Методическая разработка музейно-педагогического занятия по теме "Печка- матушка"
учебно-методический материал (5 класс)

Ефимова Анна Викторовна

Методическая разработка музейно-педагогического занятия по теме "Печка- матушка". Материал разработан для проведения интерактивного занятия в Музее истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ. Входит в несколько общеразвивающих дополнительных программ. Позволяет провести занятие любому педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efimova_shilo_rabota_mpz_-_2023_1.docx882.88 КБ

Предварительный просмотр:

Шило Е.А., Ефимова А.В., ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга

«ПЕТЕРГОФ»

Конкурсные материалы

районного этапа всероссийского конкурса учебных и методических материалов

в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы

с обучающимися, воспитанниками

Номинация

Методические рекомендации

по организации учебного процесса

Работа

Методическая разработка музейно-педагогического занятия по теме

«Русская печь – душа избы»

Авторы работы:

Шило Е.А., педагог

дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», 8-9111187200

Ефимова А.В., педагог

 дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», 8-9052888802  

Санкт-Петербург

2023 год

Пояснительная записка.

к конкурсным материалам районного этапа всероссийского конкурса учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками

педагога дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Шило Е.А.

педагога дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Ефимовой А.В.,

в номинации «Методические рекомендации по организации учебного процесса»

по теме: Музейно-педагогическое занятие по теме «Русская печь – душа избы».

В конкурсные методические материалы входит:

  1. пояснительная записка с расшифровкой понятия «музейно-педагогическое занятие» и описанием подготовительного этапа для проведения МПЗ (музейно-педагогического занятия) и описанием занятия;
  2. методические рекомендации для проведения музейно-педагогического занятия;
  3. список возможных вопросов для детей в начале занятия для определения темы;  
  4. список экспонатов и оборудования для проведения музейно-педагогического занятия в Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»;
  5. списком карточек с пословицами, поговорками, отрывками сказок и песнями и др.;
  6. сценарий музейно-педагогического занятия;

Музейно-педагогическое занятие – форма педагогического взаимодействия педагога и учащихся с музейными предметами с целью приобретения новых знаний, навыков и умений. Иными словами, музейно-педагогическое занятие предполагает диалог между учителем и учениками, манипуляцию с музейным предметом и сопоставление его с другими источниками информации, нахождение ответа на поставленные вопросы. Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Основные условия успешной работы музея: прежде всего, школьный музей должен быть интересен детям и подросткам! Соединение музея с учебно-образовательным процессом просто необходимо! Нужно использовать различные формы и методы работы, которые позволяют сделать музей интересным и познавательным - от традиционных экскурсий до интерактивных выставок и проектов. В последнее время самой востребованной формой работы стало музейное–педагогическое занятие. Наш музей - Музей истории путешествий проводит большое количество музейных занятий и они востребованы, дети и взрослые снова хотят сюда вернуться! На базе Музея реализуется несколько дополнительных образовательных программ.

Проведение музейного занятия - непростое дело, требующее от педагога большой подготовительной работы, ведь в ходе занятия ему предстоит не роль рассказчика, а роль организатора какого-то интереснейшего процесса! Нужно всякий раз необычно встретить своих посетителей, найти образ, захватывающе рассказать и показать экспонаты по теме занятия, приготовить игры, атрибуты к ним! Музейное занятие - это спектакль! Он может быть или скучным и заурядным, или увлекательным и талантливым. Для этого надо выполнить ряд условий: 1. Каждое занятие должно иметь конкретную цель. 2.И педагог, и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему. 3. Проводить занятие нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети готовы к восприятию. 4.Выбирать объекты показа (исследования) нужно учитывая возрастные интересы ребёнка. 5. Итогом музейного занятия должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, презентация).  Грамотно организованное музейное занятие позволяет решить сложные для педагога задачи, которые просто невозможно было бы выполнить в рамках работы за партами в классе. Это, прежде всего: раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; позволить самореализоваться каждому ребенку. Следовательно, в музейно-педагогических занятиях нашего музея есть новизна, актуальность и оригинальность!

Новизна и актуальность:

•        в свете современных событий – восстановление и дальнейшее развитие чувства патриотизма, правильное понимание истории своей страны;  

•        стимул для развития исследовательской и коммуникативной компетентности обучающихся;

•        может включать различные виды деятельности детей для достижения поставленных целей: исследование предметов музейных коллекций, игру, музейное путешествие, мастер-класс, музейно-театральное действие и т.д.

•        диалоговый характер взаимодействия педагога с обучающимися;

•        ориентация на значимый для обучающегося результат – это не только получение новых знаний, но и приобретение личного опыта, переносимого на иные объекты и жизненные ситуации.

•        неформальное общение и совместная культурная деятельность взрослых и детей – наиболее эффективный способ передачи традиций и нравственных ценностей от поколения к поколению;

•        использование темы музейно-педагогического занятия в краткосрочных программах, реализуемых ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» для обучающихся ОУ и воспитанников ДОУ Петродворцового района.

Ход работы. Подготовительный этап.

Выбор темы: Для начала нужно было выбрать тему занятия для описания, что на самом деле, очень сложно, так как музейных тем много, экспонатов много и хочется и то, и другое, и третье… Решили остановиться на теме, связанной с печкой, так как печку не зря зовут матушкой и вокруг печки проходит много разных событий деревенской жизни. Из истории музейной печки: Во время задумки оформления экспозиции «Русская изба» мы начинали, что называется плясать от печки. Для изготовления макета печи нашли специалиста, который нарисовал чертежи и придумал, как построить печку, чтобы непременно крепкую, большую, с лежанкой и лесенкой, с возможностью залезть на нее детям и посмотреть на избу с всоты, а также сложить дрова в печку – все почти «по настоящему», затем нашли добротный материал на пилораме и долго строили и в результате получился замечательный макет русской печи. (Фото макета печки Музея истории путешествий. Приложение.)  А еще потому, что дети, которые к нам приходят очень любят ее рассматривать, залезать на нее, сидеть и лежать на лоскутном одеяле, выполнять роль хозяюшки, ставя чугунок ухватом в печь и просто ходить вокруг нее. Итак, тема нашего музейно-педагогического занятия ««Русская печь – душа избы».

Определение цели и задач. Для успешного проведения занятия требуется четко определить его цель и задачи. В этой части работы нам помог семинар –практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования, как условие повышения качества образовательного процесса», где нам напомнили, как правильно ставить цель занятия. В основе целеполагания конкретного занятия – лежит ориентир на его предполагаемые результаты. Цель занятия должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Правильно сформулированная цель помогает сформулировать учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Их необходимо ставить с учётом возрастных особенностей учащихся, учебной подготовленности, воспитанности и развития детей. Образовательные - направлены на усвоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков; Развивающие - направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребёнка; Воспитательные - направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций. (Цель и задачи в сценарии музейного занятия).

Встреча детей в образе: выбор образа очень значим для погружения детей в тему. Порой образ детям запоминается на многие годы и сразу включает в прошлое. В нашем музее классический образ хозяюшки с хлебом-солью и вышитым рушником всегда является выигрышным и запоминающимся. (Фото в приложении.)

Включение детей в занятие: Затем нужно было продумать, как включить детей в изучение предмета в самой начальной стадии, чтобы они не были пассивными слушателями и исполнителями предлагаемых интерактивов, а взяли роль исследователей. Для этого подобрали картины с изображением печки русских художников и придумали ряд вопросов, чтобы дети сами назвали тему занятия. (Список вопросов. Приложение). Картины показали перед в ходом в зал, предложили детям 4-5 вопросов, на которые они обязательно ответят.

