Портрет древнего Египтянина. Методическая разработка.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Козырева Светлана Ивановна

Методическая разработка урока, посвященного искусству Древнего Египта для 6 -7 классов (3 четверть ) учебногогода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyum_drevnego_egiptyanina.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме: Портрет древнего Египтянина.

                                    Педагог Козырева С.И.

 В системе дополнительного образования, где я работаю, есть возможность более глубокого изучения детьми темы декоративно – прикладного искусства. Занятия проходят два раза в неделю по  два академических часа. Дети работают на листах бумаги формата  А 2. Урок, посвященный костюму древнего египтянина, проводится с учениками 6 и 7 классов, в третьей четверти учебного года. К этому времени дети уже изучили основные пропорции человеческого тела. В школе прошли занятия по истории древнего Египта, где ребята узнали многое о быте древних египтян, об их облике. Поэтому у детей сформировались определенные знания о предмете.

 Тема работы – «Портрет древнего египтянина». Это задание дети должны выполнить за два урока (4 академических) часа. Первое занятие отводится, в основном,  под теоретическую часть. На этом уроке дети должны выполнить эскиз в цвете предстоящей работы. На втором  занятии  выполняется основная часть работы над композицией. Времени для теоретической части урока достаточно, поэтому я использую широкий зрительный ряд – иллюстрации, образцы современного папируса для того, что бы дети сумели передать его цвет в своей композиции. Используется так же слайд – фильм о Древнем Египте (по материалам из интернета).  На зимних каникулах посещаем с детьми Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, зал Древнего Египта.

 Я предлагаю  детям изобразить портрет египтянина в рост, что бы они могли поработать не только над прической, но и над костюмом, и над украшениями. Это может быть так же парный портрет, если ребенку это покажется интересным  (например, портрет фараона и царицы, или портрет бога и богини). Изображение выполняется в соответствии с египетским каноном. Голова изображается в профиль, а тело –  анфас. Дети  6 класса решают работу более обобщенно, дети 7 класса – более подробно. Так как многие ребята посещают так же кружок лаковой миниатюры у нас в Центре, проработка мелких деталей может быть для них интересной.  Вначале, как было сказано выше, после теоретической части урока, делается предварительный эскиз композиции в цвете, (половина формата  А 4), акварелью или гуашью.

 На втором уроке используются материалы: акварель, гуашь, простой карандаш, ластик, кисти.

1.На листе формата  А 2 делается подготовительный рисунок.                                             2.Фон пишется акварельной краской, так как акварель хорошо передает фактуру и прозрачность папируса. Что бы точнее передать фактуру, можно пользоваться щетинной кистью, работая ею в одном направлении. Если надо изобразить стену гробницы, можно залить фон акварелью подходящего цвета, а затем по еще непросохшему фону кусочком губки «пришлепыванием» изобразить   фактуру  камня. Трещины на камне можно сделать тонкой кистью более темным цветом по почти просохшей краске. Работа ведется по подготовленному рисунку. Линия после заливки фона будет видна.                                                                                                                                   3.Далее работа ведется гуашью. Лицо и тело египтянина – мужчины более темное, чем у женщины. Здесь уместно напомнить, что в египетском искусстве изображения почти плоскостные, отдельные детали лица и тела подчеркнуты темной линией. Цвет тела дети составляют сами, так как у них есть опыт работы над портретами.                                                                                       4.Одежда, головной убор, парик закрашиваются в соответствии с эскизом. Складки одежды прорисовываются тонкой линией, как это делали египтяне при росписи гробниц.                                                                                                                              5.Прорисовывается лицо, где в соответствии с каноном обводятся глаза  и брови черно – зеленой краской. Губы – красной охрой.                                                    6.Дальше рисуются украшения, головной убор, предметы, окружающие персонаж.                                                                                                                                        7.Если в композиции предусмотрена надпись, ее можно сделать, используя древнеегипетские иероглифы (по таблице в методическом пособии).

 Одежда в самой своей сущности несет известную двойственность: с одной стороны, она предмет первой необходимости, предмет утилитарный, с другой – выражает определенное представление о красоте.

 Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как помогает человеку выражать определенный эстетический идеал эпохи. Этот идеал развивается и изменяется вместе с жизнью человеческого общества. В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представления об «идеальном» человеке, его внутренней сущности  и внешнем облике. Одежда подчеркивает или изменяет «классический идеал» человека, созданный различными эпохами.

 История Древнего Египта – крупного рабовладельческого государства начинается  с 4 тысячелетия до н.э. Ремесленники и рабы создают в это время предметы быта и ткани хорошего качества, но мало разнообразные по материалу, форме и отделке. Одежда египтян была простой и незатейливой.

Мужской костюм.

Основной одеждой египтян в эпоху Древнего царства (2780 – 2280 гг. до н.э.) был передник – «схенти».  Он представлял собой полосу ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и отличалась только качеством материала.  Схенти фараона был сделан из тонкого и хорошо отбеленного холста. Одежда рабов – небольшая повязка из грубого холста или кожи. В конце Древнего царства появляется цветная одежда, сделанная с помощью природных красителей – желтая, голубая, коричневая. Цветную одежду могли носить только жрецы, придворные.

 Прически, обувь могли сказать о человеке несколько больше, чем одежда. Обувь мог носить только фараон. Египтяне брили волосы и покрывали голову париком из растительных волокон, или шапочкой из холста, плотно облегающей голову (чаще это головной убор рабов). Чем пышнее был парик, тем знатнее человек, носящий его.

Костюм фараона.

 Фараоны Древнего царства чаще всего изображены в схенти, парике, босыми или в сандалиях из тростника. Позже появляются вторые передники из тонкой плиссированной ткани, которые надевали поверх привычного схенти. Золотая подвязанная борода, корона и посох были знаками царского отличия.

 До объединения Верхнего и Нижнего Египта – 3200 г. До н. э. (эпоха архаики) каждый властитель этих стран имел свою корону. После объединения, в эпоху Древнего царства корона стала сдвоенной.

 К символам царской власти относится и головной убор «клафт – ушебти». Это небольшой полосатый платок и обруч со скульптурным изображением урея  (символ власти фараона над жизнью и смертью), закрепляемый на голове лентой. Сзади ткань собирали и заматывали концами ленты. Боковые, падающие на плечи концы платка вырезали полукругом.

Костюм жреца.

 На фресках жрецы изображались в шкуре пантеры. Передняя часть шкуры с головой располагались спереди и прикреплялись к поясу. На бедрах – схенти. На голове – парик.

Женский костюм.

 Костюм женщины Древнего царства был прост. Это длинная прямая рубашка – «калазирис» на одной или двух бретелях. Грудь оставлялась открытой. Отделкой служили вышивка, плиссировка. На протяжении всей истории Древнего Египта калазирис остается основной женской одеждой. Женщины носили завитые парики из растительных волокон, более длинные, чем мужские. Парики делали цветными – голубыми, желтыми, оранжевыми.

 В эпоху Среднего Царства (2065 – 1660 гг. до н. э.) одежда усложняется. Появляются новые ткани, привезенные из Азии, развиваются новые технологии ткачества. Появляются первые попытки использовать пластические свойства ткани.

Мужской костюм.

 У Египетской знати появляются плиссированные  и гладкие длинные схенти. Короткие схенти остаются у большинства населения как повседневная одежда.

Женский костюм.

 В период Среднего Царства калазирис сохраняет прежний покрой. Появляется отделка и украшения в одежде женщин из привилегированных сословий. В поздний период Среднего царства встречаются изображения женщин в тонких покрывалах. Однако калазирис остается  по-прежнему основной одеждой.

Новое царство – это расцвет египетской культуры,  искусства, промышленности (1570 – 950 гг. до н. э.). Территория Египта расширилась из-за успешных войн с рядом восточных государств. Знакомство с культурой завоеванных стран обогащают кругозор египтян. Получение дани с этих государств  привносит еще большую роскошь в жизнь знати. Предметы быта становятся все более изысканными. Появляются следы утонченности и в решении костюма.

