Обобщение опыта работы "Развитие и коррекция навыка чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"
учебно-методический материал по теме

Гладкова Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Тема: « Развитие и коррекция  навыка чтения у детей младшего школьного    возраста с нарушением интеллекта»

                                                             

                                                         

 

Выполнила:

 учитель начальных классов                                            

высшей категории                                                                                

 МКС(К)ОУ СКОШ-И

г. Усть Катава

                                                                                    Челябинской области

                                                                                    Гладкова Наталья Ивановна

                                                                                                                                       

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. Глава I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ  У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  

1.1.   Психофизиологические основы чтения  ……………............ .………… Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов………………..

  1. Формирование у учащихся положительного отношения к уроку  чтения и самостоятельному чтению книг……………………………………….

ГлаваII. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА

2.1.   Формирование навыков чтения у детей с недостатками интеллекта на уроках чтения с использованием игровых приемов………………………..

  1. Анализ и результаты работы…………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

                                                                                                                                     

Введение. 

         

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

                                                                                           В.А. Сухомлинский

        Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении учебных предметов.

         Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. В русской школе всегда, прежде всего, учили детей читать, а потом уже писать и считать. Перед учителем встаёт вопрос: кто и почему любит читать или кто и почему не любит читать?

         Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучение чтению приобретает лишь в начальной школе. На этом этапе задача учителя не только научить детей воссоздавать звуковую структуру слова по его графической модели, но и сформировать у них смысловое, сознательное чтение. Поэтому в это время крайне важно обращать внимание ребёнка на значение слова, так как понимание его смысла является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля. Ребёнок, овладевший грамотой с темпом 20-30 слов в минуту, не может понять текст при самостоятельном чтении. Поэтому возникает задача – сформировать у учащихся прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения.

Умственно отсталые дети, обучаясь в коррекционной школе VIII вида не могут приобрести навык достаточно беглого, правильного осмысленного чтения, с

тем, чтобы к моменту окончания курса обучения  самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать соответствующие выводы.

           Актуальность данной проблемы определила выбор мною темы аттестационной работы: «Формирование навыка чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ».

В работе будут рассмотрены причины несформированного навыка чтения у учащихся, а также формы и методы работы в классе VIII вида, использование современных подходов и образовательных технологий в обучении чтению.

         Цель работы:

  • сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой;
  • Коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.

        Задачи:

  1. развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  2. Формировать эмоционально –положительное      отношение к процессу чтения, интерес к чтению.
  3. сформировать у всех учащихся навык чтения, являющийся фундаментом всего последующего образования.
  4. обеспечить полноценное восприятие учащимися произведений различных жанров;
  5. научить работать с книгой.

            По теме самообразования работала четыре года. Далее расскажу о методах и приемах своей работы, приведу примеры разных видов работы на уроках чтения, проанализирую результаты.

Глава I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ  У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  

     1.1 Психофизиологические основы чтения

   Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью.

Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной (коррекционной) школе VIII вида, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В пределах данной проблемы особое значение приобретает вопрос первоначального обучения чтению школьников с недостатками интеллекта.

В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у данной категории детей, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова, А.И.Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у умственно отсталых детей формируется медленно.

Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Учащиеся испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже

имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное усвоение читаемого материала.

1.2.     Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта в работах отечественных специалистов

    Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку.

 Если у любого из наших детей в начальной школе спросить, что он больше всего на свете любит делать? Наверное, мало кто ответит, что он любит читать. Тем не менее, начальная школа должна формировать у учащихся интерес к чтению, навыки осмысленного чтения, элементарное литературное и нравственно – эстетическое развитие, чтение как межпредметное умение. А еще научить ребенка самостоятельно работать с текстом и детской книгой.

           Особенно трудно дается все это детям, обучающимся в классе VIII вида. Придя в школу, в 1 класс, они сразу сталкиваются со множеством проблем. Еще больше проблем испытывают учителя, требуя от этих детей усвоения программы, а дети не могут понять, чего от них хотят, потому что, по сути, мы требуем от них невозможного.

           Мы спрашиваем: почему ребенок не любит читать? Дети не любят читать, потому что не могут, не умеют. Как им помочь?

           Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

 -- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

 -- нарушением зрительно-моторной координации;

 -- нарушением моторики, графомоторных навыков;

 -- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

 -- нарушением произвольного внимания;

 -- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

 -- нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

  -- частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

  1. Формирование у учащихся положительного отношения к уроку чтения и самостоятельному чтению книг.

          В целом навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, то есть техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость и выразительность. Смысловой фактор – это понимание прочитанного.

           Формирование навыка чтения в классе VIII вида должно проходить в три этапа:

  1. Диагностика, развитие и коррекция психических процессов, обеспечивающих формирование навыка чтения.
  2. Формирование навыка чтения.
  3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

Порядок изучения звуков и букв, слоговых структур определяется данными фонетики в современном её развитии. Но специфические особенности развития умственно отсталых школьников вносят некоторые коррективы в применение аналитико-синтетического метода во вспомогательной школе. Удлиняется срок обучения грамоте: на изучение каждого звука и буквы отводится большее количество времени для лучшего закрепления их; сходные звуки и буквы изучаются с определенным перерывом и после твердого усвоения каждого из них .

Выработка навыка чтения происходит сложным путём, состоящим из ряда последовательных этапов.

Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков, обозначаемых буквами. Процессу слияния необходимо специально учить. Особенно это относится к умственно отсталым школьникам, у которых все навыки формируются со значительными затруднениями.

Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста .

Конкретными их задачами являются: установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.

 Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на четкость произношения звуков эти упражнения, прежде всего, готовят детей правильному прочтению слов текста.

Во вспомогательной школе приходится специально учить детей пользоваться двумя способами чтения (по слогам и целыми словами), так как только в этом случае они смогут постепенно переходить от послогового чтения к быстрому «узнаванию» слова .

В процессе проработки связного текста учителю рекомендуется показать учащимся образец правильного чтения и затем неоднократно читать материал вместе с детьми.

Тренировка в чтении должна занять большую часть урока. Во избежание быстрого утомления школьников при однообразной работе, когда (особенно в

младших классах) к одному и тому же тексту приходится возвращаться многократно, учитель, планируя повторное обучение, каждый раз модифицирует задания.

Учащиеся читают по цепочке (предложения текста прочитываются поочередно), абзацами (учитель называет ученика, который будет читать), по эстафете (сами дети называют товарища, который продолжает чтение), выборочно. Прием выборочного чтения дает возможность варьировать: школьники почитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию, на вопрос учителя, на конкретное задание. Повторное чтение можно проводить при делении текста на части или озаглавливании их, при чтении по ролям, при подготовке к выразительному чтению и т. д.

Заинтересованность учащихся при повторном чтении достигается за счет постоянной вариативности заданий и подчеркнутого интереса учителя к новому виду деятельности детей. Актерские данные (эмоциональность, выразительность, умение играть роль заинтересованного участника всего происходящего) необходимы педагогу любого типа школы, но еще в большей степени тому, кто обучает и воспитывает умственно отсталых детей [4].

Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовать наблюдение учащихся за чтением своих товарищей. Только при активности всего класса можно добиться такого положения, когда школьники читают текст на протяжении всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одного из учеников класса.

Для организации таких наблюдений можно использовать приемы предварительно спланированного чтения или контроля за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ими ошибок. Причем каждый ребенок должен читать не более одного - двух предложений, так как в противном случае школьники забывают ошибки и начинают придумывать их, добиваясь поощрения учителя.

Р.И. Лалаева рекомендует специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения:

  1. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с классной разрезной азбукой.

  1. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово записывается на доске по слогам и прочитывается.
  2. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.
  3. Чтение небольших текстов, написанных на доске. В текст включаются слова, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки (слова со стечением согласных, с твердым и мягким знаками, слова с буквой ё и т. д.).
  1. Самостоятельное выделение учащимся из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя.
  2. Своевременное объяснение значения слова.
  3. Хоровое чтение трудной части рассказа. В след за этим данную часть читают слабые учащиеся.
  4. Применение указок при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий.
  5. Распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого.
  6. Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идет обсуждение качества чтения каждого ученика.

В развитии навыка сознательного чтения огромное значение имеют те виды занятий, которые проводятся в условиях школы, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения учителем, чтение текстом учащимися, анализ прочитанного при повторном чтение, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, творческая деятельность школьников .

