Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).
статья по биологии на тему

Танченко Татьяна Сергеевна

В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tanchenko_t.s._ivanteevka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Танченко Т.С.

   

Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

          В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что школа должна стать «важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Обществу нужны образованные, предприимчивые люди, «которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» и мира в целом» [1].

         Одной из задач современного общего образования является реализация компетентностного подхода и подготовка выпускника школы, обладающего совокупностью ключевых и предметных компетенций. Известно, что развитие  человечества возможно только при оптимальном взаимодействии с природой, сохранением ее ресурсов. Это может быть достигнуто путем изменений в сознании и поведении человека, формировании у него знаний, навыков и умений по изучению окружающей среды, т.е. формирование экологической культуры и экологической компетентности.

         Экологическая компетентность в данном случае – это совокупность эколого  - биологических знаний, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – ценностного отношения к природе, обществу, человеку. Эколого – биологическая компетентная личность формируется в процессе экологического образования, которое часто называют «упражнением в деятельности».

 Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный к тому, чтобы формировать систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью [1].

         Согласно определению, которое дал в 1866 году  Э. Геккель, экология - это наука о взаимоотношениях живого организма (групп организмов) и окружающей среды. Биология, как известно, наука, изучающая живые организмы, поэтому с педагогической точки зрения мы часто  рассматриваем эти науки,  как единый эколого – биологический образовательный процесс.

         Специфика этих двух наук глубоко взаимопроникающих и органично дополняющих друг друга предполагает интеграцию не только между ними, но и с другими науками естественно – научного  (химия, физика, география), гуманитарного (литература, история) цикла, а также валеологией и ОБЖ. Биология и экология, являясь главным звеном среди перечисленных нами дисциплин, помогают школьнику наглядно видеть и понимать естественную связь всего живого и определить место человека в богатейшем и разнообразном мире природы, они способствуют развитию гуманистических идеалов и экологического стиля мышления.

 Биология и экология как школьные предметы дают большие возможности для развития познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

 Для получения оптимального результата обучения учащихся биологии и экологии, формирования естественно – научных опорных знаний по предмету, необходимых для дальнейшего развития познавательной активности интеллектуальных и творческих способностей, а так же умений и навыков, позволяющих применить полученные биологические знания на практике, мною используются современные образовательные технологии (проблемного обучения, модульного обучения, индивидуализации обучения, новые информационные технологии и др.), а сочетание  традиционных и нетрадиционных форм школьного обучения на  уроках, позволяет  не только максимально повысить уровень познавательной деятельности учащихся, но и мотивировать их на дальнейшую эколого-биологическую деятельность.  

Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых применяемых мной в процессе обучения биологии и экологии педагогических технологиях.

         Информационно – коммуникативные технологии. Основной целью применения данной технологии на уроках биологии является формирование у учащихся умений работать с компьютером и периферийными устройствами (сканер, принтер, веб – камера, гарнитура,  цифровыми носителями (СД - , флеш - диски,)), интерактивными устройствами (интерактивная доска); мультимедийными устройствами (проектор, цифровой фотоаппарат), компьютерными программами, развитие информационно – коммуникационных компетентностей, формирование исследовательских умений. Данная технология используется мной на всех этапах обучения: при объяснении нового материала мультимедийные презентации:имитации, микромиры и т.д), рост и развитие растений,  движение одноклеточных, размножение вирусов,  клеточное строение растений и животных; при проведении лабораторных работ: флеш ролики («Фотосинтез», «Движение воды и минеральных веществ по сосудам» и др.); при проведении контроля и закрепления знаний (тестирование, электронные лабиринты и т.д.); использование возможностей сети Интернет: участие в дистанционных олимпиадах по биологии  и экологии, в конкурсах «Познание и творчество», «Интеллект – экспресс» и др; публикация исследовательских работ учащихся; организации интернет – конференций; возможность участвовать в международных акциях «Час Земли», «Джота – Джотти» (Всемирный скаутский слет в интернете) и др.

Технология проблемного обучения.  Уроки биологии и экологии с применением данной технологии способствуют развитию критического мышления учащихся, развитию их творческой самостоятельности, способствует поиску и решению сложных вопросов. Планирование и создание проблемной ситуации, направление учащихся на ее решение, разрешение противоречий. В результате применения данной технологии у учащихся формируется умение анализировать ситуацию, обобщать различные виды полученных данных, делать выводы, предлагать алгоритм или схему решения проблемы.  Данная технология применяется мной при проведении уроков -  семинаров («Происхождение жизни на Земле», «Человек: прошлое, настоящее, будущее»), дискуссий, практических и лабораторных работ.

Но наиболее эффективный результат  применения этой технологии достигается при использовании исследовательского метода на уроках и во внеурочное время. Совместно с учащимися были  разработаны и реализованы следующие исследовательские проекты: «Кресс – салат как биоиндикатор степени загрязненности снегового покрова на территории МОУ «Гимназия №6»», «Городской комар», «Оценка степени загрязненности водоемов г.Ивантеевки по биотическому индексу Вудивисса», «Генно – модифицированные организмы: нужны ли нам продукты – мутанты?»,«Изучение физического развития школьников антропометрическими и физиометрическими методами (на примере учащихся 6 В класса МОУ «Гимназия №6»)».

          Основываясь на многолетнем опыте своей работы, мы считаем, что особое значение для эколого - биологического образования имеет экологическая исследовательская и практическая деятельность учащихся.

  Раскрывая особенности эколого – биологического образования мы применяем, кроме прочих, натуралистический подход (Б.В.Всесвятский, П.П. Смолин и др.), достаточно давно известный в педагогике. Натуралистический подход в биологии и экологии предполагает, что изучение природных объектов – животных, растений, грибов должно происходить в естественных условиях их обитания.

         Необходимо добавить, что успешному формированию эколого – биологических компетенций учащихся способствуют процесс интеграции форм общего и дополнительного образования. Опираясь на теоретические знания общего образования, дополнительное образование является средством компенсации знаний, умений, видов деятельности отсутствующих в общеобразовательной школе, средством индивидуального развития, средством социального и профессионального самоопределения обучающихся (В.А.Горский). Высокая степень вариативности и отсутствие жесткой регламентации содержательного и организационного компонента дополнительного образования создают благоприятную среду для получения опыта учебно – познавательной и исследовательской деятельности, которые в совокупности формируют различные компетентности: коммуникационные, учебно – познавательные, социально – трудовые и другие.

Использование различных форм и методов внеурочной деятельности дает возможность более глубоко оттачивать умения и навыки, полученные на занятиях в школе, приобретать опыт творческой деятельности.  

Из существующего многообразия форм внеурочной эколого – биологической  деятельности нами применяются следующие: эколого – биологические комплексные экспедиции; эколого – биологические практики; экскурсии в природу; учебно – тренировочные выезды; экологические лагеря; биологические школы; проектно – исследовательская деятельность; школьный или общественный экологический мониторинг; организация и проведение общественных экологических акций; школьное лесничество.

  Понятно, что применение перечисленных форм внеурочной эколого-биологической деятельности не всегда возможно на базе общеобразовательной школы. Для их осуществления необходима организация взаимодействия в системе образования, позволяющая дополнительному и общему эколого-биологическому образованию стать органичным компонентом единого образовательного пространства. Другими словами, интеграция общего и дополнительного  образования в данном случае становится одним из механизмов развития общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей. В нашем  случае функции интеграции берет на себя туристско-экологический клуб «ЭКОС», который является ведущим в интеграционных процессах. Клуб «ЭКОС» существует в нашем городе более  25 лет.  За время существования он  несколько раз изменял свой статус (экологический патруль, Центр по экологии и туризму, экологический клуб), но направления работы всегда оставались неизменными – туризм, экология и скаутинг. Все эти направления тесно переплетены между собой и дополняют друг друга.

  Теоретические основы, согласно учебному плану по этим направлениям осуществляются на уроках, факультативных занятиях, на кружках в клубе и в гимназии №6. По учебникам, таблицам, электронным пособиям они изучают биологию, экологию живых организмов, постигают основы ландшафтоведения, гидрологии, делают описание животного и растительного мира своего края, осваивают курс выживания в природе, приобретают основы туристских навыков. На этих занятиях проводятся не только теоретические, но и практические работы, например, исследовательские работы с микроскопом по ботанике, зоологии, экологии, частично проводится практикум по туризму и скаутингу.

На некоторых формах  внеурочной эколого-биологической деятельности, применяемых нами  мы хотелось бы остановиться более подробно.

Эколого – биологические комплексные экспедиции и полевые лагеря. Для осуществления практической работы организуются эколого – биологические комплексные экспедиции для изучения конкретных природных ландшафтов. За время существования клуба были организованны экспедиции по Подмосковью, Тверской области, Среднему Уралу (Кунгурская ледяная пещера), озеру Байкал и Прибайкалью, Крыму, Кавказу, Средней Азии (Аштская пустыня и Кураминский хребет), Приморью (Лазовский заповедник), Хибинским тундрам, Туркменистану (пустыня Каракумы и хребет Копет-Даг),  Заполярью (тундра и горы Полярного Урала), Валдайский национальный парк, Окский заповедник и др.

         В экспедициях проходит полевая практика по ботанике и зоологии (изучение и сбор полевых материалов – растений и животных данной  местности, работа с определителями, составление гербариев растений, коллекций насекомых),  по географии (описание рельефа, ориентирование на местности), по геологии и минералогии (определение минералов) и по этнографии (изучение традиций, этнографических особенностей людей,  населяющий данный природный ландшафт).

Несомненно, полевые лагеря и школьные экспедиции имеют много положительных сторон. Вот некоторые из них: дети проживают в экологически чистой среде природной среде; участниками лагеря по своим физическим возможностям могут быть практически все дети, для этого не обязательно быть спортсменом;  в этих лагерях, которые по своей сути являются комплексными, каждый выбирает себе дело по душе, по своему призванию. Зоологи, ботаники, этнографы, литераторы, историки – эти профессиональные качества ребята могут испробовать непосредственно на практике. Кроме того, существуют еще такие общественные роли – должности, как командир, завхоз, казначей, медсестра, костровой и т.д. Эти должности играют большую роль не только в самоопределении личности, но и помогают улучшить коммуникационные и адаптивные возможности ребенка в лагере; в состав экспедиции входят опытные педагоги. Это учителя физкультуры, истории, биологии, профессиональные инструкторы – альпинисты.

Учебно – тренировочные выезды. В последнее время для усвоения практических навыков нами была разработана новая форма эколого – биологической деятельности – учебно – тренировочный полевой выезд. При организации таких выездов снаряжение, безопасность и методическую подготовку обеспечивают педагоги клуба «ЭКОС», а питание и финансовую поддержку – родители. Программа тренировочного выезда состоит в основном из следующих  блоков: экологическая практика, скаутский тренинг, туристская техника (обустройство лагеря, личная гигиена в полевых условиях), школа выживания в природных условиях.  В таких лагерях дети могут проверить свои силы и возможности, а доступное расположение лагеря позволяет избежать больше части естественных родительских страхов за жизнь и здоровье ребенка.

        Биологические школы. Для того  чтобы научиться определять степень загрязненности водоемов в своем городе и проводить своими силами общественный мониторинг, мы принимаем участие  в международной БИОС-школе и в Международном экологическом лагере в г. Санкт – Петербург.

      Основными организаторами этой школы, лагерей и Биос - олимпиады являются несколько учреждений: Санкт-Петербургский Государственный политехнический институт, Санкт-Петербургский технологический университет растительных полимеров, Фонд научных исследований «ХХI век», Арктическая общественная Академия наук и клуб студентов, аспирантов и школьников Балтийско-Ладожского региона. Несмотря на то, что участники БИОС-школы обычно разного возраста (от 6 до 11 класса) и из разных городов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья,  лагерь всегда был единым сплоченным коллективом студентов, преподавателей и школьников, объединенным доброжелательным отношением друг к другу и общей целью.        

            Каждый из участников выбирает  направление, которое было ему по душе: изучение планктона,  изучение бентоса,  биотестирование или гидрохимия. После лекций или теоретических занятий по выбранной специальности ребята выезжают на полевые работы: на Финский залив, на озера и  реки Ленинградской области, где проводятся гидробиологические исследования. С собой  они берут оборудование необходимое для работы: ручной бур (для бурения льда), пешня (для колки льда), сачок и сеть Джедди для отбора проб. После отбора проб,  в лаборатории происходит камеральная обработка и разбор этих проб. После оформления результатов происходит защита индивидуального проекта по выбранной теме.

Обучение в БИОС - школе способствовало созданию общественного экологического мониторинга в нашем  городе, активистами которого стали не только школьники и учителя, но и преподаватели, студенты некоторых вузов (РУДН, ИТТ, РГУТиС, МГУ и др.). Используя  изученную ранее методику биотестирования и определив видовой состав макрозообентоса  школьники вместе со взрослыми определили степень загрязненности городских водоемов. Результаты исследований были  опубликованы в местной газете, прошел репортаж по местному телевидению, некоторые  проекты по данным исследованиям были изданы в различных сборниках.                                                                                    

Агитбригада. Сейчас уже всем ясно, что невозможно одной экологической информацией   убедить людей (а тем более детей) в необходимости  изменить свое поведение в природе, но, действуя на их чувства, эмоции людей, на осознание своей включенности в природные процессы можно добиться, чтобы они понимали красоту и незащищенность природы сердцем.

 Театральные действия, красивая музыка помогают пробудить экологическое сознание у слушателей. Поэтому в 1987 году в нашем клубе была создана экологическая агитбригада. Агитбригада обладает  мощным воспитательным потенциалом, она наиболее ярко и полно отображает окружающую жизнь.

Обобщив многолетний опыт   экологического просвещения населения через выступления агитбригады,  мы пришли к необходимости создания единого информационного поля для общения между экологическими агитбригадами и театральными коллективами на территории Московской области. Нами был разработан проект по проведению Московского областного фестиваля экологических театров и агитбригад «Вернем Земле ее цветы!», который получил поддержку со стороны Министерства экологии и природопользования Московской области. Данный фестиваль стал ежегодным, количество участников фестиваля увеличивается из года в год. Успешному формированию эколого – биологических компетенций учащихся способствует такая форма внеурочной деятельности как школьное лесничество.

Школьное лесничество «ЭКОС» было создано   на базе «Зеленого патруля» гимназии №6, основными задачами которого является обучение школьников специальным навыкам исследования природы леса, в том числе привлечение к участию в осуществлении опытно – исследовательской работы для решения региональных проблем локального и более высокого уровня в области охраны леса. На протяжении нескольких лет учащиеся  активно сотрудничают с  учеными Ивантеевского дендросада им. А.И. Яблокова.

Членам школьного лесничества на территории Дендросада было выделено несколько делянок для создания школьного лесного питомника, где учащиеся могут проводить опытные исследования по интродукции дубов и хвойных пород  деревьев. Совместно с представителями Департамента Лесного хозяйства по центральному федеральному округу был организован круглый стол «Экологическая безопасность: миф или реальность» с участием представителей различных муниципальных учреждений г.Ивантеевки, который завершился посадкой деревьев в мемориальном сквере на ул. Рощинская.

Кроме того, ребята из школьного лесничества являются членами Российская организации GREENREACE и активными участниками проекта «Возродим наш лес».

 Участвуя в полевых палаточных лагерях GREENREACE школьники изучают растения и животных леса, учатся тушить лесные пожары, занимаются проектной деятельностью.

Подводя итог вышеизложенному можно утверждать, что использование интеграционных процессов в эколого – биологическом образовании включает личность школьника в многогранную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения, что способствует социализации личности, формированию у нее активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экологического клуба "ЭКОС" на 2013-2014 уч. год

Данная  работа  содержит программу, план мероприятий  и методические разработки некоторых занятий по организации и  реализации деятельности экологического клуба  и предназначе...

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

Презентация работы экологического клуба "ЭКОС"

С 2010 года в Профессиональном лицее № 45 работает экологичесий клуб "ЭКОС".Использование «клубной» технологии, как нельзя лучше позволяет сочетать все типы внеклассной работы. Поэтому создание в «Про...

«Интеграция общего и дополнительного образования как условие формирования социальной активности детей »

Тезисы:Анализ опыта  работы Дома детского творчества «Юность» на протяжении 15 лет выявил следующие проблемы:ДДТ «Юность» не имеет собственной площадки, все мероприятия проводятся на базе школигр...

презентация на тему «Использование современных образовательных технологий как средство гармоничного развития личности.» (из опыта работы)

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:•  здоровьесберегающие технологии;•  технологии пр...