СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству
рабочая программа на тему

Колбасина Лоллита Юрьевна

Пояснительная записка.

             Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова  и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилось она в народном декоративно - прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

      За много веков наш народ создал замечательные виды  декоративного искусства: вышивка, аппликация, вязание кружев и изделий, изготовление (мягкой) игрушки, изделий из вышивок и бисера, кожи и т.п., при этом рукоделие является одним из самых древних и распространённых видов декоративно – прикладного искусства.

     Испокон веков секреты ручного рукоделия передавались в семье старшими – младшим, и чтобы не утрачивать эту связь (преемственность) одной из задач учебно – воспитательного процесса детей являются восстанавливать традиции и воспитывать у учащихся интерес к различным видам декоративно – прикладного творчества, самобытной культуре. Знания, которые предусматривает данная программа, её основные направления  - обеспечивают эстетическое и художественное развитие учащихся, носят воспитательный характер, прививает чувство цвета, фактуры, развивает умение и желание украсить свой быт, воспитывает уважение к народным традициям.

      Каждое занятие по темам программы, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания.

     Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории бисероплетения, вышивки, аппликации, изготовление игрушки, о сувенирах.

     Основное место на занятиях отводится практическим работам,  которые включают выполнение образцов плетения поделок из бисера, изготовление панно аппликаций из ткани, соломки, искусственных цветов, мягкой игрушки, изделий с вышивкой. Таким образом, программа включает в себя, дополнения друг друга, разные виды рукоделия. Овладение техникой ремесла, связанного с народными традициями, помогают развивать у детей чувство гармонии и красоты, способствуют самоопределению личности в современном мире.

 

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Программа всех разделов  усложняется от занятия к занятию, постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время.  Наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения.

Актуальность программы  заключается в том, что она тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, вышивки, изготовление мягкой игрушки, аппликации, опираясь при этом на народные традиции проведения досуга и воспитания детей в семье.

         Новизна и педагогическая целесообразность программы.

 Отличительной чертой этой программы является глубоко продуманная система занятий, логически связанных между собой  по принципу « от простого к сложному».  Обучение строится на основе лично – ориентированного  компетентного подхода, что позволяет педагогу выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися.        

     Соответствие материала возрастным особенностям детей, подача материала в наиболее доступной для детей форме, помогает прочно освоить полученный материал, позволяет значительно повысить интерес к обучению, развивает внимание, логическое мышление и память.

Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Форма проведения занятий:

1.     Вводный инструктаж к началу работы.

2.     Особенности выполнения изделия.

3.     Беседа.

4.     Подбор материала для выполнения работы.

5.     Практическое выполнение изделия. Оформление.

6.     Представление изделия.

Итоги реализации программы.

В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети изготавливают изделия, принимают участие в отчётной выставке различных уровней.

Цель программы: нравственно - эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, вышивки, аппликации. Развитие творческой и трудовой активности, стремления к самостоятельной деятельности, активизации познавательной активности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и профессиональной ориентации.

Задачи программы:

Образовательные:

1.   ознакомление и углубление знаний истории бисероплетения, вышивки, изготовления мягкой игрушки, аппликации;

2.   формирование знаний и умений работы при создании композиций с учетом материаловедения и изготовлении искусственных цветов;

3.   знакомство с новыми технологиями, обучение азам, первичным умением и навыкам всех видов рукоделия по данной программе;

4.   научить самостоятельно оценивать результаты работы.

 

Воспитательные:

1.     вызвать интерес к культуре и искусству;

2.     совершенствовать эстетические взгляды;

3.      прививать уважение к выразителям художественной культуры народа, его традициям;

4.      формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе и товарищеской взаимопомощи, усидчивости, аккуратности, экономного отношения к используемым материалам, рациональной организации рабочего места, соблюдению техники безопасности работы с инструментами и приспособлениями;

Развивающие:

1.    улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, развивать образное мышление учащихся, пространственное видение;

2.      научить учащихся качественно и аккуратно оформлять изделия;

3.     развивать представление о форме, объеме, о конструкции изделия;

4.     развитие творческих способностей, внимания, самостоятельности, внимания, самостоятельности в выборе и решении темы, фантазии и формирование художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Сувенир-коллаж"65.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Центр эстетического воспитания детей «ТВОРЧЕСТВО»

        Утверждено

                                              на заседании методического совета

                                                                 «___»_________2015г.

                                                       Директор ЦЭВД «Творчество»

                                                          _____________Хосонова М.И.

СУВЕНИР-КОЛЛАЖ

Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству

Возраст обучающихся 6-14 лет

Срок реализации 3 года

                                                                              Составитель:

                                                                  Колбасина Л.Ю.

                                     Педагог  дополнительного

                                                образования.

г. Владикавказ, 2015г.

Пояснительная записка.

             Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова  и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилось она в народном декоративно - прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

      За много веков наш народ создал замечательные виды  декоративного искусства: вышивка, аппликация, вязание кружев и изделий, изготовление (мягкой) игрушки, изделий из вышивок и бисера, кожи и т.п., при этом рукоделие является одним из самых древних и распространённых видов декоративно – прикладного искусства.

     Испокон веков секреты ручного рукоделия передавались в семье старшими – младшим, и чтобы не утрачивать эту связь (преемственность) одной из задач учебно – воспитательного процесса детей являются восстанавливать традиции и воспитывать у учащихся интерес к различным видам декоративно – прикладного творчества, самобытной культуре. Знания, которые предусматривает данная программа, её основные направления  - обеспечивают эстетическое и художественное развитие учащихся, носят воспитательный характер, прививает чувство цвета, фактуры, развивает умение и желание украсить свой быт, воспитывает уважение к народным традициям.

      Каждое занятие по темам программы, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания.

     Теоретическая часть – это объяснение нового материала, информация познавательного характера об истории бисероплетения, вышивки, аппликации, изготовление игрушки, о сувенирах.

     Основное место на занятиях отводится практическим работам,  которые включают выполнение образцов плетения поделок из бисера, изготовление панно аппликаций из ткани, соломки, искусственных цветов, мягкой игрушки, изделий с вышивкой. Таким образом, программа включает в себя, дополнения друг друга, разные виды рукоделия. Овладение техникой ремесла, связанного с народными традициями, помогают развивать у детей чувство гармонии и красоты, способствуют самоопределению личности в современном мире.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Программа всех разделов  усложняется от занятия к занятию, постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время.  Наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения. 

Актуальность программы  заключается в том, что она тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, вышивки, изготовление мягкой игрушки, аппликации, опираясь при этом на народные традиции проведения досуга и воспитания детей в семье.

         Новизна и педагогическая целесообразность программы.

 Отличительной чертой этой программы является глубоко продуманная система занятий, логически связанных между собой  по принципу « от простого к сложному».  Обучение строится на основе лично – ориентированного  компетентного подхода, что позволяет педагогу выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися.        

     Соответствие материала возрастным особенностям детей, подача материала в наиболее доступной для детей форме, помогает прочно освоить полученный материал, позволяет значительно повысить интерес к обучению, развивает внимание, логическое мышление и память.

Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Форма проведения занятий:

  1. Вводный инструктаж к началу работы.
  2. Особенности выполнения изделия.
  3. Беседа.
  4. Подбор материала для выполнения работы.
  5. Практическое выполнение изделия. Оформление.
  6. Представление изделия.

Итоги реализации программы.

В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети изготавливают изделия, принимают участие в отчётной выставке различных уровней.

Цель программы: нравственно - эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, вышивки, аппликации. Развитие творческой и трудовой активности, стремления к самостоятельной деятельности, активизации познавательной активности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и профессиональной ориентации.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. ознакомление и углубление знаний истории бисероплетения, вышивки, изготовления мягкой игрушки, аппликации;
  2. формирование знаний и умений работы при создании композиций с учетом материаловедения и изготовлении искусственных цветов;
  3. знакомство с новыми технологиями, обучение азам, первичным умением и навыкам всех видов рукоделия по данной программе;
  4. научить самостоятельно оценивать результаты работы.

Воспитательные:

  1. вызвать интерес к культуре и искусству;
  2. совершенствовать эстетические взгляды;
  3. прививать уважение к выразителям художественной культуры народа, его традициям;
  4. формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе и товарищеской взаимопомощи, усидчивости, аккуратности, экономного отношения к используемым материалам, рациональной организации рабочего места, соблюдению техники безопасности работы с инструментами и приспособлениями;

Развивающие:

  1. улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся, развивать образное мышление учащихся, пространственное видение;
  2. научить учащихся качественно и аккуратно оформлять изделия;
  3. развивать представление о форме, объеме, о конструкции изделия;
  4. развитие творческих способностей, внимания, самостоятельности, внимания, самостоятельности в выборе и решении темы, фантазии и формирование художественного вкуса.

        Учебно - тематический план 1 года обучения.

Тема занятия

Кол-во часов

Теоритич. сведения

Практ. занятия

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

2

2

2.

Бисероплетение

45

2

43

3.

Аппликация из соломки

25

1

24

4.

Изготовление сувениров к праздникам

16

1

15

5.

Художественная вышивка

28

2

26

6.

Мягкая игрушка

23

1

22

7.

Подготовка к отчетной выставке

5

-

5

Итого

144

                    Содержание программы 1 года обучения.

I. Вводное занятие:

        

  1. знакомство с детьми, общие сведения о правилах внутреннего распорядка, инструктаж по технике безопасности работы с инструментами и материалами;
  2. сообщение о содержании курса в течение учебного;
  3. знакомство с необходимым материалом для предстоящих занятий: нитками мулине, иглами для вышивки, бисероплитения и пошива мягкой игрушки, тканью для вышивки, бисером, мехом для изготовления игрушек;
  4. знакомство с оборудованием и приспособлениями для изготовления поделок: станок для работы с бисером, калька, копировальная бумага, мягкие простые карандаши, медная проволока, леска.

II. Бисероплетение.

История бисероплетения, материалы, инструменты и приспособления.

Изготовление панно «Морское дно».

Эстетическое значение панно в быту.

Практическая работа:

  • подготовка фона для панно и его изготовление;
  • подготовка бисера по цветовой гамме, по размеру, по форме;
  • зарисовка схем, плетение по схеме отдельных деталей панно: разновидности рыбных семей, (разных размеров, форм, расцветок); обитателей морского дна - крабов,  раков,  морской звезды,  медузы, морского конька;
  • всевозможной морской растительности - кораллов, водорослей и т.д.
  • крепление готовых деталей к основе панно иглой и леской.

Изготовление из бисера букета полевых цветов.  Работа по схеме.

       Практическая работа:

  • зарисовка схемы;
  • подбор и подготовка бисера по величине и цветовой гамме;
  • выполнение работы по схеме.

Плетение браслета на станке (с орнаментом). Беседа об эстетическом значении браслета как украшения.

   Практическая работа:

  • зарисовка схемы;
  • подбор бисера по цветовой гамме;
  • плетение орнамента с помощью станка, ниток и бисерной иглы.

               Плетение объемных фигурок из бисера (крокодил и божья коровка, змейка).  Подбор и подготовка бисера по величине и цветовой гамме.

 Практическая работа:

  • выполняется двойным плетением из бисера двух цветов (для поделки - один цвет для спинки, другой цвет для животика).

III. Аппликация из соломки.

   Вводная беседа. Виды тканей, природного материала, нитей, кожи и их использование в изготовлении аппликаций. Техника безопасности работы с инструментами, клеем.

   Изготовление основы аппликации - панно. Подбор плотного картона, ДВП, материала по структуре, расцветке. Обтягивание тканью основы панно.

