Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.
статья на тему

Леонтьева Любовь Михайловна

В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_-_odna_iz_form_patrioticheskogo_vospitaniya.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

         

      “Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский.
     Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.  На базе нашей школы выстроена система дополнительного образования обучающихся, в рамках которой созданы объединения по разным  направлениям. В них каждый ученик может найти занятие по душе. Одно из направлений краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Наша школа вот уже несколько  лет занимается вопросами краеведения.  Дневники, фотографии, воспоминания и другие экспонаты используются  на уроках истории, делая  урок более живым. Краеведческая работа, проводимая с учащимися, способствует воспитанию у детей самостоятельной инициативы, исследовательских навыков.  

       Программа  «Историко-краеведческое музееведение» включает  в себя аудиторные занятия и  научно-исследовательскую работу, а также  предполагает знакомство с навыками работы в музее. Музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.  Работая в данном направлении, я использую возможности Регионального детско-юношеского гражданско-патриотического общественного движения «Союз юных петербуржцев», участником которого наша школа является  на протяжении 10 лет.  

      Ребята выполняют  интерактивные краеведческие задания  на музейных экспозициях и в городском пространстве, отвечают на вопросы заочных викторин, расширяют и углубляют  знания о военных баталиях и морских сражениях, о выдающихся полководцах, военачальниках, флотоводцах и защитниках Отечества, отстоявших его свободу и независимость и прославивших наш город и страну. Так мы побывали во многих военно – исторических музеях города: Музее обороны Ленинграда, Военно - историческом музее инженерных войск, Центральном  Военно- морском музее, музее С. М. Кирова, Государственном  музее истории Санкт – Петербурга («Особняк Румянцева»),  Музее А. В. Суворова, на экспозиции  при памятнике «Монумент героическим защитникам Ленинграда», Музее политической истории России, (Музеи «Дорога жизни» и Подводная лодка «Народоволец»), и даже в известном, ставшим народным, школьном музее « А музы не молчали».   Экскурсии в  музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях. Полученные навыки ребята сумели использовать, участвуя в международном проекте, проведенном совместно с финскими школьниками « Легенды двух столиц».  Они подготовили фрагменты экскурсий и провели их для гостей.

       Результатом работы являются дипломы и грамоты, но главное – это то, что  ребята многому научились. Изучая первоисточники,  они приобрели навыки самостоятельного творческого освоения материала, изучая артефакты прошлого, научились делать выводы, размышлять об истоках мужества и героизма. В ходе работы возникло осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, чувство гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Завершу свой рассказ словами, которые уже были в презентации:

«История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина»