Оценочные материалы для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Швейное мастерство»
методическая разработка

Кахикало Валентина Николаевна

   В данной методической разработке представлены оценочные материалы для оценки уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Швейное мастерство».

   Методическая разработка поможет педагогу дополнительного образования, реализующему дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности, провести вводный и текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» станицы Атаманской

муниципального образования Павловский район

Оценочные материалы

для оценки уровня освоения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности

«Швейное мастерство»

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/25/s_623d8f12e1f81/phpXLNo1Y_Analiz-nedeli-matematiki_html_f13bf7df5f89f4fc.png

Авторы:

Кахикало Валентина Николаевна,

заместитель директора

по научно-методической работе

МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской

Морозова Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской

ст. Атаманской

2023

Оглавление

Аннотация…………………………………………………………………….. 3

Пояснительная записка………………………………………………………..4

Общие подходы к оцениванию результатов Программы…………………...6

Виды контроля/аттестации………..…………..………………………............6

Оценочные материалы для оценки уровня освоения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы художественной направленности «Швейное мастерство»

1-й год обучения. Вводное занятие. Викторина……………………………..9

Критерии оценивания творческих работ по теме «Цветоделие»…………...12

Критерии оценивания  творческих работ обучающихся на выставке

по итогам 1-го года обучения………………………………………………….12

2-й год обучения. Вводное занятие. Тестирование…………………………..13

Критерии оценивания индивидуальной творческой работы

по теме  «Искусство пэчворка»………………………………………………..18

Критерии оценивания творческих  работ обучающихся на выставке

по итогам 2-го года обучения………………………………………………….19

3-й год обучения. Вводное занятие. Тестирование…………………………..20

Критерии оценивания работ по теме «Вышивка лентами»……………...…..22

Критерии оценивания  творческих работ  обучающихся на выставке

по итогам 3-го года обучения…………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...26

Приложение 1…………………………………………………………………….27

Приложение 2…………………………………………………………………….28

Аннотация

В данной методической разработке представлены оценочные материалы для оценки уровня освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Швейное мастерство».

Методическая разработка поможет педагогу дополнительного образования, реализующему дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности, провести вводный и текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Методическая разработка прошла апробацию в МБОУ ДО ДДТ              ст. Атаманской. По итогам оценивания составлены диагностические карты уровня освоения программы обучающимися.

Пояснительная записка

Оценивание уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающимися (далее – Программа) является актуальным вопросом в системе дополнительного образования. Результат освоения Программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новых компетенций, заявленных в Программе.

Результат освоения Программы должен отвечать целям и задачам развития дополнительного образования детей согласно Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р (далее – Концепция).

Целями развития дополнительного образования детей согласно Концепции являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
        Данная методическая разработка является актуальной, т.к. в системе дополнительного образования отсутствуют единые требования к формам и содержанию контрольно-оценочных процедур по Программам различных направленностей. Однако при планировании таких мероприятий необходимо учитывать их целесообразность, возможность предоставления актуальной оценки образовательного результата обучающихся с точки зрения ожидаемых результатов реализации Программы, а также приоритетов обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования детей.

Проблемы контрольно-оценочных мероприятий в образовательных учреждениях любого типа и направленности «стоят во главе угла». На современном этапе развития и реформирования системы образования в России особую актуальность приобретает вопрос поиска новых и совершенствования существующих форм и методов обучения, а также способов контроля и оценки знаний обучающихся на всех образовательных уровнях.

Контроль в том или ином виде всегда присутствует в обучении. В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приёмы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на обучающихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании. Истории педагогического контроля посвящены многочисленные публикации российских и зарубежных авторов.

Отдельные теоретические представления о контроле сложились в конце XVIII – начале XIX вв. Они касались в основном проверки и оценки репродуктивных знаний обучающихся, за воспроизведение которых по образцу, предложенному педагогом, выставлялись оценки. В целом в XVIII и XIX вв. контроль рассматривался исключительно в контексте принуждения к

обучению, подводил итог определённым его результатам и акцентировал  воспитательные функции оценок.

Современная система оценки качества образования характеризуется совмещением привычных оценочных средств с новыми, использующими мультимедийные и Интернет-технологии, с мониторингом и комплексной оценкой академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей.
        В основе данной разработки - опыт авторов работы, реализуемый в течение трёх лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Швейное мастерство» с обучающимися в возрасте от 8 до 13 лет. Представленные оценочные материалы позволяют выявить начальный (исходный) уровень подготовленности обучающихся, осуществлять текущий контроль по изученным темам, а также провести промежуточную (в конце первого и второго годов обучения) и итоговую аттестацию обучающихся (по окончании обучения по Программе). Результаты контроля/аттестации вносятся в диагностическую карту (приложение 1), где отражается уровень (высокий, средний, низкий) освоения Программы каждым обучающимся по показателям, определённым педагогом дополнительного образования в соответствии с содержанием Программы.

Формы и содержание оценочных процедур могут меняться в зависимости от контингента обучающихся, уровня их знаний, умений и навыков, а также целесообразности создания ситуации успеха, мотивации для продолжения обучения по Программе и совершенствования компетенций после обучения по Программе.

Цель методической разработки обусловлена необходимостью повышения качества методического обеспечения процессов измерения и оценивания образовательного результата обучающегося, удовлетворяющих требованиям государственной и региональной политики.

Общие подходы к оцениванию результатов Программы

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся – одно из средств повышения эффективности образовательного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о подготовленности обучающихся, стимулирует их активность на учебных занятиях. Полученный результат – это также возможность для педагога внести соответствующие изменения в необходимые структурные компоненты Программы, учитывая не только полученные данные, но и развитие науки, техники и технологий на современном этапе развития общества. Результат - это итог совместной деятельности обучающегося и педагога в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы, соотнесенный с заявленной задачей и базирующийся на персональных достижениях обучающегося.

Результат рассматривается с различных точек зрения (аспектов):

- является продуктом образовательной деятельности, направленной на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей обучающегося;

- призван удовлетворять запрос (государственный и социальный заказы)  и ожидания (личностный заказ обучающегося и его родителей);

- отражает качественные изменения, затрагивающие сферы личности обучающегося (волевую, коммуникативную, эмоциональную и т.д.);

- выступает оцениваемой величиной, которая подвергается контролю.

Цель применения оценочных материалов -  сбор и анализ полученных результатов; их соответствие ожидаемым результатам Программы, а также прогнозирование дальнейших перспектив развития личности обучающегося.

Задачи контроля:

- определение уровня теоретической подготовки и степени сформированности практических умений и навыков обучающихся;

- соотнесение планируемых и реальных результатов образовательной деятельности;

- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации Программы;

- внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности.

Виды контроля/аттестации

Входной контроль – проверка общих знаний, навыков и умений обучающегося, необходимых для успешного обучения по Программе. Проводится на первом занятии по Программе. Применяются общие вопросы, задания, демонстрирующие стартовые возможности каждого обучающегося.

Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений обучающихся, полученных при обучении по Программе. Текущий контроль предназначен для проверки уровня достижения обучающегося отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач Программы. Контрольное

мероприятие проводится в течение одного-двух занятий детского объединения. Проводится по завершению изучения отдельных тем, разделов Программы.

Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений обучающегося, полученных при обучении по Программе по итогам первого и второго годов обучения. Программа «Швейное мастерство» рассчитана на 3 года обучения. Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения обучающимся всех учебных целей и выполнения всех учебных задач Программы в текущем учебном году.

Итоговая аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений обучающихся, полученных при обучении по Программе. Итоговая аттестация предназначена для определения уровня и оценки качества усвоения обучающимися содержания Программы (по окончании обучения по Программе, в частности, в конце третьего года обучения).

Критерии оценивания теоретических знаний

Оценка

Критерии

Высокий  

Учащийся свободно оперирует терминами. Знает виды декоративно-прикладного творчества, о разнообразии тканей и их свойствах. Знает алгоритмы изготовления изделий в различных техниках. Знает исторические сведения о видах декоративно-прикладного творчества. Самостоятельно находит необходимую информацию.

Средний

 Учащийся знает изученный материал, но требуются дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала находит с помощью педагога, самостоятельно комментирует.

Низкий

Учащийся фрагментарно знает изученный материал. Не может выстроить материал в систему полученных знаний. Требуется значительная помощь педагога.

Критерии оценивания практических навыков и умений

Оценка

Критерии

Высокий  

Учащийся умеет самостоятельно подготовиться и выполнить предстоящую задачу. Видна нацеленность на конечный результат. Результат не требует исправлений. Соблюдает правила техники безопасности при работе с инструментами.

