Методическая разработка урока «Съёмка монохромного портрета"
методическая разработка (8 класс)
Данная методическая разработка посвящена теме портретной фотосъемки. Рассматривается проблема создания фотопортрета с двух сторон - технической и творческой. В данной работе особое внимание уделено вопросам схем постановки света и созданию одиночного портрета. Уделяется внимание как теоретическим основам, без знания которых невозможно освоить технику создания портрета, так и практической работе, в ходе которой учащиеся могут применить полученные знания и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 270 Санкт-Петербурга
имени А.Е. Березанского
Методическая разработка урока
«Съёмка монохромного портрета"
реализована в рамках
дополнительных общеразвивающих программ:
«Фотостудия»
1 года обучения
и «Сам фотограф»
1 года обучения
Дата проведения: 15.12.2022 года
педагог дополнительного образования
Минеева Оксана Александровна
Названия общеобразовательных программ: Дополнительная общеобразовательная программа «Фотостудия» и «Сам фотограф» (занятие объединяет обе программы)
ФИО, должность, место работы: Минеева Оксана Александровна, педагог дополнительного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 270 Санкт-Петербурга имени А.Ф. Березанского (ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга)
Тип занятия: открытое занятие
Возраст: 14-15 лет, с участием детей 10 -12 лет
Тема занятия: «Съёмка монохромного портрета»
Вид занятия: комбинированный
Цель занятия: дать обучающимся представление о понятии монохромного портрета. Практическое освоение полученных навыков, создание проектной серии портретов.
Задачи:
Обучающая:
– изучить на практике процесс создания портретного снимка;
– способствовать организации проектной фотосессии обучающихся
Развивающая: развить природные задатки обучающихся, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, глазомер, чувство пропорции, коммуникативные способности; артистизм, умение себя подать, способность к импровизации, индивидуальные способности каждого обучающегося в конструкторском, художественном, технологическом выполнении своей работы; активизировать воображение, восприятие, внимание, развить способность передавать полученные опыт и знания другим.
Воспитательная: воспитание у детей желание работать в коллективе, умение договариваться и распределять роли; уважительное отношение между членами коллектива разного возраста в совместной творческой деятельности; терпимость по отношению к друг-другу; культуру общения и поведения; у детей воспитывается дисциплинированность, организованность.
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Методы проведения: словесный (объяснение, беседа), наглядный (показ презентаций, примеров работ), практический (осуществление фотосъемки)
Обучающиеся старшей группы «Сам фотограф» выступают в роли фотографов.
Обучающиеся младшей группы «Фотостудия» Выступают в роли моделей.
Оборудование:
- Источники постоянного света.
- Компьютеры.
- Воздуходув.
- Экран и диапроектор.
- Фотокамеры.
- Дидактический и демонстрационный материал (фотоальбомы, выставочные для образца портреты, таблицы со свето-схемами).
Структурный план урока:
- Организационный этап (2 мин.)
- Изучение теоретического материала (7 мин)
- Изучение простых схем постановки света (8 мин)
- Освоение практических навыков - съемка одиночного портрета (20мин)
- Совместный просмотр и анализ полученного результата. Рефлексия (6 мин)
- Проектное задание (2 мин).
Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности учащихся к включенности в урок. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
На данном этапе основной задачей педагога после приветствия, проверки присутствия учащихся и их готовности к занятию, является раскрытие целей урока и ознакомление с его планом. Провести презентацию используемого оборудования.
На этом этапе педагог не только проводит предварительное знакомство учащихся с темой урока, но и стимулирует развитие творческих способностей, акцентируя внимание на различных жанровых направлениях в портрете.
Изучение теоретического материала
Главные критерии качества портрета. Художественные приёмы и основные выразительные средства, используемые для съёмки портрета. Виды фотопортретов. Отличительные особенности монохромного портрета. С учащимися ведётся диалог, задаются вопросы на тему основных правил съёмки портрета (по ранее пройденным темам) и портретных настроек экспозиции фотоаппарата. Определяется объектив, используемый для съёмки портретов. Объяснение материала сопровождается демонстрацией презентации.
Изучение простых схем постановки света
Разбор 7 простых схем постановки света для студийной съемки. Существует 4 самых распространенных основ для освещения человека: боковое и классическое освещение, «рембрандтовское освещение», «бабочка», а также 5 дополнительных, которые являются элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете:
- «Петля»
- Раздельный свет
- Контурное освещение
- Широкое освещение
- Короткое освещение
Освоение практических навыков - съемка одиночного портрета
Самостоятельная работа обучающихся. Участники разбиваются на 2 группы, распределяются по двум подготовленным заранее фотозонам и на практике пробуют воссоздать все изученные схемы. На выполнение данного задания запланирована 20 минут. Для дополнительного художественного эффекта ребятам предлагается воспользоваться воздуходувом.
Совместный просмотр и анализ полученного результата. Рефлексия.
Сделанные учащимися снимки просматривают на большом экране через проектор. Обсуждают полученный результат. Анализируют удачи и ошибки. Подведение итогов занятия. Учащимся предлагается закрепить полученные знания:
- Перечислить источники света. Объясни их назначение.
- Назвать все изученные и пройденные на практике свето-схемы.
- Назвать отличительные особенности монохромного снимка от цветного.
- Какой объектив используем для съёмки и какие настройки камеры должны применяться при съёмке портрета?
Проектное задание
В качестве проектного задания всем учащимся полагается снять портрет в одном из изученных жанров: детская, групповая, костюмированная, социальная фотография и т.д. Задача преподавателя на данном этапе - оценить риски выбора наиболее сложных фото-жанров - например, социальной или костюмированной фотографии.
Вывод:
В век доступности фототехники фотография не перестает быть искусством, так как освоение ее на высоком уровне требует наличия теоретических и практических знаний, творческого вкуса и любознательности. Поэтому важно не только научить обучающихся основам фотодела, но и привить хороший вкус, способствовать развитию творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Портреты библейских персонажей»
В тематическом планировании по изобразительному искусству на изучение темы «Портреты библейских персонажей» отводится два часа: на первом уроке учитель знакомит и показывае...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-138497-1352210878.jpg)
Портрет древнего Египтянина. Методическая разработка.
Методическая разработка урока, посвященного искусству Древнего Египта для 6 -7 классов (3 четверть ) учебногогода....
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/13/picture-361576-1657707544.jpg)
Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски SMART по теме: «Способы задания функции» или «Математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком»
Организационная информацияФИО учителяБабкина Лариса АлександровнаМесто работы МБОУ Суховская СОШДолжностьучительПредметалгебраКласс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-66737-1393059057.jpg)
Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"
Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-567863-1421654493.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Женский портрет"
Методическая разработка предназначена для педагогов ДО, учителей ИЗО, МХК, педагогов ДШИ.Тема занятия раскрывает особенности портретного жанра, практическая часть занятия закрепляет умение д...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1504913-1704960352.jpg)
Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6
Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное искусство по теме: Основные пропорции головы чел...