Программа
проект

Шевчук Александра Геннадьевна

Программа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx51.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования   администрации муниципального образования «Черняховский городской округ».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр г. Черняховска».

Принята на заседании                                                                    

педагогического совета

 от «07» сентября 2023г.

Приказ №13.

Утверждаю:

Директор МАУ ДО ДЮЦ г. Черняховска

Трофимова Екатерина Александровна

«07» сентября 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Юные художники»

Возраст обучающих: 9-10 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор программы:

Педагог дополнительного образования

г. Черняховск

                                                                                                                                                                         

г. Черняховск 2023г.

Пояснительная записка

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа

Изобразительное искусство – это одна из основных форм художественной деятельности, в которой художник выражает свои мысли, эмоции и идеи с помощью различных визуальных средств.

Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 9-10 лет.

Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Задачами изобразительного искусства являются:

освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;

формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;

формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);

формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программ

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами. 

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

Живопись-это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность;

Графика — это один из видов изобразительного искусства. Термин произошел от греческого слова grapho, которое можно перевести как «пишу» или «рисую». К графике относят рисунки, книжные иллюстрации, плакаты, чертежи. Художники используют для работы разные материалы: карандаши, уголь, мел, тушь и многие другие.

Скульптура-это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. 

Дизайн-это процесс создания целей, которых хотят достичь игроки, и правил, которым участники следуют, принимая осмысленные решения для достижения поставленных задач. 

Архитектура-это искусство проектировать и строить объекты, организующие пространственную среду жизнедеятельности человека. 

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные художники» имеет художественную направленность Направлена на овладение обучающимися основ изобразительного искусства, приобщение их к активной познавательной и творческой работе. В ходе самостоятельной практической творческой деятельности у ребенка будут совершенствоваться наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие навыки. Рисуя, ребенок сформирует и разовьет у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также разовьются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Особенно это важно в младшем школьном возрасте. Обучающиеся научатся рисовать в жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж с использованием различных художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, в техниках: «фитопечать», «монотипия», «кляксография», «граттаж», «набрызг». Овладевая знаниями по изобразительной деятельности, обучающиеся смогут  создавать выразительные образы, передавать в рисунках свои впечатления об окружающем мире.

Уровень освоения программы- стартовый

Актуальность образовательной программы

 Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Практическая значимость образовательной программы

предусматривает углубление художественных знаний, полученных ребёнком в школе, и приобретение опыта работы в различных видах изобразительной деятельности: рисование (декоративное, сюжетное, предметное); ознакомление с произведениями изобразительного искусства, а также освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (изобразительных, декоративно-прикладных) и их роли в жизни человека и общества.

Данная программа решает не только обучающие задачи, но и помогает осваивать и отрабатывать различные поведенческие модели: умение вести диалог, выслушивать и воспринимать чужую точку зрения, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий, решать вопросы коммуникабельности, приобретать опыт работы в коллективе

Принципы отбора содержания образовательной программы

Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):

 - принцип единства развития, обучения и воспитания;

 - принцип систематичности и последовательности;

 - принцип доступности;

 - принцип наглядности;

 - принцип взаимодействия и сотрудничества;

 - принцип комплексного подхода

Отличительные особенности программы

данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Цель образовательной программы

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи образовательной программы

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

Программа направлена для детей в возрасте  9-10 лет. Набор детей в объединение – свободный

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает собой индивидуальные, групповые, фронтальные, формы работы с детьми. Состав группы 10-15 человек.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество в год – 36 часа. Продолжительность занятий исполняется в академических часах – 45 минут. Перерывов между уроками не предусмотрено, потому что в день проходит лишь одно занятие. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Объем и срок освоения образовательной программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов: по 1 часу в неделю.

