Программа дополнительного образования "Волейбол", 2023-2024 уч г
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Карелина Наталья Григорьевна

Программа дополнительного образования "Волейбол", 2023-2024 уч г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_voleybol.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ключинская средняя школа»

                         

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Название: «Волейбол»________________

      Направление: физкультурно-спортивная.

Возраст (классы): 14-18 лет_____________

Сроки реализации: 2023-2024___________

Составитель: Карелина Наталья Григорьевна, педагог дополнительного

образования, высшей квалификационной категории

2023 г.

п. Ключи, Ачинского района, Красноярского края

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы по волейболу физкультурно-спортивная.

Актуальность. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к ЗОЖ, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. 

 Педагогическая целесообразность образовательной программы по волейболу заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.

Целью образовательной программы является создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством игры в волейбол.

 Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

Образовательные:

 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения физическим упражнениям и техническим действиям на основе волейбола;

 обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

 формирование знаний об истории и развитии волейбола;

 формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

 формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

Развивающие:

 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, спортивными играми, формами активного отдыха и досуга;

 развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;

 развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости;

 укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;        

Воспитательные:

 воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

             воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;

 воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.

Отличительная особенность образовательной программы заключается в организации учебного процесса, который включает в себя не только занятия с педагогом в зале, но и активную самостоятельную тренировочную деятельность. Учащиеся выступают на соревнованиях по волейболу различного уровня.         При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся.                                                Возраст детей: образовательная программа предназначена для учащихся 14-18 лет.                        

Условия набора детей: заниматься в секции может каждый ученик, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

                         

Описание места курса

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения.                

Форма и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, два часа во второй половине дня. Всего - 136 часов. Наполняемость учебной группы – 15-18 человек.                                                                                        

Основные методы реализации программы:

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. В процессе обучения детей волейболом на всех этапах используются общие дидактические методы:

Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление о упражнении, возникает желание заниматься данным видом спортивной деятельности, суждения о правильности выполнения упражнений, возникает возможность оценить итоги выполнения задания.

Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления о технике выполнения упражнений с помощью учебных таблиц, схем, рисунков, фильмов, показа отдельных элементов и способов выполнения упражнений.

Методы выполнения упражнений:

Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условий выполнения заданий.

 Игровые и соревновательные:

1) турниры;

2) эстафеты;

3) соревнования.

Как основные средства обучения в учебном процессе используются общеразвивающие, подготовительные, подводящие, имитационные, специализированные упражнения.

Общеразвивающие – движения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах, одиночные, парные, на матах, различные прыжки, упражнения на координацию движений, расширяющие двигательный навык и др.

Имитационные – упражнения, позволяющие освоить рациональную технику.

Специализированные – для устранения отдельных ошибок техники, развития физических качеств занимающихся.

Режим, способы выполнения всего многообразия упражнений регламентируют методы тренировки (практические методы физической подготовки):

 по характеру построения (стандартный, вариативный, смешанный);

 по соотношению в упражнениях работы и отдыха (равномерный, переменный, интервальный, комбинированный, контрольный).

Общая характеристика курса

Планируемые результаты освоения программы:

 1. Предметные: получить знания о ЗОЖ, истории спорта и волейбола в частности, знать правила игры в волейбол и правила судейства игры, освоить технические приемы волейбола, развить физические качества быстроту, силу, выносливость, координацию движений

2. Метапредметные: формирование гражданско-нравственной позиции в жизни и отношениях с окружающими людьми, овладение навыками социальной активности, овладение приемами деятельности в нестандартных ситуациях, формирование умения приема самостоятельных решений путем анализа внешней информации, формирование навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, овладение комплексом качеств, связанных с безопасной жизнедеятельностью личности.  

3. Личностные: повышение у учащихся уровня культуры общения и поведения в коллективе и социуме, овладение учащимися навыками ЗОЖ и применение их в своей жизни.

Содержание программы

         Занятия по волейболу носят учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.

Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу, объёму занятий, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.

В течении года  занятий, осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов.

Содержание работы с юными волейболистами на всём  протяжении занятий, определяется тремя факторами:

спецификой игры в волейбол, модельными требованиями в подготовке (нападение, защита, связующие функции), возрастными особенностями и возможностями детей от 14-18 лет.

 СПФ непосредственно связано с обучением юных спортсменов технике  и тактике волейбола. Основным средством являются специальные подготовительные упражнения. Они развивают силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвуют в выполнении технических приёмов, прыгучесть, быстроту реакции, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений и ответных действий на сигналы, прыжковую ловкость, специальную гибкость.

