Статья "Вожатым может быть каждый", апрель 2023 г.
статья (8, 9 класс)

Медведева Евгения Александровна

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», а также государственной программы «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014–2025 годы в Кемеровской области - Кузбассе, направленных на модернизацию системы образования в регионе, особое значение уделяется развитию личностных качеств детей и подростков, саморазвитию и самоорганизации.

Образовательная профильная программа «5-я четверть. Хочу быть вожатым!» разработана на основе социального заказа школ – социальных партнеров МБУ ДО ДТ «Вектор» при организации летнего отдыха обучающихся Орджоникидзевского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_medvedeva_e.a.docx826.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЖАТЫМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ

Медведева Евгения Александровна,

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Город Новокузнецк, Кемеровская область (Кузбасс)

«…следуя лучшим традициям отечественной педагогики,

 мы стремимся открыть больше путей для

самореализации подрастающего поколения,

чтобы молодые люди брали на себя ответственность,

участвовали в развитии своих регионов,

городов, посёлков, деревень»

На встрече с участниками пилотной образовательной

программы «Школа наставника

Владимир Путин дал старт Году педагога

и наставника в России

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», а также государственной программы «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014–2025 годы в Кемеровской области - Кузбассе, направленных на модернизацию системы образования в регионе, особое значение уделяется развитию личностных качеств детей и подростков, саморазвитию и самоорганизации.

Ранняя профориентация детей и подростков является одной из актуальных задач современной государственной политики в сфере образования. Она актуализирована федеральным проектом успех каждого ребенка национального проекта «Образование».

Вожатый-это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание, состояние духа. Вожатый всегда рядом с детьми, вожатый - духовный наставник детей, формирующий их мировоззрение и характер, вожатый - это и строгий воспитатель, и родные мама и папа, вожатый - это и взрослый, и ребенок одновременно. Вожатый - это старший друг, тот самый «значимый взрослый», который стоит у истоков детской самостоятельности, открывающий им в простых делах необъятность мира, дающий плоть словам: Родина, Долг, Достоинство, Честь, Верность, Дружба [1].

Вожатые выступают душой детского объединения. Быть вожатым – значит, быть убеждённым человеком и исповедовать свою веру, воспитывать на личном примере.

Образовательная профильная программа «5-я четверть. Хочу быть вожатым!» разработана на основе социального заказа школ – социальных партнеров МБУ ДО ДТ «Вектор» при организации летнего отдыха обучающихся Орджоникидзевского района.

Помимо данного направления МБУ ДО ДТ «Вектор» ведет большую профориентационную работу в районе, взаимодействуя с учреждениями общего образования, среднего и высшего профессионального образования. Учреждение организует профессиональные пробы по различным профессиям и специальностям, востребованным в регионе: спасатель МЧС, педагогика, медицина, юриспруденция, журналистика, горное дело, IT-технологии.

Профессия вожатого – та профессия, которая во все времена не утратит своей актуальности, это те люди, которые держат небо на своих руках, и профессия никогда не утратит своего ореола романтики для подростков [2].

Новизна профильная программа «5-я четверть. Хочу быть вожатым!» состоит в знакомстве коротким курсом с основами вожатской деятельности с последующим применением полученных умений в практической деятельности на базе городских пришкольных лагерей в районе. Мероприятия в школьном летнем лагере "Алый парус - 2022" школы 61 г. Новокузнецка представлены на рисунке 1.

http://shkool61-nvkz.ucoz.ru/Novosti/IMG-20220614-WA0041.jpg   

Рисунок 1 - Мероприятия в школьном летнем лагере «Алый парус – 2022»

школы 61 г. Новокузнецка

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 12-15 лет, количество учащихся в группе 10 человек. 12-15 лет – этот тот возраст, по мнению психологов, отличается большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности, их увлекает совместная коллективная деятельность. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Учитывая особенности возраста, образовательная программа профильной смены обладает такими характеристиками, как практико-ориентированная, личностно-ориентированная, направлена на формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности.

Данная программа практико-ориентирована, построена с учетом возрастных особенностей школьников. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на развитие лидерских качеств учащихся, учету их личностных особенностей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Очень важно установить эффективное взаимодействие с учащимся, создать благоприятные условия, обеспечить ребенку чувство безопасности, стимулировать его инициативу, способствовать установлению со взрослым позитивных отношений, основанных на взаимном уважении прав личности [3].

При реализации программы используется групповая и индивидуальная формы работы с учащимися. Эффективность работы связана с соблюдением определенных правил:

  • отсутствие принуждения;
  • продуманная система поощрений и порицаний;
  • организационная и содержательная поддержка со стороны педагога;
  • четкий инструктаж; владение педагогом приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Учащиеся, познакомившись с теоретическими основами вожатского дела, имеют возможность применить полученные знания на практике. Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и консультированию учащихся, а также в создании особой атмосферы в коллективе – атмосферы сотрудничества, поддержки и успеха.

Воспитательная деятельность носит профориентационную направленность и осуществляется с учетом трех видов деятельности: познавательная, творческая и здоровьесберегающая [4].

Перечень локаций для реализации программы здоровьесбережения во время летнего отдыха школьников представлен в таблице 1.

Таблица 1– Перечень локаций для реализации программы

Локация

Применение

Оборудование

Здоровьесберегающие аспекты

Кабинеты

Теоретические занятия, игровая деятельность

Экран, колонки, ноутбук

Соблюдение санитарных правил

Холл

Практические занятия, игровая деятельность

Мячи, скакалки, ноутбук, колонка, музыка, диванчики

Комфортная среда

Улица

Зарядка, практические занятия, игровая деятельность

Мячи, скакалки, мелки для асфальта, краски

Безопасное пространство

Спортивно-оздоровительные мероприятия проводятся в форме веселой зарядки ежедневно. Зарядку организует педагог. Каждый комплекс упражнений – это интересное, увлекательное и интерактивное мероприятие, имеющее музыкальное сопровождение (рисунок 2). Большое значение имеет данный комплекс в последующей практической деятельности будущих вожатых.

Кроме того, в работу по формированию ценности здорового образа жизни включены такие мероприятия, как беседы «5 нет»: «Нет – наркотикам!» «Нет – курению!», «Нет – алкоголю!», «Нет – терроризму!», «Нет – нецензурной речи!».

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся проводятся беседы-инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Первая помощь», «Правила поведения во время массовых мероприятий», а также правила техники безопасности во время игр на улице и в помещении (холле).

http://shkool61-nvkz.ucoz.ru/Novosti/20220607_140356.jpg

Рисунок 2 – Спортивное мероприятие в летнем лагере «Алый парус – 2022» школы 61 г. Новокузнецка

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности лагеря включает в себя индивидуальные консультации, проводимые педагогом по мере необходимости и по запросам учащихся, создание портфолио «Успешный вожатый», с использованием материалов профильной смены, а также возможность заинтересовавшихся юных вожатых продолжить обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБУ ДО ДТ «Вектор» «Я – вожатый» (108 часов), «Лидер» (324 ч).

Планируемые результаты по итогам реализации программы окончании обучения учащиеся будут знать:

  • основные организационно-педагогические требования и приемы работе вожатого;
  • законы формирования детского коллектива.

Будут уметь:

  • составлять документацию вожатого;
  • организовывать работу по формированию детского коллектива.

Будут владеть навыками:

  • организации игровой и досуговой деятельности.

В результате реализации программы у учащихся формируются личностные качества:

  • лидерские качества;
  • целеустремленность, ответственность, решительность, дисциплинированность;
  • бережное отношение к природе;
  • ценностное отношение к собственному здоровью, здоровью окружающих.

Список используемых источников:

  1. Десять вожатских шагов: книга-помощник для начинающего вожатого: учебно-методическое пособие. – URL: https://www.forus-nsk.ru/uchebno-metodicheskiy-otdel/Literatura/10_Vog_shagov.pdf/ (дата обращения: 10.03.2023).
  2. История вожатского дела: Методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская и др.; Под общей ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 200 с. – URL: https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/2f8/istoriya-vozhatskogo-dela.pdf /(дата обращения: 10.03.2023).
  3. Школа вожатых: методическое пособие. – URL: https://урок.рф/library/metodicheskie_posobie_shkola_vozhatih_080915.html/ (дата обращения: 10.03.2023).
  4. Я вожатый: интернет-ресурс для вожатых детских оздоровительных лагерей. – URL: https://явожатый.рф/ (дата обращения: 10.03.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Программисты - это, может быть, вы"

План-конспект урока по теме "Алгоритм", первого урока в теме "Алгоритмика" в 6 классе.Материал содержит конспект урока, дидактический материал к уроку, презентацию, самоанализ урока...

Физика не может быть нелюбимой

как сделать так, чтобы наши ученики любили и знали физику?...

Физика не может быть нелюбимой

Конкурентность  на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся м...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

Беседа "Героем может стать каждый"

Отчет о проведении классного часа....

Социальный проект «Экология: что может сделать каждый?» « Покормите птиц зимой»

Социальный проект  «Экология: что может сделать каждый?» « Покормите птиц зимой»...