Средний

 Учащийся умеет самостоятельно подготовиться и выполнить предстоящую задачу, но с допущением незначительных ошибок. Результат требует незначительной корректировки.

Низкий

У учащегося слабые навыки практической работы по разделам программы. Порядок действий напоминается педагогом. Результат получен, но требует серьёзной доработки.

Развитие личностных качеств учащихся определяется путём систематического наблюдения в различных видах деятельности.

Результат освоения программы фиксируется также во время участия в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня (приложение 2).

Оценочные материалы

для оценки уровня освоения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности

«Швейное мастерство»

1-й год обучения

Вводное занятие. Викторина

Цель: определение стартового уровня подготовленности обучающихся для обучение по Программе.

Задачи:

- выявить знания о предметах, необходимых в швейном деле;

- выявить знания техники безопасности при работе с различными предметами и инструментами;

- выявить знание пословиц о труде;

- развивать коммуникативные компетенции.

1. «Загадочная штука»

1. Тонка, одноуха, остра. (Игла)

2. Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Напёрсток)

3. По реке Простыне

Идет пароход.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать. (Утюг)

4. Остра, как игла, а шить не годится. (Булавка)

5. Стежок за стежком

Встали рядком. (Строчка)

6. Два конца, два кольца,

Посередине гвоздь, да и тот насквозь. (Ножницы)

7. Два близнеца-братца

Ножки обтянут,

До коленей не достанут. (Гольфы)

8. Самый смелый из портных

Перешил себе штаны.

Их длину укоротил,

Чем нам всем и угодил. (Шорты)

9. Исключительно женский вид одежды, но, кроме женщин, это носят и шотландские горцы. (Юбка)

10. Одежда для отдыха и пляжа. Брюки самые короткие по длине. (Шорты)

11. Мужская сорочка. (Рубашка)

12. Средство, с помощью которого получают объёмность изделия. (Вытачка)

13. Инструмент для влажно-тепловой обработки изделий. (Утюг)

14. Типичная принадлежность исключительно мужского костюма. (Брюки)

15. Свободная рубашка для отдыха. (Ночная сорочка)

16. Отрезная и накладная часть юбки, блузки, брюк. (Кокетка)

2. «Четвертый лишний»

Задание: найти «лишнее» слово, которое стоит вне логического ряда.

1. Простыня, наволочка, скатерть, пододеяльник.

2. Сантиметровая лента, угольник, ножницы, линейка.

3. «Что это за предмет? (чёрный ящик)

*Изделие относится к плечевой группе. Выполняется в основном из хлопчатобумажной ткани. При пошиве применяются следующие швы: двойной, окантовочный, шов вподгибку с закрытым срезом. Эта вещь делает ночной отдых более комфортным. (Ночная сорочка)

*Изделие используют во время принятия пищи или для украшения дома. Форма этого изделия может быть любой: квадратной, прямоугольной, круглой, овальной. Для пошива обычно применяют хлопчатобумажные и льняные ткани. Отделкой служит тесьма, кружево или вышивка. (Салфетка)

4. «Пещера безопасности»

         Задание: необходимо определить, кто поступает неправильно в той или иной ситуации, и объяснить почему.

Ситуативные задачи

*Аня гладила белье. Из соседней комнаты доносились звуки любимой телевизионной передачи. Девочка оставила утюг на гладильной доске и пошла смотреть передачу.

*Маша очень любит шить. И когда она увлечена этим занятием, может во время работы взять иглы и булавки в рот.

*Во время работы на швейной машине Таня близко наклоняется к её движущимся частям. «Так лучше видно стачиваемые изделия!», - говорит она.

*Мама попросила дочь выключить утюг. Дочь дёрнула за шнур. Утюг отключился.

*Папа позвал дочку к ужину. Прервав шитьё, Лиза воткнула иглу в диванную подушку.

