Главные вкладки

    Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).
    статья по биологии на тему

    Танченко Татьяна Сергеевна

    В данной статье автор рассматривает вопросы интеграции общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_tanchenko_t.s._ivanteevka.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Танченко Т.С.

       

    Интеграция общего и дополнительного эколого – биологического образования как одна из форм воспитания социально – активной и физически развитой личности (из опыта работы экологического клуба «ЭКОС» и МОУ «Гимназия №6»).

              В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что школа должна стать «важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Обществу нужны образованные, предприимчивые люди, «которые могут самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» и мира в целом» [1].

             Одной из задач современного общего образования является реализация компетентностного подхода и подготовка выпускника школы, обладающего совокупностью ключевых и предметных компетенций. Известно, что развитие  человечества возможно только при оптимальном взаимодействии с природой, сохранением ее ресурсов. Это может быть достигнуто путем изменений в сознании и поведении человека, формировании у него знаний, навыков и умений по изучению окружающей среды, т.е. формирование экологической культуры и экологической компетентности.

             Экологическая компетентность в данном случае – это совокупность эколого  - биологических знаний, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – ценностного отношения к природе, обществу, человеку. Эколого – биологическая компетентная личность формируется в процессе экологического образования, которое часто называют «упражнением в деятельности».

     Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный к тому, чтобы формировать систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде и здоровью [1].

             Согласно определению, которое дал в 1866 году  Э. Геккель, экология - это наука о взаимоотношениях живого организма (групп организмов) и окружающей среды. Биология, как известно, наука, изучающая живые организмы, поэтому с педагогической точки зрения мы часто  рассматриваем эти науки,  как единый эколого – биологический образовательный процесс.

             Специфика этих двух наук глубоко взаимопроникающих и органично дополняющих друг друга предполагает интеграцию не только между ними, но и с другими науками естественно – научного  (химия, физика, география), гуманитарного (литература, история) цикла, а также валеологией и ОБЖ. Биология и экология, являясь главным звеном среди перечисленных нами дисциплин, помогают школьнику наглядно видеть и понимать естественную связь всего живого и определить место человека в богатейшем и разнообразном мире природы, они способствуют развитию гуманистических идеалов и экологического стиля мышления.

     Биология и экология как школьные предметы дают большие возможности для развития познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

     Для получения оптимального результата обучения учащихся биологии и экологии, формирования естественно – научных опорных знаний по предмету, необходимых для дальнейшего развития познавательной активности интеллектуальных и творческих способностей, а так же умений и навыков, позволяющих применить полученные биологические знания на практике, мною используются современные образовательные технологии (проблемного обучения, модульного обучения, индивидуализации обучения, новые информационные технологии и др.), а сочетание  традиционных и нетрадиционных форм школьного обучения на  уроках, позволяет  не только максимально повысить уровень познавательной деятельности учащихся, но и мотивировать их на дальнейшую эколого-биологическую деятельность.  

    Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых применяемых мной в процессе обучения биологии и экологии педагогических технологиях.

             Информационно – коммуникативные технологии. Основной целью применения данной технологии на уроках биологии является формирование у учащихся умений работать с компьютером и периферийными устройствами (сканер, принтер, веб – камера, гарнитура,  цифровыми носителями (СД - , флеш - диски,)), интерактивными устройствами (интерактивная доска); мультимедийными устройствами (проектор, цифровой фотоаппарат), компьютерными программами, развитие информационно – коммуникационных компетентностей, формирование исследовательских умений. Данная технология используется мной на всех этапах обучения: при объяснении нового материала мультимедийные презентации:имитации, микромиры и т.д), рост и развитие растений,  движение одноклеточных, размножение вирусов,  клеточное строение растений и животных; при проведении лабораторных работ: флеш ролики («Фотосинтез», «Движение воды и минеральных веществ по сосудам» и др.); при проведении контроля и закрепления знаний (тестирование, электронные лабиринты и т.д.); использование возможностей сети Интернет: участие в дистанционных олимпиадах по биологии  и экологии, в конкурсах «Познание и творчество», «Интеллект – экспресс» и др; публикация исследовательских работ учащихся; организации интернет – конференций; возможность участвовать в международных акциях «Час Земли», «Джота – Джотти» (Всемирный скаутский слет в интернете) и др.

