Техноквест как одна из форм профориентации школьников
материал (8, 9 класс)

Железцова Татьяна Владимировна

В настоящее время в своей работе я апробирую техническую профориентацию. У нас стали популярны техноквесты. Где ребята пробуются в различных профессиях, «примеряют» условия труда, пытаются разобраться в определенной сфере деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Железцова Татьяна Владимировна,

методист, педагог дополнительного образования

МБУ ДО «КЦДТТ»

Техноквест как одна из форм профориентации школьников

Современные реалии таковы, что сейчас востребованы нетрадиционные формы обучения. Новые условия жизни диктуют новые подходы к решению образовательных задач. Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании остается актуальной. Дети лучше усваивают материал, если сами добывают, исследуют информацию, систематизируют ее, создают конечный результат в виде проекта. А хорошее впечатление надолго оставляет участие в конкурсах разного уровня, где они могут поделиться опытом и изюминками с другими ребятами, особенно со сверстниками или ребятами постарше. Так происходит повышение уровня самооценки, понимания нужности изысканий, получения определенных знаний, умений и навыков. В будущем это будет хорошим подспорьем для самореализации, выбора профессиональной деятельности.

Вопрос профориентации сейчас стоит остро. Часто возможности не совпадают с реальностью. Ребятам хочется найти работу, где много получают, а трудиться, по их словам, «не напрягаясь». Многие потом даже не испытывают удовлетворения от своей профессиональной занятости. Они просто зарабатывают деньги, а не дополученные положительные эмоции от своей профессиональной деятельности заменяют эмоциями, связанные с тратой денег. Но ничего нет лучше, чем добиваться результата через любимое занятие, повышать интерес через поиск решений, сбор и анализ информации, что позволит расширить кругозор и эрудированность. А оригинальный результат несет в себе не только признание другими, но удовлетворение и положительные эмоции. Полноценным человеком можно назвать того, кто постоянно совершенствуется, узнает новое, получает умения. Этому способствует заложенные ранее навыки проектно-исследовательской деятельности. Особенно заметно у тех, кто ранее посещал творческие объединения технической направленности в дополнительном образовании. Им в силу ограниченных возможностей приходится искать нестандартные решения, придумывать и изобретать способы реализации работы. Они начинают иначе мыслить и еще больше мобилизовывать свои силы и полученный опыт при решении задач, не пасовать перед трудностями и доводить начатое до логического завершения, даже если результат будет не тот, что планировался. Учатся правильно делать выводы, критиковать и анализировать действия.

Задача педагога: помочь развить творческие способности, задатки проектной, изобретательской деятельности. Создать условия для самореализации в той направленности, которая учащемуся ближе.

В настоящее время в своей работе я апробирую техническую профориентацию. У нас стали популярны техноквесты. Где ребята пробуются в различных профессиях, «примеряют» условия труда, пытаются разобраться в определенной сфере деятельности.

Недавно мы знакомились с профессиями будущего в космической отрасли. Детям нравится смотреть фантастические фильмы, играть в компьютерные игры, но они плохо понимают, как на самом деле организована жизнь, особенно в космическом пространстве, и что нужно для освоения других планет. Мероприятия, проводимые к знаменательным датам освоения космоса, помогают вспомнить историю и затронуть настоящее время, события, освещаемые в СМИ. А вот будущее для них пока туманно. Недавно прошла информация о дальнейшем исчезновении многих профессий, цифровизации многих отраслей. Вот мы и решили провести цикл исследований по теме: «Какие профессии могут быть востребованы в ближайшем будущем?». Чтобы ребятам было проще с выбором профессий через несколько лет. Мы не просто исследовали информацию об определенных областях сфер деятельности, а пытались подробно познакомиться с условиями труда и попробовать силы в профессии.

Первое исследование проходило под названием «КОСМОСТАР». Учащимся необходимо было систематизировать все свои знания о космосе, космических достижениях через небольшие доклады. Решено подготовить экспедиции на разные планеты нашей Солнечной системы. Для этого необходимо сформировать команды - получилось 4, которые должны исследовать разные планеты: Меркурий, Венера, Луна, Марс. Попробовали силы и в организации виртуальных экспедиций на дальние планеты, а дальше можно и в звездное пространство. Но пока о том, что получилось.

Прежде, чем отправить команду на планету, необходимо ее изучить. В работу включились астрономы и астрофизики. Они рассказали все, что на данный момент известно о планетах: расстояние от Солнца, сколько длится год, сутки, диаметр, масса, плотность, состав атмосферы, есть ли спутники и какие, особенности климата и условия существования. Особенно заинтересовал видеоролик о том, как долго может продержаться человек на той или иной планете. А еще провели игру, в которой с помощью специального калькулятора, определи вес на планете. Попробовали передвигаться с помощью дополнительного груза и пружин. Всех тяжелее оказалось на Юпитере. А вот на Меркурии и Луне свой вес не сильно ощутили. Первое время необходимо научиться передвигаться на планетах, учитывая специальное одеяние – скафандр, ведь он тоже имеет вес.

Потом присоединились виртуальные космоархеологи. Они изучили снимки, уже обработанные с помощью специальных компьютерных технологий для создания высококачественных изображений археологических объектов и содействие археологическим исследованиям. Вместе с командой попробовали предположить, что собой представляют заинтересовавшие их объекты. Было забавно наблюдать за бурными эмоциями и разыгравшейся фантазией. Но с помощью «мозгового штурма» отбросили ненужные варианты и оставили более подходящие. Просмотр видеороликов по данной теме еще больше убедил в правильности выбранных вариантов.

В дело вступили космогеологи. Они рассказали о рельефе планет, составе грунта, особенностях, полезных ископаемых. Из докладов следует, что больше для людей подходит Марс. Провели игру «Узнай, что в коробке». Для работы был выбран разный земной грунт, крупы, камешки. Нужно было на ощупь описать и узнать, что это. Не все справились с заданием. Но заставило призадуматься, как сложно исследовать другие планеты.

Наши космобиологи попытались выбрать растения и животных, которые смогли бы жить и расти на специальной станции. Попытались представить, как же они будут выглядеть в тех условиях, ведь нужно учитывать и гравитацию, и период вращения, состав атмосферы, радиацию. Пришли к выводу, что без генной инженерии не обойтись. Ребята попытались изобразить из подручного материала, как будут выглядеть растения, каким свойствами обладать, почему. Получилось как декорации к фантастическому фильму.

А когда начали работу космоинженеры, то тут пришлось столкнуться с реальными трудностями. Ведь ребята думали, что за них все построят роботы и обслуживать будут тоже они. Но, чтобы построить станцию на любой планете, необходимо все просчитать, учесть все условия, спроектировать. Реалии оказались гораздо прозаичнее. Все вместе обсуждали с чего начинать реализацию проекта. Вот тут и пригодились уже  полученные ранее навыки проектно-исследовательской деятельности. И уроки изобретательства, нестандартного мышления, знакомство с методами ТРИЗ пригодились. Ребята на практике использовали: метод контрольных вопросов, метод сенектики, метод фокальных объектов, метод маленьких человечков. Они реально поняли, как использовать знания не только на таких мероприятиях, но и в повседневной жизни. Некоторые потом рассказывали, что пересмотрели свой режим, обустройство в комнате. Стали рациональней использовать время и пространство.

А так как в ближайшее будущее космическая отрасль будет развиваться. И профессии, связанные больше с космическим туризмом, тоже. То обучение в этом направлении – перспективно. И стоит смело выбирать космическую тематику в саморазвитии. Ведь, если и не полетишь за пределы Земли, то похожую работу всегда можно найти здесь.

В итоге мы пришли к выводу, чтобы выполнять хорошо работу, добиваться высоких результатов, нужно много учиться, много знать и уметь. И пока для этого есть время.

Через видеоролик познакомились с учебными заведениями, где можно получать «космические» профессии, условиями приема и обучения. Вариантами трудоустройства.

Первый опыт технической профориентации оказался положительным. Теперь готовится следующая «примерка» профессий. Ребятам очень понравилось. Им захотелось дальше продолжить эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Формы работы по профориентации школьников

Материал составлен на основе статей из научно методического журнала "Классный руководитель" № 4 за 2012 год....

"Творческий проект "Филармония школьника" как одна из форм привлечения детей к искусству"

Здесь я делюсь своим опытом создания проекта привлечения детей к искусству....

Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.

В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников....

Университетские субботы как одна из форм профориентации школьников

Об  образовательно-просветительском  проекте Департамента образования г. Москвы "Университетские субботы" как одной из форм профориентации школьников...

 «Университетские субботы» как одна из форм профориентации школьников»

О проекте Университетские субботы в Татьянинской школе...

Неделя профориентации "Сто дорог - одна твоя" (форма проведения: квест-игра)

1. План проведения недели профориентации 2021г.2. Творческий отчёт о проведение недели профориентации "Сто дорог - одна твоя"....