Что необходимо выполнить перед началом работы? (Надеть спецодежду)

Прежде чем приступить к работе на швейной электрической машине необходимо проверить…  (электрический шнур)

Назовите опасные места швейной машины. (Игла, маховое колесо)

Выполняя  влажно-тепловые работы необходимо стоять… (на резиновом коврике)

5. Конкурс пословиц

Рыбка, пруд. (Без труда не выловишь рыбку из пруда)

Дело, мастер. (Дело мастера боится)

Дело, потеха. (Делу время, потехе час)

Отмерь, отрежь. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Человек, лень, труд. (Человек от лени болеет, а от труда здоровеет)

Дело, смело. (Кончил дело, гуляй смело)

Терпенье, перетрут. (Терпенье и труд всё перетрут)

Нитка, швея. (Длинная нитка – ленивая швея)

Дело, жить, коптить. (Без дела жить – только небо коптить)

Труд, лень, человек. (Труд человека кормит, а лень портит)

Критерии оценивания

Задание

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. «Загадочная штука»

Отвечает на все вопросы без затруднений

Отвечает на вопросы с минимальной подсказкой

Не отвечает на вопросы

2. «Четвёртый лишний»

Легко и самостоятельно устанавливает логический ряд

Устанавливает логический ряд с минимальной подсказкой

Не устанавливает логический ряд

3. «Что это за предмет?» (чёрный ящик)

Самостоятельно определяет предмет

Определяет предмет с минимальной подсказкой

Не определяет предмет

4. «Пещера безопасности»

Знает и озвучивает без ошибок правила безопасности

Называет правила безопасности с минимальными недочётами

Не называет правила безопасности

5. «Конкурс пословиц»

Знает пословицы

Называет пословицы с минимальной подсказкой

Не знает пословицы

Критерии оценивания творческих работ по теме «Цветоделие»

1. Умение пользоваться  инструментами,   вырезание  различных форм  по контуру,  соблюдение правил техники безопасности (1-5 баллов)

2. Умение  пользоваться  шаблонами,  правильная  раскладка  лекал  (1-5 баллов)

3. Умение  изготовить  различные  виды  тычинок для  искусственного цветка (1-5 баллов)

 4. Владение  основными  приёмами  гофрировки  искусственных  цветов (1-5 баллов)

5. Владение  приёмами  подкраски  искусственных цветов (1-5 баллов)

6. Владение  приёмами  сборки  искусственных  цветов, веток (1-5 баллов)

7. Умение  составить  простую  композицию  из цветов (1-5 баллов)

8. Навыки презентации работы (1-5 баллов)

40-30 баллов – высокий уровень

29-19 – средний уровень

18 – 0 – низкий уровень

Критерии оценивания  творческих работ обучающихся на выставке по итогам 1-го года обучения

Критерии оценки

Степень освоения программы

общекультурный

прикладной

творческий

Композиционное решение и цветовое решение

Неуравновешенная композиция

Выдержано

Нестандартное композиционное решение  с учётом существующих

норм

Соответствие тематике

Соответствует заявленной тематике, стандартизированное решение

В полной мере соответствует заявленной тематике

Соответствует заявленной тематике с элементами собственного видения

Технология

выполнения работы

Имеются замечания по технологии выполнения работы

Технология

выполнения работы выдержана с учётом требований

Технология выполнения

работы выдержана с учетом требований и дополнена новыми элементами с использованием

дополнительной техники

Качество работы

Имеются замечания по  качеству выполненной работы, что сказывается на внешнем виде изделия

 Имеются

незначительные замечания по качеству выполненной

работы

Работа выполнена

качественно

Презентация творческой

работы

Не достаточно логично выстроена защита работы. Не может чётко ответить на вопросы

Защита  работы структурирована. Отвечает по сути  темы на большинство вопросов

Защита работы структурирована,

логична. Даёт четкие, грамотные ответы на большинство вопросов

Уровень освоения программы

До 60% (низкий)

61-80% (средний)

Более 80% (высокий)

2-й год обучения

Вводное занятие. Тестирование

Цель – определение уровня знаний обучающихся по технике безопасности при работе с ручным инструментом и электрооборудованием.

Задачи:

- выявить знания обучающихся по технике безопасности;

- прививать культуру поведения в кабинете со специальным оборудованием;

- развивать культуру поведения на занятиях.

Правила безопасной работы с ручным инструментом

1. Как правильно передавать ножницы?

А) острыми концами вперёд;

 б) в открытом виде;

 в) закрытыми, тупыми концами вперёд.

2. Где хранить иглы?

 А) в одежде;

 б) в игольнице;

 в) на столе.

3. Как отмерить нитку?

 А) обрезать;

 б) оторвать;

 в) откусить.

4. Перед началом работы необходимо:

 а) распустить волосы, расстегнуть одежду;

 б) вымыть руки, надеть рабочую форму;

 в)  забыть дома рабочую тетрадь и альбом.