Основные методы обучения

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий. В процессе реализации программы используются различные методы обучения.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- Словесные (рассказ; беседа; объяснение нового материала и способов выполнения задания; обсуждение; педагогическая оценка процесса деятельности и ее результата);

- Наглядные (показ видеоматериалов и иллюстраций, демонстрация);

- Методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога (создание творческих проектов);

- Информационные (беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, обзор, иллюстрация);

- Побудительно-оценочные (педагогическое требование, поощрение, самостоятельная работа).

Планируемые результаты

По итогу обучения на данной программе, ребенок должен демонстрировать следующие результаты:

- Знать различные виды художественных ремесел;

- Владеть технологиями художественной обработки различных материалов;

- Показать какие навыки, умения и знания в области декоративно-прикладного искусства он освоил;

- Продемонстрировать свои творческие способности при создании изделий из разных материалов;

- Проявлять заинтересованность к красоте природы и росписи народного искусства.

Механизм оценивания образовательных результатов.

1. Уровень теоретических знаний.  

- Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами;

- Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы;

- Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

2. Уровень практических навыков и умений. Владение технологиями художественной обработки различных материалов.

- Низкий уровень. Требуется помощь педагога при художественной обработке различных материалов;

- Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, какие технологии художественной обработки различных материалов необходимо применять;

- Высокий уровень.

Самостоятельный выбор художественной обработки материалов. Способность создания изделий из глины.

- Низкий уровень: не может создать изделие с помощью педагога;

- Средний уровень: может создать изделие при подсказке педагога;

- Высокий уровень: может создать изделие самостоятельно без подсказки педагога, проявляя свои творческие способности.

Формы подведения итогов реализации программы.

Отслеживание результатов образовательного процесса осуществляется 3 раза за 9 месяцев.

Организационно-педагогические условия реализации программы. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного мониторинга.

- Входящий мониторинг (сентябрь);

- Промежуточный мониторинг (декабрь);

- Итоговый мониторинг (май).

При проведении мониторинга используется: опрос, собеседование, викторина и анкетирование.

Содержание образовательной программы.

Тема 1: Введение. Техника безопасности. (1ч)

Теория: Знакомство с предметом. Правила поведения в классе. Техника безопасности.

Практика: -

По завершении занятия проводится опрос, откуда становится известно знания учащихся.

Тема 2: Искусство на улицах твоего города, (рисунки).(3ч)

Теория: дети рассказывают о своем городе и о его искусстве, затем  рисуют  что увидели на улицах своего города.

Практика: проводится небольшая выставка.

По завершению занятия проводится коллективная работа.

Тема 3: Лепка из глины. (7ч)

Теория: виды глины, способы глины, как лепить из глины.

Практика: лепили из разных видов глины.

По завершению занятия проводилась коллективная работа.

Тема 4: Мозаика из картона.(4ч)

Теория: разные виды картона, разные мозаики.

Практика: мелкая моторика, проводиться небольшая выставка.

По завершению занятия проводится коллективная работа .

Тема 5: Работа из бумаги.(3ч)

Теория: как правильно вырезать из бумаги, разные виды бумаги, разные цвета, разные техники вырезания, разные ножницы.

Практика: мелкая моторика, здания о бумаге и ножницах, разных техниках, поделки из бумаги.

По завершению занятия проводится коллективная работа.

Тема 6: Букеты из бумажных тюльпанов.(3ч)

Теория: мелкая моторика.

Практика: делать бумажные тюльпаны, и составлять букеты.

По завершению занятия проводится выставка работ.

Тема 7: гербарий(2ч)

Теория: разговор о разных видов листьев

Практика: экскурсия по парку где собирались листья.

По завершению занятия проводится экскурсия.

Тема 8: Букеты из листьев.(7ч)

Теория: как делать букет, как закручивать лисья для цветка.

Практика: мелкая моторика

По завершению занятия проводится выставка.

Тема 9: Создание изделий из пуговиц.(6ч)

Теория: разновидность пуговиц.

Практика: мелкая моторика.

По завершению занятия проводится коллективная работа.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля**

Всего

Теория

Практика

Самостоятельная подготовка*

1.

Техника безопасности, в ведение в простые механизмы.

1

1

0

0

Опрос

2.

Искусство на улицах твоего города, (рисунки)

3

1

2

0

Коллективная работа

3.

Лепка из глины

7

2

5

0

Коллективная работа

4.

Мозаика из картона

4

1

3

0

Коллективная работа

5.

Работа из бумаги

3

1

2

0

Коллективная работа

6.

Букеты из бумажных тюльпанов

3

1

2

0

Выставка

7.

Гербарий

2

1

1

0

Экскурсия

8.

Букеты из листьев.

7

1

6

0

Выставка

9.

Создание изделий из пуговиц.

6

1

5

0

Коллективная работа

Итого

36

10

26

0

Календарный учебный план

п/п

Дата проведения

знания

Время проведения занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

3.09.24

15:00-

15:45

1

Тема 1: Введение. Техника безопасности.

Лекция.

20

кабинет

Устный

опрос

2

10.09.24

15:00-

15:45

1

Тема 2: Искусство на улицах твоего города, (рисунки)

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

3

17.09.24

15:00-

15:45

1

Тема 2: Искусство на улицах твоего города, (рисунки)

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

4

24.09.24

15:00-

15:45

1

Тема 2: Искусство на улицах твоего города, (рисунки)

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

5

1.10.24

15:00-

15:45

1

Тема 3: Лепка из глины.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

6

8.10.24

15:00-

15:45

1

Тема 3: Лепка из глины.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

7

15.10.24

15:00-

15:45

1

Тема 3: Лепка из глины.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

8

22.10.24

15:00-

15:45

1

Тема 3: Лепка из глины.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

9

29.10.24

15:00-

15:45

1

Тема 3: Лепка из глины.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

10

5.11.24

15:00-

15:45

1

Тема 3: Лепка из глины.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

11

12.11.24

15:00-

15:45

1

Тема 3: Лепка из глины.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

12

19.11.24

15:00-

15:45

1

Тема 4: Мозаика из картона.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

13

26.11.24

15:00-

15:45

1

Тема 4: Мозаика из картона.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

14

3.12.24

15:00-

15:45

1

Тема 4: Мозаика из картона.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

15

10.12.24

15:00-

15:45

1

Тема 4: Мозаика из картона.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

16

17.12.24

15:00-

15:45

1

Тема 5: Работа из бумаги.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

17

24.12.24

15:00-

15:45

1

Тема 5: Работа из бумаги.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

18

31.12.24

15:00-

15:45

1

Тема 5: Работа из бумаги.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

19

7.1.25

15:00-

15:45

1

Тема 6: Букеты из бумажных тюльпанов.

Практика

20

кабинет

Выставка

20

14.1.25

15:00-

15:45

1

Тема 6: Букеты из бумажных тюльпанов.

Практика

20

кабинет

Выставка

21

21.1.25

15:00-

15:45

1

Тема 6: Букеты из бумажных тюльпанов.

Практика

20

кабинет

Выставка

22

28.1.25

15:00-

15:45

1

Тема 7: гербарий.

Практика

20

кабинет

Экскурсия

23

4.2.25

15:00-

15:45

1

Тема 7: гербарий.

Практика

20

кабинет

Экскурсия

24

11.2..25

15:00-

15:45

1

Тема 8: Букеты из листьев.

Практика

20

кабинет

Выставка

25

18.2.25

15:00-

15:45

1

Тема 8: Букеты из листьев.

Практика

20

кабинет

Выставка

26

25.2.25

15:00-

15:45

1

Тема 8: Букеты из листьев.

Практика

20

кабинет

Выставка

27

4.3.25

15:00-

15:45

1

Тема 8: Букеты из листьев.

Практика

20

кабинет

Выставка

28

11.3.25

15:00-

15:45

1

Тема 8: Букеты из листьев.

Практика

20

кабинет

Выставка

29

18.3.25

15:00-

15:45

1

Тема 8: Букеты из листьев.

Практика

20

кабинет

Выставка

30

25.3.25

15:00-

15:45

1

Тема 8: Букеты из листьев.

Практика

20

кабинет

Выставка

31

4.4.25

15:00-

15:45

1

Тема 9: Создание изделий из пуговиц.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

32

11.4.25

15:00-

15:45

1

Тема 9: Создание изделий из пуговиц.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

33

18.4.25

15:00-

15:45

1

Тема 9: Создание изделий из пуговиц.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

34

25.4.25

15:00-

15:45

1

Тема 9: Создание изделий из пуговиц.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

35

1.5.25

15:00-

15:45

1

Тема 9: Создание изделий из пуговиц.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

36

8.5.25

15:00-

15:45

1

Тема 9: Создание изделий из пуговиц.

Практика

20

кабинет

Коллективная работа

Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1

«натюрморт»

Гражданско-патриотическое воспитание

беседа

25.09.25

2

« золотая хохлома»

Нравственное и духовное воспитания

викторина

22.10.25

3

«Комплекс игр для формирования коммуникативной культуры»

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Игровая программа

13.11.25

4

Эскиз

«в лесу»

Интеллектуальное воспитание

Рефлексия

17.12.25

5

«пестрая улитка»

Здоровье сберегающее воспитание

Выставка

21.1.25

6

«герои мультфильмов»

Социокультурное   и   медиа культурное   воспитание

Квест

13.2.25

7

«гербарий»

Правовое   воспитание   и   культура   безопасности

Экскурсия

28.3.25

8

«палочка выручалочка»

Воспитание семейных ценностей

Рефлексия

16.4.25

9

«красивые рыбы»

Формирование      коммуникативной      культуры

выставка

24.4.25

10

«ковёр самолет»

Экологическое воспитание

Квест

1.5.25

11

«животные в цырке»

Художественно-эстетическое воспитание

Выставка

8.5.25

12

«узоры на крыльях»

Социокультурное   и  медиа

культурное   воспитание

Рефлекса

26.5.25

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

  1. гражданско-патриотическое
  2. нравственное и духовное воспитание;
  3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. интеллектуальное воспитание;
  5. здоровьесберегающее воспитание;
  6. правовое воспитание и культура безопасности;
  7. воспитание семейных ценностей;
  8. формирование коммуникативной культуры;
  9. экологическое воспитание.
  10. художественно-эстетическое воспитание
  11. Социокультурное   и   медиакультурное   воспитание.

Рабочая программа воспитания содержит:

Цель воспитания: Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Задачи воспитания:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры
  • овладение ценностями и навыками здорового образа жизни
  • формирование культуры семейных отношений
  • создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося

Используемые формы проведения воспитательной работы: викторина, экскурсия, беседа, игровая программа, выставка, квест..

Планируемые результаты воспитания:

  • получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;
  •   коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;
  •  психологическая поддержка и защита;
  •  умение сделать осознанный выбор, отвечать за свои поступки;
  •   осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;
  •    самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;
  •   снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов само регуляции;
  •   умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;
  •   приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;
  •  сохранение физического и психического здоровья.

Список литературы

1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы в России. — М.: Народное образование, 2005.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М, 1981.

3. Буровкина Л.А. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: монография.—М.: МГПУ, 2011. — 320с.

 4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника, Приемы, Изделия: энциклопедия / Н.К. Величко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 224с. 42

5. Воробьева Н.Г. Точечная роспись. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016—208 с.: ил. — (Золотая библиотека увлечений).

6. Голдман К. Акрил: Основы живописи акриловыми красками: Пер. с анг. / Кен Голдман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 31c.

7. Ивановская В.И. Индийские орнаменты. — М.: ООО «Изд-во В.Шевчук»,2007.

8. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2012. — 46с.

9. «Изобразительное искусство 5–9 класс. Рабочая программ для общеобразовательных учреждений» / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2013 г.

10. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. Л.: Просвещение, 2015. — 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...