Краеведение - одна из форм патриотического воспитания школьников.
статья на тему

Леонтьева Любовь Михайловна

В статье представлено обобщение моего опыта по внекласной работе с использованием музейного пространства. Краеведческая работа является частью патриотического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_-_odna_iz_form_patrioticheskogo_vospitaniya.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

         

      “Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский.
     Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.  На базе нашей школы выстроена система дополнительного образования обучающихся, в рамках которой созданы объединения по разным  направлениям. В них каждый ученик может найти занятие по душе. Одно из направлений краеведение – наиболее действенное средство воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу земли русской. Наша школа вот уже несколько  лет занимается вопросами краеведения.  Дневники, фотографии, воспоминания и другие экспонаты используются  на уроках истории, делая  урок более живым. Краеведческая работа, проводимая с учащимися, способствует воспитанию у детей самостоятельной инициативы, исследовательских навыков.  

       Программа  «Историко-краеведческое музееведение» включает  в себя аудиторные занятия и  научно-исследовательскую работу, а также  предполагает знакомство с навыками работы в музее. Музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.  Работая в данном направлении, я использую возможности Регионального детско-юношеского гражданско-патриотического общественного движения «Союз юных петербуржцев», участником которого наша школа является  на протяжении 10 лет.  

      Ребята выполняют  интерактивные краеведческие задания  на музейных экспозициях и в городском пространстве, отвечают на вопросы заочных викторин, расширяют и углубляют  знания о военных баталиях и морских сражениях, о выдающихся полководцах, военачальниках, флотоводцах и защитниках Отечества, отстоявших его свободу и независимость и прославивших наш город и страну. Так мы побывали во многих военно – исторических музеях города: Музее обороны Ленинграда, Военно - историческом музее инженерных войск, Центральном  Военно- морском музее, музее С. М. Кирова, Государственном  музее истории Санкт – Петербурга («Особняк Румянцева»),  Музее А. В. Суворова, на экспозиции  при памятнике «Монумент героическим защитникам Ленинграда», Музее политической истории России, (Музеи «Дорога жизни» и Подводная лодка «Народоволец»), и даже в известном, ставшим народным, школьном музее « А музы не молчали».   Экскурсии в  музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях. Полученные навыки ребята сумели использовать, участвуя в международном проекте, проведенном совместно с финскими школьниками « Легенды двух столиц».  Они подготовили фрагменты экскурсий и провели их для гостей.

       Результатом работы являются дипломы и грамоты, но главное – это то, что  ребята многому научились. Изучая первоисточники,  они приобрели навыки самостоятельного творческого освоения материала, изучая артефакты прошлого, научились делать выводы, размышлять об истоках мужества и героизма. В ходе работы возникло осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, чувство гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Завершу свой рассказ словами, которые уже были в презентации:

«История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Патриотическое воспитание школьников посредством литературного краеведения

В статье рассматривается опыт работы учителя русского языка и литературы по патриотическому воспитанию....

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения

В статье  представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...

Роль географического краеведения в патриотическом воспитании школьников

laquo;Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познаваякрасоту родного языка! Чью душу...

Историческое краеведение – основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов

Актуальность проектаЧувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили сам...

Выступление "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"

Выступление на методическом объединении воспитателей с темой "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"...