Эти виды работы приобретают ряд специфических черт во вспомогательной школе. Так, подготовка учащихся к восприятию текста не ограничивается только проведением предварительной беседы, как предлагает методика массовой школы, а проводится более углубленно, с использованием целого ряда других приемов и методов.

Не менее важной для понимания читаемого является словарная работа, которая может проводиться на различных этапах урока. Значения слов, совершенно незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку в тексте, учитель объясняет в процессе подготовительной работы.

Значение других слов и образных выражений разбираются во время чтения или анализа текста. К объяснению привлекаются сами учащиеся. Более того, необходимо приучить детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать учителя или своих товарищей об их смысле.

Проведение подобной работы требует от педагога последовательности и терпения, так как умственно отсталые дети часто не замечают непонятных для них слов. Вместе с тем развитие их самостоятельности способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.

Первоначальное чтение произведения имеет большое значение для правильного восприятия текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный рассказ помогал учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без еще достаточного осознания всех связей, лежащих в его основе.

Учитывая важность первого знакомства с текстом, все художественные произведения в начальных классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения учителя ему недоступен и следит за ним по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего.

Анализ текста идет в процессе повторного чтения. В младших классах текст, анализируется чаше всего индуктивным путем, т. е. от частного к общему. Этот путь для детей легче, так как в результате последовательного разбора содержания

обращается внимание на отдельные существенно важные моменты читаемого материала и учащиеся подводятся к пониманию всего произведения в целом.

В некоторых случаях, когда основная мысль статьи дана в готовом виде, при разборе произведения можно использовать метод дедукции.

Закрепление содержания прочитанного текста ведется не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, диа- и кинофильмов на эту тему, как это принято в массовой школе, но и с помощью иных приемов и средств: соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге; изготовление макетов, лепка и зарисовка героев; установление сходства и различия прочитанного произведения и конкретной жизненной ситуации. Такой характер работы помогает учащимся образно представить сюжет рассказа, четко установить связи явлений и действующих лиц, соотнести читаемый материал с собственным жизненным опытом.

Способствует сознательности чтения также работа по составлению плана, которая помогает осознать отдельные части произведения и охватить его в целом, понять, в какой последовательности ведется рассказ.

Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у умственно отсталых детей протекает в единстве.

Самым распространенным видом чтения во вспомогательной школе является чтение вслух. Только чтение вслух даёт возможность учителю выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность стиха, выявить особенности речи действующих лиц.

Во вспомогательной школе значение чтения вслух возрастает в связи с необходимостью постоянно контролировать, особенно на первых порах, его правильность.

 Во вспомогательной школе навык молчаливого чтения вырабатывается с большим трудом в силу его самостоятельности и меньшей мотивированности. Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи описываемых событий, установить их причинную зависимость.

Как бы ни были велики трудности обучения пониманию материала, прочитанного про себя, следует научить учащихся вспомогательной школы этому экономному и необходимому виду чтения. В III классе чтение про себя формируется как самостоятельный вид чтения.

Таким образом, из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. У учащихся с нарушением интеллектуального развития формирование навыков чтения характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями, что связано с преодолением ряда недостатков и затруднений.

Глава II. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮТРУДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ ИНТЕЛЛЕКТА

2.1.   Формирование навыков чтения у детей с недостатками интеллекта на уроках чтения с использованием игровых приемов

              Привить любовь к чтению и интерес к книгам должны родители еще до школы, в раннем детстве. Детей, выросших в такой семье, не надо заставлять читать. Они сами открывают книгу и читают то, что им нравиться, что интересно. Учитель может лишь подсказать, направить в нужное русло такого ребенка, научить его добывать полезную информацию. Но, к сожалению, у большинства детей это не так, особенно в классах VIII вида, поэтому учителю приходится много работать, чтобы чтение было для ребенка радостью, а не наказанием.

              Прежде всего, с первого класса, провожу с детьми беседы о том, какую роль в жизни человека играет книга, рассказываю об ее пользе и значимости. Говорю о том, что в книге вы можете найти ответы на все свои вопросы, получить самую нужную, а главное добрую информацию, в отличие от телевизора. Кто много читает, становится умнее.  В первом классе, даже когда еще дети не умеют читать, мы работаем с книгами, рассматриваем иллюстрации, беседуем, фантазируем, придумываем названия к иллюстрациям, а затем я сама читаю текст. Таким образом, дети понимают, что книга – это их друг, которого не надо бояться, который всегда поможет в нелегком труде, называемом учебой.

         

Когда дети уже научились читать, начинаю работу по развитию скорости чтения. Здесь использую следующие виды упражнений:  

1). Развитие бокового зрения (смотреть в одну точку, назвать предметы вокруг).

2). Чтение трудных слов вместе с детьми, сначала по слогам, потом целиком.

3). Хоровое чтение.

4). Восстанови слова, доскажи словечко.

5). «Мнимое слово» (учитель намеренно ошибается).

6). «Игра в прятки» (учитель начинает читать с любого места, называя только страницу, дети должны найти).

7). Игра – прочитай фразу медленно, в нормальном темпе, как можно быстрее.

8). Чтение текстов, написанных разным шрифтом или разным цветом.

9). Поиск в тексте заданных слов.

10). Чтение с полосками. Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребенку ускорить темп чтения.

11). Перечитывание понравившихся эпизодов.

12). Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.

13). На каждом уроке обязательно провожу звуковую или артикуляционную разминку.

14). Работа со скороговорками.

15). Найти в тексте нужную строку (это упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

16). За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

17). Найти вторую половину слова.

18). Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, записанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, названное взрослым, в перечне?

19). Иногда пытаюсь заинтересовать детей отрывком из произведения, чтобы они нашли эту книгу в библиотеке и прочитали.

            Следует заметить, что упражнения должны быть каждодневными, только тогда они будут иметь эффект.

           

 Кроме того, параллельно веду работу над правильностью и выразительностью чтения.

            Правильность чтения – это чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Выделяют несколько групп типичных ошибок, допускаемых учащимися.

  1. Искажение звуко-буквенного состава. Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка букв, слогов, слов; вставка произвольных элементов (замена одних букв, слогов, слов другими), недочитывание окончаний. Причины таких ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата, «чтение по догадке».
  2. Наличие  повторов. Такие ошибки заключаются в повторении букв, слогов, слов, предложений. Причины связаны со стремлением ребенка удержать в памяти только что прочитанный компонент.
  3. Нарушение норм литературного произношения. Это ошибки на ударение, орфографические (озвучивание в строгом соответствии с написанием), интонационные. Причины: незнание орфоэпических норм, лексического значения слова и т.д.

           Для устранения ошибок при чтении использую следующие виды упражнений:  

  1). Речевая разминка, чтение трудных слов вместе, хором.

 2). Восстанови слова (чтение слов с пропущенными буквами).

3). Игра «Доскажи словечко».

4). «Последний слог в слове за тобой».  Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко… (- ни, - зы, - тик).

 5). «Цепочка слогов». Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

 6). «Пять слов». Вызванный ученик по сигналу учителя делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с нового звука.

7). «Звук заблудился».  Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искажённое слово и назвать звук, который “заблудился” - попал не в своё слово.

          Хорошо известно, как тяжело ребёнку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в их распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В моей копилке огромное количество игр, которые настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы, анализировать её конфигурацию.  

8). «Найди лишнюю букв»

9). «Полубуковка». Учитель показывает половину буквы. Дети называют букву. 10). «Не проморгай». Каждый ученик получает карточку с одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте встречается определённая буква.

11). Восстановление деформированных предложений, текстов.

12). Чтение строчек наоборот по буквам, словами.

13). «Заколдованное слово». Дан текст, все слова читать как обычно, а подчеркнутые с каким-либо заданием.

          Выразительное чтение включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

          Работу над выразительностью чтения ведем следующим образом: на речевой разминке (пятиминутке) выполняем специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяем скороговорки и чистоговорки, выполняем артикуляционную гимнастику, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. Необходимо подбирать задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Материал может быть взят из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из

произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками.

         Упражнения:  

    1). Логические ударения.  

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.

      2). Паузы.

            Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

         3). Интонации, повышение и понижения голоса.

           Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыка

выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные.

          Упражнения на повышение и понижение тона голоса:

       а) Упражнение «Прыжок»

       б) Упражнение «Поход»

       г) Работа над интонацией в повествовательном предложении.

      Если ребенок допускает много ошибок при чтении, не нужно торопить его с наращиванием темпа чтения. Сначала нужно отработать правильность, а затем постепенно развивать скорость.

           Особое значение на уроках литературного чтения следует уделять осознанному чтению, то есть пониманию прочитанного.

           Для пополнения словарного запаса и развития речи использую следующие виды упражнений (они же направлены на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста):  

  1. Метод ассоциаций.
  2. Сравнение (придумать, на что похож предмет).
  3. Игра «Угадай предмет» (предмет или картинку детям не показываю, они задают разные вопросы, пока не угадают, что это такое).
  4. Инсценировки (простые русские народные сказки).
  5. Загадки.
  6. Подбор однокоренных слов.
  7. Восстанови последовательность событий.
  8. Составление рассказов по рисункам.
  9. Фантазирование.
  10. Пересказ от разных лиц.
  11. Зрительные диктанты.  
  12. Классификация слов, поиск заданного слова, отделение слов от псевдослов.  
  13. На каждом уроке словарная работа.

  1. На уроках закрепления театрализация, кроссворды (детям очень нравится).  

          На родительских собраниях всегда анализирую работу учащихся, показываю родителям результаты тестирования, говорю о том, чего достигли, над чем еще нужно работать.

  1. Анализ и результаты работы.

           В 2012 году выпустила четвертый класс и снова набрала первый класс VIII вида. Ниже приведу результаты, которых достигли учащиеся на выходе из начальной школы. 4 В класс выпустила в составе 6 человек. Неуспевающих учеников не было.

 Без ошибок – 2 человека, что составляет 33 %.

Выразительно – 2 человек  (33 %).

       

 Не понимали содержания прочитанного 3ученика , у них  был сформирован чисто механический навык чтения.

  Уровень читательской самостоятельности, к сожалению, удалось сформировать только у некоторых учащихся – 2 человека  (33 %).

                 

 Заключение.

        Работая над формированием навыка чтения у учащихся и привитием любви к процессу чтения, учитель должен твердо знать, зачем это нужно. Мы учим каждого ребенка читать потому, что это нужно и ему, и обществу. Читая, ребенок взрослеет и очеловечивается. Чем шире круг чтения, тем больше у учащихся возможностей найти самого себя. Мы должны научить тому, чтобы книги становились для ребят постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги, чтобы они узнали широкий мир книг и могли их выбирать. Чтение должно оказывать помощь в становлении личности, в принятии важных решений. Когда дети это поймут, тогда они захотят читать и полюбят книги.

         Учителю необходимо в первый же учебный день показать детям в книге собеседника и научить их, еще не умеющих читать, задавать книгам самые первые, очень важные вопросы и самостоятельно, без учителя, получать на них ответы из книги. Нужно, чтобы дети учились думать над книгой, угадывать события. Тогда они захотят и учиться читать, и читать. Все это именно та работа, которая ведет к читательской самостоятельности.

          Следует отметить, что вся работа по формированию навыка чтения и коррекции должна вестись в комплексе, чтобы был результат. Непрерывно вести работу с родителями по содействию учителю в формировании навыка чтения. А для детей VIII вида главное на уроках – похвала, пусть даже за самый малейший успех. Умение учителя выслушать ребенка, направить его мысль на правильный путь, ласковое слово стимулируют процесс обучения, у ребенка пропадает неуверенность в себе.

           В прошлом учебном году (на конец 1 класса) все мои дети уложились в норму по технике чтения, хотя проблемы были разные: из 4 человек, поступая в первый класс, никто не умел читать, некоторые не знали даже букв, один ребенок до пяти лет не разговаривал, многие с дефектом речи.

 Для учащихся урок остается самым запоминающимся, интересным, создает положительный эмоциональный настрой на работу.

Список литературы

  1. Аксёнова, А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе [Текст] / А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Аксёнова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения [Текст] / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – М., 1987.
  3. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. - №4.
  6. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / М.Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 1965.
  7. Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость [Текст] / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. – СПб., 2000.
  8. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б. Иншакова.– М.: Педагогика, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Материал по чтению Пути повышения качества чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта"

Чтение - сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения. В статье рассматривабся практические упражнения  по работе над чтением с детьми с нарушением интеллекта....

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности развития «образа Я» у младших школьников с нарушением интеллекта

Особенности развития «образа Я» у младших школьников с нарушениеминтеллекта...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...