Дополнительная общеобразовательная программа объединения декоративно-прикладного творчества "Волшебный сундучок".
рабочая программа

Ткачева Наталья Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российской школы в области изобразительного искусства, трудового обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dekorativno-prikladnogo_tv-va.docx86.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе  Пуровского района

_______________________________________________________________________________________________

      ОБСУЖДЕНА:                                                               УТВЕРЖДАЮ:

 На педагогическом совете                                                          Директор МБОУ ДО

 МБОУ ДО «Дом  детского                                                       «Дом детского творчества» п.Пурпе 

 творчества» п. Пурпе                                                        _______________ М.М. Костенко   №___ «__»_________200__г                                          «__»________________200__г.                

Дополнительная общеобразовательная программа

Объединения декоративно-прикладного творчества

                             

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6 -10 лет.

.                                                  Срок реализации: 3 года

                                                                                                   

                                                                        Составитель Ткачева Наталья Владимировна                                                                        

                                                                                       педагог дополнительного образования                                            

       ,

                                                                                               

п. Пурпе

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Дополнительная общеобразовательная программа Студии декоративно-прикладного творчества разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования при сохранении традиций российской школы в области изобразительного искусства, трудового обучения.

            В основе построения данной программы лежит идея гуманизации, соответствующая современным представлением о целях дополнительного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит системно – деятельностный подход.

           Основная идея программы – создания условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе.

Программа Студии декоративно-прикладного творчества МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
  • Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
  • Образовательная программа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
  • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
  • Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
  • Обязательный минимум содержания основного общего курса изобразительного искусства;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.  № 373;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
  • Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Программа Студии ДПТ МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является комплексной модифицированной программой и составленной на основе:

  • примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «изобразительное искусство», «технология», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего

образования.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.

        Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни, предусматривает развитие художественно – конструкторских способностей обучающихся, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.  

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

 Содержание программы Студии декоративно-прикладного творчества составлено на основе основных содержательных линий программ по «технологии», «изобразительному творчеству». Программа Студии ДПТ является модифицированной и составленной на основе авторских программ педагогов дополнительного образования. Основные содержательные линии программы внесены в учебно-тематический план как разделы программы с распределение часов в соответствии с требованиями к образовательным программам дополнительного образования художественной направленности.

        Место Студии декоративно-прикладного творчества в учебном плане МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Программа является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.                 

Программа Студии декоративно-прикладного творчества введена в учебный план МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, формируемого образовательным учреждением в рамках художественной направленности и состоит из учебного плана объединений «Волшебный сундучок», «Золотая игла».

Программа предназначена для расширения предметных знаний по декоративно-прикладному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей и подростков. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.

Общее количество часов в год составляет 162 часа, 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа. Занятия проводятся в группе 10-15 человек.

Актуальность программы.

   Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких видов является декоративно-прикладное искусство.

На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

 Программа Студии направлена на воспитание художественной культуры воспитанников детского дома, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, подготовку к самостоятельной жизни.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Отличительные особенности Программы.

           Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.  

Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Поэтому при знакомстве с народным искусством учащиеся должны сознательно овладевать приемами декоративно-художественной деятельности на основе понятия коллективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, его основных принципов – повтора, вариации, импровизации.

При оборудовании учебного кабинета и организации образовательного процесса приоритетное значение имеют вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Все учащиеся обязательно обучаются основам безопасного труда на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
 Содержание программы предусматривает ознакомление с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий.

         При теоретическом обучении знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, учатся замечать тесную связь народного творчества с природой, традициями, жизнью народа. Изучение особенностей декоративно-прикладного творчества стимулирует общее развитие детей.

В основу программы положено:

  • единство воспитания, обучения и творческой деятельности;
  • сочетание практической работы с развитием способности многогранно воспринимать окружающую действительность;
  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

      Цель Программы:

Содействие развитию творческой личности, приобщение детей к народному творчеству посредством знакомства с разными видами декоративно-прикладного искусства.

    Задачи:        

  • развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на    народных традициях;
  • прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
  • развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.
  • стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и        самосовершенствованию;
  • воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
  • развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
  • развивать стремление к творческой самореализации.                  

     Возраст детей.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6 до 10 лет.

   Сроки реализации: 3 года.

 Планируемые результаты. 

Учащиеся получат:

  • начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;
  • начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

научатся:

  • использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома или другого помещения, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;
  • самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

Получат: первоначальный опыт трудового самовоспитания.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих творческих возможностей;
  • проявление познавательных мотивов;
  • развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства    мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать совместно с педагогом свои действия в соответствии с  поставленной задачей;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия;
  • адекватно воспринимать словесную оценку педагога;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью педагога;
  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
  • включаться в творческую деятельность под руководством педагога.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по декоративно — прикладному творчеству:

■ освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи.

■ развитие визуального – образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.

■ формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;

■ формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве.

■ воспитание умения и готовности слушать собеседника.

■ воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Личностные результаты освоения программы по декоративно — прикладному творчеству:

■ учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

■ формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;

■ воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности.

■ развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

■ Формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;

■ Развитость коммуникативного и художественного – образного мышления детей.

■ Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.

■ Нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях в объединении.

Ожидаемые результаты:

  В основу изучения общеобразовательной программы дополнительного образования положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов— получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

   Третий уровень результатов— получение опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы и методы занятий.

Формы проведения занятий используются, как групповые, так и индивидуальные. Индивидуальные занятия планируются и проводятся с учетом образовательных потребностей учащихся по ИОМ.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

■ наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

■ групповой – организация работы в группах;

■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

Оценка планируемых результатов освоения программы.

Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее: создание каждым ребенком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

Формой контроля на занятиях в объединении является периодическая организация выставок.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании Портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

- усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;

- личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

- формирование художественных способностей, эстетического вкуса;

- участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трем уровням:

- высокий;

- средний;

- низкий.

Оценка проводится по десятибалльной шкале. Фиксируется в сводных бланках Мониторинга изучения образовательных результатов и образовательных достижений учащихся

Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Личностные универсальные учебные действия

Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь

гражданская идентичность, этническая принадлежность

Сформирован

ность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь

1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,

8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Собеседование наблюдение

Уровень внутренней позиции учащегося

Развитие мотива учебной деятельности

сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо),

5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый),

8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация)

Наблюдение, анкетирование

Нравственно-этическая ориентация

Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор

Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки,

5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им,

8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности

Анкетирование

Собеседование

наблюдение

Регулятивные УУД

Целеполагание  

Постановка  учебной задачи

Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно

1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем,

5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое,

8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи

Решение учебных задач

умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами

1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,

8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий

Наблюдение

умение планировать и корректировать свою учебную деятельность

Определение  последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления.

1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем,

5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы,

8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности.

Наблюдение

Познавательные УУД

Работа с информацией

умение осуществлять информационный поиск

Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников

1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию,

5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач,

8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Наблюдение

Развитие логического мышления

способность к осуществлению логических операций

Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д.

1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии

5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя

8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей самостоятельно

Наблюдение,

тестирование

Коммуникативные УУД

Адекватная оценка учебной деятельности

Степень адекватного оценивания результатов своей работы

сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы

1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы

5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем,

8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность

Анкетирование наблюдение

Умение  сотрудничать

Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других,

5-7 – средний уровень– умеет работать с малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других,

8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий

Наблюдение

Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).

  1. Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
  2. Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
  3. Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  4. Степень мотивации к творческому труду.
  5. Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
  6. Уровень развития умений публичного выступления.
  7. Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  8. Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
  9. Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  10. Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.

Примерное содержание программы объединения «Волшебный сундучок» по разделам

№ п\п

Название раздела

1 год

2-й год

3-й год

1

Раздел «Лепка»

24

16

 12

2

Раздел «Бумажное моделирование»

56

41

41

3

Раздел «Вышивка»

32

36

32

4

Раздел «Фантазия» (поделки из разных материалов)

Модуль «Дары природы»

Модуль «Ямалочка» (изделия из кожи и меха)

38

45

41

5

«Проектная деятельность»

12

24

36

Итого:

162

162

162

Содержание разделов. Тематическое планирование разделов.

Основные задачи разделов.

1.  Лепка.

Основные задачи раздела:

1. Развивать у детей познавательные и творческие способности через обучение технике лепки из, пластилина, теста и бумажной массы.

2. Дать знания по основам папье-маше, обучить приемам маширования;

3. Дать знания о пластилине, видах пластилина, его свойствах и применение. Материалах и приспособлениях, применяемых при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

4. Расширить кругозор учащихся по истории лепки из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам;

5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе занятия лепкой:

- умение изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, художественного конструирования.

- умение анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

-умение определять основные конструктивные особенности изделий;

- применять способы и приемы маширования, пользоваться грунтовкой, красками, лаком;

-умение оценивать результаты своего труда.

- вносить изменения в конструкцию изделия с целью ее усовершенствования;

- умение применять изученные приемы работы с различными материалами;

- умение сочетать разные виды декоративно-прикладного искусства для создания собственных оригинальных изделий.

Коммуникативные умения:

-  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-  умение вести дискуссию;

-  умение отстаивать свою точку зрения;

- умение работать в коллективе;

2.  Бумажное моделирование

Основные задачи раздела:

1.  Познакомить с основами теоретических знаний и практических умений в таких видах декоративно – прикладного творчества, как квиллиг, оригами, торцевание, скрапбукинг, айрис фолдинг, гофротрубочки, вытынанка, бумажный тоннель, пейп–арт.

2. Приобщать учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий.

3. Социализировать личность ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

4. Научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;

5. Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками.

Общеучебные умения и навыки:

-умение выполнять деталировку для предложенного рисунка из бумаги;

- умение подбирать цветовую гамму из бумаги;

- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета,

- умение выполнять композиции в технике аппликации из бумаги;

-умение выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

-  умение подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

-умение оформлять выполненную работу в рамку.

3.  Вышивка

Основные задачи раздела:

1.  Научить основным приёмам вышивки и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно - прикладного творчества;

2. Создавать необычные, оригинальные произведения декоративно - прикладного творчества;

3. Развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе занятия вышивкой:

- умение называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- умение планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль;

-умение слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

 - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;

4.  Фантазия.

Основные задачи раздела:

1. Формировать у учащихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;

2.  Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;

3.  Развивать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами, умение организовать свое рабочее место;

4.  Воспитывать уважительные отношения к истории родного края и интерес к изучению народных традиций, художественных ремесел;

Общеучебные умения и навыки:

- умение понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира;

- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства;

- умение называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- умение выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей, наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- умение подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

-умение сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах добывать необходимую информацию (устную и графическую).

-умение выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно;

- умение выполнять деталировку для предложенного рисунка из текстильных материалов;

- умение изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;

-умение подбирать цветовую гамму из текстильных материалов;

-умение выполнять композиции в технике аппликации из текстильных материалов;

-умение выполнять пейзажи из растительных материалов;

-умение выполнять композиции в различной технике (объемная аппликация, плоскостная аппликация) из кожи, меха, шерстяной пряжи, тесьмы, кружева, растительного и природного материала;

-умение изготавливать объемные открытки, панно, разнообразные изделия из кожи, меха, шерстяной пряжи, тесьмы, кружева, растительного и природного материала;

-умение оформлять выполненную работу в рамку;

- выполнять деталировку для предложенного рисунка;

-умение выполнять композиции в различной технике (объемная аппликация, плоскостная аппликация);

-умение изготавливать объемные открытки, панно, разнообразные изделия с применением бисера или стекляруса, старой или рассыпавшейся бижутерии, блесток.

- умение выполнять полезные и красивые вещи из бросового материала (вазы, цветочные композиции). Воспитание бережного отношения к вещам б/у.

Тематическое планирование раздела «Лепка»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Модуль «Пластилиновая сказка»

1.

Радужные бабочки

1

2

3

2

2

2.

Пластилиновая сказка «Колобок»

1

4

1

6

3.

Пластилиновая живопись

1

2

3

3

3

4.

Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе

1

5

6

Модуль «Тестопластика»

1.

Веселые магнитики

1

5

6

2.

Изготовление сувениров из соленого теста

3

3

3.

Изготовление панно

2

2

2

1

3

Модуль «Попье –маше»

1.

Лепка посуды.

1

5

6

2.

Лепка из “бумажного теста”

2

1

3

3.

«Мои любимые животные».

Лепка зверей, птиц.

2

2

4.

Знакомство с техникой переноса бумажной массы на плоскость.

1

3

4

Итого:

4

19

1

24

2

13

16

1

10

1

12

Тематическое планирование раздела «Бумажное моделирование»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Торцевание

2

10

1

13

4

4

2.

Основы скрапбукинга

2

4

6

3

1

4

1

4

5

3.

Айрис Фолдинг

1

7

8

4

4

4

4

4.

Гофротрубочки

1

4

5

5

1

6

5.

Оригами

2

6

8

4

4

6

6

6.

Вытынанка

1

4

5

5

1

6

7.

Бумажный тоннель

1

4

5

6

6

8.

Квиллинг

2

8

10

1

4

5

4

4

9.

Пейп -арт

1

10

11

4

1

5

4

4

Итого:

10

45

1

56

4

35

2

41

1

38

2

41

Тематическое планирование раздела «Вышивка»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

1.

Волшебные крестики

2

6

8

1

6

1

8

6

6

2.

 Волшебные шнурочки

1

8

1

10

3.

Шелковые ленточки

1

7

8

1

8

1

10

4.

Вышивка набивной иглой «Живопись нитками»

2

12

14

1

18

1

20

1

15

16

Итого:

5

26

1

32

3

31

2

36

2

29

1

32

Тематическое планирование раздела «Фантазия»

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Модуль «Дары природы»

1.

Аппликация из засушенных листьев и цветов

1

6

7

3

3

2.

Поделки из шишек мха и иголок

1

7

8

4

1

5

2

2

3.

Поделки из бересты

1

2

3

4

4

Модуль «Ямалочка»

1.

Украшения из кожи

1

3

4

1

3

4

2.

Панн из кожи и меха

1

3

4

4

4

3.

Изготовление сувениров и оберегов из кожи и меха

1

4

5

3

1

4

2

2

4.

         Аппликация из кожи и меха

1

4

5

3

3

5.

Объёмные композиции из кожи и меха

1

3

4

Модуль «Поделки из разных материалов»

1.

Пэчворк на пенопласте

1

4

5

3

1

4

2.

Поделки из старых журналов

1

3

4

2

2

3.

Поделки из пластиковых бутылок.

1

3

4

2

2

2

2

4.

Фенечки из шелковых ленточек.

2

2

2

2

5.

Аппликация из стружек и яичной скорлупы

1

3

4

2

2

6.

Поделки из круп и макаронных изделий

1

3

4

2

2

7.

Цветы из проволоки и ниток

2

2

2

2

8.

Поделки из спичек

1

3

4

2

2

9.

Поделки из упаковочного картона

1

3

4

Итого:

8

30

38

6

37

2

45

2

38

1

41

Примерное тематическое планирование раздела «Проектная деятельность».

№ п\п

Наименование темы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Количество часов

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Теория

Практика

Контроль

Всего

Понятие «конструктивный проект».

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

Построение плана действий

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

Проект – это «пять «П»». Поиск информации

0,5

0,5

1

1

2

3

3

3

Работа с собранной информацией. Работа по разработке вариантов проекта.

0,5

0,5

1

1

2

3

3

1

4

Звездочка обдумывания

0,5

0,5

1

1

1

2

4

-

4

Технологическая карта.

0,5

0,5

1

1

2

3

4

4

Этапы реализации проекта

1

-

1

1

1

1

1

Практикум по реализации проекта

1

1

2

2

1

2

1

4

Изготовление продукта проекта

1

1

4

4

5

5

Внесение изменений, корректировка проекта.

1

1

1

1

2

2

Оформление документации

1

1

2

2

2

1

3

Презентация проекта

1

1

1

1

2

1

3

Итого:

4

7

1

12

5

18

1

24

1

31

4

36

Методическое обеспечение программы.

Данная программа предполагает возможность вариативного и разноуровневого изучения программы. Оно осуществляется в зависимости от характера обучения и подготовленности учащихся. При достаточном количестве часов можно подробно изучать каждую предложенную тему курса. В программе использованы в основном современные виды прикладного творчества, новые технологии подготовки и применения широко распространенных материалов, дешевых и доступных. Однако при этом общее теоретическое знакомство с видами народного искусства обязательно. Неважно, кратко или подробно будут изучаться теоретические сведения – главное, чтобы в результате учащиеся достигли необходимого уровня освоения знаний, умений и навыков.

Разнообразие видов и форм в работе по программе подчинено единой цели – формированию и развитию творческого потенциала личности ребенка.

Программа предоставляет широкие возможности для выбора форм и методов в работе со школьниками. С этой целью определен круг содержания и задач, приводится перечень творческих работ. Во всех разделах, охватывающих изобразительно-пластическое народное творчество, прослеживаются ведущие нравственно-эстетические и социально-исторические идеи традиционной культуры: человек и природа, человек и семья, человек и история.

На занятиях проводится сравнительный анализ произведений профессионального и народного искусства. Сравнения активизируют мышление, помогают детям видеть разные пути воплощения художественного замысла.

Используемая литература.

1.  М. И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» - Ярославль: «Академия развития», 1997 г.

2.  М. И.Нагибина «Из простой бумаги мастерим как маги» - Ярославль: «Академия развития», 1998 г

3.  Т. О.Скрепцова, Л. А.Данильченко, А. Г.Ивлева «Объёмные картины из кожи» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.

4.  Е. П.Сухорукова, Л. Г.Чечулинская «Искусство делать цветы» - Москва: Культура и традиции, 1994 г.

5.  Кэти Джонсон «Рисунок акварелью» - Мн.: ООО «Попурри», 2003 г.

6.  Б. Г.Гагарин «Конструирование из бумаги» - Справочник – Ташкент: изд. ЦК Компартии Узбекистана, 1988 г.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1.  А. Клиентов «Народные промыслы» М.2004 г.

2.  «Друг дома» (газета). Статья «Декоративная аппликация». М. Гусакова.

3.  Д. М.Гусарчук «300 ответов любителю художественных работ по дереву» Москва. Лесная промышленность, 1986 г.

4.  З. А.Богатеева «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» Москва Просвещение, 1986 г

5.  Н. А.Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. Просвещение. 2000 г.

6.  Костюшина «Ромашка». М., «Молодая гвардия» 1988 г.

7.  «Календарь школьника» 1980г. Н. Голикова. «Сделай сам»

8.  Л. Сальникова. «Взять в помощь выдумку и смекалку». «Крестьянка» № 9 1981г.

9.  М. И.Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

10.  На досуге. Альбом \ Т. И.Батаева. О. А.Бойкова, легпромиздат 1990 г.

11.  С. Газарян «Прекрасное своими руками» Москва. «Детская литература» 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

СУВЕНИР-КОЛЛАЖ Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству

Пояснительная записка.             Всё профессиональное искусство вышло из народа, которое является началом всякого искусства. Народная эсте...

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества»

Дополнительная общеобразовательная  программа  (дополнительная общеразвивающая программа) «Основы декоративно-прикладного творчества». Предназначена для учащихся 8-12 лет Срок реа...

Дополнительная общеобразовательная программа студия «Декоративно-прикладное искусство»

Студия «Декоративно-прикладное искусство» авторская программа по изучению различных видов прикладного и художественного искусства. На первых годах обучения школьники изучают основы несколь...

Дополнительная общеразвивающая программа. Кружок декоративно - прикладного творчества "Сундучок"

Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей с нарушением слуха  в развитии их творческих способностей, развития их жизненных и социальных ком...