Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"
методическая разработка по физкультуре

Скворцов Сергей Андреевич

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сестрорецкий технологический колледж им.С.И.Мосина»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по проведению практического занятия

по учебной дисциплине ОГСЭ.04 - «Физическая культура»

по специальности 43.02.14 Гостиничное дело

Тема № 2. Легкая атлетика.

Занятие № 2. Обучение технике бега на короткие дистанции

Разработчики:

Скворцов Сергей Андреевич, преподаватель физической культуры СПб ГБПОУ «СТК им. С.И. Мосина»

г. Санкт-Петербург

2022 г.

I. Учебные вопросы и расчет времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, минут

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Обучение положения бегуна на старте, старт и стартовый разгон

2. Обучение бегу по дистанции и финиширование.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5-10

70-80

35-40

35-40

5-10

Всего                      90

III. Литература

        

Основная:

1. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, (Среднее профессиональное образование ФГОС 3+), 2018 г. – 214 С.

Дополнительная:

1. Физическая культура: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования /  Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – 14-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2014 г. – 176 С.

IV. Материальное обеспечение

Технические средства обучения:

1. Секундомер.

V. Методические рекомендации преподавателю по подготовке

 и проведению практического занятия

При подготовке к занятию преподавателю изучить рекомендуемую учебно-методическую литературу, а также дополнительную литературу из интернет-ресурсов при необходимости. Повторить и образцово демонстрировать технику бега на короткие дистанции. 

Накануне проверить состояние и готовность стадиона, согласовать и утвердить всю необходимую документацию к проведению занятия.

В подготовительной части занятия проверить наличие студентов, их внешний вид и готовность к занятию, отметить в журнале отсутствующих, провести вводный инструктаж по требованиям безопасности при отработке практических вопросов занятия.

Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и порядок их отработки. Рассмотрение и обсуждение учебных вопросов начать с объяснения обучающимся актуальности и значимости данного материала для их профессиональной деятельности

Данное практическое занятие направлено на формирование у обучающихся общепрофессиональной компетенции:

ОК-8 – Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

знать:

роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Довести цели и учебные вопросы занятия, напомнить список учебной литературы по теме занятия.

Перед началом отработки учебных вопросов преподаватель напоминает основные положения требований безопасности по легкой атлетике..

При отработке первого учебного вопроса необходимо обучить положению бегуна сна старте, старт и стартовый разгон.

Техника бега на короткие дистанции условно делится на ряд взаимосвязанных частей:

положение бегуна на старте;

старт и стартовый разгон;

бег по дистанции;

финиширование.

Положение бегуна на старте. При беге на короткие дистанции положение бегуна на старте  принимается с использованием стартовых колодок (станка). Начало бега из такого положения (позы) с применением стартовых колодок называется низким стартом (рис. 1).

Рис. 1 Положение при низком старте:

А) по команде «НА СТАРТ»;

   Б) по команде «ВНИМАНИЕ»

Расстановка упоров для ног в стартовых колодках зависит от антропометрических и скоростно-силовых показателей бегунов. По расположению упоров для ног в стартовых колодках существует три варианта низкого старта: обычный, сближённый и растянутый.

При обычном  старте упор для впереди стоящей (сильнейшей) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 – 2 ступней от линии старта, а для сзади стоящей – на расстоянии длины голени от переднего упора (колено сзади стоящей ноги находится против середины стопы впереди стоящей ноги).

При сближённом старте задний упор колодок приближается к линии старта и ставится ближе к переднему упору (на расстоянии длины стопы и меньше).

При растянутом старте передний упор колодок отставляется назад от стартовой линии, а задний – находится на расстоянии длины стопы и меньше.

При любом варианте старта угол наклона переднего упора – 48°, заднего 60°, расстояние между центрами упоров по ширине 10–15 см. Выбор варианта старта определяется бегунами экспериментальным путём, но в практике большинство бегунов пользуются обычным стартом.

По команде "На старт" бегун подходит к колодкам, становится впереди них. присев, он упирается руками о дорожку и, глядя вниз-назад  на колодки, упирается сильнейшей ногой в передний упор колодок, а другой ногой – в сзади стоящий упор. Стопы должны располагаться так, чтобы носки касались поверхности беговой дорожки. Затем бегун, встав на  колено сзади стоящей ноги, устанавливает кисти рук (большими пальцами внутрь) перед линией старта несколько шире плеч (на 10 – 15 см). Плечи выдвигаются вперёд и занимают положение над линией старта, спина округлена, голова опущена несколько вниз, взгляд устремлён вниз-вперёд, поза бегуна неподвижна (см. рис. 1, А).

По команде стартёра "Внимание" бегун, разгибая ноги, плавно поднимает таз выше уровня плеч на 20–30 см, но ноги полностью в коленях не выпрямляет. Внимание бегуна сосредоточено на сигнале стартёра к началу бега, поза бегуна неподвижна (см. рис. 1, Б).

Старт и стартовый разгон. По сигналу стартёра (выстрел, команда "Марш") к началу бега бегун, отделяя руки от дорожки и выпрямляясь, выполняет активное отталкивание сзади стоящей и впереди стоящей ногой. Сгибая руки в локтевых суставах, делает ими энергичный взмах в переднезаднем направлении, завершая отталкивание от колодок.

Завершив отталкивание от колодок, бегун стремится как можно быстрее достичь максимальной скорости. Эффективность стартового разгона зависит от развиваемой мощности и рациональной техники движений, показателями которой являются наклон туловища, частота движений и постепенное наращивание длины шагов (рис. 2).

Рис. 2.  Стартовый разгон (первые шаги)

Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к беговой дорожке. Первый шаг, длина которого составляет 100–130 см, выполняется как можно быстрее при большом наклоне туловища. Длина последующих шагов наращивается постепенно, примерно на 10–15 см до 8–10-го шага, далее прирост меньше 4–8 см. На первых шагах со старта, когда скорость еще не развита, и устойчивость бегуна недостаточна, стопы ставятся несколько шире чем в беге по дистанции. В связи с этим стартовые колодки целесообразно располагать примерно на ширину ступни. При таком расположении колодок положение бегуна на старте и первых шагах после начала бега будет устойчивее. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней линии. По существу бег со старта – это бег по двум линиям, сходящимся в одну к 12–15-му метру от старта.

В конце стартового разгона одновременно с нарастанием горизонтальной скорости и уменьшением величины ускорения наклон туловища постепенно уменьшается, и техника бега приближается к технике бега по дистанции. Стартовый разгон заканчивается к 25–30-му метру (13–15-й беговой шаг), когда бегун достигает 90–95% своей максимальной скорости.

Однако бегуны высокого класса выходят на рубеж своей максимальной скорости к 50–60-му метру 100-метровой дистанции.

При отработке второго  учебного вопроса необходимо обучить положению технике бега по дистанции и финиширование.

Бег по дистанции – это основное звено техники, когда бегун, достигнув максимальной скорости бега, стремится сохранить её до конца дистанции (рис. 3).

Максимальная скорость бега у сильнейших бегунов (мужчины)  достигает 12 м/с, длина шагов – 210 – 250 см, а частота – 4,7 – 5,5 шаг/с.

Рис. 3. Бег по дистанции

К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна наклонено вперед под углом 10–12° от вертикали. во время отталкивания наклон туловища уменьшается, а в фазе полёта увеличивается.

Нога ставится на дорожку начиная с передней части стопы упруго, без разворота наружу, на расстоянии 33–43 см от проекции точки тазобедренного сустава на дорожку до дистальной точки стопы. Затем происходит амортизационное сгибание опорной ноги в коленном и в голеностопном суставах. В момент амортизации угол сгибания опорной ноги в коленном суставе составляет 140–148°. В этот момент у квалифицированных бегунов опускания на всю стопу не происходит. Из положения для отталкивания, одновременно с энергичным выносом бедра маховой ноги вперёд-вверх происходит разгибание опорной ноги в коленном и голеностопном суставах. После окончания  отталкивания нога по инерции движется назад-вверх и бегун оказывается в фазе полёта, во время которой происходит активное и быстрое сведение бёдер. Далее, нога, сгибаясь в коленном суставе, быстро движется бедром вниз-вперёд, что способствует снижению тормозящего воздействия при постановке ноги на опору.

