Сценарий музейно-педагогического занятия по теме «Печка-матушка».
учебно-методический материал (5 класс)

Ефимова Анна Викторовна

 Сценарий музейно-педагогического занятия по теме «Печка-матушка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeyno-pedagogicheskoe_zanyatie.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий музейно-педагогического занятияпо теме «Печка-матушка»

Эпиграф: «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил» -

Русская народная пословица.

Цель занятия:расширить знания детей об устройстве и назначении русской печи – главной части избы;

Задачи занятия:

•        приобщать детей к истории и русской бытовой культуре, к изучению и возрождению духовных традиций через богатый экспозиционный материал музея;

•        вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: поговорок, загадок, пословиц, сказок;

•        развивать интерес к предметам старины и активизировать в речи слова: русская печь, устье, печник, ухват, чугунок;

•        развивать навыки аналитического рассматривания предмета;

•        мотивировать детей к уважительному отношению к традициям русского народа и стимулировать познавательный интерес к изучению культуры и традиций наших предков.

•        воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Адресат: учащиеся 6-12 лет

Оборудование:

•        Пространство зала «Русская изба» Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»;

•        Макет русской печки с трубой, печурками, подпечкой, лесенкой на лежанку, сухими травами и грибами, рыбой и сухими ягодами;

•        Предметы быта: ухват, чугунки, хлебная лопата, самовар, сковородки, кочерга, поленья, прихватки, деревянные миски и ложки и др.;

•        Стилизованный русский народный костюм для хозяйки;

•        Платки для гостей;

•        Мебель избы: большой стол, скамейки, половички на полу;

•        Карточки с пословицами, поговорками, с отрывками из сказок и др.;

•        Открытки с изображением по теме;

•        Детские книжки и иллюстрации по теме;

•        Музыкальный носитель записи русских народных песен;

Ход занятия.

(Под русскую народную музыку дети входят в холл перед избой, педагог встречает хлебом-солью в русском стилизованном костюме).

Здравствуйте гости дорогие! Жданные, желанные, долгожданные! (Кланяется)

На этом занятии мы попытаемся, с помощью одного нашего музейного экспоната, погрузиться в русскую старину. в далекий мир русской семьи прошлых веков. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете, посмотрев на эти картины русских художников.

Посмотрите внимательно на эти картины! (Приложение 3) Что вы видите на этой картине? Где это происходит? Что еще вы можете сказать о том месте, где это происходит? А что еще вы видите? Как бы вы назвали эту картину? Что главное в каждой картине?

И, конечно, вы догадались какая тема урока будет сегодня?

(Дети отвечают). Правильно, печка, печь!!!

С какой буквы начинается слово «ПЕЧЬ»? Буква «П». Буква эта называется «покой». Она защищает человека как сверху, так и справа, и слева. Печка в доме, похожая на букву «П»: дарит тепло, даёт семье покой и пищу, которую готовят в печи, таит в себе много неожиданного. В сказках хозяева всегда в первую очередь кормят гостя, а потом уже ведут разговоры. Такое же правило сохраняется и в обычной жизни: сначала человека, пришедшего в дом, надо накормить, а потом уж решать с ним вопросы. (Под русскую народную музыку дети входят в русскую избу и рассаживаются на скамейки).

Раньше, да и сейчас во многих деревнях не знают другого отопления, кроме печного. Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. (Показать жестом на печку) Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». (Вопрос детям: А что еще печка могла делать?)

 Дети отвечают: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища).

Подведение итогов по вопросу: Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. Русская печь была не только кормилицей, но и лекарем. Огонь печи уничтожал все хвори и болезни. Простудные заболевания лечили ингаляциями, а боли в суставах и пояснице прогревали на печи. Так говорили: «Всякие хворобы отцепитесь, а косточки в печи пропекитесь».

Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Печь была главным оберегом семьи внутри дома, так как семейный очаг является началом начал, основой основ. Печка появилась на Руси очень давно и была без трубы. Топили печь «по – чёрному». Дым наполнял помещение и выходил в отверстие в стене. Такая изба называлась «чёрная».

Царь Пётр первый издал указ, строить печки с трубами.

Вопрос детям: А как вы думаете почему? Ответы детей.

Подведение итогов по вопросу: Опасная печка, приводила к пожарам).

Сначала трубы были деревянными, а потом стали кирпичными. Русская изба с кирпичной трубой стала называться «белой избой».

В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица!

Печь – душа всего дома. А построить хорошую печь – дело всегда сложное. Расположение печи определяло планировку всей жилой площади. Обычно печь ставили в углу справа или слева от входа.

Давайте обойдем вокруг печки, посмотрим, как она устроена и покажем каждую ее часть (начинаем знакомство с печкой от устья – горнило – шесток - лежанка – печурки – труба). Дети вслед за педагогом обходят вокруг печки и рассматривают ее части. (Приложение 9 Подсказка частей печи)

Какими точными определениями (характеристиками) можно описать печку?