    Практическая работа:

  • подготовка соломки к работе;
  • ознакомление с технологией изготовления аппликации;
  • перевод элементов узора или рисунка на кальку, наклеивание на неё ленточек из соломки;
  • вырезание фрагментов рисунка с соломкой по контуру со стороны кальки;

- наклеивание на основу панно вырезанных деталей;

  • сборка рисунка «панно».

          IV. Изготовление сувениров. Новогодние подвески, мини - сувениры к 8 Марта, «валентинки». 

Работа индивидуальная, в зависимости от имеющегося материала (мешковины, кожи, бисера). Беседа о каждом изделии, о его роли в быту. Выполнение изделий - подарков. На основе накопленного опыта (изделия на выбор детей).

V. Художественная вышивка.

Вводное занятие. «Общие сведения по вышивке».

Инструменты. Подготовка к вышивке. Ткани и нити. Простейшие швы. Инструктаж по технике безопасности.

Начальные ручные швы и их варианты. Изучение ручных швов и выполнение образцов. Демонстрация готовых изделий с вышивкой - салфетки.

Вышивка - как украшение (носовые платки).

 Выполнение изделий с применением изученных швов.

Применение изученных швов в конкретных изделиях.

     Используются швы: стебельчатый, тамбурный, петельный, гладь, полупетля, рококо. Вышивка платочков с детскими мотивами, узоров с мотивами растений и животных.

                        VI. Мягкая игрушка. Мышка, еж.

Вводное занятие. История игрушки - самоделки. Кукла - развлекает, поучает, воспитывает. Материалы, инструменты, техника, отделочные материалы.

Выполнение мягкой игрушки.

Ознакомление с последовательностью выполнения мягкой игрушки. Цветовое решение игрушки. Кройка и шитье. Повторение простейших ручных швов. Набивка, сборка, оформление.

Прогнозируемые результаты 1 года обучения:

После первого года обучения дети должны:

Знать:

  1. историю и художественные традиции в таком виде декоративно - прикладного искусства, как бисероплетение, вышивка, аппликации, игрушка-самоделка;
  2. терминологию - то есть название ниток, проволоки, инструментов и приспособлений, швов, тканей, бумаги;
  3. разнообразие декоративных швов, иметь представление о цветовой гамме, сочетаний цвета в изделии, иметь элементарные понятия о материаловедении, различать ткани по фактуре;
  4. виды бисера, фурнитуры, медной проволоки, лески, игла для работы с бисером, технологию работы с бисером как леской, нитью, так и с медной проволокой;
  5. технологию выполнения аппликации, умение отличать передний, средний и дальний план работы с аппликацией, простейшие композиционные приемы, разнообразие используемого материала;
  6. понимать смысл своего обучения в объединении и функциональные особенности выполняемых ими изделий;
  7. технику безопасности работы с инструментами, приспособлениями, электроприборами;
  8. правила раскроя изделия из ткани и меха.

Уметь:

  1. выполнять простейшие ручные швы;
  2. уметь пользоваться такими приспособлениями как пяльца, наперсток, станком для плетения браслетов из бисера;
  3. переводить выбранный рисунок на ткань для вышивки или на основу панно для аппликации;
  4. составлять последовательный план работы при изготовлении поделки;
  5. подобрать ткань для выбранного изделия;
  6. подбирать правильную цветовую гамму как в работе бисером, так и для вышивки выбранного узора;
  7. читать схемы и правильно выполнять технологию плетения, как проволокой так и леской;
  8. правильно начинать и заканчивать плетение и вышивку;
  9. придавать изделию законченный вид, доводить начатое дело до конца;
  10. аккуратно клеить, вырезать детали аппликации.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

свед.

Прак.

занят.

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Повторение учебного материала 1 -го года обучения.

6

2

4

2.

Бисероплетение

40

2

38

3.

Художественная вышивка

42

    2

   40

4.

Изготовление сувениров к праздникам

22

1

21

5.

Аппликация из ткани

34

2

32

6.

Мягкая игрушка

35

2

33

7.

Искусственные цветы

35

2

33

8.

Подготовка  к отчетной выставке

2

-

-

Итого:

216

-

-

Учебно - тематический план второго года обучения.

Содержание программы второго года обучения.

I. Вводное занятие.

 1.  Повторение правил внутреннего распорядка, инструктаж по технике   безопасности с инструментами и материалами.

  1. Ознакомление с содержанием курса второго года обучения.
  2. Знакомство с необходимым материалом для проводимых занятий.
  3. Знакомство с оборудованием и приспособлениями для изготовления поделок (станок для работы с бисером, инструмент для изготовления искусственных цветов, креповая бумага, медная проволока, леска, пат).

                                 II. Бисероплетение.

История бисероплетения. Виды бисера. Развитие бисерного производства в России.

                                    Цветущее дерево из бисера.

Эстетическое значение поделок из бисера в быту. Человек - часть природы. Постоянная тяга человека к прекрасному.

Практическая работа:

  • зарисовка схемы;
  • подбор бисера по цветовой гамме;
  • выполнение работы по схеме;
  • сборка выполненных деталей в целое.

Изготовление панно «Земляника». Эстетическое значение панно в быту. Практическая работа:

  • подбор и подготовка фона для панно и его изготовление;
  • подготовка бисера по цветовой гамме, размеру, по форме;
  • зарисовка схем и плетение по схеме отдельных деталей панно: земляники, лепестков, цветов, корзины.
  • обработка ниткой мулине ствола букета.
  • крепление готовых деталей к основе панно иглой и леской.

     Плетение браслетов на станке с усложненным орнаментом.

Беседа об использовании бисера для украшения одежды и изготовление аксессуаров.

             Практическая работа:

  • зарисовка схемы;
  • подбор бисера по цветовой гамме;
  • плетение орнамента с помощью станка, ниток, бисерной иглы.

Плетение объёмных фигурок из бисера 

  (жук-пожарник, пингвин, цыплёнок, черепаха, лягушка, крокодил, дельфин) .

Подбор и подготовка бисера по величине и цветовой гамме.

     Практическая работа:

  • зарисовка схемы;
  • выполняется двойным плетением из бисера.  

                            Ш. Художественная вышивка бисером.

Общие сведения о вышивке, её истории, технологии вышивания.  Подготовка к вышиванию. Техника безопасности работы с иглой и бисером. Инструменты и приспособления.

       Практическая работа:

-подбор рисунка;

-подбор бисера;

-ознакомление с техникой вышивки.

IV. Изготовление сувениров к празднику.

Изготовление новогодних сувениров: мини-игрушки из синтепона, ватных дисков (заяц, ангел, ёлка из жатой бумаги); не сложные игрушки из ниток - «дед мороз»; «валентинки»; вышитые салфетки с новогодними мотивами.

                       V. Аппликация из ткани.

Из истории аппликации. Виды аппликации. Подбор материала. Инструменты и приспособления, техника безопасности работы с ними.

Изготовление основы аппликации - панно. Подбор плотного картона,  ДВП, ткани для обтягивания основы.

Практическая работа:

  • ознакомление с технологией изготовления аппликации;
  • подбор эскиза
  • перенос рисунка на основу панно;
  • подбор ткани для деталей рисунка;
  • подбор лоскутов для деталей рисунков;
  • перенос элементов узора или рисунка на кальку, наклеивание на неё соответствующей ткани, обработка утюгом;
  • вырезание фрагментов рисунка;
  • наклеивание на основу панно, с учетом технологии наклеивание аппликации.

                    VI. Мягкая игрушка. Мишка, птичка-подвеска.

    Вводное занятие. Беседы для развития кругозора.  История появления ножниц, карандаша, напёрстка, иглы. Игрушка и её история. Материалы, техника, отделочные материалы.

Выполнение мягкой игрушки.

  • Ознакомление с выкройкой, последовательностью выполнения мягкой игрушки;
  • подбор ткани для изготовления игрушки;
  • цветовое решение игрушки;
  • кройка и шитьё;
  • простейшие ручные швы;
  • набивка, сбор, оформление.

               

VII. Искусственные цветы.

Работа с проволокой и креповой бумагой. Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности. Основные детали искусственных цветов. Работа с шаблонами.

Цветок «Незабудка».

Простейшие законы построения букета. Практическая работа:

- вырезание деталей цветков;

- тепловая обработка;

    - работа с проволокой и креповой бумагой;

    - сборка цветка.

                            Цветок «Маленькая роза».

 Простейшие законы построения букета. Икебану из цветов.

Практическая работа:

- вырезание деталей цветков;

- тепловая обработка;

    - работа с проволокой и креповой бумагой;

    - сборка цветка.

Прогнозируемые результаты второго года обучения.

К концу второго года обучения дети должны:

Знать:

1.технику безопасности работы с инструментами, приспособлениями, электроприборами;

2.технологию выполнения аппликации из ткани;

3. историю изготовления искусственных цветов, художественные традиции и законы построения композиций из цветов, простейшие законы построения букета;

 4.основные приёмы изготовления искусственных цветов, технологию обработки ткани для работы с ней;

  1. основы материаловедения (в объёме школьной программы);
  2. технологию вышивки по тюлю;
  3. терминологию - названия инструментов, приспособлений, материала;
  4. иметь представление о цветовой гамме, сочетании цвета в изделии;
  5. возможности бисерного рукоделия.

Уметь:

1. аккуратно клеить и вырезать по контуру;

2. подбирать цветовую гамму работая над аппликацией, вышивкой, изготовление игрушки, искусственных цветов;

3. составлять икебану;

4. составлять композиции аппликаций с использованием природного материала;

5.использовать простейшие ручные стежки при изготовлении мягкой игрушки;

6. самостоятельно изготавливать подарки - сувениры к праздникам по своему выбору.

Учебно - тематический план третьего года обучения.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

свед.

Прак.

занят.

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Повторение учебного материала 1 -го года обучения.

6

2

4

2.

Бисероплетение.

45

2

43

3.

Изготовление сувениров к праздникам.

36

    2

   34

4.

Аппликация из кожи и ткани.

22

1

21

5.

Мягкая игрушка.

34

2

32

6.

Вышивка по тюлю.

32

2

30

7.

Искусственные цветы.

35

2

33

8.

Подготовка  к отчетной выставке.

6

-

-

Итого:

216

-

-

Содержание программы третьего года обучения.

                       I.  Вводное занятие.

 1. Повторение правил внутреннего распорядка, инструктаж по технике                                    безопасности с инструментами и материалами.

2. Ознакомление с содержанием курса второго года обучения.

  1. Знакомство с необходимым материалом для проводимых занятий.
  2. Знакомство с оборудованием и приспособлениями для изготовления поделок (станок для работы с бисером, инструмент для изготовления искусственных цветов, креповая бумага, медная проволока, леска, пат).

   

 II. Бисероплетение.  

     Исторические сведения о бисере, новые технологии плетения, чтение схем, изготовление авторских работ с созданием новых схем, подбор материала, инструменты и приспособления.

             Изготовление фигурок из бисера по схемам, параллельное плетение.

    Практическая работа:

- зарисовка и разбор схем;

- подбор бисера по размеру и  цветовой гамме;  

- выполнение работы по схеме.

          Изготовление композиции из бисера «Цветы». Петельчатое плетение.                                                                          

       

   Практическая работа:      

- зарисовка схемы;

-подбор бисера;

-плетение по схеме;

-наработка деталей цветка;

-плетение листиков по схеме;

-сборка и оформление выполненных деталей в целое.

              Плетение по схемам новогодних подвесок: Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, снеговик, снежинки, Рождественский ангел.

             

      Практическая работа:

- разбор схем;

-подбор бисера;

-плетение по схеме;

-оформление ёлочной подвески.

Плетение ёлки из бисера.

     Практическая работа:

-разбор схемы;

-подбор бисера;

-плетение по схеме;

-наработка деталей (веточек) ёлки, сборка их в ветки;

-сборка ёлки, и формирование ствола.

                       Плетение объемных фигурок из крупного бисера: птиц, животных (пекинес, слон, обезьяна, дракон, павлин, гриф, колибри).  

   

    Практическая работа:

-разбор схем;

-подбор бисера;

-плетение по схеме согласно технологии объемного плетения.

                    III. Изготовление сувениров к праздникам.

       Изготовление из ниток синички, собачки;

 изготовление из бисера «валентинки», сувенира из бисера к 8 Марта, плетение жгута из бисера, брелока из бисера.

           Плетение из бисера букета «Розы».

 Практическая работа:

-разбор схемы;

-подбор бисера;

-изготовление лепестков и листиков;

-сборка розы и листиков в цветок;

-обработка стебля флористической лентой.

                     IV. Аппликация из кожи и ткани.

       История аппликации, виды и технологии. Подбор материала. Инструменты и приспособления, техника безопасности работы с ними. Изготовление основы для аппликации-панно. Подбор картона ДВП, ткани для обтягивания основы.      

         Практическая работа:

-выбор эскиза;

-ознакомление с технологией аппликации;

-подбор материала;

-перенос рисунка на основу панно;

-перенос рисунка на кальку;

-наклеивание на неё ткани, обработка утюгом,

-вырезание фрагментов рисунка;

-наклеивание на основу панно, с учетом технологии наклеивания аппликации.

                     V. Мягкая игрушка. Гном, Пушистик, снеговик.    

 

     Игрушка и её история. Материал, технология пошива, фурнитура.

           Практическая работа:

 -ознакомление с выкройкой, разбор плана выполнения игрушки;

 -подбор ткани (вид ткани, цвет);

 -раскрой;

 -пошив, набивка, сборка;

 -оформление.

                       VI. Вышивка по тюлю.

Вводное занятие. Общие сведения о вышивке.

Вышивка по тюлю - разновидность счетной вышивки. Знакомство с таким материалом, как тюль с квадратными ячейками.

Практическая работа:

  • выбор ниток по цветовой гамме;
  • натяжение тюли, выбор иглы;
  • работа по схеме;
  • обработка краёв салфетки;
  • окончательная обработка салфетки.

                        VII. Искусственные цветы.

Вводное занятие. Цветы - символ красоты мира. Искусство изготовления цветов. Подготовка ткани к работе. Работа с проволокой и креповой бумагой. Знакомство с инструментами. Инструктаж по технике безопасности. Основные детали искусственных цветов. Работа с шаблонами.

 «Свадебный букет».

 

Символическое значение белых цветов. Народные обряды.

   Практическая работа:

  • подбор и обработка ткани;
  • вырезание венчиков и листиков цветка по шаблону;
  • тепловая обработка;
  • изготовление стебельков цветка с помощью медной проволоки и креповой бумаги;
  • сборка цветов и букета.

 

Цветок «Ромашка».

Простейшие законы построения букета. Символическое значение цвета. Символика чисел.

    Практическая работа:

  • подбор и подготовка ткани;
  • вырезание венчиков цветка по шаблону;
  • вырезание листиков цветка;
  • тепловая обработка листиков цветка;
  • изготовление стебельков и тычинок;
  • сборка цветов, букета.

Прогнозируемые результаты третьего года обучения.

К концу третьего года обучения дети должны:

Знать:

1.технику безопасности работы с инструментами, приспособлениями, электроприборами;

2.технологию выполнения аппликации из ткани;

3. историю изготовления искусственных цветов, художественные традиции и законы построения композиций из цветов, простейшие законы построения букета;

 4.основные приёмы изготовления искусственных цветов, технологию обработки ткани для работы с ней;

  1. основы материаловедения (в объёме школьной программы);
  2. технологию вышивки по тюлю;
  3. терминологию - названия инструментов, приспособлений, материала;
  4. иметь представление о цветовой гамме, сочетании цвета в изделии;
  5. возможности бисерного рукоделия.

