Статья: Педагогические рекомендации по развитию внимания младших школьников с нарушенным слухом в условиях учебной деятельности
статья

Саламатова Анна Владимировна

Работа по развитию внимания у младших школьников с нарушенным слухом должна совершаться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать умственные действия. Во-вторых, нужно научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. В-третьих нужно создать соответствующую атмосферу развития произвольного внимания, главное условие которой – формирование положительной мотивации к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Педагогические  рекомендации по развитию внимания младших школьников с нарушенным слухом в условиях учебной деятельности

На основе проведенного эксперимента было выявлено, что у детей недостаточно развита устойчивость, концентрация и объем внимания. Для более высокого развития этих свойств у детей со слуховой патологией можно предложить некоторые игры, задания и упражнения.

Работа по развитию внимания у младших школьников с нарушенным слухом должна совершаться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать умственные действия. Во-вторых, нужно научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. В-третьих нужно создать соответствующую атмосферу развития произвольного внимания, главное условие которой – формирование положительной мотивации к учебе.

При подборе игр, упражнений по развитию внимания надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе детей со слуховой депривацией и опираться на это Для того, чтобы дети были способны к достаточно сильному, концентрированному и устойчивому вниманию,  надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности. К ним относятся:

  • хороший темп урока и продуманная его организация;
  • четкость, доступность и краткость пояснений, указаний, которые учитель дает для работы;
  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей;
  • разнообразие видов и форм заданий, подчиненных основной цели и теме урока;
  • включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей.

 [Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977.]

При обучении детей с нарушенным слухом важно дозировать информацию, предъявляя ее в разных формах (устной, дактильной, письменной) .  Важным  фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому,  с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем,  тем меньше он будет утомляться. Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательны определенные правила поведения — нужно  стоять или сидеть лицом к глухому человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций.

  1. Задания,  направленные на увеличение объёма внимания.

Данные занятия можно проводить на уроках, во внеурочное время, а так же во время индивидуальных занятий.

Пример занятия по формированию объёма внимания у детей младшего школьного возраста (по А.Ф. Ануфриевой и С.Н. Костроминой)

Занятие проводится в групповой форме и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взгляд на экране и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли.

Задание 1

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например: РКБЛ КТЦМ, КПТНСД ШРВТБЧ и т.д.

Задание 2

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например: СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ и т.д.

Задание 3

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я БЕГУ ЧТО ТЫ

ДАЙ МНЕ Я ПЛЫВУ

Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание, так и 2-3. Содержание занятий может меняться в зависимости от возрастных и клинико-психологических особенностей.

Задание «Покажи числа по порядку»

У учителя таблица с числами, записанными не по порядку, их может быть разное количество, в зависимости от того, сколько знают дети. Цель: показать как можно быстрее все числа, указанные на таблице по порядку.

Пример таблицы:

1 7 4 3 2 5 8 6 9

9 5 2 1 8 6 4 1 6

3 6 8 7 9 4 3 7 2

Инструкция: Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Ты должен быстро показать все числа по порядку, начиная с 1.

Подобное задание применимо к урокам математики. Так же, на уроках математики можно использовать другие задания на отыскивание чисел.

Например: Среди этих чисел не хватает одного, найди его.

среди этих чисел не хватает одного

Или:  Сколько здесь, каких цифр? Какое получиться число, если сложить их?

img7

  1. Задания, направленные на коррекцию концентрации внимания:

Как правило, занятия на концентрацию внимания проводятся индивидуально или в небольшой группе детей. Занятия необходимо проводить в игровой форме.

Задание.

В группе из 3-5 человек психолог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы, которые он последовательно предъявляет в течении 1-2 минут, например ручка, карандаш, небольшая кукла, машинка, пенал и пр.

Затем эти предметы закрывают, и психолог предлагает детям описать каждый предмет (величину, форму, цвет и др. признаки). Дети описывают эти признаки на листе бумаги, затем психолог оценивает количество выделенных признаков каждым ребёнком.

Игра «Зеркало»

Дети должны повторить за учителем его движения (хлопки, повороты, прыжки и т.д.)

В процессе психологической коррекции необходимо использовать упражнения на концентрацию внимания не только в зрительной, но и в слуховой, осязательной и двигательной модальностях. Для коррекции концентрации внимания в слуховой модальности целесообразно использовать арифметические диктанты.

  1. Задания, используемые для коррекции распределения внимания

Задание «Распредели числа»

Детям предлагается распределить числа в определенном порядке. Даны 2 таблицы – с числами и пустая. В таблице с числами расположены 25 чисел от 1 до 40. Нужно переписать их в пустую таблицу в порядке возрастания, начиная заполнять таблицу с верхнего левого квадрата.

Задание  «Найди слова»

Оборудование: Карточки с написанными словами, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нём слово.

  1. Задания, используемые для коррекции переключаемости внимания:

Для коррекции переключаемости внимания широко используются упражнения, имеющие в основе тест «Красно-чёрные таблицы», предложенный К.К. Платоновым.

Занятие 1

Для занятия используются таблицы с чёрными и красными числами в разных положениях.

Занятие включает 3 этапа:

  1. Рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12
  2. Рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке
  3. Необходимо поочерёдно искать числа черного цвета в прямом порядке, а красного - в обратном.

После того, как ребёнок достигнет удовлетворительных результатов количество чисел можно увеличить до 16, затем до 24, и потом до 40.

Упражнение « Каждой руке – своё дело»

Детей просят левой рукой медленно в течении 1 минуты перелистывать книгу с иллюстрациями, запоминая их, а правой чертить геометрические фигуры или решать простые примеры.

Задание «Найди похожее»

В течении 10-15 секунд ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного того же цвета (формы, размера, материала и т.д.). По сигналу учителя ребёнок начинает перечислять предметы, если занятие проводится в группе, то другие ребята могут дополнять ответ.

[Мамайчук И. И.

Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006]

На уроках развития речи можно провести игру «Найди игрушку» .

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по классу.

Описание: Учитель/воспитатель описывает игрушку, не называя ее, дети могут задавать уточняющие вопросы.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будте внимательны. Я буду ее описывать, вы можете задавать мне вопросы о том как она выглядит, где лежит.»

Пример:

Учитель: Этот предмет круглый и лежит на полке.

Ребенок: Это большой предмет или маленький?

Учитель: Он маленький.

Ребенок: Какого он цвета?

Учитель: Этот предмет красного цвета.

Ребенок: В него можно играть?

Учитель: да, в него можно играть.

Ребенок: Это мячик!

Так же для развития внимания на уроках развития речи подходит такая методика, как «работа по закрытой картине». ( возможно дописать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Развитие словарного запаса как условие формирования устной речи младших школьников с нарушенным слухом

Обучение словесной речи, в частности ее устной форме, - суть всей коррекционной работы и одна из основных задач всего учебно-воспитательного процесса в школе для неслышащих детей. «От того, на сколько...

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха

Упражнения для развития фонационного дыхания у младших школьников с нарушением слуха...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Использование современного оборудования в учебно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушением слуха

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся. Выпускник начальной школы должен уметь проводить...

Статья "Теоретические основы проблемы развития коммуникативных умений и навыков младших школьников с нарушением слуха"

В статье рассматриваются различные подходы к вопросу формирования умений и навыков коммуникативного характера у детей с нарушениями слуха, описанные выдающимися учеными. Авторами показана значимость м...