    Технология проблемного обучения.  Уроки биологии и экологии с применением данной технологии способствуют развитию критического мышления учащихся, развитию их творческой самостоятельности, способствует поиску и решению сложных вопросов. Планирование и создание проблемной ситуации, направление учащихся на ее решение, разрешение противоречий. В результате применения данной технологии у учащихся формируется умение анализировать ситуацию, обобщать различные виды полученных данных, делать выводы, предлагать алгоритм или схему решения проблемы.  Данная технология применяется мной при проведении уроков -  семинаров («Происхождение жизни на Земле», «Человек: прошлое, настоящее, будущее»), дискуссий, практических и лабораторных работ.

    Но наиболее эффективный результат  применения этой технологии достигается при использовании исследовательского метода на уроках и во внеурочное время. Совместно с учащимися были  разработаны и реализованы следующие исследовательские проекты: «Кресс – салат как биоиндикатор степени загрязненности снегового покрова на территории МОУ «Гимназия №6»», «Городской комар», «Оценка степени загрязненности водоемов г.Ивантеевки по биотическому индексу Вудивисса», «Генно – модифицированные организмы: нужны ли нам продукты – мутанты?»,«Изучение физического развития школьников антропометрическими и физиометрическими методами (на примере учащихся 6 В класса МОУ «Гимназия №6»)».

              Основываясь на многолетнем опыте своей работы, мы считаем, что особое значение для эколого - биологического образования имеет экологическая исследовательская и практическая деятельность учащихся.

      Раскрывая особенности эколого – биологического образования мы применяем, кроме прочих, натуралистический подход (Б.В.Всесвятский, П.П. Смолин и др.), достаточно давно известный в педагогике. Натуралистический подход в биологии и экологии предполагает, что изучение природных объектов – животных, растений, грибов должно происходить в естественных условиях их обитания.

             Необходимо добавить, что успешному формированию эколого – биологических компетенций учащихся способствуют процесс интеграции форм общего и дополнительного образования. Опираясь на теоретические знания общего образования, дополнительное образование является средством компенсации знаний, умений, видов деятельности отсутствующих в общеобразовательной школе, средством индивидуального развития, средством социального и профессионального самоопределения обучающихся (В.А.Горский). Высокая степень вариативности и отсутствие жесткой регламентации содержательного и организационного компонента дополнительного образования создают благоприятную среду для получения опыта учебно – познавательной и исследовательской деятельности, которые в совокупности формируют различные компетентности: коммуникационные, учебно – познавательные, социально – трудовые и другие.

    Использование различных форм и методов внеурочной деятельности дает возможность более глубоко оттачивать умения и навыки, полученные на занятиях в школе, приобретать опыт творческой деятельности.  

    Из существующего многообразия форм внеурочной эколого – биологической  деятельности нами применяются следующие: эколого – биологические комплексные экспедиции; эколого – биологические практики; экскурсии в природу; учебно – тренировочные выезды; экологические лагеря; биологические школы; проектно – исследовательская деятельность; школьный или общественный экологический мониторинг; организация и проведение общественных экологических акций; школьное лесничество.

      Понятно, что применение перечисленных форм внеурочной эколого-биологической деятельности не всегда возможно на базе общеобразовательной школы. Для их осуществления необходима организация взаимодействия в системе образования, позволяющая дополнительному и общему эколого-биологическому образованию стать органичным компонентом единого образовательного пространства. Другими словами, интеграция общего и дополнительного  образования в данном случае становится одним из механизмов развития общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования детей. В нашем  случае функции интеграции берет на себя туристско-экологический клуб «ЭКОС», который является ведущим в интеграционных процессах. Клуб «ЭКОС» существует в нашем городе более  25 лет.  За время существования он  несколько раз изменял свой статус (экологический патруль, Центр по экологии и туризму, экологический клуб), но направления работы всегда оставались неизменными – туризм, экология и скаутинг. Все эти направления тесно переплетены между собой и дополняют друг друга.

      Теоретические основы, согласно учебному плану по этим направлениям осуществляются на уроках, факультативных занятиях, на кружках в клубе и в гимназии №6. По учебникам, таблицам, электронным пособиям они изучают биологию, экологию живых организмов, постигают основы ландшафтоведения, гидрологии, делают описание животного и растительного мира своего края, осваивают курс выживания в природе, приобретают основы туристских навыков. На этих занятиях проводятся не только теоретические, но и практические работы, например, исследовательские работы с микроскопом по ботанике, зоологии, экологии, частично проводится практикум по туризму и скаутингу.

