Урок в 5 классе "Костюм Древнего Египтянина".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

 

Тема урока   «Костюм древнего египтянина» .Он является одним из блока уроков третьей четверти  «Декор-человек, общество, время»  по программе  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство.5 класс».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА

Слайд 2

Древний Египет

Слайд 3

КАРТА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Слайд 4

ПИРАМИДЫ

Слайд 5

ПИРАМИДА ХЕОПСА

Слайд 6

МАСТАБА

Слайд 7

ФАРАОН

Слайд 8

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ

Слайд 9

СХЕНТИ

Слайд 10

САНДАЛИИ

Слайд 11

КАЛАЗИРИС

Слайд 12

УКРАШЕНИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИАДЕМА

Слайд 2

УСКХ

Слайд 3

КРОССВОРД 1 3 1 2 2 4 5 3

Слайд 4

КРОССВОРД 1 3 К А Л А З И Р И С 2 2 4 5 3

Слайд 5

КРОССВОРД 1 3 К А Л А З И Р И С 2 Х Е О П С А 4 5 3

Слайд 6

КРОССВОРД 1 3 К А Л А З И Р И С 2 Х Е О П С А 4 5 С А Н Д А Л И И

Слайд 7

КРОССВОРД У С 3 К А Л А З И Р И С 2 Х Х Е О П С А 4 5 С А Н Д А Л И И

Слайд 8

КРОССВОРД У С 3 К А Л А З И Р И С Х Х Е О П С А Е Н 4 5 Т С А Н Д А Л И И

Слайд 9

КРОССВОРД У С М К А Л А З И Р И С А Х Х Е О П С А Е Т Н А 4 5 Т Б С А Н Д А Л И И А

Слайд 10

КРОССВОРД У С М К А Л А З И Р И С А Х Х Е О П С А Е Т Н А П 5 Т Б С А Н Д А Л И И А Р И К

Слайд 11

КРОССВОРД У С М К А Л А З И Р И С А Х Х Е О П С А Е Т Н А П Ф Т Б С А Н Д А Л И И А Р Р И А К О Н

Слайд 13

Разместить на альбомном листе шаблон и обвести его простым карандашом. Простым карандашом нарисовать одежду, орнамент на одежде, украшения, прическу. Закрытые одеждой линии стереть. Работа в цвете.

Слайд 14

АНАЛИЗ РАБОТ Соответствие полученным знаниям. Аккуратность. Эстетичность. Цветовая гамма. Оригинальность.

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить загадки о Древнем Египте.

Слайд 17

Спасибо !



Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству . 5 класс.

Тема: Костюм древнего египтянина.

Цель: Познакомить с особенностями костюма жителей  Древнего Египта.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных частях одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементов украшений.
  2. Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории мировой культуры.

Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, слайды,  кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами.

Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы.

Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш,  ластик, альбомный лист, ёмкость под воду.

Литература:   Изобразительное искусство 5 класс -  поурочные планы по программе Б.М. Неменского,

Межпредметные связи: история, музыка, литература.

Предварительная работа:                                            эскиз доски:

Среда (пирамиды, песок, верблюд).

образцы

Алго

ритм

тема

1.Раздать шаблоны , примеры «росписи»на парты.

2. Алгоритм закрепить на доске.

3. Прикрепить «среду»:«песок,

   пирамиды, верблюд» .

4. Альбомные листы   подписать .

5. Приготовить презентацию и мелодию.

6. Приготовить художественные

    материалы.

План урока:

  1. Организационный момент: -                 мин
  2. Вводная беседа –    мин
  3. Теоретическая часть –     мин
  4. Практическая часть –    минут
  5. Физкульт.минутка -        мин
  6. Анализ работ –        мин
  7. Итог урока –        мин
  8. Рефлексия-       мин

Ход урока:

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Орг.

момент

 

Вводная беседа

 

Теоретическая часть

 

Физкультминутка

 

Практическая

часть

 

Анализ

Домашнее задание

Итог

Рефлексия

-«Добрый день, ребята!

-Проверка готовности к уроку.