Подготовка экспонатов музея: написание списка вещей (Список экспонатов. Приложение), лучше в столбик, которые нужно найти в музейной экспозиции и убедиться в наличии, а также в сохранности. Если группа детей предполагается большая, то подготовить несколько одинаковых вещей-экспонатов по сути или по размеру и продумать порядок их использования-деление детей на подгруппы каким-то доступным и быстрым способом.

«Интерактивы» с экспонатами – заранее написать список «интерактивов» для использования в ходе занятия и подготовить их применение. (Список интерактивов)

Возможные творческие занятия: продумать, как ребёнок получит опыт творчества в конце занятия? Нарисует рисунок печи, расскажет стишок, придумает загадку, вспомнит пословицу. Заготовить карандаши, листочки, приготовить место для выполнения творческого задания и готовые распечатки стихов на случай, если детям самим будет трудно.

Предварительная работа с детьми: если есть такая возможность, то предварительно с детьми провести погружение в тему: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта и конкретно – печки. Знакомство с пословицами, поговорками, загадками, стихами, небылицами, играми, хороводами. Чтение русских народных сказок.

Текст сценария музейно-педагогического занятия. 

Эпиграф: «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил» -

говорится в русской народной пословице.

И на самом деле, печь - основа русской избы, её душа.

Тема музейно-педагогического занятия: «Русская печь – душа избы»

Цель занятия:

  • исследовательская деятельность: закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи – главной части избы;

Задачи занятия:

  • приобщать детей к истории и русской бытовой культуре, к изучению и возрождению духовных традиций через богатый экспозиционный материал музея;
  • вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: поговорок, загадок, пословиц, сказок;
  • воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, народным традициям;
  • развивать интерес к предметам старины и активизировать в речи слова: русская печь, устье, печник, ухват, чугунок;
  • развивать навыки аналитического рассматривания предмета;
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. 

Адресат:  учащиеся 6-12 лет

Оборудование:

  • Пространство зала «Русская изба» Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»;
  • Макет русской печки с трубой, печурками, подпечкой, лесенкой на лежанку, сухими травами и грибами, рыбой и сухими ягодами;
  • Предметы быта: ухват, чугунки, хлебная лопата, самовар, сковородки, кочерга, поленья, прихватки, деревянные миски и ложки и др.;
  • Стилизованный русский народный костюм для хозяйки;
  • Платки для гостей;
  • Мебель избы: большой стол, скамейки, половички на полу;
  • Карточки с пословицами, поговорками, с отрывками из сказок и др.;
  • Открытки с изображением по теме;
  • Детские книжки и иллюстрации по теме;
  • Музыкальный носитель записи русских народных песен;

Ход занятия.

(Под русскую народную музыку дети входят в холл перед избой).

На этом занятии мы попытаемся, с помощью нашего музейного экспоната, погрузиться в далекий мир русской семьи прошлых веков.

И мы с вами сегодня окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете. Посмотрите внимательно на эти картины! Что вы видите? Как бы вы ее назвали? С какой буквы начинается слово «ПЕЧЬ»? Буква «П». Буква эта называется «покой». Она защищает человека как сверху, так и справа, и слева. Печка в доме, похожая на букву «П»: дарит тепло, даёт семье покой и пищу, которую готовят в печи, таит в себе много неожиданного. В сказках хозяева всегда в первую очередь кормят гостя, а потом уже ведут разговоры. Такое же правило сохраняется и в обычной жизни: сначала человека, пришедшего в дом, надо накормить, а потом уж решать с ним вопросы.

Раньше, да и сейчас во многих деревнях не знают другого отопления, кроме печного. Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей.

Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Печь была главным оберегом семьи внутри дома, так как семейный очаг является началом начал, основой основ.

Так для чего нужна печка?

(Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.) В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица

Чтение стихотворений о печке обучающимися:

В доме каждому нужна

Печки добрая спина.

С русской печкой нам не грустно,

А тепло всегда и вкусно.

Мы не спим на печи,

Мы не сидим на печи,

А едим из печи кренделя да калачи.