5. Закончив работу, необходимо:

 а) быстро убежать на перемену, оставив всё на рабочем столе;

 б) попросить педагога или товарища убрать за вами;

 в) убрать своё рабочее место, повесить на место рабочую форму.

6. Дежурный должен:

 а) убрать только своё рабочее место;

 б) убрать  рабочие места других обучающихся;

 в) помыть доску, протереть пыль, подмести пол, проветрить кабинет.

Правила безопасной работы на швейной машине

1. При работе на швейной машине:

 а) волосы распустить;

 б) убрать волосы  под косынку;

 в) сделать нарядную причёску.

2. Под прижимную лапку подставляют:

 а) пальцы;

 б) нос;

 в) одежду;

 г) изделие, которое шьёте.

3. Во время работы за машинкой нужно:

 а) болтать;

 б) отвлекаться по пустякам;

 в) работать, не отвлекаясь и не разговаривая.

4.Чистят и смазывают швейную машинку:

 а) при полной остановке;

 б) на холостом ходу;

 в) на рабочем ходу.

5. Ножницы кладут:

 а) к ремню передачи;

б) в стороне от привода и движущихся частей машины;

 в) на изделие, во время работы на машине.

6. При работе на швейной машине руки располагаются:

 а) близко к движущимся частям;

 б) под прижимной лапкой;

 в) на изделии, в стороне от прижимной лапки.

7. Работая на машине, сидят:

 а) прямо, напротив иглы, на расстоянии 10-15 см от машины;

 б) низко наклонившись и как можно ближе придвинувшись к машине;

 в) на расстоянии вытянутой руки.

 8. Вставлять шпульный колпачок со шпулькой:

а) только при опущенной игле;

б) обязательно во время работы на машине;

в) только при поднятой игле.

9. Заправлять машинку следует:

а) при её полной остановке;

б) при плавном движении механизма машины;

в) установив машину на холостой  ход и нажав на педаль привода.

10. Намотку нитки на шпульку осуществляют:

а) установив машинку на рабочий ход;

б) установив машинку на холостой ход;

в) при полной остановке машинки.

Безопасная работа с электрооборудованием

1. Утюг включают и выключают:

 а) за шнур;

 б) за корпус вилки;

 в) за штепселя вилки.

2. Утюг до полного остывания ставят:

 а) на гладильную доску;

 б) под стол;

 в) на специальную подставку.

3. При работе с электроутюгом нужно:

 а) стоять на резиновом коврике;

 б) работать утюгом мокрыми руками;

 в) просить подругу потрогать подошву включенного утюга, достаточно ли она нагрелась.

4. При работе на оверлоге руки нужно держать:

 а) как можно ближе к обрезным ножам;

 б) на изделии, в стороне от ножей;

 в) вообще убрать их за спину.

5. Менять иглу, чистить и смазывать электрическую машину нужно:

 а) только при включенном моторе;

 б) нажав на педаль привода;

 в) в полном нерабочем состоянии машины.

6. Работая на электрической швейной машине:

 а) волосы распустить, одежду расстегнуть;

 б) болтать, отвлекаться, вертеться во все стороны;

 в) быть внимательным, застегнуть одежду, волосы заколоть и убрать под косынку.

7. Уходя из кабинета нужно:

 а)  утюг выключить, остальные электроприборы оставить включенными;

 б) оставить всё включенным;

 в) выключить все электроприборы, закрыть окна.

Безопасная работа с электроутюгом

1. При работе с электроутюгом нужно стоять:

  а) босыми ногами на полу;

  б) на резиновом коврике;

  в) на одной ноге.

2. Включать и выключать утюг нужно, держась:

а) за шнур;

б) за корпус вилки.

в) за штепсели вилки.

3. Шнур электроутюга должен быть:

а) завязан узлами;

б) без заломов, узлов и оголённых мест;

в) с нарушенной изоляцией.

4. Горячая подошва утюга:

а) должна касаться шнура;

б) не должна касаться шнура и частей тела работающего с утюгом человека;

в) должна быть опробована ладошкой перед началом утюжки.

5. Терморегулятор утюга должен:

а) соответствовать виду ткани, которую утюжат;

б) всегда стоять на максимальной температуре;

в) на имеет никакого значения при утюжке изделий.

6. После окончания работы утюг ставят:

а) на край стола;

б) на специальную подставку;

в) подошвой на стол.

7. Утюг оставляют включенным:

а) всегда;

б) когда нужно отойти на минуточку;

в) только во время работы на нём.

Критерии оценивания

Задание

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Правила безопасной работы с ручным инструментом

Знает правила безопасной работы с ручным инструментом

Знает правила безопасной работы с ручным инструментом с незначительными дополнениями педагога

Не знает правила безопасной работы с ручным инструментом

Правила безопасной работы на швейной машине

Знает правила безопасной работы на швейной машине

Преимущественно знает правила безопасной работы на швейной машине с незначительными дополнениями педагога

Не знает правила безопасной работы на швейной машине

Безопасная работа с электрооборудованием

Знает правила безопасной работы с электрооборудованием

Преимущественно знает правила безопасной работы с электрооборудованием с незначительными дополнениями педагога

Не знает правила безопасной работы с электрооборудованием

Безопасная работа с электроутюгом

Знает правила безопасной работы с электроутюгом

Преимущественно знает правила безопасной работы с электроутюгом с незначительными дополнениями педагога

Не знает правила безопасной работы с электроутюгом  

Критерии оценивания индивидуальной творческой работы по теме  «Искусство пэчворка»

Критерии

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1. Владение

основными приёмами арттехнологии

«лоскутное шитьё». Практическое занятие по изготовлению изделия из предложенных элементов

(квадратов, полосок, треугольников).

- обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне,

 - соблюдает

правильную технологию последовательности работы в технике «лоскутное шитьё»

(выкраивание лоскутных

деталей,  стачивание лоскутных деталей, влажно-тепловая обработка),

 - изделие выполнено качественно и аккуратно.

- обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи педагога,

 - соблюдает правильную последователь-

ность работы в технике «лоскутное шитьё»

(выкраивание лоскутных

деталей,  стачивание лоскутных деталей, влажно-тепловая обработка),

- изделие выполнено, но

допустил

неточности при выполнении.

- обучающийся

не справляется с поставленной перед ним задачей, постоянно прибегает к помощи педагога,

 - с ошибками выполняет технологию последователь-

ности работы в технике

«лоскутное шитьё»  

(выкраивание лоскутных

деталей,  стачивание лоскутных деталей, влажно-тепловая обработка)

- для

завершения изделия необходима постоянная помощь педагога.

2. Умение самостоятельно применять основные приёмы арттехнологии «лоскутное шитьё». Практическая работа по изготовлению шаблонов.

- обучающийся самостоятельно выполнил задание,

 - сделал припуски со всех сторон,

 - аккуратно вырезал шаблон,

- экономно

расходовал картон.

- обучающийся самостоятельно выполнил задание,

- сделал припуски со всех сторон,

 - неаккуратно вырезал шаблон,

 - неэкономно

расходовал картон.

- обучающийся с помощью педагога выполнил задание,

 - сделал припуски не со всех сторон,

- неаккуратно вырезал шаблон,

- неэкономно расходовал картон.

Критерии оценивания творческих  работ обучающихся на выставке

        по итогам 2-го года обучения

Критерии оценки

Степень освоения программы

общекультурный

прикладной

творческий

Композиционное решение и цветовое решение

Неуравновешенная композиция

Выдержано

Нестандартное композиционное решение  с учетом существующих

норм

Соответствие

Соответствует

В полной мере

Соответствует

тематике

заявленной тематике,

соответствует

заявленной тематике с

стандартизированное решение

Заявленной тематике

элементами собственного

видения

Технология

выполнения работы

Имеются замечания по технологии выполнения работы

Технология

выполнения работы

Технология выполнения

работы выдержана с

выдержана с учётом требований

учетом требований и дополнена новыми элементами с использованием

дополнительной техники

Качество работы

Имеются замечания по  качеству выполненной работы, что сказывается на внешнем виде изделия

Имеются

незначительные замечания по качеству выполненной

работы

Работа выполнена

качественно

Презентация творческой

работы

Не достаточно логично выстроена защита

работы. Не может чётко ответить на вопросы

Защита  работы структурирована. Отвечает по сути  темы на большинство вопросов

Защита работы структурирована,

логична. Даёт четкие, грамотные ответы на большинство вопросов

Уровень освоения программы

До 60% (низкий)

61-80% (средний)

Более 80% (высокий)

3-й год обучения

Вводное занятие. Тестирование

Цель – определение уровня знаний правил безопасной работы в кабинете со специальным оборудованием и инструментами.

Задачи:

-  выявить знания обучающихся по применению правил безопасности при работе с ручными инструментами, электрооборудованием;

- развивать коммуникативные навыки, культуру поведения;

- формировать культуру безопасности жизнедеятельности.

 «Правила безопасности»

1. Иголку хранят:

а) в одежде;

б) в игольнице;

в) на столе.

2. Ножницы передают:

а) тупыми концами вперёд;

б) острыми концами вперёд;

в) открытыми.

3. Утюг выключают держась:

а) за шнур;

б) за корпус вилки;

в) за штепселя вилки.

4. Одежду при работе на швейной машине нужно:

а) расстегнуть;

б) застегнуть;

в) не имеет значения, в каком состоянии одежда.

5. Чистить и смазывать швейную машину нужно:

а) на рабочем ходу;

б) в нерабочем состоянии;

в) на холостом ходу.

«Правила поведения и безопасной работы в кабинете по швейному делу»

 

1. Приходить на занятия нужно:

а) точно к началу занятия;

б) через 5-10 минут после начала занятия;

в) за 5 минут до начала занятия, приготовить рабочее место к занятию.

2. С собой на занятия приносить:

а) сотовый телефон, наушники, косметику;

б) карандаш, ручку, ластик;

в) ничего не приносить, всё просить у соседа или у педагога.

3. Свои альбом, тетрадь, незаконченные работы хранить:

а) каждый на своём месте, отведённом педагогом;

б) носить каждый день с собой;

в) оставлять всегда на столе.

4. По окончании работы:

а) бросить всё и быстро бежать на перемену;

б) убрать своё рабочее место, сложить инструменты и оборудование по местам;

в)  попросить подругу или дежурного убрать всё за тебя.

5. Дежурный должен:

а) полить цветы, протереть доску, вытереть пыль, подмести пол;

б) раздать всем задания и проследить, чтобы все остальные убрали кабинет;

в) уходить из кабинета самым первым.

6. Ручной инструмент и приспособления (иглы, ножницы, напёрстки, булавки и т.д.) хранят:

а) где придётся;

б) под столом;

в) в строго отведённых для этого местах.

7. Швейные машины в нерабочем состоянии  должны быть:

а) включены и открыты;

б) выключены и зачехлены;

в) разобраны на запчасти.

8. Электрический утюг должен:

а) всегда стоять на специальной подставке, если на нём не работают;

б) лежать на гладильном столе;

в) быть постоянно включенным.

Критерии оценивания

Задание

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

«Правила безопасности»

Знает и верно определяет необходимые правила безопасности

Самостоятельно определяет правила безопасности с незначительной помощью педагога

Неверно определяет правила безопасности

«Правила поведения и безопасной работы в кабинете по швейному делу»

Даёт верные ответы правил безопасного поведения в кабинете по швейному делу

Даёт верные ответы правил безопасного поведения в кабинете по швейному делу с незначительной помощью педагога

Даёт неверные ответы правил безопасного поведения в кабинете по швейному делу

Критерии оценивания работ по теме «Вышивка лентами»

Критерии

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1. Владение

основными приемами арттехнологии

«пышивка лентами». Творческое занятие по изготовлению праздничной открытки.

- обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне,

 - соблюдает

правильную технологию последовательности работы в технике «вышивка лентами»,

 - изделие выполнено качественно и аккуратно.

- обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи педагога,

- соблюдает правильную последователь-

ность работы в технике «вышивка лентами»

- изделие выполнено, но

допустил

неточности при  выполнении.

- обучающийся

не справляется с поставленной перед ним задачей, постоянно прибегает к помощи педагога,

- с ошибками выполняет технологию последователь-

ности работы в технике

«вышивка лентами»,  

- для завершения изделия необходима постоянная помощь педагога.

2. Умение самостоятельно применять основные приёмы арттехнологии «вышивка лентами».

- обучающийся самостоятельно выполнил задание,

 - сделал припуски со всех сторон,

 - аккуратно вырезал шаблон,

- экономно

расходовал материалы.

- обучающийся самостоятельно выполнил задание,

- сделал припуски со всех сторон,

 - неаккуратно вырезал шаблон,

 - неэкономно

расходовал материалы.

- обучающийся с помощью педагога выполнил задание,

 - сделал припуски со всех сторон,

- неаккуратно вырезал шаблон,

- неэкономно расходовал материалы.

Критерии оценивания  творческих работ  обучающихся на выставке

по итогам 3-го года обучения

Критерии оценки

Степень освоения программы

общекультурный

прикладной

творческий

Композиционное решение и цветовое решение

Неуравновешенная композиция

Выдержано

Нестандартное композиционное решение с учётом существующих

норм

Соответствие тематике

Соответствует заявленной тематике, стандартизированное решение  

В полной мере соответствует заявленной тематике

Соответствует заявленной тематике, с элементами собственного видения  

Технология

выполнения работы

Имеются замечания по технологии выполнения работы

Технология

выполнения работы выдержана с учётом требований

Технология выполнения

работы выдержана с учётом требований и

дополнена новыми элементами с использованием

дополнительной техники

Качество работы

Имеются замечания по  качеству выполненной работы, что сказывается на внешнем виде изделия

Имеются

Незначительные замечания по качеству выполненной

работы

Работа выполнена

качественно

Презентация творческой

работы

Не достаточно логично выстроена защита

работы. Защита работы с опорой на конспект. Не может четко ответить на вопросы

Защита  работы структурирована.

Отвечает по сути  темы на большинство вопросов

Защита работы структурирована,

логична. Даёт чёткие, грамотные ответы на большинство вопросов

Уровень освоения программы

До 60% (низкий)

61-80% (средний)

Более 80% (высокий)

Заключение

Одной из трудовых функций педагога дополнительного образования в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н является «Мониторинг и оценка  качества реализации педагогическими работниками дополнительных общеобразовательных программ».

Педагог должен уметь разрабатывать оценочные материалы для выявления уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы, а также уметь оценивать результаты обучающихся, полученные в ходе контрольных мероприятий, результаты собственной деятельности по развитию личностного и образовательного потенциала обучающихся.

Предлагаемые оценочные материалы послужат методической основой педагогам дополнительного образования художественной направленности при проведении контрольно-оценочных процедур по оценке освоения дополнительных общеобразовательных программ, а также развитию профессиональных компетенций по отбору, разработке и применению диагностического инструментария по оценке результатов образовательной деятельности.

Список используемой литературы

1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.

2. Кашина О.В. Измерение и оценивание образовательных результатов в дополнительном образовании детей, Методические рекомендации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/rmc-dop/2022/2022-11-10_Kashina_MAKET.pdf.

3. Сычёва М.В. Исторические предпосылки современных контроля и оценки в образовании. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dep_ppnco.pnzgu.ru/files/dep_ppnco.pnzgu.ru/sycheva_m_v__istoricheskie_predposylki_sovremennyh_kontrolya_i_ocenki_v_obrazovanii.pdf.

4. Хирачова С.А. Формы, периодичность и порядок контроля успеваемости учащихся по освоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методические рекомендации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dc-tur.ru/wp-content/uploads/2023/01/Методические-рекомендации-для-аттестации.pdf.

5. https://pddtspb.ru/wp-content/uploads/2021/01/1.-Diagnostika-Lira.pdf.

6.https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/sistema_otsenki_dostizhenii_planiruemykh_rezultatov_osvoeniia_dopolnitelnykh_obs.

Приложение 1

Карта диагностики усвоения программы «Швейное  мастерство»

обучающимися творческого объединения «С иголочки» I год обучения

--------------- учебный год

Тема «Вводное занятие» Дата проведения _____________

Фамилия, имя обучающегося

Класс

Рабочее место. Инструменты и материалы

Работа с тканью

Правила по технике безопасности.

Идеи домашнего декора

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Итого %

0

50

50

0

33.3

66.7

0

25

75

0

16.7

83,3

Педагог дополнительного образования                                                                         ___________________

Приложение 2

Карточка учёта достижений обучающихся творческого объединения» С иголочки», 1 (2, 3) год обучения

№ п/п

Ф.И.О. обучающегося

Наименование мероприятия

Уровень

В учреждении

Муниципальный

Зональный

Региональный/краевой

Всероссийский

Международный

Педагог дополнительного образования                                                                         ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Художественное вязание"

Оценочный материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Художественное вязание"...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ансамбль «Колхети». Совершенствование мастерства (юноши)». 2022 г.

Данная программа художественной направленности, ознакомительного уровня реализации направлена на развитие художественного вкуса, эмоционального и творческого восприятия танцевального искусства разных ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Ансамбль «Колхети». Совершенствование мастерства (девушки)». 2022 г.

Данная программа художественной направленности, ознакомительного уровня реализации направлена на развитие художественного вкуса, эмоционального и творческого восприятия танцевального искусства разных ...