-Сегодня я предлагаю вам путешествие в загадочную страну пирамид, песка, мумий, фараонов(открываю доску и показываю «среду») . О какой стране я говорю?

-Итак , мы побываем в удивительной стране, узнаем особенности костюма Древнего Египта, изобразим людей –египтян и оживим эту пустыню!

-Мы отправляемся в путешествие, я буду вашим гидом!

(звучит музыка, появляется слайд №  2    ).

-Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте?

- Где находится Египет?(слайд 3)

-Когда мы говорим  о Египте, что представляем?

-Что такое пирамида? (слайд 4)

Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью.

-Как вы думаете, зачем?

-Хорошо. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. Её высота более 146 метров. (слайд 5)

Предшественницей пирамиды была мастаба (показ). (слайд 6)

-А как вы думаете для чего нужны были пирамиды?

-Кто такой фараон?  (слайд 7)

-А что было внутри пирамид? На

Стенах?

  (слайд 8)

 -Благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили, даже как строили пирамиды.

-А теперь познакомимся какой была одежда жителей Древнего Египта .

-Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской.

-Скажите, а как вы думаете ,костюмы были у всех одинаковы или отличались? Чем? Почему?

- А знаете ли вы, ребята, как одевались др. египтяне?

-Правильно, климат Египта не требовал одежды – вполне достаточно было незатейливого «пояска с полоской».Основной одеждой мужчин был передник схенти (неширокая полоса ткани, обёрнутая вокруг бёдер и укреплённая на талии поясом).  слайд 9)

- Как вы думаете, ребята, отличался Схенти фараона от Схенти ремесленника?

- Правильно, конечно отличался.  Схенти фараона был сделан из тонкого  полотна. Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.  У раба повязка была из грубого и довольно толстого холста натурального цвета. Мужчины   для защиты от жарких солнечных лучей носили парики  , а простолюдины и рабы не могли этого делать , поэтому носили шапочку .

Обувь имели право носить только фараоны , называлась она сандалии .

Делалась такая обувь из пальмовых листьев, а затем и кожи.(слайд 10)

А вот женский костюм отличался предельной простотой:   прямая длиной до лодыжек рубашка  калазирис.  П о форме она была одинаковой и у бедных ,и у богатых.

 На одной или двух бретелях.   (слайд 11)

-А что еще может дополнить костюм?

-Какие? (слайд 12)

 -Вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин – перстни, броши, серьги, браслеты,  диадемы  .

-Что такое диадема?

 Головное украшение в виде венца, в некоторых случаях прикрепляется к волосам.(слайд 13)

-А традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх  

 - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.(слайд 14)

-Во время нашего путешествия мне в руки попал кусок папируса, но так как он очень древний, буквы на нем стерлись , и я предлагаю вам его восстановить.(слайд 15)

Молодцы! После долгого путешествия предлагаю отдохнуть!

Проследим за попрыгунчиком, при моргании –закрываем глаза.

-А теперь на пути нашего путешествия- мастерская юных художников.

Как вы думаете, а что мы будем делать?

 Нарисуем костюм древнего египтянина и оживим нашу пустыню.

Обратите внимание на порядок выполнения работы . (слайд 16) .   Шаблоны, которые вы (по желанию) обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду. Что будет на человеке, кто это будет: мужчина или женщина, какого цвета будет одежда, какие украшения, какая прическа – решать вам. Закрытые одеждой линии тела стереть.

Работа в цвете.

Приступаем к работе (тихо звучит мелодия)

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.

Заканчиваем работу в мастерской, наше путешествие  подходит к концу. Обменяйтесь работами, оцените их. Обратите внимание на слайд .Прочитайте.(Слайд17)

- И пришло время оживить пустыню ,выходим к доске , прикрепляем работы.  

 

-Кто не успел выполнить работу –дома доделать. Подготовить загадки о Древнем Египте.(слайд 18)

-Наше путешествие закончилось! Молодцы ребята!  

-В какой стране мы побывали?

-Что нового узнали?

-Что изобразили?

-Каковы особенности костюма ?

Мы побывали в  удивительной  стране , узнали особенности костюма Древнего Египта , изобразили людей –египтян и совместными усилиями оживили   песок этой пустыни .

- С каким настроением закончилось путешествие?

-Почему?

-Понравился ли урок?

-Урок закончен.

-Спасибо за работу.

 

(Слайд 19)

Ответ дежурного об отсутствующих и готовности к уроку.

-Египет

 

Рассказывают:

Царь, правитель,

 Фараон……

Африка

Песок, пирамида..

-Показать своё величие, власть, превосходство.

Для погребения фараонов

   

Рельефы, росписи

Отличались, тканями, украшениями.

Жаркий

 

Да

Украшения

 

Украшение

 

Кроссворд

Физкультминутка

Рисовать одежду…

Работа учащихся

 

 Слайды «настроения»:

-отличное

-скучное

 



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока.

       Урок проходил в 5 «А» классе , класс работоспособный с развитым воображением, логикой.

      Тема урока   «Костюм древнего египтянина» .Он является одним из блока уроков третьей четверти  «Декор-человек, общество, время»  по программе  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство.5 класс».

     Опираясь на  тему данного урока, руководствовалась   целью  :

- познакомить с особенностями  костюма Древнего Египта.

 

На уроке решались следующие задачи:

  1. Сформировать представление об основных частях одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементов украшений.
  2. Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории мировой культуры учащиеся, применив имеющиеся и полученные знания о костюме Древнего Египта, должны  создать свой вариант костюма, используя художественные материалы и свое воображение.

Творческое задание требовало от учащихся   творчества, т.к. содержало элемент неизвестности (одежда, украшения) и могло  иметь   несколько подходов (выбор элементов).   При этом я использовала индивидуальную форму организации деятельности, т.к. при этой форме развивается творческая активность, самостоятельность   проверяется и оценивается работа каждого ученика.

  1. Для развития познавательного интереса учащихся урок был спроектирован и проводился с помощью компьютерной техники. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Это обосновано следующими факторами:

красочность и наглядность информации; эстетичность подачи материала; использование для расширения кругозора и знаний учащихся дополнительных источников информации, в том числе готовых электронных пособий; экономия времени урока; моделировать различные ситуации и среды; удобство размножения раздаточного материала; возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера.

 .

  1. Для реализации цели и задач урока использовались различные методы и приемы обучения,  т.е. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, которые с помощью средств изобразительного искусства (художественных материалов и техники исполнения, теоретических знаний) могут вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока.

  1. Объяснение – (монологическая форма объяснения, словесное истолкование, беседа о характерных особенностях костюма  Древнего Египта);
  2. Беседа – диалогический метод обучения (путем постановки вопросов проверялось усвоение учениками уже изученного);
  3. Эвристическая беседа – (учитель, опираясь на имеющиеся знания учащихся и практический опыт, подводит их к пониманию новых знаний); (вспоминаем  уроки истории):
  4. Объяснительно-иллюстративный;
  5. Взаимоконтроля (оценивание работ);
  6. Межпредметные связи (история, литература).

Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления или наглядные пособия)

  1. Метод демонстраций (иллюстраций) – демонстрировался   фильм “ Древний Египет ” в виде презентации , наглядные пособия  с изображением древнеегипетских  костюмов , росписи, детские работы.
  1. Практический метод (основан на практической деятельности учащихся) – творческая деятельность учащихся -  изображение костюма древнего египтянина.
  2. Познавательный метод – восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока. Сюжетность  построения урока позволила подвести учеников к осознанию и восприятию серьезного материала,
  3. Здоровьесберегающий  (физкультминутка)

Форма организации работы учащихся:

  1. Фронтальная – учитель ведет работу со всем классом одновременно (беседа, объяснение, показ и т.д.); все ученики выполняют одинаковую, общую для всех работу (обсуждение, сравнение и т.д.);
  2. Индивидуальная – учащиеся выполняют индивидуальное задание .

 

 

 

Цели урока были достигнуты ,  план урока выполнен, материал урока учениками  усвоен.  

Рецензия на урок изобразительного искусства «Загадки Древнего Египта»

Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.

Встреча с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.

Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.

Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.

Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.

В ходе урока  изобразительного искусства детям  предоставлена свобода выбора: создание замысла творческой работы, вид деятельности, художественные материалы, индивидуальная или групповая  работа, сложность выполнения творческой задачи.

Развитие интереса к искусству и художественного вкуса строилось на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.

В основе построения сюжета урока  — путешествие в Древний Египет. Урок предполагает знакомство с культурой, искусством, мифологией, что очень близко детям. Прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей,    что в свою очередь расширяет кругозор учащихся, развивает логическое и образное мышление, зрительную и слуховую память, произвольное внимание, что в свою очередь влияет на качество обучения.

Структура урока:

Организация  начала урока,         

Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.         

 Психологическая подготовка учащихся  к активной работе на уроке. Принятие цели  .

 Активизация и актуализация опорных знаний и умений.         

Сообщение темы урока, целей, предполагаемых видов деятельности.         

Изучение нового материала. Компьютерный показ фильма        

Физкультминутка.

Закрепление  знаний и их обобщение в ходе  индивидуальной, а затем коллективной работы. Творческая работа учащихся.

Подведение итогов урока. Рефлексия

В процессе урока дети легко переключают своё внимание  с одного вида работы на другой, импровизируют в зависимости от складывающихся обстоятельств.  Познавательный материал чередовался  по уровню сложности, были включены двигательные элементы в виде физкультминутки. Дети незаметно для себя постоянно были заняты процессом творчества. Они готовы творить, создавать, получать удовольствие от уроков.

В течение урока, за небольшой промежуток времени, важно обеспечить творческую самореализацию личности и необходимо научить ребенка эффективно организовывать свою деятельность: организация своего творческого пространства, планирование, подготовка, реализация, анализ и коррекция, подведение итогов творческой деятельности.

Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому, синтетичность восприятия позволило каждому ребенку раскрыться на этом уроке.

На уроке постоянно менялись формы работы, и виды деятельности, часто переключалось внимание с одного задания на другое, быстро менялись сами задания,

Качество усвоения материала и развитие творческих навыков учащихся на этом уроке были достаточно высокими. Этому способствовало применение компьютерной техники, что еще больше развивает познавательный интерес детей к этому уроку.

Приятие цели учащимися состоялось в полной мере. Подтверждение этому правильность и быстрота выполнения задания, активность  участия в коллективной работе.         

Учитывались социологические, коммуникативные, физиологические, организационные, психологические закономерности.

Изменений и отклонений по сравнению с планом в ходе урока не было. Специфика этого урока видится в его нестандартности и необычности проведения (просмотр видеофильма, индивидуальная и коллективная работа, смешанная техника, защита работы, разгадывание кроссворда). Дети здесь не только знакомились  с шедеврами мировой живописи и рисовали, они ещё и размышляли о жизни. Так урок превратился  для них в маленький праздник. Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил  костюм Древнего Египта, который потом и изобразил на отдельном листе. Дети не боялись ошибиться, работали с интересом.

 Из этих работ можно сделать вывод, что данная тема урока помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько они интересны и красочны. Все работы детей были закончены и прикреплены к  песку,   который    располагался на  доске . Создалось впечатление   египетской пустыни.

Подведение итогов урока прошло в виде закрепления полученных знаний и рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать. Оценка качества учебной деятельности учащихся отметками со стороны учителя. Составление  таблицы достижений: «Мы узнали…», «Мы учились…», «Мы смогли…».

Задачи, которые ставились  достигнуты.

На будущее нужно проводить больше таких нестандартных уроков, посвященных различной тематике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"

Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...

Портрет древнего Египтянина. Методическая разработка.

Методическая разработка урока, посвященного искусству Древнего Египта для 6 -7 классов (3 четверть ) учебногогода....

Реферат на тему: «Костюм древнего египтянина»

Изобразительное искусство прошло длинный и сложный путь своего развития, зародившись с появлением человеческого общества.Очень важно, чтобы у школьника сложилась цельная картина исторического развития...

Урок изобразительного искусства. 5 класс "КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА"

Модная одежда - это результат деятельности, сочетающей несколько видов искусства. Воспитать в себе художника, научиться видеть прекрасное в современной одежде - нельзя без богатого опыта прошлого, и в...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...