Дети отвечают.

Назовите, какая печная утварь связана с русской печкой?

Дети отвечают.

Для чего они были нужны хозяйке?

Печная утварь – это предметы, использовавшиеся в топлении печи и приготовлении пищи: давайте мы их рассмотрим и подержим в руках.

•        Кочерга (она же загребка, дергач) – приспособление для сгребания горящих дров в печи и размешивания углей. Представляет собой металлический крюк на длинной рукояти или толстый железный прут с загнутым концом. Всегда ставилась возле печной топки.

•        Ухват (рогач, бабья рогатина) – двурогая железная скоба на длинной рукояти, которой «ухватывали» горшки, задвигая и вынимая их из печи. Пословица «С ухватом баба – хоть на медведя!» говорит о том, что ухват – основной инструмент женщины. Ставился ухват обычно рогами вниз. А в перевёрнутом виде – рогами кверху – ухват выставлялся для защиты от нечисти.

•        Чугунки - использовали для варки и томления пищи. Чугун – универсальная посуда, в нем можно приготовить щи, кашу, потушить овощи. В больших чугунах запаривали корм для скота. А теперь давайте попробуем сами поставить ухватом чугунок в печь! Все дети  по очереди берут ухват и поднимают чугунок, ставя его в печку!

•        Лопата хлебная (пеклО, лопата-садка) или лопата-садка – прямоугольная деревянная доска на длинной ручке для сажания пирогов и хлебов в печь и вынимания их оттуда. В народной медицине больного младенца укладывали на пёкло и сажали в протопленную печь, в тепло, «допекаться», «перепекаться», поскольку считалось, что ребёнок «не допёкся» в утробе матери. Хранилась печная утварь в небольшом пространстве между стеной и печью, которое называлось запечье.

Давайте мы туда пройдем и посмотрим КАК оно выглядело! Еще эта часть избы называется бабий кут!  Дети заходят и смотрят на заблюдник, на полочки с продуктами, на разную утварь.

А сейчас мы с вами по лесенке заберемся на лежанку и посмотрим, как изба выглядела сверху. Правила: снимаем обувь, залезаем по 4 человека, сидим на краю, не толкаемся, не кричим).

Творческие задания читающим детям после лежанки:

1.        Кто посидел на печи, прошу пройти за стол, взять карточки с началом пословицы или поговорки, прочитать, подумать и вспомнить продолжение. (На столе лежат карточки с пословицами.)

2.        Творческие задания детям детского сада после лежанки:

Попросить воспитателя задать детям загадки, пока остальные (На столе лежат карточки с загадками.)

3.        А теперь вам творческое домашнее задание – нарисовать рисунки с изображением русской печки и старинными предметами быта. (На столе лежат листочки и стоят цветные карандаши) Примечание: Это задание выдается в случае, если занятие спаренное. Если занятие будет в следующий раз, то оставляем его на потом. А еще можно дать задание на дом.)

Заключение.

Вопросы детям: Скажите, что нового вы узнали сегодня о печке? (получить ответ у каждого обучающегося).

А сейчас вот такое задание: Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. Дети по очереди достают карточки с названиями или изображениями старинных предметов ( печь, ухват, чугунок, кочерга, поленья, устье, лежанка, труба) Нужно найти этот предмет в музее, и сказать, для чего он предназначен, если нужно демонстрируют на макете печи:

Настоящие чудеса помогает нам творить трудолюбие, дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются.

На прощание педагог читает четверостишие: Каким бы ни было местечко, Меня, друзья, не уличить, Здесь начиналось всё от печки, И всё кончалось у печи.

До свиданья, гости дорогие! Занятие закончено! Скатертью дорога! (под русскую народную музыку дети уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: «Как ежик нашел новых друзей».

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и художественно-продуктивной деятельности.Интеграция познавательных областей: познавательное развитие (музыка,лепка).Данное занятие имеет важ...

Методика проведения музейно-педагогического занятия

Методика проведения музейно-педагогического занятия по теме "Биология и поведение млекопитающих на примере животных-персонажей русских народных сказок. Их значение в природе и жизни человека"....

"Музей в чемодане" - форма музейно-педагогического занятия в 5 классе по русскому языку

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы" (учебник Л.М.Рыбченковой) проведён в форме музейно-педагогического занятия "Музей в чемодане". Используя экспонаты школьного ...

Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане"

             Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане" содержит изображения использо...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия "Музей в нашей жизни"

Цель занятия познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, с теми, кто помогает экспонатам жить,кому они раскрывают свои истории и тайны, чем различаются музеи между с...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия по теме "Печка- матушка"

Методическая разработка музейно-педагогического занятия по теме "Печка- матушка". Материал разработан для проведения интерактивного занятия в Музее истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ. Входит в...