Среди средств ФП значительное место занимают упражнения с предметами:

-набивными, баскетбольными, теннисными мячами;

-со скакалкой, резиновым амортизатором и гантелями.

Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности и умений, специфических для игровой деятельности.

Сюда относятся:

-умение применять правильные решения и быстро выполнять в различных игровых ситуациях;

-умение взаимодействовать с другими игроками;

По мере изучения технических приёмов занимающиеся обучаются тактическим приёмам.

 Большое место в подготовке волейболистов занимает интегральная подготовка. Основу составляют упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы применения физической и тактической подготовке в игровой ситуации как индивидуально, так и в групповых взаимодействиях, а также при выполнении определённых игровых функций- защита, нападение, блокирование.

Учебные, контрольные игры и соревнования служат высшей формой интегральной подготовки.

Участие в соревнованиях рассматривается, как условие для того, чтобы ребёнок приобрел необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определённую специфику, поэтому воспитать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования.

Соревнования:

-по физической подготовке:

1. мини-волейбол

2. соревнования по подвижным играм

3. волейбол 2*2; 3*3; 6*6

-по технической подготовке.

ОФП- жонглирование верхней и нижней передачи в кругу;

           -нижняя прямая передача с 3 м;

НП – верхняя и нижняя передача у стены в цель;

         -  вторая передача на точность из 2 зоны в 4 зону;

         - стабильность подачи мяча в пределах площадки;

         - защита зоны (первый приём);

        -нападающий удар (броски  т/м по зонам 4-6, 3-1, 2-5);

Детям прививаются судейские навыки и даются специальные теоретические сведения:

-волейбол- игра древняя (история);

-Кодекс волейбола;

-Развитие волейбола в стране, мире;

-Режим юного спортсмена;

-Врачебный и самоконтроль;

 -Правила игры в волейбол. 

                    Учебно-тематический план занятий

п/п

Наименование разделов

Количество часов на группу

Всего

теория

практика

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Физическая культура и спорт в России

Сведения о строении и функциях организма занимающихся.

Влияние физических упражнений на  организм занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма.

Правила соревнований, их организация и проведение.

Общая и специальная  физическая подготовка.

Основы техники и тактики игры.

Контрольные игры и соревнования.

Контрольные испытания.

1

1

1

1

1

65

50

8

8

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

           65

50

8

8

ИТОГО:

136

5

131

Контроль уровня обученности

Прогнозируемые результаты:

В результате освоения содержания программного материала обучающиеся будут знать:

 об истории и особенностях зарождения волейбола в стране, мире;

 о способах и особенностях движений, передвижений;

 о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

 о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.

Обучающиеся будут уметь:

 выполнять основные движения, перемещения, упражнения;

 выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;

 выполнять технико-тактические умения и навыки;

 взаимодействовать с ровесниками в процессе игры;

Ожидаемые результаты программы:

 оздоровление и физическое развитие детей;

 формирование устойчивого интереса к занятиям волейболом

Оценка и способы определения результативности программы:

Тестирование, мониторинг физической подготовленности.

В начале обучения заводится журнал учета результатов объединения, в который вносятся результаты тестирования. Тестирование проводится в конце каждого полугодия. Данные заносятся в журнал. В конце каждого года обучения проводятся контрольное тестирование.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • участие в школьных и районных соревнований;
  • открытые занятия;
  • физкультурные праздники.

Описание материально-технического обеспечения

  • Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы
  • программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат

педагогических наук А.А. Зданевич).

  • Программа допущена Министерством образования Российской

Федерации. (2004г).

  • Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт», 1978г.
  • Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», 1987г.
  • стадион;
  • спортивный зал;
  • свисток;
  • секундомер;
  • рулетка;
  • гимнастическая стенка;
  • гимнастические маты;
  • волейбольные мячи;
  • волейбольная сетка;
  • инвентарь для п/игр и эстафет.

Календарно-тематическое планирование

занятия

Содержание

кол-во часов

Дата

Инструктаж по ТБ. Правила игры в волейбол. Основные понятия об игре.

      2

Инструктаж по ТБ. Правила игры в волейбол. Основные понятия об игре.

      2

Организация  и судейство в волейболе. Жесты судей.

      2

Организация  и судейство в волейболе. Жесты судей.

      2

Технико-тактические действия в защите и нападении.

      2

Технико-тактические действия в защите и нападении.

      2

Стойка игрока. Перемещение в стойке. ОРУ.

      2

Стойка игрока. Перемещение в стойке. ОРУ.

      2

Перемещения игроков при подаче и приеме мяча. ОФП.

      2

Перемещения игроков при подаче и приеме мяча. ОФП.

      2

Развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, прыгучести, выносливости. Учебная игра.

      2

Развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, прыгучести, выносливости. Учебная игра.

      2

Передача мяча двумя руками  сверху над собой и после перемещения  в парах. Учебная игра.

      2

Передача мяча двумя руками  сверху над собой и после перемещения  в парах. Учебная игра.

      2

Командные действия. Прием подачи и первая передача в зону3(2). Игра.

      2

Командные действия. Прием подачи и первая передача в зону3(2). Игра.

      2

Групповые действия волейболистов. Учебная игра.

      2

Групповые действия волейболистов. Учебная игра.

      2

Взаимодействия игроков при второй передачи игроков зон 3,2,4.Учебная игра.

      2

Взаимодействия игроков при второй передачи игроков зон 3,2,4.Учебная игра.

      2

Групповые действия. Взаимодействия при приеме и передачи мяча. Учебная игра.

      2

Групповые действия. Взаимодействия при приеме и передачи мяча. Учебная игра.

      2

Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра.

      2

Нижняя прямая подача. Прием мяча после подачи. Учебная игра.

      2

ОФП. Верхняя передача. Прием мяча после передачи. Учебная игра.

      2

ОФП. Верхняя передача. Прием мяча после передачи. Учебная игра.

      2

ОФП. Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Учебная игра.

2

ОФП. Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Учебная игра.

2

ОФП. Контрольные испытания.

      2

ОФП. Контрольные испытания.

      2

Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра.

      2

Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра.

      2

Верхняя прямая подача по зонам площадки. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.

      2

Верхняя прямая подача по зонам площадки. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.

      2

ОФП. Верхняя прямая подача с максимальной силой. Предупреждение травматизма.

      2

ОФП. Верхняя прямая подача с максимальной силой. Предупреждение травматизма.

      2

Прямой нападающий удар из зон 4, 3, 2. Двусторонняя игра.

      2

Прямой нападающий удар из зон 4, 3, 2. Двусторонняя игра.

      2

ОФП. Прием мяча  снизу, двусторонняя игра, индивидуальные действия.

      2

ОФП. Прием мяча  снизу, двусторонняя игра, индивидуальные действия.

      2

ОФП. Блокирование: одиночное и групповое.

Прямой нападающий удар по ходу.

      2

ОФП. Блокирование: одиночное и групповое.

Прямой нападающий удар по ходу.

      2

Передачи мяча сверху двумя руками в опорном положении у сетки лицом, после перемещения.

      2

Передачи мяча сверху двумя руками в опорном положении у сетки лицом, после перемещения.

      2

Прямой нападающий удар с короткой передачи в зоне 3.  Двусторонняя игра, командные действия.

      2

Прямой нападающий удар с короткой передачи в зоне 3.  Двусторонняя игра, командные действия.

      2

Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии.

      2

Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии.

      2

Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра.

      2

Подача мяча: верхняя прямая подача, вторая передача из глубины площадки в зону 2. Двусторонняя игра.

      2

Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии.

      2

Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии.

      2

Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии.

      2

Групповые действия: взаимодействие игроков зон 3,2,4 между собой через игрока передней линии.

      2

Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите. Контрольные игры и соревнования.

      2

Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите. Контрольные игры и соревнования.

      2

Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите.

      2

Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки. Игра, тактические действия в защите.

      2

ОФП. Прямой нападающий удар по ходу из зон 4,2. Двусторонняя игра, тактические действия в нападении.

      2

ОФП. Прямой нападающий удар по ходу из зон 4,2. Двусторонняя игра, тактические действия в нападении.

      2

ОФП. Прием мяча  снизу в зонах 1,5. Двусторонняя игра.

      2

ОФП. Прием мяча  снизу в зонах 1,5. Двусторонняя игра.

      2

Верхняя прямая подача с прыжка. Правила соревнований, их организация и проведение. Двусторонняя игра.

      2

Верхняя прямая подача с прыжка. Правила соревнований, их организация и проведение. Двусторонняя игра.

      2

Прямой нападающий удар с короткой передачи. Двусторонняя игра, командные действия.

      2

Прямой нападающий удар с короткой передачи. Двусторонняя игра, командные действия.

      2

Двусторонняя игра, тактические действия в нападении.

      2

Контрольные игры и соревнования

      2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ГПД на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа ГПД на 2023 -2024учебный год....

Рабочие программы по географии 2023-2024 г

Рабочие программы по географии 2023-2024 г...

Рабочие программы по физике 2023-2024 учебный год

Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в ФГО...

Рабочая программа по конструктору 2023-2024 (русский зык)

Рабочая программа по русскому языку на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по истории 2023- 2024 учебный год

Рабочая программа основного общего образования  по истории...

Рабочая программа по биологии 2023 -2024 учебный год

Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленны...