ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

afor78

Статья представлена в журнале "Учитель Кузбасса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается понятием «портфолио» как форма работы с одаренными детьми. Рассматривая последовательную и параллельную структуры преемственности программ общего и дополнительного образования, автор дает описание содержания, структуры, видов портфолио и технологию работы над ним. Материалы напечатаны в научно – методическом журнале «Учитель Кузбасса» №1 (20) 2012.

«Современное общество остро нуждается в интеллектуально развитых, творческих и талантливых людях, которые способны активно влиять на его развитие, повышать конкурентно способность и обеспечивать стабильное процветание. Однако талант и выдающиеся способности личности не возникают сами собой в зрелом возрасте: их необходимо развивать с самого раннего детства» [4, с. 5]. Результаты исследований специалистов на протяжении XX века свидетельствуют о том, что одаренность – это скорее интегральное, суммарное личностное свойство. Одаренность является сложным явлением и определяется уровнем развития общих мыслительных и коммуникативных способностей обучающихся (Н.Г. Алексеев, В.Д. Шадриков), развитием наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий (Л.В. Занков), эффективностью оперирования во внутреннем плане (Я.А. Пономарев), обобщением отношений (Н.А. Менчинский, З.И. Калмыкова), усвоением системы понятий (Д.Б. Эльконин). Согласно учению Дж. Рензулли, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик и представляется автором в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующихся мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность).

      «…В целях обеспечения всестороннего развития личности ребенка предусматривается «взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования».

   

             Освоение содержания образовательных программ общего и дополнительного образования как одного из основных условий развития одаренности детей может происходить параллельно и последовательно. Важным условием обеспечение результативности обучения является преемственность этих программ (рис. 1).

        

Рис. 1. Параллельная структура преемственности программ общего и дополнительного образования

               Мощным ресурсом раскрытия одаренности ребенка является система дополнительного образования, которая представляет собой единство требований к содержанию образовательных программ и обеспечивает вовлеченность в образовательную деятельность специалистов разного профиля и самих воспитанников. Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно – деятельностный характер образовательного процесса в данной системе позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выполнение, развитие и поддержка одаренных детей.

            В системе дополнительного образования  могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

- индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученые, деятели науки или культуры, специалисты высокого класса);

- очно –заочные школы;

- каникулярные сборы, лагеря, мастер - классы, творческие лаборатории;

- системы творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

- детские научно - практические  конференции семинары.

              На наш взгляд, эффективным средством фиксации достигнутых результатов способом самопрезентации и самомотивации личностного развития является портфолио. Это возможно благодаря тому, что портфолио включает наиболее значимые для ребенка материалы, которые анализируются и вдохновляют его, мотивируют на достижение новых целей и решение этапных задач. При этом педагогу и родителям важно:

- поддерживать и стимулировать творческую мотивацию обучающихся;

- поощрять активность и самостоятельность обучающихся в определенных видах творческой деятельности, расширять возможность интенсивного обучения и самообучения;

- укреплять навыки рефлексивной, оценочной (самооценочной), презентационной деятельности обучающихся;

- формировать навыки опытно – экспериментальной деятельности – умение определять проблему, ставить реально достижимую цель, планировать и организовывать собственную познавательную деятельность;

- содействовать индивидуализации образовательного процесса;

- актуализировать дополнительные предпосылки и возможности для успешного развития определенных видов одаренности.

Портфолио является открытой, динамической системой, позволяющей работать в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Начиная работу по созданию портфолио с одаренным ребенком, педагогу необходимо учитывать многообразие и индивидуальное своеобразие феномена одаренности. Организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1.  С каким видом одаренности мы имеем дело (общей или специальной, например, спортивной, художественной, технической или иной)?

2. В какой форме может проявить одаренность (явной, скрытой, потенциальной)?

3. Какие задачи работы с конкретным одаренным ребенком являются приоритетными (развитие личных способностей или психологическая поддержка и помощь)?

      Конкретные цели портфолио одаренных детей ставятся с учетом специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей портфолио ребенка с общей одаренностью могут быть выделены следующие цели:

- развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания и творчества в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями обучающегося.

Таким образом, реализация технологии портфолио позволяет избежать дифференциации, которая основана  на раздельном обучении одаренных детей (в виде их отбора и обучения по индивидуальным программам). Такая форма позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углубить знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию одаренности.

      С учетом интересов и уровней детской одаренности конкретным обучающимся предлагается выполнить портфолио, предварительно определив:

- цель портфолио;

- вид портфолио;

- какие разделы и рублики будут включены в портфолио;

- время и место работы над портфолио ( на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки);

Реализация технологий портфолио включает следующие этапы:

1. Мотивация. Каждый обучающийся должен осознавать, что портфолио:

- выполняет накопительную и модельную функции, отражая динамику развития ребенка и результатов его самореализации вне прямого сравнения с другими воспитанниками;

- помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы и установить связи между предыдущими и новыми знаниями;

- является критерием подготовленности к осуществлению будущей профессиональной деятельности;

- служит предметом обсуждения и фактором самооценки (оценки) результатов работы ребенка на итоговом занятии.

2. Определение вида портфолио. В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:

- портфолио достижений включает в себя результаты работы обучающихся по различным блокам учебного материала, оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами;

- рефлексивное портфолио содержит материалы по самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; анализ особенностей работы с различными источниками информации, ощущений размышлений, впечатлений и т.д.;

- в тематическое портфолио собирают материалы, отражающие работу обучающегося в рамках той или иной темы или модуля;

- «Экспресс-портфолио». Созданию данного вида портфолио может способствовать неожиданно возникшая ситуация, ограниченная во времени; участие в исследовании; освоение программы дополнительного обучения.

3. Сроки сдачи и время работы над портфолио (на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки).

4. Разделы и рубрики портфолио.  Количество разделов и рубрик ( а также их тематика) может быть различным в каждом отдельном случаи. Содержание рубрики определяется ее название, объем – назначение материала, которые в нее включается; структура и оформление – индивидуальными особенностями обучающегося. Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать материал и оформляют структуру раздела. Педагог организуя работу учащихся по созданию портфолио, учитывает что рубрики могут быть обязательными и необязательными: обязательные  рубрики – это тот материал, который является самым важным для данного портфолио и должен быть у каждого воспитанника; необязательные, свободно выбираемые обучающимися рубрики позволяют индивидуализировать содержание, в структуру, объем и оформление портфолио.

Предлагаем рассматреть обще принятую в педагогической практике структуру, включающие следующие разделы:

  • Портрет. Раздел отражает особенности личности автора портфолио. Рубрики для раздела «Портрет»: а) «Фотографии»; б)»Мои увлечения»; в) «Какой Я – глазами других» ( характеристики, корреспонденция, мнения); «Стимулы успеха» ( что входе работы помогало прогрессу) и т.д.
  • Коллектор. Этот раздел представляет собой накопитель, в который помещается любая новая для обучающегося информация (словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, тексты, таблицы, образцы, алгоритмы, видео и фото записи, и т.п.), собранное в течение определенного времени. Рубрики для раздела «Коллектор»: а) «Глассарий»; б) «Исторические факты»; в) «Дидактический материал найденный в литературе по определенному профилю»; г) « Творчество товарищей»; д) «Моя работа».
  • Рабочие материалы. Раздел, включает информацию, которая может быть использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий. Или задания, над которыми обучающиеся работают в данный момент.  Рубрики для раздела « Рабочие материалы»: а) «Вопросы оставшиеся без ответов»; б) «Копилка идей»; в) « То, над чем я работаю сейчас».
  • Мои достижения. Данный раздел является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные, самостоятельные задания, отзывы педагогов и обучающихся о какой - либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария каждому материалу этого раздела, в котором обучающиеся поясняет, почему он считает данную работу своим достижением. Важно учитывать, что модель портфолио включает обязательную вариативную части. Обязательная часть содержит информацию, обеспечивающую достижение образовательного стандарта по профилю всеми обучающимися, но при этом может иметь различное наполнение и включать как одинаковые ддля всех, так и альтернативные задания и формы работы. Вариативная часть предполагает проявления креативных свойств ребенка (ведение дополнительных рубрик, разрабатываемых детьми самостоятельно).

5. Критерии оценивания портфолио:

- наличие обязательных разделов, рубрик и выводов;

- использование исследовательских методов;

- креативный характер портфолио;

-  наличие личностного компонента;

- качество оформления;

- анализ полезности портфолио для самого обучающегося,

- наличие рефлексии собственной деятельности (самооценка работы над портфолио);

6. Презентация портфолио. Педагогическая практика показывает, что дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности (творческой, интеллектуальной, технической), не всегда могут публично представить себя и продукты своей деятельности, рассказать о себе. Данный этап работы над портфолио  помогает ребенку овладеть самоанализом и  опытом самопрезентации.

Несомненно, реализация технологии портфолио в условиях интеграции общего и дополнительного образования представляет  возможность одаренному ребенку самостоятельно сконструировать структуру и содержание портфолио, выбрать способ оценивания и презентации готовых материалов,  что позволяет выявить мотивационные (инициативность, интересы, настойчивость) и собственно личностные (доверие к себе, уверенность в своих силах) факторы одаренности.


Литература

  1. Ванеева, Ю.Н. Вариативное моделирование систем работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] / Ю.Н. Ванеева // Сибирский учитель. – 2010. – №1.- Новосибирск. Одаренные дети.- Режим доступа: http: // www. sibvido.ru/ node/ 106, свободный.- Загл. с экрана.
  2. Гришакина О.П. Учитель и одаренные дети. Мастер – класс/ О.П.Гришакина// Приложение к журналу «Методист». 2009. - №1.- С.2.
  3. Рензулли, Дж. Основные современные концепции творчества и одаренности / Дж. Рензулли. – М.: «Изд-во Молодая гвардия», 1997.- С. 214-241.
  1. Яковлев, Е.В. Одаренность как педагогический феномен/ Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011 - №2. – С. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования

Материал предназначен для педагогов, работающих с одарёнными детьми в школах и учреждениях дополнительного образования....

ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Повышение результативности обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования

Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, тех...

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...