        Уметь:

1. аккуратно клеить и вырезать по контуру;

2. подбирать цветовую гамму работая над аппликацией, вышивкой, изготовление игрушки, искусственных цветов;

3. составлять икебану;

4. составлять композиции аппликаций с использованием природного материала;

  5.использовать простейшие ручные стежки при изготовлении мягкой игрушки;

  6. самостоятельно изготавливать подарки - сувениры к праздникам по своему выбору;

  7. самостоятельно выполнять счетную вышивку по тюлю;

  8. правильно использовать инструменты (бульки) при изготовлении искусственных цветов:   

Дидактический материал.

  1. Образцы вышивок.
  2. Готовые изделия игрушек.
  3. Схемы для плетения бисером.
  4. Схемы вышивок по тюлю.
  5. Коллекция рисунков для вышивок.
  6. Готовые образцы поделок из бисера.
  7. Коллекция выкроек мягкой игрушки.
  8. Готовые образцы аппликаций из ткани.
  9. Готовые панно изделий из бисера.
  10. Разработка ручных швов.

Техническое оснащение занятий.

1. Пяльцы деревянные круглые.

2. Нитки мулине различных цветов.

3. Шелковые нитки.

4. Тюль.

5. Ножницы.

6. Иглы разные для ручных работ.

7. Напёрстки.

8. Калька.

9. Копировальная бумага.

10.Портновские        булавки.

11.Станок для плетения бисером.

12.Простые карандаши.

13.Утюг.

14.Желатин.

15.Кусочек воска.

  1. Х/6 нитки.
  2. Клей ПВА.

18.Инструменты для изготовления искусственных цветов.

  1.  Лекало, шаблоны.
  2. Шило.
  3. Резиновые подушки для искусственных цветов.

22.Электрическая печь.

    23.Креповая бумага.

Список используемой литературы

1. Е.П. Сухорукова, А.Г. Чечулинская «Искусство делать цветы».

2. В.В. Шалда «Цветы из ткани для любимой мамы».

3. Н.В. Дворниченко «Украшение к одежде».

4. А.К. Кияшкина «Искусство составление букета».

5. 3. Неботова, Т. Кононович «Мягкая игрушка»,

«Игрушки - сувениры». Москва, 2004г.

6.Н.О. Чурзина «Мягкая игрушка», «Герои любимых сказок». ООО Издательство «Сова»,2007г.

7.К.Т. Жукова «Лоскуток к лоскутку». Москва, 1999г.

8.Н.А. Берлина «Игрушки». Москва, 2000г.

9.И.Ю. Муханова «Аппликация». Москва, 2004г.

10.С.С. Константинова «История декоративно - прикладного искусства». Москва, 2004 г.

11.В. Хазенбанк, Э. Хёнши «Сделай сам». Берлин, 1988г.

12.Е. Артамонова «Соломка, скорлупа, цветочек - подарки для мам и для дочек». Москва, 2000г.

13.Энциклопедия «Рукоделие». Научное издательство. Москва.

14.М. Ляукина «Бисер - сувениры». Москва, 1999 г.

15.Т.И. Ерёменко «Рукоделие». Москва, 1989г.

16.В. Иванова «Фенички для девочек». Москва, 1999 г.

17.Н.И.Бондарева «Рукоделие из бисера». Ростов,2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Лотос" (декоративно-прикладное искусство)

Образовательная программа "Лотос" разработана для работы в условиях Центра детского творчества. Содержание программы рассчитано в основном для девочек 10-16 лет. Программой предусмотрено освоение разл...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу по декоративно-прикладному искусству"

Знакомство с программой объединения "Сувенир". Занятие состоит из трех блоков: "соленое тесто", "Модульное оригами", "Квиллинг"....

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества»

Дополнительная общеобразовательная  программа  (дополнительная общеразвивающая программа) «Основы декоративно-прикладного творчества». Предназначена для учащихся 8-12 лет Срок реа...

Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".

Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Дополнительная общеобразовательная программа студия «Декоративно-прикладное искусство»

Студия «Декоративно-прикладное искусство» авторская программа по изучению различных видов прикладного и художественного искусства. На первых годах обучения школьники изучают основы несколь...