Ты бери ухват и горшок тащи,

Где дрова горят – затомились щи…

Сварит, сжарит, испечет –

В каждом доме ей почет!

Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, барыня,

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси,

В дом богатство неси.

Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе?

Продолжите пословицы:

Хлеб – всему голова!

Без хлеба - нет обеда!

Красна изба не углами, а пирогами!

Хочешь есть калачи, не лежи на печи!

Без хлеба не бывает праздника!

Без работы и – печь холодна.

А как хлеб попадает к нам на стол? (ответы детей)

А раньше, в те далекие времена урожай убирали женщины, их называли – жницы. Они убирали урожай вручную, серпами.

А в настоящее время хлеб убирает техника, какая? – комбайнеры на комбайнах.

Загадки.

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь).

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит... (чугунок).

Настоящие чудеса помогает нам творить трудолюбие, дружба и сплоченность. Кто очень старается, у того и чудеса получаются. Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть.

Итоговый опрос: Обучающиеся вытягивают карточки с названиями старинных предметов. Нужно показать этот предмет, и сказать, для чего он предназначен, если возможно демонстрируют на макете печи: достает из корзинки карточки, на которых записаны слова – печь, ухват, чугунок, кочерга, дрова, вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка. 

Словесная игра «По страницам русских сказок».

Нужно вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки. Отрывки из сказок: «Царевна-лягушка»; «Колобок»; «Гуси – лебеди»; «Лиса и заяц»; «По щучьему велению».

Заключение.

Скажите, что нового вы узнали сегодня о печке? – получить ответ у каждого обучающегося. А теперь вам творческое задание – нарисовать рисунки с изображением русской печки и старинными предметами быта.

Каким бы ни было местечко,

Меня, друзья, не уличить,

Здесь начиналось всё от печки

И всё кончалось у печи.

До свиданья, гости дорогие!

Под русскую народную музыку дети уходят.

Педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»       Шило Е.А.

Педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»      Ефимова А.В.

Приложения.

Фото макета печки в Музее истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Встречаем гостей  в образе

Угощайтесь, гости дорогие!!!

Макет печки в Русской избе

Музея истории путешествий

Занятие по краткосрочной программе «Русская изба»12 детский садик

Игры возле печки.

На лежанке

Картины с печкой русских художников

Вопросы для рассматривания картин с русской печкой:

•        Что вы видите на этой картине?

•        Что происходит на этой картине?

•        Кто этот человек? (Кто эти люди?) Что еще вы можете сказать об этом человеке?

•        Где это происходит? Что еще вы можете сказать о том месте, где это происходит?

•        Когда это происходит? Что еще вы можете сказать о времени, когда это происходит?

•        А что еще вы видите?

•        Что вы тут видите такого, что позволяет вам это сказать?

•        Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот снимок)? или «Откуда, с какой точки мы смотрим на происходящее?»

•        Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

•        Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

•        Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

•        Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?

•        Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник?

•        Как вы думаете, какими правилами руководствовался художник при создании произведения?

•        Как бы вы назвали эту картину?

•        А как ее назвал художник?

•        Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

•        О чем бы вы хотели спросить художника?

Список интерактивов в музейном зале Русская изба:

  1. Потчевание хлебом-солью
  2. Умывание рук в рыльнике
  3. Привязывание деревенского платка
  4. Игра калечина-малечина
  5. Подьем по лесенке на лежанку
  6. Работа ухватом и чугунком
  7. Принести поленья для печи способом «охапка»
  8. Принести воды на коромысле
  9. Наливание воды в чугунки и самовар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия: «Как ежик нашел новых друзей».

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и художественно-продуктивной деятельности.Интеграция познавательных областей: познавательное развитие (музыка,лепка).Данное занятие имеет важ...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...

Методическая разработка музейно-педагогического занятия "Музей в нашей жизни"

Цель занятия познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, с теми, кто помогает экспонатам жить,кому они раскрывают свои истории и тайны, чем различаются музеи между с...

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...

Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.

Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...