Мужской костюм.

 Первые попытки использовать пластические свойства ткани, получают свое дальнейшее развитие в эпоху Нового царства. Появление новых тонких тканей дает возможность носить многослойную одежду. Полупрозрачные и тонкие ткани, плиссированные или драпированные окружали тело легкой дымкой, позволяли скрывать недостатки фигуры, создавать новые пропорции. Новая одежда украшала человека, придавала ему черты изящества и изнеженности. Под влиянием восточной культуры появляется скроенная одежда, например, рубашки. Появляется новая одежда – сусх. Она состоит из калазириса и большого прямоугольного куска ткани (синдон). Синдон плиссировали в продольном направлении и обертывали  вокруг бедер. Спереди его завязывали полуузлом и один или два конца спускали до низа калазираса. Эту часть синдона иногда скрепляли поперечными ювелирными пластинками.

Костюм Фараона.

 Фараоны носили так же калазирисы из прозрачной ткани, сверху надевали плиссированный или драпированный схенти. Иногда прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появляются новые мужские одежды из пестрых тканей. Существует роспись неизвестной могилы 18 династии (Лондон, Британский музей), где изображен Озирис – главное божество египтян. Он в костюме фараона с атрибутами царской власти. В этом костюме видно влияние азиатской культуры. Одежда из плотных тканей покрывает все тело Озириса. Она состоит из двух отдельных частей: калазириса с длинными рукавами, и верхней части, состоящей из открытой спереди юбки из ткани с рисунком, укрепленной на талии поясом. На спине юбка соединена с короткой накидкой. Одежда создана не драпировкой, а кроем, в чем видно влияние Азии. На голове Озириса – сдвоенная корона Верхнего и Нижнего Египта, золотая подвязанная борода. В руках – пастуший посох с загнутым верхним концом и треххвостный бич, как символ власти у народов, с древности занимавшихся скотоводством.

Женский костюм.

 В эпоху Нового царства происходит сближение форм женского и мужского костюмов, что является наиболее характерной особенностью этого периода.

 Высокая, подчеркнутая талия, многослойные прозрачные  плиссированные одежды из тонких тканей или создают силуэт колокольчика или облегают фигуру тонкой плиссировкой  в  различных направлениях. Это создает новую ритмическую и иллюзорную структуру костюма. В эпоху Нового царства к традиционному женскому калазирису делают бретели контрастных цветов. Цвет калазириса чаще всего шафрановый, красный, голубой. Иногда ткань калазириса украшают чешуйчатым узором, имитирующим крылья кобчика, как в эпоху Среднего царства. Кобчик (небольшая хищная птица) – символ Изиды. В таких калазирисах иногда   изображались царицы при совершении жертвоприношений.

 Появляются  небольшие пелерины из тонкой или плотной ткани, которую драпировали спереди на груди. Так же существовали большие покрывала, в которые можно было закутать всю фигуру или задрапировать бедра.

 Костюм женщины из народа остается почти без изменений. Рубашку – калазирис (с рукавами на бретелях) делают из цветных, белых или натурального цвета тканей (льна, хлопка). Парики в эпоху Нового царства не только остаются, но и становятся особенно разнообразными.

Ювелирные украшения.

 В эпоху Древнего царства египетскими ювелирами были изобретены цветные пасты, которыми покрывали бисер или производили его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли множество различных украшений: «ускх» - ожерелье – солнце, которое было главным в костюме египтянина, сетки, которыми, как туникой, украшали калазирис, браслеты. Египтяне славились и обработкой драгоценных металлов. Высокий художественный вкус, тонкая техника исполнения, изящная простота и красивая стилизация природных форм отличают работу ювелиров эпохи Нового царства. Часто ювелирные изделия украшались цветными камнями – ониксом, сердоликом и др.

В Каире, в Египетском музее хранится ювелирное украшение – золотая серьга (18 династия). Красота сияния золота в сочетании с цветными эмалями – своеобразная зашифрованная повесть о мистическом значении этого украшения. В нем нет ничего случайного, нет красоты ради красоты. Все строго обусловлено. Числовые соотношения ажурных золотых пластинок, изображающих перья кобчика и покрытых эмалью, площадей внутреннего круга, где помещена голова кобчика, и наружного, окаймление которого держат цепкие лапы хищника, количество подвесок – хвоста птицы – все подчинено строго охраняемым засекреченным формулам. В этих соотношениях, в этих формулах, воплощенных в совершенной материальной красоте, египтяне видели божественную силу Природы.

 После эпохи Нового царства Египет становится добычей иноземных завоевателей. Происходит упадок экономики, культуры. Земли, захваченные ранее, отпадают. Но в эпоху эллинизма наступает некоторое возрождение. Искусство Египта попадает под влияние нового мира. В одежде это проявляется мягкостью форм. Плиссировки, так прежде любимые египтянами, заменяются свободными драпировками. Синдон превращается в плащ и его драпируют подобно греческому  гиматию. Особенно сильно греческое влияние было заметно в 1 веке, когда Рим вел завоевательную политику и стремился овладеть Египтом.

Костюм фараона.

 Официальный торжественный костюм фараона оставался традиционным, но царица Клеопатра позволяла себе появляться в легких драпированных одеждах и головном уборе богини.

Женский костюм.

 Способ драпировки античных одежд отличается от римского и греческого.

 Египтяне стремятся обрисовать контуры фигуры и зафиксировать полученную форму без изменений. Поэтому верхний конец покрывала, перекинутый с правого плеча наперед, связывается узлом под обнаженной грудью. Узел скрепляется круглой, выпуклой пряжкой. Конец ткани образует красивый вертикальный волан. Интересно, что этот способ драпировки женского покрывала был использован и введен в моду римскими женщинами в конце 1 и во 2 веке н.э.

               Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке:

1.Что было основной одеждой египтянина – мужчины и египтянки – женщины в эпоху Древнего царства?

2.Какие головные уборы носили женщины и мужчины в эпоху Древнего царства?

3.Какие цвета использовались древними египтянами в одежде в эпоху Древнего царства?

4.Что являлось знаками царского отличия фараона?

5.Назовите общие черты в мужском и женском костюме Нового царства.

6.Какая новая деталь одежды появляется в мужском костюме эпохи  Нового царства?

7.Какое ювелирное украшение было излюбленным, главным в костюме древнего египтянина?

8.Назовите основные цвета женской одежды эпохи Нового царства?

9.В чем особенность костюма египтянина в эпоху эллинизма?

                   Список использованной литературы.

М.Н.Мерцалова. Костюм разных времен и народов. Том 1. АО «Академия моды», Москва, 1993.

Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 – 8 класс. АО «Учебная литература», «Просвещение», Москва,1995.

Ю.Я.Герчук. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. РИО Мособлупрполиграфмздат, 1994.

История зарубежного искусства. Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой, Москва, «Изобразительное искусство», 1984.

П.А.Юхвидин. Мировая художественная культура. Москва, Интерпракс,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Урок в 5 классе "Костюм Древнего Египтянина".

Тема урока   «Костюм древнего египтянина» .Он является одним из блока уроков третьей четверти  «Декор-человек, общество, время»  по программе  Б.М. Неменского «Изобразит...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Реферат на тему: «Костюм древнего египтянина»

Изобразительное искусство прошло длинный и сложный путь своего развития, зародившись с появлением человеческого общества.Очень важно, чтобы у школьника сложилась цельная картина исторического развития...

Урок изобразительного искусства. 5 класс "КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА"

Модная одежда - это результат деятельности, сочетающей несколько видов искусства. Воспитать в себе художника, научиться видеть прекрасное в современной одежде - нельзя без богатого опыта прошлого, и в...

"Мудрость древнего Китая" - методическая разработка урока

Цели  урока  по  линиям  развития  личности:    1.  Картина мира в фактах.Научить  определять  и  объяснять...

Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6

Пояснительная записка     Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное  искусство  по теме: Основные пропорции головы чел...