Во время бега частота движений ног и рук взаимосвязана, как при стартовом разгоне, так и во время бега по дистанции. Перекрёстная координация увеличивает частоту шагов посредством учащения движений рук. Но энергичные движения руками не должны вызывать излишнего напряжения мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Согнутая в локтевом суставе рука при движении вперед посылается несколько внутрь, а при движении назад кисть руки проносится на уровне тазобедренного сустава с некоторым разгибанием в локте. Кисти рук во время бега полусжаты и расслаблены, полностью выпрямленные пальцы или сжатые в кулак приводят к излишнему напряжению, что снижает качество техники и скорости бега.

Финиширование. Под финишированием следует понимать поддержание максимальной скорости бега до конца дистанции, хотя она и снижается за 20 –15 м до финишной линии на 3–8 %.

Финиш – это момент касания туловищем бегуна плоскости финиша, условно образуемой вертикальной плоскостью, проходящей через ближний край (со стороны старта) линии финиша. Чтобы быстрее коснуться плоскости финиша, бегун на последних 1–2 шагах выполняет быстрый наклон туловища вперед или наклон туловища с поворотом плеч. Но при выполнении такого броска на финише продвижение бегуна не ускоряется, ускоряется движение только верхней части туловища при относительном замедлении нижней. Бросок на финише выполняется чаще всего только при остром соревновательном соперничестве.

Преждевременный бросок на финише приводит к снижению скорости, а иногда к падению бегуна и травматизму. Бегунам, не владеющим техникой финишного броска, рекомендуется пересекать линию финиша, сохраняя  максимальную скорость без дополнительных движений.

В заключительной части занятия преподавателю построить студентов, убедиться в отсутствии травм на занятии. Повторить тему занятия, достигнутые в ходе занятия цели. По результатам работы студентов в ходе занятия определить степень усвоения материала и предварительно оценить работу каждого студента. Выделить наиболее отличившихся студентов, отметить отстающих. Подвести итоги занятия. После объявления оценок ответить на возникшие у студентов в ходе занятия вопросы, дать задание на самостоятельную работу. Выставить полученные оценки в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему лёгкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции.

В работе указаны техника низкого и высокого старта, выполнение команд: " На старт!", "Внимание!", "Марш!".Указаны ошибки допускаемые при низком старте . Правильная постановка стопы, положение рук при ...

Презентация на тему лёгкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции.

В работе указаны техника низкого и высокого старта, выполнение команд: " На старт!", "Внимание!", "Марш!".Указаны ошибки допускаемые при низком старте . Правильная постановка стопы, положение рук при ...

Презентация "Легкая атлетика. Техника бега на короткие дистанции".

Презентация рассказывает о технике бега на короткие дистанции. Она иллюстрирована фотографиями хорошего качества. Предназначена для учителей, тренеров и детей общеобразовательных и спортивных школ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ·        Цель и задачи обучения технике бега на короткие дистанции……………………..1·         ·...

Презентация на тему: " Легкая атлетика (техника бега на короткие дистанции)"

1.Легкая атлетика (техника бега на короткие дистанции) 2 Высокий старт Техника выполнения команды «На старт!»: сильнейшую ногу поставить вплотную к стартовой линии; немного повернуть носок внутрь; ...

Учебно-методическая разработка «Легкая атлетика: техника бега на короткие дистанции»

laquo;Легкая атлетика: техника бега на короткие дистанции»Гладкий бег проводится на ровной площадке или дорожке. Это необходимое условие для овладения правильной техникой. Гладкий бег является ...