    На некоторых формах  внеурочной эколого-биологической деятельности, применяемых нами  мы хотелось бы остановиться более подробно.

    Эколого – биологические комплексные экспедиции и полевые лагеря. Для осуществления практической работы организуются эколого – биологические комплексные экспедиции для изучения конкретных природных ландшафтов. За время существования клуба были организованны экспедиции по Подмосковью, Тверской области, Среднему Уралу (Кунгурская ледяная пещера), озеру Байкал и Прибайкалью, Крыму, Кавказу, Средней Азии (Аштская пустыня и Кураминский хребет), Приморью (Лазовский заповедник), Хибинским тундрам, Туркменистану (пустыня Каракумы и хребет Копет-Даг),  Заполярью (тундра и горы Полярного Урала), Валдайский национальный парк, Окский заповедник и др.

             В экспедициях проходит полевая практика по ботанике и зоологии (изучение и сбор полевых материалов – растений и животных данной  местности, работа с определителями, составление гербариев растений, коллекций насекомых),  по географии (описание рельефа, ориентирование на местности), по геологии и минералогии (определение минералов) и по этнографии (изучение традиций, этнографических особенностей людей,  населяющий данный природный ландшафт).

    Несомненно, полевые лагеря и школьные экспедиции имеют много положительных сторон. Вот некоторые из них: дети проживают в экологически чистой среде природной среде; участниками лагеря по своим физическим возможностям могут быть практически все дети, для этого не обязательно быть спортсменом;  в этих лагерях, которые по своей сути являются комплексными, каждый выбирает себе дело по душе, по своему призванию. Зоологи, ботаники, этнографы, литераторы, историки – эти профессиональные качества ребята могут испробовать непосредственно на практике. Кроме того, существуют еще такие общественные роли – должности, как командир, завхоз, казначей, медсестра, костровой и т.д. Эти должности играют большую роль не только в самоопределении личности, но и помогают улучшить коммуникационные и адаптивные возможности ребенка в лагере; в состав экспедиции входят опытные педагоги. Это учителя физкультуры, истории, биологии, профессиональные инструкторы – альпинисты.

    Учебно – тренировочные выезды. В последнее время для усвоения практических навыков нами была разработана новая форма эколого – биологической деятельности – учебно – тренировочный полевой выезд. При организации таких выездов снаряжение, безопасность и методическую подготовку обеспечивают педагоги клуба «ЭКОС», а питание и финансовую поддержку – родители. Программа тренировочного выезда состоит в основном из следующих  блоков: экологическая практика, скаутский тренинг, туристская техника (обустройство лагеря, личная гигиена в полевых условиях), школа выживания в природных условиях.  В таких лагерях дети могут проверить свои силы и возможности, а доступное расположение лагеря позволяет избежать больше части естественных родительских страхов за жизнь и здоровье ребенка.

            Биологические школы. Для того  чтобы научиться определять степень загрязненности водоемов в своем городе и проводить своими силами общественный мониторинг, мы принимаем участие  в международной БИОС-школе и в Международном экологическом лагере в г. Санкт – Петербург.

          Основными организаторами этой школы, лагерей и Биос - олимпиады являются несколько учреждений: Санкт-Петербургский Государственный политехнический институт, Санкт-Петербургский технологический университет растительных полимеров, Фонд научных исследований «ХХI век», Арктическая общественная Академия наук и клуб студентов, аспирантов и школьников Балтийско-Ладожского региона. Несмотря на то, что участники БИОС-школы обычно разного возраста (от 6 до 11 класса) и из разных городов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья,  лагерь всегда был единым сплоченным коллективом студентов, преподавателей и школьников, объединенным доброжелательным отношением друг к другу и общей целью.        

                Каждый из участников выбирает  направление, которое было ему по душе: изучение планктона,  изучение бентоса,  биотестирование или гидрохимия. После лекций или теоретических занятий по выбранной специальности ребята выезжают на полевые работы: на Финский залив, на озера и  реки Ленинградской области, где проводятся гидробиологические исследования. С собой  они берут оборудование необходимое для работы: ручной бур (для бурения льда), пешня (для колки льда), сачок и сеть Джедди для отбора проб. После отбора проб,  в лаборатории происходит камеральная обработка и разбор этих проб. После оформления результатов происходит защита индивидуального проекта по выбранной теме.

    Обучение в БИОС - школе способствовало созданию общественного экологического мониторинга в нашем  городе, активистами которого стали не только школьники и учителя, но и преподаватели, студенты некоторых вузов (РУДН, ИТТ, РГУТиС, МГУ и др.). Используя  изученную ранее методику биотестирования и определив видовой состав макрозообентоса  школьники вместе со взрослыми определили степень загрязненности городских водоемов. Результаты исследований были  опубликованы в местной газете, прошел репортаж по местному телевидению, некоторые  проекты по данным исследованиям были изданы в различных сборниках.                                                                                    

    Агитбригада. Сейчас уже всем ясно, что невозможно одной экологической информацией   убедить людей (а тем более детей) в необходимости  изменить свое поведение в природе, но, действуя на их чувства, эмоции людей, на осознание своей включенности в природные процессы можно добиться, чтобы они понимали красоту и незащищенность природы сердцем.

     Театральные действия, красивая музыка помогают пробудить экологическое сознание у слушателей. Поэтому в 1987 году в нашем клубе была создана экологическая агитбригада. Агитбригада обладает  мощным воспитательным потенциалом, она наиболее ярко и полно отображает окружающую жизнь.

    Обобщив многолетний опыт   экологического просвещения населения через выступления агитбригады,  мы пришли к необходимости создания единого информационного поля для общения между экологическими агитбригадами и театральными коллективами на территории Московской области. Нами был разработан проект по проведению Московского областного фестиваля экологических театров и агитбригад «Вернем Земле ее цветы!», который получил поддержку со стороны Министерства экологии и природопользования Московской области. Данный фестиваль стал ежегодным, количество участников фестиваля увеличивается из года в год. Успешному формированию эколого – биологических компетенций учащихся способствует такая форма внеурочной деятельности как школьное лесничество.

    Школьное лесничество «ЭКОС» было создано   на базе «Зеленого патруля» гимназии №6, основными задачами которого является обучение школьников специальным навыкам исследования природы леса, в том числе привлечение к участию в осуществлении опытно – исследовательской работы для решения региональных проблем локального и более высокого уровня в области охраны леса. На протяжении нескольких лет учащиеся  активно сотрудничают с  учеными Ивантеевского дендросада им. А.И. Яблокова.

    Членам школьного лесничества на территории Дендросада было выделено несколько делянок для создания школьного лесного питомника, где учащиеся могут проводить опытные исследования по интродукции дубов и хвойных пород  деревьев. Совместно с представителями Департамента Лесного хозяйства по центральному федеральному округу был организован круглый стол «Экологическая безопасность: миф или реальность» с участием представителей различных муниципальных учреждений г.Ивантеевки, который завершился посадкой деревьев в мемориальном сквере на ул. Рощинская.

    Кроме того, ребята из школьного лесничества являются членами Российская организации GREENREACE и активными участниками проекта «Возродим наш лес».

     Участвуя в полевых палаточных лагерях GREENREACE школьники изучают растения и животных леса, учатся тушить лесные пожары, занимаются проектной деятельностью.

    Подводя итог вышеизложенному можно утверждать, что использование интеграционных процессов в эколого – биологическом образовании включает личность школьника в многогранную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения, что способствует социализации личности, формированию у нее активной жизненной позиции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

    Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

    Игра как одна из форм развития мыслительной деятельности и речевой культуры при работе с детьми ЗПР.

    Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности икаждый из них по- своему активизирует (этот процесс) учащихся,пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает. Один из...

    «Формирование положительной мотивации учащихся в двигательной активности как одной из форм здоровьесбережения с учётом их физической подготовленности, интересов и потребностей»

    Педагог должен руководствоваться известным высказыванием, что «ученик не сосуд  для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Чтобы «зажечь» учащегося, его прежде всег...

    Создание кадетских классов, как одна из форм системы социально профилактической работы в детском доме

    Презентация раскрывает сущность воспитательной работы проводимой в кадетских классах...

    «РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

    Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...