исследования, функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом. Сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.

        У детей с нарушениями интеллекта в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово, а способность звуко-слогового синтеза у этих детей снижена, что обусловливает замедленное узнавание и понимание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает у них чтение и понимание предложений и текста.[2]

        Таким образом, недоразвитие познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, позднее развитие речи, ее качественное своеобразие (бедность словаря, дефектное произношение, неточное, малодифференцированное слуховое восприятие звуков речи, низкий уровень фонематического развития, несовершенство грамматического строя речи), а также психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении навыком чтения.

        В связи с этим, в  работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью для повышения качества чтения можно исполизовать следующие приёмы работы:

  1. Речевая разминка. Данный вид упражнений проводится на начальном этапе занятия, до проверки домашнего задания, в течение 5-7 минут.

Упражнения для дыхания:

        а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

        б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

        в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех         слышит, тот кто не хочет слушать».( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

        Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

        Упражнения для дикции:

          И – Э – А – О – У – Ы

        Читать, как написаны, затем начинать читать с буквы Э, потом – с А и         т.д., относя на конец строки каждый предшествующий гласный.

        Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

        Слоги:

        он      ан       ун      ын

        на       ня       нё      ню

        нан    нон    нун    нен

        нте    нты    нтя      нту

        Произносить медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

        Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки,         скороговорки.

        на – на – на – во дворе растет сосна;

        но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

        ан – ан – ан – собери свой чемодан;

        ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

        Упражнения для интонации:

        Соня Зине принесла малину в корзине.

        Произнести с чувством радости; произнести  с чувством огорчения;         произнеси с чувством обиды.

        Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча, умение         угадывать последующий текст.

        Пош__  Му__  на  ба__

        И  купи__  само__:

        Приходи__  тарака__

  Я  вас  чаем  уго__ !

2. Работа с текстом

Упражнения для развития умения анализировать прочитанное

Материалом служат специальные тексты, которые отвечают следующим требованиям:

  1. Тексты предъявляются каждому напечатанными на карточках, которые обучающиеся должны прочитать  «про себя» (время прочтения текста не должно превышать 1-2 минуты) и подготовиться к быстрому плавному чтению.
  2. По мере увеличения чтения «про себя» логопед предлагает 2-3 ученикам (в зависимости от сложности и длительности работы над основным текстом этого занятия) почитать подготовленный таким образом текст вслух. Все остальные учащиеся слушают чтение   товарища и готовятся ответить на вопрос логопеда, который он обязательно задаст после прочтения текста. Таким образом, все оказываются вовлеченными, в процесс работы над текстом.
  3. После окончания чтения каждым учеником (читает не более 3 учеников) логопед задает вопросы по содержанию всем. Это является стимулом  к более внимательному отношению школьников к прослушиванию текста.
  4. В конце разминки оценку чтения дают учащиеся.

При подборе текстов учитывается принцип индивидуального подхода в обучении, в связи,  с чем отбираемые произведения для  речевой разминки различны по объему и сложности сюжета, что ставит  учеников с любой техникой чтения в разные условия: все дети работают одним и тем же приемом с  одинаковым заданием и общим внешним проявлением результата данного вида речевой деятельности.[1]

Виды работы с текстом

  1. Деление текста на части. Составление плана.
  2. Чтение с сокращением текста.
  3. Чтение цепочкой по предложению.
  4. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  5. Ответы на вопросы.
  6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  7. Чтение по ролям.
  8. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  9. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  10. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущени-ем, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.
  11. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  12. Нахождение в рассказе самого длинного слова.Чтение, пометка непонятных слов.
  13. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
  14. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  15. Комбинированное чтение.[1]

Литература:

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989.
  4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селивёрстова. - М. 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....

Программа по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения ...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...