Интеграция общего и дополнительного образования в реализации программы развития общеобразовательной школы (на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)
статья

Микулинас Вероника Анатольевна

В материале раскрывается опыт работы школы и ОДОД в рамках интеграйии основного и дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция  общего и дополнительного образования  в  реализации программы развития общеобразовательной школы

(на примере опыта работы ОДОД «ДеТвоРа» ГБОУ школы №404 Колпинского района Санкт-Петербурга)

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.

Г. В. Плеханов

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, определяют важность и значение системы дополнительного образования, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

ГБОУ школой № 404 Санкт-Петербурга (далее - ОУ) в 2016 году была разработана и принята  Программа развития на 2016-2020 годы (далее - Программа), в которой была сформулирована миссия школы: создание условий для обеспечения современного качества образования, разностороннего развития обучающихся, формирования ключевых компетентностей, необходимых для продолжения образования, для физического развития, укрепления и сохранения здоровья, для овладения основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умением адаптироваться в социуме на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.

Принимая во внимание миссию школы, были сформулированы цель и задачи Программы.

Цель Программы: обновление структуры и содержания образования путем обеспечения устойчивого инновационного развития системы непрерывного образования в школе, создания оптимальных условий для развития духовно-нравственной, физически здоровой, свободной и творчески мыслящей личности, способной к самоопределению и саморазвитию.

Задачи Программы:

1. Обеспечить качественное исполнение Федерального государственного образовательного стандарта и доступность образования для всех групп обучающихся.

2. Создать и реализовать модель деятельности школы как образовательной организации, обеспечивающей возможности всестороннего развития личности, принятия духовно-нравственных, гражданско-патриотических, социальных ценностей.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогических кадров через реализацию технологии методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

4. Сформировать активную жизненную позицию обучающихся через вовлечение их в общественно-значимую деятельность и систему дополнительного образования.

5. Создать условия для профессионального самоопределения обучающихся посредством организации системы профориентационной работы, предпрофильной и профильной подготовки.

6. Разработать систему мер по адаптации обучающихся, профилактике асоциального поведения в социуме.

7. Развивать систему общественного управления школой и социального партнёрства через разработку и реализацию совместных проектов, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и материально-технического обеспечения школы.

8. Создать образовательную среду, обеспечивающую сохранение здоровья, социальной комфортности, безопасности участников образовательного процесса.

Дополнительное образование детей в ОУ нами рассматривается как неотъемлемая составная часть системы общего образования ОУ, как единое образовательное пространство, позволяющее выявлять и развивать творческие способности обучающихся. Широкий диапазон возможностей дополнительного образования создает дополнительные условия для духовного, интеллектуального и физического развития детей, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей в деятельности, которую ребенок выбирает сам.

Ценность дополнительного образования детей, его миссия определяется направленностью на создание условий, благоприятных для получения образования, адекватного творческой индивидуальной потребности каждого ребенка, разных возрастных и социальных групп. Накопленный системой дополнительного образования потенциал, позволяет педагогическому коллективу школы создавать атмосферу творчества, взаимопонимания, радости открытий, которая соответствует природе детства и имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности.

В рамках реализации Программы педагогический коллектив отделения дополнительного образования детей ОУ задался вопросами:

  1. как, используя педагогический потенциал и материальную базу ОУ, наиболее эффективно вовлечь обучающихся в социально значимую деятельность с целью формирования таких качеств личности как: доброжелательность и отзывчивость, понимание и сопереживание другим, способность к сотрудничеству с педагогами, сверстниками, родителями, детьми, младшими по возрасту;
  2. какие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, проекты, мероприятия ОДОД могут дополнить работу в рамках основного образования и внеурочной деятельности.

Были выделены несколько направлений Программы социализации и воспитания ГБОУ школы № 404, в рамках которых основное и дополнительное образование могут дополнять друг друга. Некоторые из них представлены в таблице1.

Таблица 1.

Основное образование

Дополнительное образование

Проект «Здоровый ребенок - здоровый город»

Уроки физической культуры, ОБЖ, программы внеурочной деятельности

Дополнительные образовательные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности, программы «Юный пожарный», «ЮИДД», «Ступени» социально-педагогической направленности».

Проект

«Открытое образование»

Внедрение новых информационных технологий через создание в школе единого информационного пространства

Дополнительные образовательные общеразвивающие программы технической направленности: «Компьютерная графика и анимация», «WORD и всё, что с ним связано», «3D анимация», «Основы программирования».

Развитие системы поддержки талантливых детей

Олимпиадное движение, индивидуальная работа, исследовательская деятельность

Конкурсная деятельность, индивидуальная работа с одарёнными детьми, концертная деятельность, исследовательская работа

Воспитательная работа школы

Направления воспитательной работы школы.

Реализация инициатив РДШ, концертная и благотворительная деятельность, агитационно-пропагандистская деятельность.

Одним из важнейших факторов позволяющих интегрировать является то, что учащиеся самостоятельно мотивированны на посещение и обучение на занятиях дополнительного образования. При личной мотивации к обучению у учащихся могут проявляться те качества, которые не раскрыты или не полностью раскрыты в ходе получения знаний в общеобразовательной школе. Те, кто в рамках обучения в рамках общеобразовательной школы был стереотипно отнесен в разряд неуспевающих, могут, и действительно это делают, проявить себя как одаренные учащиеся. Тот же кто, и в процессе изучения предметов общеобразовательного цикла проявил себя, как одаренный, талантливый и интересующийся ребенок имеет возможность получить развитие своих талантов и стремлений в получении знаний опыта и удовлетворении своих познавательных потребностей.

Далее, на основе проведенного анализа возможностей и ресурсов ОУ, творческой группой ОДОД «ДеТвоРа» был разработан проект «Мы вместе», который включает в себя несколько подпроектов: «Подари улыбку миру» (участие в благотворительных акциях и концертная деятельность), «Подарок ветерану» (активное сотрудничество с ветеранами из Общества малолетних узников концентрационных лагерей и ветеранами – родственниками учащихся школы), «Раз ступенька, два ступенька…» (реализация социального партнёрства с ГБДОУ детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга), «Олимпиада начинается в школе» (пропаганда здорового образа жизни через различные активные формы).

Реализация данного проекта невозможна без привлечения ресурсов основного образования, внеурочной деятельности и воспитательной работы. Только, используя все «составляющие», можно добиться успеха.

Самое главное состоит в том, что вовлечение детей в систему дополнительного образования, в дела и мероприятия данного Проекта в частности, меняет уклад их жизни, обогащает жизнь детей новыми социальными связями, интересами, ценностями, жизненными ориентирами. Поэтому есть все основания утверждать, что дополнительное образование детей является необходимым компонентом полноценного общего образования. Чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.

Большой вклад в создание условий для развития интересов и талантов детей вносит классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности. Классные руководители владеют информацией о занятости учащихся во внеурочное время, что позволяет предложить занятия либо в объединениях и секциях ОДОД ничем не занятым детям, имеющим творческие, технические или иные способности, интересующихся волонтёрской деятельностью; либо в группах внеурочной деятельности для реализации познавательных интересов тех или иных учащихся.

Успешно т взаимодействуют с педагогами дополнительного образования,  помогают детям  раскрыть свой талант, свои способности педагоги-организаторы и заместитель директора по воспитательной работе, которые, видя творческие или организационные способности ребёнка, помогают ему с выбором объединения ОДОД. Возможна и обратная связь, когда педагог-организатор, к примеру, находит помощников в организации социально-значимых дел, праздников, соревнований и других общешкольных мероприятий, активными участниками которых являются, прежде всего, члены объединений ОДОД

Таким образом, в условиях интеграции основного и дополнительного образования все дети, будь они с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, с различного вида способностями, или дети, находящиеся в социально-опасном положении, стоящие на внутришкольном контроле или на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе. Если ребенок полноценно живет, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагогические работники  как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...

Рабочая программа по географии 7 класс. Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа  по географии 7класс разработана для УМК классической линии к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География материков и океанов», изд-ва «Дрофа». Прогр...

Рабочая программа " География, 8 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 8 класса ориентирована на использование учебника Бариновой И.И.«Природа России.»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану на 2015-2016 учебный год рабоча...

Рабочая программа " География, 9 класс". Составитель: Хамедова Е.Е., учитель географии ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа 9класса ориентирована на использование учебника В.П.Дронова, В.Я. Ром. «География России. Население и хозяйство»  – М.: Дрофа, 2014г.Согласно действующему в школе учебному плану...

Рабочая программа учебного курса «история» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровна

Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «Ис...

Модель антикоррупционной политики в общеобразовательном учреждении: из опыта работы Государственного бюджетного учреждения школы № 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга

    Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, в нашей стране,  –  тема противодействия коррупции.  По словам Президента РФ, «коррупция – это угроза дл...

Анализ деятельности ОДОД ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт- Петербурга за 2019-2020 учебный год

Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...