Дополнительная общеразвивающая программа. Кружок декоративно - прикладного творчества "Сундучок"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей с нарушением слуха  в развитии их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_programma_sunduchok_22-23.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»

Рассмотрено на заседании               Согласовано                                Утверждено

Педагогического совета                   Зам. директора по УВР               Директор школы

Протокол № 1                          

От 30.08 2023г.                                    __________ Бочарова М..К.              _________Чумаченко Н.Ю.

                                                          «___» ___________20____г.           «____» ___________ 20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КРУЖОК ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

«СУНДУЧОК»

Составитель:

Учитель технологии

Балабанова Татьяна Васильевна

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка жестового пения «Поющие руки» адресована обучающимся с нарушениями слуха.

Программа разработана на основе:

1. Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598.

3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17  декабря  2010 г.  №  1897  (в  ред. Приказов  Минобрнауки  России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577));

4. Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 27» на 2021/25 годы.

5. Информационно-методического письма Министерства Просвещения России об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от 05 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций».

6. Письма Министерства Просвещения России от 18.07.2022 г. «Об актуализации рабочих программ воспитания».

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

 Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации. Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.

Расширение образовательных возможностей  обучающихся детей с нарушениями слуха является наиболее продуктивным фактором социализации   в обществе. Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей с нарушениями слуха в развитии их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.

Общая характеристика.

        Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

        Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

        Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

        Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.

        Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Что же понимается под творческими способностями?

Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью, гофрированной бумагой и др. материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы будет начата с более простых поделок, а постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

        Программа предназначена для детей 11-17лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – от 3 человек.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности  и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года по 2 часа в неделю.

        Цель программы – формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

        Ребенок, занимающийся по программе «Сундучок» становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий.

Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Задачи:

Обучающие:

освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;

выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;

развитие мелкой моторики рук;

развитие креативного мышления;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

Воспитательные:

воспитание  смекалки, трудолюбия, самостоятельности;

воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

развитие коммуникативных способностей;

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.       

Структура занятия:

Показ и объяснение руководителя.

Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.

Самостоятельная творческая работа детей.

Формы работы:

теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;

работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

практические занятия по изготовлению поделок.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация)

репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия)

частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

эвристический – творческие задания.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку)

коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья ребенка. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Однако, вся деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, кроме выше перечисленных, преследует основную цель: удовлетворение желаний ребенка творить в любых техниках и получать за свое творчество моральное удовлетворение в виде побед и грамот.

Этапы работы.

Весь обучающий цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок

Тематическое планирование.

Название раздела

        Количество часов

всего

теория

практика

Флористика. Ошибана.

36

7

29

1.

 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2.

Правила поведения в природе. Экскурсия на пришкольный участок.

2

1

1

3.

Заготовка природного материала. Сроки и особенности природного материала .

2

2

4.

Знакомство с разновидностью цветов и их семенами.

1

1

5.

 Сортировка семян.

Изготовление упаковок для семян.

2

2

6.

 Засушивание растений и подготовка к хранению.

3

1

2

7.

Возникновение дизайна. Элементы и принципы дизайна.

1

1

8.

Разнообразные формы дизайна. Подборка удачных и простых форм.

2

1

1

9.

Расположение цветов.

Составление эскизов.

2

2

10.

Флористические картины.

1

1

11.

Картина- пейзаж.

6

6

12.

Картина- натюрморт.

6

6

13.

Сюжетная картина.

6

6

14.

Конкурс работ

«Мой выбор».

1

1

«Лоскутный городок»

32

7

25

1.

Беседа «Как человек  научился шить».

1

1

2.

Организация рабочего места. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе колющими и режущими предметами.

1

1

3.

Методы, приемы и способы работы. Инструменты и приспособления, материалы для занятий.

1

1

4.

Подготовка к работе. Формирование органайзера для работы.

1

1

5.

Способы переноса рисунка на ткань. Закрепление ткани в пяльцах.

2

1

1

6.

Составление простой композиции. Эскиз изделия.

Выбор материалов и последовательности выполнения изделия.

1

1

7.

Основные виды стежков

6

1

5

8.

Способы пришивания пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями и с ушком.

2

1

1

9.

«Живопись пуговицами»

7

7

10.

Вышивка лентами

8

8

11.

Способы закрепления готовой работы в рамке

1

1

12.

Выставка работ «Страна мастеров»

1

1

Итого: 68 часов

Ожидаемые результаты.

В ходе освоения образовательной программы планируется достижение учащимися

следующих результатов:

Личностные

Воля, преодоление трудностей, доведение дела до конца.

Самоконтроль, дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность.

 Интерес к занятиям в детском объединении, творческая активность.

 Способность к самооценке.

Толерантность.

Метапредметные

 Умение подбирать и анализировать специальную литературу.

 Умение слушать и слышать педагога и друг друга, аргументировано отстаивать

свою точку зрения.

Развитые: творческое мышление, воображение , наблюдательность, память, речь,

мелкая моторика.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности.

Умение организовывать своё рабочее место и аккуратно выполнять намеченную

работу.

Предметные

 Устойчивые теоретические знания по основным разделам учебного плана

программы.

 Владение специальной терминологией по тематике программы.

 Практические умения и навыки, предусмотренные программой.

 Творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.

 Владение специальными инструментами и материалами.

Система контроля и оценки результатов освоения программы.

Оценка качества реализации достижение результатов по АДОП обеспечивается за счет способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по материалам программы, личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться, формирование эстетического вкуса  путём диагностики текущих, промежуточных и итоговых учебных достижений.

Оценка достижения результатов ведётся по безотметочной системе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ.

 Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе

Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

Защита проектов.

Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

Проведение мастер-классов;

Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, итоговая выставка, и т.д.);

Участие в школьных конкурсах

Критериями оценки результата могут считаться наградные документы: дипломы, сертификаты, благодарственные письма, грамоты; фото- и видеоматериалы.

Список электронных ресурсов и литературы

История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html

Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/

Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0

Декоративно-прикладное  искусство http://school.xvatit.com/index.php

Особенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm

Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/

Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/

Дизайн http://www.excentrika.ru/design

Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000

Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)

Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.

Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).

Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.

Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные - символы восточного гороскопа. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД” РИПОЛ КЛАССИК, 2006.

Опубликовано 28.05.17 в 11:14