Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности
статья по информатике и икт

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_po_informatike_v_rabote_s_odaryonnymi_detmi.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Учебный процесс на уроках информатики в рамках тем “алгоритмы” и “программирование” направлен на формирование у учащихся логического мышления, а также алгоритмического, системного и структурного мышления. Построение алгоритмов и написание программ является уникальными видами деятельности, развивающие ум в разных направлениях:

  • развивает структурные навыки решения задач, т.е. умение раскладывать большую задачу на маленькие фрагменты, находить сходства в разных элементах, выявлять и устранять незначимые детали, выстраивать фрагменты в единый код.
  • поддерживать и стимулировать креативность. Обучаясь программированию, дети учатся мыслить по-новому. Если написанная программа не работает или работает не так, как ожидал ребенок, ему приходится разбираться и придумывать решение задачи. Ученик начинает понимать новые идеи, учится генерировать свои.
  • помогает учиться на своих ошибках и не вызывает дискомфорта, если дети их совершают. Например, ученик может отменить команду, чтобы исправить ошибку в коде, внести правки и попробовать что-то новое. Благодаря программированию дети перестают бояться ошибок.
  • развивает алгоритмическое мышление.  В школе обычно ученику предлагается выполнить действия по заранее известному алгоритму. Например, выполнить вычисления по формулам или заполнить таблицу по графам и многое другое. В результате, многие ученики не способны самостоятельно разработать даже самый простой алгоритм решения не самой сложной задачи. Чтобы научиться строить алгоритмы, нужно иметь внутреннюю свободу, а еще трудолюбие и гибкость ума.
  • заставляет взглянуть на объект или на процесс как на сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Одарённые талантливые дети проявляют себя сразу при изучении этих тем. Им интересно решать подобные задачи, их увлекает процесс программирования, не пугает возможность допустить ошибку, и ещё ярко проявляется желание работать самостоятельно без чужой помощи.

В современном курсе информатики наблюдается тенденция снижения роли алгоритмизации и программирования, что проявляется в малом количестве часов, отведенных под эту тему. Поэтому работа с одарёнными детьми переносится во внеурочное время. После уроков ведётся подготовка к олимпиадам по информатике, а также к ЕГЭ детей нацеленных на профессию программиста в будущем. Это большой кропотливый труд, постоянные тренировки и совершенствование навыков программирования.

Для учеников, обладающих талантом в этой сфере, но выбравших другую профессию, можно предложить работу в рамках проектной методики. Метод проектов уже успешно зарекомендовал себя в образовательном процессе. Он позволяет ученику через продукт наиболее ярко выразить себя, развивает самостоятельность, умение ставить цели и достигать их, развивает творческое мышление..

Особенно интересной и полезной деятельностью на мой взгляд в этой сфере, является разработка и создание простой компьютерной игры  в какой-либо программной среде. Ученик погружается в большую задачу, настолько сложную и трудоёмкую, что её можно считать задачей для профессионального программиста, проходит все этапы разработки программного продукта, получает развитие своих личностных и интеллектуальных качеств.

Примером такой работы может служить проект “Создание игры “Пинг понг” на языке программирования Python”, разработанный ученицей 8 класса ВСОШ №3 Рязановой Рузаной.

Этот проект был создан с использованием  расширения языка Python -  модуля Turtle, который

позволяет рисовать на экране несложные рисунки. Представьте себе, что по экрану компьютера ползает маленькая черепашка. Вы можете управлять движением черепашки, отдавая ей различные команды вида "Проползти вперед на 10 пикселей", "Повернуть направо", "Повернуть налево". После того, как вы отдадите ей команду "Начать рисовать", черепашка будет оставлять за собой след, пока не получит команду "Закончить рисовать". Управлять черепашкой можно при помощи инструкций Python.

Существуют и другие программные среды, рассчитанные на детей. Например Scratch (Скретч), визуальная среда для программирования и создания игр. Она напоминает конструктор LEGO: вместо текстового кода здесь блоки с командами, их нужно переставлять и скреплять друг с другом. Эту среду тоже можно использовать в работе над проектами, и не только младшим школьникам.

Python же  - это многофункциональный язык программирования, один из популярнейших среди разработчиков программ.

В процессе работы над проектом, Рузана на практике познакомилась с технологией объектно-ориентированного программирования. Ей были выделены, описаны, нарисованы и запрограммированы несколько объектов: две ракетки, мяч , стол с разметкой и счет игры. Кроме этого нужно было продумать расположение и перемещение объектов относительно систем координат и организовать движение мяча и ракеток в зависимости от команд пользователя.

В результате, несмотря на свою простоту, проект оказался весьма значимым в развитии потенциала школьницы:  

  • игра представляет собой не что иное как компьютерную, пусть упрощенную, модель  реальной игры в пинг понг. Таким образом был приобретён опыт построения модели.
  • Чтобы написать код, нужно было задействовать и системное, и структурное и алгоритмическое мышление, нужно было мыслить креативно и нестандартно.
  • для получения готового продукта нужно было быть настойчивым и упорным, особенно во время отладки кода.
  • Работа над проектом развивает такие личностные качества, как самостоятельность и инициативность
  • Кроме всего прочего это деятельность, как оказалось, была захватывающей  и интересной, она позволила получить удовлетворение в связи с тем, что ученица в результате работы над проектом пережила ситуацию успеха, самореализации.

 На сегодняшний момент времени есть несколько популярных, программных сред, рассчитанных на детей. Например Scratch (Скретч), визуальная среда для программирования и создания игр, напоминает конструктор LEGO: вместо текстового кода здесь блоки с командами, их нужно переставлять и скреплять друг с другом. Есть другие библиотеки Python, предназначенные для создания игр. Все они являются отличным решением для развития мышления школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...

Работа с одарёнными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выявление одарённых детей на уроках географии, используя работу с картой. Во внеурочное время: это игры на переменах и внеклассная работа, к которой относится  проведение предметных недель, олимп...

Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Педагогические технологии при работе с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочной деятельностиФедеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном...

Работа с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочное время .

Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения....