ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

afor78

ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО КАК СПОСОБ САМОМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Портфолио можно рассматривать не только как эффективный  способ и средство фиксации достигнутых результатов, но как способ самопрезентации и самомотивации личностного развития.

В целях обеспечения всестороннего развития личности ребенка предусматривается «взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования» [3, с.5].

Важным условием обеспечения результативности обучения является преемственность программ общего школьного и дополнительного образования, которая может быть параллельной и последовательной. (Рис. 1, 2).Сорокина Портфолио как одна Рисунок 3 copy

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса в данной системе позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление и развитие творческих способностей детей. Сорокина Портфолио как одна Рисунок 2

Портфолио является открытой, динамической системой, позволяющей работать в условиях интеграции общего и дополнительного образования.  Данная технология позволяет ребенку качественно углубить знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей профилю деятельности.

Портфолио можно рассматривать не только как эффективный  способ и средство фиксации достигнутых результатов, но как способ самопрезентации и самомотивации личностного развития.

Технология работы над портфолио подразумевает следующие этапы:

1. Мотивация. Каждый обучающийся должен осознавать, что портфолио:

1) выполняет накопительную и модельную функции, отражая динамику развития ребенка и результатов его самореализации вне прямого сравнения с другими воспитанниками;

2) помогает обучающемуся проводить рефлексию собственной учебной работы и установить связи между предыдущими и новыми знаниями;

3) является критерием подготовленности к осуществлению будущей профессиональной деятельности;

4) служит предметом обсуждения и фактором самооценки (оценки) результатов работы ребенка на итоговом занятии.

2. Определение вида портфолио. В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:

а) портфолио достижений;

б) рефлексивное портфолио;

в) тематическое портфолио;

г) экспресс-портфолио.

3. Сроки сдачи и время работы над портфолио (на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки).

4. Разделы портфолио. Общепринятой и чаще всего использующейся является структура, включающая следующие разделы:

        - Портрет. Раздел отражает особенности личности автора портфолио.

- Коллектор. Этот раздел представляет собой накопитель, в который помещается любая новая для обучающегося информация (словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, тексты, таблицы, образцы, алгоритмы, видео и фото записи и т.п.).

- Рабочие материалы. Раздел включает информацию, которая может быть использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий.

- Мои достижения. Данный раздел является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении.

Модель портфолио должна включать обязательную и вариативную части. Обязательная часть содержит информацию, обеспечивающую достижение образовательного стандарта по профилю всех обучающихся, но при этом может иметь различное наполнение и включать как одинаковые для всех, так и альтернативные задания и формы работы. Вариативная часть предполагает проявления креативных свойств ребенка, которые могут проявляться в ведении дополнительных рубрик, разрабатываемых детьми самостоятельно.

5. Критерии оценивания портфолио:

а) наличие обязательных разделов, рубрик и выводов;

б) использование исследовательских методов;

в) креативный характер портфолио;

г) наличие личностного компонента;

д) качество оформления;

е) анализ полезности портфолио для самого обучающегося,

ж) наличие рефлексии собственной деятельности (самооценка работы над портфолио);

6. Презентация портфолио. Педагогическая практика показывает, что дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности (творческой, интеллектуальной, технической), не всегда могут публично представить себя и продукты своей деятельности, рассказать о себе. Данный этап работы над портфолио  помогает ребенку овладеть самоанализом и  опытом самопрезентации.

Таким образом, портфолио в условиях интеграции общего и дополнительного образования дает возможность обучающемуся самостоятельно сконструировать структуру и содержание портфолио, выбрать способ оценивания и презентации готовых материалов,  что позволяет выявить мотивационные (инициативность, интересы, настойчивость) и собственно личностные (доверие к себе, уверенность в своих силах) факторы развития личности.

Литература

  1. Кузнецов, А. А.  О стандарте второго поколения / А.А.Кузнецов  // Русская словесность. – 2009. – № 2. – С. 3-7.
  2. Фролова, Н.З. Портфолио как форма  мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы в компьютерном классе / Н.З. Фролова // Методист. – 2007. –  №2. – С. 32-37.
  3. Яковлев, Е. В., Яковлева, Н. О. Одаренность как педагогический феномен / Е. В. Яковлев,   Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 2. –  С. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС

Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...

Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума

Презентация к выступлению на педагогической конференции. Что такое интеграция основного и дополнительного образования, ее цель. Расширение воспитательных восможностей урока. Усиление интеллектуального...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"

Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....

Повышение результативности обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования

Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере её свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, тех...

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники»

Материалы вебинара "Организационно- педагогические условия интеграции общего и дополнительного образования при реализации образовательных программ с использованием робототехники» Всутпление...