Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.
статья по истории на тему

Ахпашева Лилия Олеговна

 

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

     Задача современной школы,  состоит в том, чтобы наряду с усвоением необходимой суммы знаний обеспечить высокое интеллектуальное развитие школьников, необходимо вооружить их умением самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки исследовательского поведения.   Именно последняя задача становится приоритетной не только для развития личности, но и для развития науки, экономики, страны в целом.  

   В современном мире именно результаты интеллектуальной деятельности являются самым дорогим товаром. Уже сегодня мы можем наблюдать, что  уровень   жизни населения высок  в тех странах, которые поставляют  на мировой рынок продукты интеллектуального труда: новые технологии, разработки и т.п.

  В процессе формирования творца исследователя ключевое место занимает школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательской деятельности учащихся

как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов

на одарённость, кроме тех, которые проявляются в

результате активного участия хотя бы в самой

маленькой исследовательской работе

А.Н.Колмогоров

     Задача современной школы,  состоит в том, чтобы наряду с усвоением необходимой суммы знаний обеспечить высокое интеллектуальное развитие школьников, необходимо вооружить их умением самостоятельно добывать знания, формировать умения и навыки исследовательского поведения.   Именно последняя задача становится приоритетной не только для развития личности, но и для развития науки, экономики, страны в целом.  

   В современном мире именно результаты интеллектуальной деятельности являются самым дорогим товаром. Уже сегодня мы можем наблюдать, что  уровень   жизни населения высок  в тех странах, которые поставляют  на мировой рынок продукты интеллектуального труда: новые технологии, разработки и т.п.

  В процессе формирования творца исследователя ключевое место занимает школа. Воспитать настоящего учёного — исследователя — трудная задача. Кроме того, важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку в самых разных сферах жизни. Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

Начиная приобщаться к исследовательской деятельности, ребёнок учится ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Он овладевает методикой исследований, учится классифицировать собранный материал, обрабатывать его, научно анализировать, обобщать и делать выводы. Он обучается умению излагать свои мысли на бумаге, вести дискуссию, отстаивать собственные выводы. Учитывая все эти факторы, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей для учителя.

   Сущность исследовательской деятельности школьника это не научные открытия учащихся, а развитие у них личностных качеств, приобретение навыка исследования.

Основными компонентами исследовательской деятельности являются:

  1. постановка проблемы и задач исследования ;
  2. выбор темы исследования;
  3. выработка гипотезы;
  4. выявление подходов к решению;
  5. определение последовательности проведения исследования;
  6. сбор и обработка информации;
  7. анализ и обобщение полученных материалов;
  8. сообщение по результатам исследования.

  Одной из задач организации школьных исследований является формирование исследовательской культуры учащихся. Ядром этой культуры служат исследовательские умения и навыки:

  1. библиографирование литературы по теме исследования;
  2. умение цитировать, ссылаться на авторов изученных источников;
  3. использование технических средств для переработки информации;
  4. умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  5. умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
    поставленной задачи? умение самостоятельно генерировать идеи;
  6. умение самостоятельно найти недостающую информацию;
  7. умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  8. умение выдвигать гипотезы;
  9. умение устанавливать причинно - следственные связи;
  10. обоснование выводов;
  11. навыки анализа собственной деятельности;
  12. умение    использовать    различные    средства    наглядности    при
    выступлении;
  13. защита перед аудиторией своих выводов и др.

   Предлагаю вашему вниманию свою систему работы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время.

     С учетом возрастных особенностей обучающихся работаю в трёх направлениях по формированию исследовательских навыков:

  1.  задания, мотивирующие исследовательскую деятельность;
  2. организация исследовательского обучения  с различными источниками информации;
  3.  исследовательские проекты. 

 Для этого использую:  разные виды деятельности учащихся.

  Например, решение познавательных задач, постановка проблемы и определение путей её решения. Также учащиеся готовят сообщения по заданной теме. Кроме того используется такой вид деятельности как рецензирование ответа ученика, составление плана, таблицы, написание эссе, приведение доказательства своей точки зрения или опровержение предложенной точки зрения.

 Так любая исследовательская деятельность начинается с работы над источниками информации. На уроках истории и обществознания  необходима организация работы с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, картосхемы, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио и видеоинформация их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение. Составление плана текста развивает такие умения, как выделение логических частей текста и определение главного.  Обучаю  приемам рационального чтения, «маркированного чтения».

    Работа по памяткам характеристики событий, исторических деятелей, государства развивает умения и навыки работать по образцу, по плану, по алгоритму, учит отличать рациональные и нерациональные приёмы работ.

Одним из проверенных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является организация самостоятельной учебной работы по выполнению Заданий, мотивирующих исследовательскую деятельность.

  Эти задания при всём разнообразии объединяют два качества: во-первых, от учеников их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы,

во -  вторых, результат выполнения этих заданий проверяется, и одновременно свидетельствует об определённом прогрессе в области изучения предмета, т. е может быть объектом оценивания. Задания подобного рода удобно использовать на уроке для индивидуальной работы, в группе

  Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели: прочное усвоение знаний, развитие навыков и умений, а также овладение приемами исследовательской деятельности. На уроках истории и обществознания можно использовать следующие формы самостоятельной работы учащихся: работа с печатными источниками, составление опорных конспектов, ответы на вопросы и выполнение заданий, лабораторные и практические работы, эссе, рефераты, применение современных информационных технологий.

Так же формируются универсальные учебные действия: обработка материала  с этой целью созданы специальные памятки:

  1. как характеризовать военные события, внешнюю политику, архитектурный памятник, государственного деятеля.
  2. как подготовить реферат, написать эссе, исследовательскую работу.
  3. как оформить ссылки и список литературы

      Процесс исследовательской  деятельности учащихся сопровождается особой формой учета результатов их работы. Она стимулирует активность детей , выявляет их индивидуальные склонности и способности. Завожу на классы специальные дневники, в которых отмечается качество самостоятельно выполненных детьми работ.  Критерии:

  1. объем обработанного материала
  2. логичность в изложении
  3. оформление
  4. умение защитить работу

 Следует отметить в своей практике по истории для учащихся 6-7 классов написание сообщения и одного реферата в полугодие является обязательным условием для аттестации в конце четверти. А в 8-9 классах пишут те кто более успешен в этой деятельности или по желанию.

       

Исследовательская деятельность ─ это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

• значительно расширяется кругозор в предметных областях;

• происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования;

• наилучшим образом развиваются творческие задатки.

 Основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков,  отличающих истинного творца от простого исполнителя.

« Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».   

Л.Н.Толстой

Список литературы

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: «Сентябрь», 1996                
  2. Дереклеева Н.Н, Научно - исследовательская работа в школе. - М:Вербум-М, Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М: «Сентябрь», 2003
  3. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. М.: «Сентябрь», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Исследовательская деятельность учащихся как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии.

Исследовательская деятельность учащихся как одна из форм организации деятельностного подхода в обучении химии....

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...