3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (10 класс)

Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов  музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач формирования технологических и общекультурных компетентностей на примере организации проектной деятельности обучающихся по теме: «IТ-технологии как средство сохранения этнографических экспонатов ЯНАО».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3d.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

3D-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена анализу применения 3D-технологий и элементов музейной педагогики в системе внеурочной деятельности. Раскрываются возможности данных технологий как средств реализации задач формирования технологических и общекультурных компетентностей на примере организации проектной деятельности обучающихся по теме: «IТ-технологии как средство сохранения этнографических экспонатов ЯНАО».

Ключевые слова. 3D-технологии, музейная педагогика, внеурочная деятельность, технологическая и общекультурная компетентности.

Высокие современные технологии с каждым днём проникают всё глубже в повседневную жизнь отдельного человека и общества в целом. Интерактивные, мобильные, мультимедийные, 3D-технологии образовали Digital мир с новейшими видами коммуникаций. Для детей нашего времени цифровая среда стала привычной и «родной».

Моделирование объектов методом послойного наплавления было открыто в 1980-х, в 1995 году стали использоваться понятия «3D-принтер», «3D-печать».

3D-печать является мощным образовательным инструментом, который способен привить ученику привычку не только использовать готовую информацию, но и творить самому. А для этого необходима вереница знаний в моделировании, программировании, математике, физике. Это является двумя основными «выгодами», которые получает образование от использования 3D-технологий.

Однако, наш опыт показал, что представленная технология является успешной в реализации задач не только формирования технологических, но и общекультурных компетентностей, формируемых преимущественно в рамках гуманитарных дисциплин, в частности музейного образования.

Первой проектной работой такого плана в МАОУ СОШ №8 стало создание учащимся 11 класса трёхмерной модели музейных экспонатов ЯНАО для сохранения артефактов в программе SOLIDWORKS.

Проект выполнял Глущенко Валерий в рамках внеурочной деятельности.

Образовательная практика «IT-SCHOOL - Лабытнанги» с 2017 года является одним из кластеров федеральной инновационной площадки «Интеллектуальный центр «Маленькое Сколково».

Основная идея практики - это выстроенная структура образовательной среды по развитию технического творчества, повышению уровня компетенций по русскому и английскому языкам.

В интеллектуальном центре школы дети осваивают приёмы конструирования, моделирования, робототехники.

Практика основана на следующих принципах: 1) Принцип инженерного опережающего образования. 2) Метапредметный характер образования. 3) Принцип преемственности и непрерывности.

Основа образовательной практики - проектная самостоятельная деятельность ребят.

Тема проекта и его основная идея возникли у школьника после экскурсии в городской краеведческий музей на выставку «Предметы-помощники коми-зырян, первых поселенцев Лабытнанги». Это предметы начала ХХ в., которые экспонировались впервые. Коллекцию составляют деревянные маслобойка и ковши, ведерко и корытце, скалка; деревянные прялки, веретено, стиральная доска; инструменты для выделки шкур – скребки, доски; пяла для плетения рыболовных сетей, поплавок из берёсты и другие.

Экспонатам много лет, время безжалостно к свидетелям прошлого. Именно поэтому необходимо бережно и внимательно относиться к историческим артефактам. Актуальность работы заключается в том, что используя современные технологии, можно создать прототипы экспонатов, распечатать их и изучать, тем самым привлекая ребят к изучению историю с применением современных гаджетов.

В работе была выдвинута гипотеза о том, что использование во внеурочной деятельности прототипов трехмерных изображений различных исторических эпох повысит уровень метапредметных компетенций обучающих.

В соответствии с этим были определены задачи работы:

  1. Изучить вредные влияния на музейные экспонаты.
  2. Изучить основы работы на 3D принтере.
  3. Изучить основы работы в среде SOLIDWORKS.
  4. Внести экспонаты в программу SOLIDWORKS.
  5. Распечатать прототипы.
  6. Создать каталог STL файла для печати прототипов.
  7. Сформировать экспозицию из созданных 3-D моделей.
  8. Выявить уровень интереса в использовании IT-технологий во внеурочной деятельности для обработки информации, в том числе этнографической.

Работа по оцифровке музейных экспонатов была начата с обработки орнаментов народов Севера.

Объекты были смоделированы в программе SOLIDWORKS. Это программа, которая позволяет создавать 3D-модели различной сложности от простых болтиков до полнофункциональной модели ракеты.

Трехмерное моделирование существенно превосходит по преимуществам линейное проектирование. Программа SolidWorks позволяет увидеть будущее изделие в объёме с разных сторон и придать ему реалистичности отображения в соответствии с избранным материалом для пробной оценки дизайна.

Процесс построения трёхмерной модели основан на формировании объёмных геометрических элементов и выполнении разных операций между ними. Такой принцип в определённой степени напоминает конструктор «LEGO». Модель создается из шаблонных элементов (блоков), она подлежит редактированию путем добавления/удаления данных блоков или посредством изменения их характерных параметров. SOLIDWORKS позволяет работать в объемном виртуальном пространстве, благодаря чему происходит приближение компьютерной модели к облику будущего изделия.

«Погружение» в элементы музейной педагогики осуществлялось через экскурсии, самостоятельное оформление экспозиции, теоретический анализ существующих 3-D моделей экспонатов.

Проект получил положительную оценку специалистов. Глущенко Валерий стал дипломантом II степени муниципального этапа конкурса научно-исследовательских работ и творческих проектов «Ступень в будущее» и лауреатом I степени Всероссийского проекта «Созидание и творчество. Осенний конкурс» 2018-2019 год.

Для школьника значимо, что музей этнографической культуры народов Севера, функционирующий в рамках реализации проекта «Муниципальная региональная площадка «Этнокультурный центр «Яляко» (муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Лабытнанги), заинтересован в результатах его работы и готов принять в дар новые экспонаты, выполненные на основе 3-D технологий.

Таким образом, в школе был получен опыт формирования технологических и общекультурных компетентностей учащихся в системе внеурочной деятельности посредством интеграции естественно-математического и гуманитарного подходов к образованию.

Список использованных источников

  1. Научная и учебно-методическая литература

Гайсина С.В. Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование. Реализация современных направлений в дополнительном образовании : Метод. пособие. - СПБ: КАРО, 2017. - 208 с.

Канесса Э., К. Фонда, Марко З. Доступная 3D печать для науки, образования и устойчивого развития. - МЦТФ, 2013,

Огановская Е.Ю. Робототехника. 3D-моделирование и прототипирование на уроках и во внеурочной деятельности: Метод. пособие. - СПБ:КАРО, 2017. - 256 с.

Строганов Р. 3D печать. Коротко и максимально ясно . - LittleTinyH Books, 2016

  1. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)

Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...

Сообщение на МО. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в современных условиях

    Приоритетной  целью современного  российского  образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков  от учителя, а  полноценное форм...

Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.

  Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...

Формирование исследовательских навыков обучающихся через организацию системы внеурочной деятельности по математике

Исследовательская деятельность в школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса учащихся. Благодаря правильной организации исследований процесс...

«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе логопедической работы».

       Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обу...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...