Самообразовани"Духовно-нравственное воспитание,как одно из условийгармоничного развития личности"
учебно-методический материал (5 класс)

Гришанова Наталья Анатольевна
Под духовно-нравственным воспитанием понимают процесс содействия духовно-нравственному становлению человека,формированию у него нравственных чувст(совести, долга,веры, ответственности, гражданственности,патриотизма),нравственного облика(терпения, милосердия),нравственной позиции(способности различать добро и зло,проявление самоотверженной любви, готовности к преодалению жизненных испытаний),нравственного поведения(готовности служения людям и Родине,проявление духовной рассудительности, доброй воли).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstven._vospitanie_-samoobraz.docx51.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ОО «Нарышкинская школа – интернат»

Тема самообразования

«Духовно – нравственное воспитание, как одно из условий гармоничного развития личности»

Воспитатель

Гришанова Н.А.

2019-2020 уч. г.

Содержание

  1. Актуальность темы……………………………………………………………3

  1. Этапы работы………………………………………………………………….4

  1. Теоретическая часть………………………………………………………..5-7

  1. Практическая часть………………………………………………………..8-12

  1. Используемая литература…………………………………………………...29

Актуальность темы.

Под духовно-нравственным воспитанием понимают процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Родине, проявление духовной рассудительности, доброй воли).

Поэтому духовно – нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы.

Во – первых, общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих знаниями и прекрасными чертами личности.

Во – вторых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе.

Цель: Формирование нравственной культуры учащихся в соответствии с принципами этики, эстетической, правовой, духовной,экологической культуры; развитие понимания ценности человеческой личности.

Задачи: #1042;ыработка ценностного отношения к духовному, формированию историческому, культурному наследию народов России.

2. Воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны как основы патриотизма и гражданственности, любви к Родине, семье.

#1056;азвитие интереса к краеведческому культурному наследию.

4. Выработка навыков добросовестного отношения к труду, любви к труду.

#1059;чить детей работать самостоятельно.

Предполагаемые результаты.

  1. Воспитанники должны стать более уверенными в условиях духовно-нравственного воспитания.
  2. Повышение степени самостоятельности во внеурочной деятельности.
  3. Организация сотрудничества воспитателя и воспитанников, воспитанников между собой.
  4. Творческая активность воспитанников.

Этапы работы.

Содержание работы

Сроки

1

2.

3.

Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  1. Божович Л.И. «Нравственное формирование личности школьника в коллективе».-М.,2000 г.
  2. Калюжный А.А. «Роль педагога в нравственном воспитании школьников «. М.,1998 г.
  3. Лагодина Е.Н. «Проблема нравственного воспитания детей в России». М. Просвещение , 2006 г.
  4. Борытко Н.М. «Духовно-нравственное воспитание». Волгоград, 2005 г.
  5. Петракова И.А. «Духовные основы нравственного воспитания». М., 1997 г.

Практический этап.

Проведение мониторинговых исследований:

  • Изучение уровня воспитанности.
  • Диагностика этики поведения.
  • Диагностика отношения к жизненным ценностям.
  • Диагностика нравственной самооценки.

Проведение практических занятий:

  • Час общения «Твори добро».
  • Игровое занятие «Лотерея вежливости».
  • Беседа «Вечные общечеловеческие ценности».
  • Час общения «Уроки совести».
  • Час общения «Красота души».
  • Об отзывчивости и равнодушии».
  • Беседа «Планета добрых людей».
  • Беседа «Умейте проявлять мудрость и милосердие».

Оценочный этап.

Анализ работы по теме самообразованию.

В течение

года

Сентябрь,Май

Ноябрь

Январь

Апрель

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Апрель-Май

Теоретическая часть.

Чтобы воспитывать другого, мы

должны воспитать прежде всего себя.

Н.В. Гоголь

Сегодня обществу требуется человек с чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания, стремящийся к саморазвитию, самореализации. Необходима подготовка образованных, креативных, нравственных людей, способных самостоятельно принимать решения, ориентированных на сотрудничество с другими для достижения совместного результата, отличающихся толерантностью, конструктивностью, патриотов, обладающих развитым чувством ответственности за свое будущее благополучие и судьбу страны.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.

Духовность - это совокупность качеств человеческой личности, обозначающее наличие высоконравственных принципов в человеке.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Если мы посмотрим на детские рисунки, то увидим, что там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников.

Однако на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Образование и воспитание – это единый творческий процесс, который способствует развитию личности и формированию человека. Благодаря самопознанию подрастающее поколение приобщается к ценностям и нравственным идеалам человечества, у учащихся формируется позитивное восприятие самих себя, происходит осознание высшего предназначения человека.

Целенаправленная работа над развитием личности ребёнка основана на активной деятельности учащихся, она создаёт условия для самореализации и самовыражения школьников, даёт возможность познания самих себя через поиск и творчество, учит жить в мире людей. Школьники учатся рассуждать, выражать свои мысли, учатся искусству спора, учатся анализировать и оценивать свои действия, различать плохое и хорошее, доброе и злое, учатся радоваться и сопереживать.

Однако духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначилась проблема, которую необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Бездуховный педагог, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства школьников авторитет педагога абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать школьника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Воспитать духовную личность возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Школа для ребенка – это та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому сегодня, как никогда, важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.

Л. Н. Толстой «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Практическая часть.

В своей работе привлекаю воспитанников к активному участию в конкурсах: «Лотерея вежливости», провожу беседы по теме духовно – нравственного воспитания «Любовь и дружба», «Планета добрых дел» и др..

Проводила КТД, посвященные православным праздникам: «Пасха», «Масленица», провожу диагностики: уровень воспитанности, нравственной самооценки, этики поведения, отношение к жизненным ценностям и др..

Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Воспитатель обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример:

  1. - 3;
  2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
  8. Мне приятно делать людям радость
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

  • Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
  • в 3 балла - 2 единицы,
  • в 2 балла - 3 единицы,
  • в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Воспитатель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
  2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список заранее выписывает на доске.

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • Пять положительных ответов - высокий уровень.
  • 4-е, 3-и - средний уровень.
  • 2-а - ниже среднего уровня.
  • 0-1 - низкий уровень.

По результатам методик в группе 6-7 классов отношение к нравственным нормам правильное, но еще недостаточно устойчивое. Отношение к поступкам и эмоциональные реакции адекватны.

Большинство воспитанников выбирают правильные решения в определенных поступках, но сомневаются в своих ответах.

Воспитанники нуждаются в эмоциональной помощи со стороны взрослых.

КОУ ОО « Нарышкинская школа – интернат»

Игровое занятие

« Лотерея вежливости»

Воспитатель

Чигирина Л.А.

2019 г

Цель: Повторение правил вежливости в игровой форме.

Задачи: 1. Закрепить знания детей в употреблении форм вежливого обращения с окружающими.

2. Развивать речь, память, интерес к речевому этикету.

Оборудование: 2 лотерейных барабана, на доске написаны пословицы, « цветок вежливых слов».

Ход занятия:

  1. Орг.момент

Воспитатель: - Добрый день, ребята!

-Сегодня мы проводим игровое занятие « Лотерея вежливости».

- Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда по-доброму. Такого человека все любят и уважают. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.

-Что такое вежливость? (ответы детей)

- Вежливость-это умение вести себя так правильно, чтобы другим было приятно с тобой общаться. И не забывайте улыбаться, ведь улыбка-залог успеха во всех делах.

  1. Игра

В центре класса устанавливается большой лотерейный барабан, в котором находятся разноцветные шарики с номерами билетов. Раскручивают барабан и постепенно по одному вытаскивают шарики. Дети, у которых номера билетиков совпали с шариками, выходят и выполняют различные задания.

(Музыкальным оформлением для данной программы служат весёлые детские песенки известных композиторов и поэтов.)

Воспитатель: -Наша лотерея беспроигрышная. За каждое выполненное задание-приз.

ЗАДАНИЯ К ЛОТЕРЕЙНЫМ БИЛЕТИКАМ

Ш а р ы:

1 – рассказать основные правила поведения за столом.

2 – на каждый шаг (10 шагов) назвать вежливое и доброе слово, не останавливаясь.

3 – вежливо пригласить партнёра и станцевать с ним.

4 – сделать комплимент друг другу.

5 – спеть добрую или вежливую песенку.

6 – отгадать вежливые загадки.

*Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо.)

*Мальчик вежливый

Говорит встречаясь (здравствуйте.)

*Когда нас бранят за шалости,

Говорим (простите, пожалуйста.)

Игра « Море волнуется раз…» ( в конце « Вежливая и добрая фигура, на месте замри!»)

7 – вспомнить правила поведения в гостях.

8 – нарисовать с закрытыми глазами добрую и улыбающуюся рожицу на доске.

9 – вспомнить как можно больше положительных героев из сказок и м/ф.

10– вспомнить имена друзей и подруг.

№11- поздравить вежливо с праздником.

За правильные ответы дети награждаются призами.

Шуточная беспроигрышная лотерея.

Дети вытаскивают номерки.

Ведущий зачитывает текст и вручает приз.

- Ой, какой ты молодец!

Получай-ка леденец!

-Дорогой друг, получи конфетку,

Только сам не ешь, угости соседку.

-Хочешь сильным быть, как Джин,

Получай витамин! (фрукт или овощ)

-А у Вас хороший вкус,

Вам от нас – Чупа-чупс.

-Маленькая Вам зверушка,

Очень мягкая игрушка.

-Вот билет, так билет.

Считай, что выигрыша нет,

Поплачь и успокойся. (носовые платочки)

-Чтоб не сдуло ветром кепку,

Вот тебе в подарок скрепку.

-Вот какой ты молодец,

Тебе коробочка-ларец.

-Вот билет счастливый Ваш,

Так держите карандаш.

-Вас украсит без сомненья,

Это украшенье.(заколка для волос)

-Вам от всех болезней

Ароматный этот чай.

Пословицы о вежливости.

Воспитатель: - Обратимся к пословицам на доске:

  1. Доброе слово и кошке приятно.
  2. Поклоном поясницы не переломишь.
  3. Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

- Объясните, как понимаете?

- Какие высказывания о вежливости вы знаете? (ответы)

#1048;гра « Согласны и несогласны».

Условия игры:

*Если вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

*Ну, а если плох поступок

И не случался с вами

Вы тогда все вместе дружно

Топайте ногами!

***

- Поздороваться при встрече: (хлопают)

- Толкнуть, но не извиниться:

- Перебивать во время разговора:

- Уметь выслушать друга:

- Не разговаривать во время еды в столовой:

- Обозвать обидным словом друга:

- Молодцы! Вы вежливые дети.

  1. Рефлексия.

- Давайте вырастим волшебный цветок вежливых слов. Вам нужно вежливые слова на лепестках на доске.

  1. Итог.

- На память о сегодняшнем занятии я хочу подарить вам

Памятка «Правила добрых поступков».

*Будь вежливым в словах, поступках.

*Не груби, даже если сердит.

*Умей управлять своими эмоциями и желаниями.

*Проявляй доброжелательность.

*Будь добрым к окружающим!

Список литературы:

  1. Э. Машковская « Вежливое слово».

  1. А. Усачева « Уроки вежливости».

  1. О. Дриз « Добрые слова».

КОУ ОО «Нарышкинская школа – интернат»

Беседа

«Планета добрых людей»

Воспитатель

Чигирина Л.А.

2020 г

Цель: Развитие и закрепление знаний о нравственно – эстетических качествах человека.

Задачи:
1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств классного коллектива.
2. Развивать навыки самооценочной деятельности.
3. Воспитать стремление совершать добрые дела и поступки.

Оборудование: пословицы, рисунки (солнце, лицо человека, планета Земля), клубок ниток.

Ход мероприятия:

Воспитатель: - Добрый день, ребята! В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные свои поступки, и поступки сверстников. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах. Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь?

Тема нашего классного часа: “Планета добрых людей". А теперь закройте глаза садитесь поудобней мы с вами совершим полет на планету.

- Я приветствую всех на «Планете добрых людей».
- Планета Земля- наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных людей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна где мы живем.
- Наша школа – эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка)
- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).
- Представим себе, что у каждого из вас есть внутри маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
-Сейчас, ребята, вы должны доказать, что вы – достойные представители нашей планеты. Для этого нам нужно определить правила взаимоотношений на нашей планете, которые позволяют нам быть друзьями.
- Иногда случается так, что люди не понимают друг друга, поддаются чужому влиянию и могут ошибаться. Чтобы это доказать, давайте послушаем историю: «Где-то далеко-далеко, на другом конце земли есть такая страна – Баргония. Там живут очень приветливые и добрые люди – баргоны. Они миролюбивы и доброжелательны, любят и умеют дружить, уважать друг друга.
- Какие черты говорят о его доброте и миролюбии? (ответы учащихся).

- Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
- Но на этой земле есть и другая страна. Она называется Футрия. Даже само название говорит о том, что там живут злые, жестокие люди и даже их имя звучит злобно – футрии. Они постоянно ссорятся, ругаются что–то доказывают друг другу, делают своим близким пакости, обзывают и обижают их. Там всегда холодно и неуютно.
- Какие черты говорят об их злобности и хитрости?» (ответы учащихся)
- Вывод : Вы видите, ребята, как часто мы можем поддаваться чужому влиянию.
Поэтому очень важно иметь собственное мнение, уметь видеть позитив, т.е. положительное в себе, в друзьях, в родителях, в природе, в жизни, во всем.
-Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный стул» (на него по очереди приглашаются все по очереди. Как только человек садится на этот стул, «высвечиваются» все его достоинства, дети по очереди говорят то, что видят их глаза. Ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато ее положительное становится явным.
(дети по очереди говорят комплименты сидящему на стуле)
- Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
- Трудно ли говорить добрые слова или приятно?
- А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
- Кого же мы называем добрым человеком?
- У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- Когда вы стеснялись – когда говорили или когда слушали комплименты?
- Какие качества важны в дружбе?
- Дружбой нужно уметь дорожить.
Работа с пословицами на доске.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Доброе слово и железные ворота открывает.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Помните: Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
- Дружить, жить в мире с собой и с другими – не сложно, очень просто. Этому можно и нужно учиться. От нас самих зависит, как будут складываться наши отношения на нашей планете дружбы, на нашей Земле.
Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным, бережливым, жить в мире с собой, в согласии с другими людьми.
- Заключительное упражнение «Паутина пожеланий».

Надо передать одному из ребят клубок ниток, оставляя конец у себя, высказывает какое-нибудь пожелание. Следующий ловит клубок, и, намотав кусочек нитки на палец, кидает его другому участнику с пожеланием и т.д.
- Посмотрите, у нас получилась волшебная паутина. Мы все, независимо от возраста, цвета глаз и волос, сплелись в одну прочную и светлую паутину. Все люди на планете Земля связаны множеством связей друг с другом, все земляне – нечто целое и единое. Пусть наша общая планета станет большой Планетой Дружбы. Мира и Добра всем!

Итог.

Список литературы:

  1. Лопатина А.И. «Азбука добрых дел». – М., 1995 г.
  2. Скребцова М.Н. «Книга для занятий по духовному воспитанию». М., 2000 г.

Анализ работы.

Воспитанники научились анализировать, объективно оценивать свое поведение и поведение других.

Сформировались у детей такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность, сопереживали и охотно приходили на помощь друг другу.

В дальнейшем будет проводиться работа с воспитанниками по данной проблеме.

Используемая литература

  1. Божович Л.И. «Нравственное формирование личности школьника в коллективе».-М.,2000 г.
  2. Калюжный А.А. «Роль педагога в нравственном воспитании школьников «. М.,1998 г.
  3. Лагодина Е.Н. «Проблема нравственного воспитания детей в России». М. Просвещение , 2006 г.
  4. Борытко Н.М. «Духовно-нравственное воспитание». Волгоград, 2005 г.
  5. Петракова И.А. «Духовные основы нравственного воспитания». М., 1997 г.
  6. Мулько М.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». – М., 2004 г.
  7. Мирилова Т.Л. «Путешествие по истории отечества». Волгоград, 2009 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Тема самообразования: «Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»

Тема самообразования:«Духовно- нравственное  воспитание на уроках русского языка и литературы»Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том,как жить, делая как можно мень...

Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности...