Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.
статья на тему
В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_-_odna_iz_form_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский.
Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. На базе нашей школы выстроена система дополнительного образования обучающихся, в рамках которой созданы объединения по разным направлениям. В них каждый ученик может найти занятие по душе. Одно из направлений краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Наша школа вот уже несколько лет занимается вопросами краеведения. Дневники, фотографии, воспоминания и другие экспонаты используются на уроках истории, делая урок более живым. Краеведческая работа, проводимая с учащимися, способствует воспитанию у детей самостоятельной инициативы, исследовательских навыков.
Программа «Историко-краеведческое музееведение» включает в себя аудиторные занятия и научно-исследовательскую работу, а также предполагает знакомство с навыками работы в музее. Музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество. Работая в данном направлении, я использую возможности Регионального детско-юношеского гражданско-патриотического общественного движения «Союз юных петербуржцев», участником которого наша школа является на протяжении 10 лет.
Ребята выполняют интерактивные краеведческие задания на музейных экспозициях и в городском пространстве, отвечают на вопросы заочных викторин, расширяют и углубляют знания о военных баталиях и морских сражениях, о выдающихся полководцах, военачальниках, флотоводцах и защитниках Отечества, отстоявших его свободу и независимость и прославивших наш город и страну. Так мы побывали во многих военно – исторических музеях города: Музее обороны Ленинграда, Военно - историческом музее инженерных войск, Центральном Военно- морском музее, музее С. М. Кирова, Государственном музее истории Санкт – Петербурга («Особняк Румянцева»), Музее А. В. Суворова, на экспозиции при памятнике «Монумент героическим защитникам Ленинграда», Музее политической истории России, (Музеи «Дорога жизни» и Подводная лодка «Народоволец»), и даже в известном, ставшим народным, школьном музее « А музы не молчали». Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях. Полученные навыки ребята сумели использовать, участвуя в международном проекте, проведенном совместно с финскими школьниками « Легенды двух столиц». Они подготовили фрагменты экскурсий и провели их для гостей.
Результатом работы являются дипломы и грамоты, но главное – это то, что ребята многому научились. Изучая первоисточники, они приобрели навыки самостоятельного творческого освоения материала, изучая артефакты прошлого, научились делать выводы, размышлять об истоках мужества и героизма. В ходе работы возникло осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, чувство гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Завершу свой рассказ словами, которые уже были в презентации:
«История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина»