педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта
презентация по теме
виды внимания, нарушения внимания, пути коррекции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_korrekciya_vnimaniya_mladshih_shkolnikov_s_narusheniem_intellekta.ppt | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность коррекционных упражнений на уроках чтения, направленных на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования внимание младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования педагогическая коррекция внимания умственно отсталых учащихся на уроках чтения
Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме педагогической коррекции внимания при умственной отсталости. 2. Выявить особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 3. Разработать систему коррекционно - развивающих упражнений для коррекции внимания при умственной отсталости на уроках чтения. 4. Изучить влияние уроков чтения на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. 5. Разработать рекомендации для педагогов по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения и коррекции его недостатков.
Гипотеза исследования педагогическая коррекция внимания умственно отсталых младших школьников будет происходить успешно, если будет организовано систематическое использование упражнений на развитие внимания на уроках чтения, а также упражнения будут отобраны адекватно возрасту детей.
Внимание это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия (А.В. Петровский). это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности ( Рубинштейн С.Я ) это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека (Н.Ф.Добрынин)
Функции внимания: отбор значимых, соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и торможение других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий; удержание данной деятельности до тех пор, пока не завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель; регуляция и контроль протекания деятельности.
Виды внимания: непроизвольное - пассивное, само собой возникающее внимание произвольное - активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте послепроизвольное - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес
Свойства внимания: Объем внимания Устойчивость внимания Концентрация внимания Распределение внимания Переключение внимания
Нарушения внимания: отвлекаемость рассеянность чрезмерная подвижность инертность
Значение внимания Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера»
Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, возникающее вследствие органического поражения коры головного мозга (Выготский Л.С.) Младшие школьники с умственной отсталостью имеют малый объем, низкую устойчивость и концентрацию внимания. Функции распределения и переключения внимания ослаблены.
Педагогическая коррекция на уроках чтения Педагогическая коррекция - система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности данной категории детей Главным принципом обучения чтению является принцип коррекционной направленности
Функции уроков чтения Образовательная Коррекционно-развивающая Воспитательная
Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике №1 «Отыскивание чисел (таблицы Шульте)» (констатирующий эксперимент) Уровень объема внимания Очень высокий уровень- 0 учащихся Высокий уровень – 0 учащихся Средний уровень – 3 учащихся Низкий уровень – 6 учащихся Очень низкий уровень – 3 учащихся
Уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта по методике №2 « Запомни и расставь точки» Объем развития внимания Очень высокий уровень- 0 учащихся Высокий уровень – 0 учащихся Средний уровень – 8 учащихся Низкий уровень – 2 учащихся Очень низкий уровень – 2 учащихся
Сводные результаты исследования уровня внимания младших школьников с нарушением интеллекта (объем внимания) Р
Виды коррекционно – развивающих упражнений по развитию внимания на уроках чтения 1. Упражнения на развитие концентрации внимания. 2. Упражнения на увеличение объема внимания и кратковременной памяти. 3. Упражнения на тренировку распределения внимания. 4. Упражнения на развитие навыка переключения внимания.
Изменения в уровне внимания у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в ходе опытно – экспериментальной работы (по двум методикам) Объем внимания Высокий уровень – 1 учащийся Выше среднего – 1 учащийся Средний уровень – 4 учащихся Ниже среднего – 3 учащихся Низкий уровень – 3 учащихся Очень низкий – 0 учащихся
Уровень развития внимания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (контрольный срез)
Сравнительный анализ развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта в результате экспериментальной работы
Внимание младших школьников с легкой степенью умственной отсталости улучшилась в результате: использования специальных коррекционно – развивающих упражнений осуществления целенаправленной работы с родителями при поэтапном построении работы Все это доказывает правомерность выдвинутой гипотезы.
Положительная динамика выразилась в следующем: возрос средний уровень внимания; появился интерес к выполнению заданий; повысилась техника чтения учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности на уроках геграфии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта
Вызвать у школьников живой интерес к изучаемому предмету и устойчивое желание узнать о том, что будет изучаться на уроке....
Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда
Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.
В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....
Развитие внимания у школьников с нарушением интеллекта в процессе решения арифметических задач.
При решении задач у школьников с нарушениями интеллекта развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность,учащиеся учатся планировать и контролировать с...
Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"
ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...
Статья: Педагогические рекомендации по развитию внимания младших школьников с нарушенным слухом в условиях учебной деятельности
Работа по развитию внимания у младших школьников с нарушенным слухом должна совершаться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать умственные действия. Во-вторых, нужно научить ребен...
СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушением интеллекта.
СТАТЬЯ. Активизация мыслительной деятельности на уроках географии и биологии через коррекцию познавательных интересов школьников с нарушение...