Краеведение вводное занятие
план-конспект

Розанова Наталья Викторовна

Краткое описание  дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей) программы "Краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Краеведение вводное занятие31.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

"Центр развития творчества детей и юношества"

Каменского муниципального района

Воронежской области

ТЕМА: «Введение в дополнительную общеобразовательную

программу  «Краеведение»

Подготовила:

педагог дополнительного

образования,

высшей квалификационной категории

Розанова Н.В.

Каменка

Аннотация

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и стремление изучать его культуру и историю, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Данное занятие является вводным и ознакомительным с программой детского объединения «Краеведение».

Цель: Познакомить обучающихся с содержанием программы «Краеведение».

Задачи:

Обучающая: Сформировать представление об основных направлениях деятельности объединения «Краеведение».

Развивающая: Способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к туристско-краеведческой направленности.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к своей малой родине, её богатству, её прошлой и настоящей истории. 

Форма проведения занятия: занятие – путешествие.

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Методы и приёмы, применяемые на занятии:

Словесные – беседа, рассказ, посвящение в игровую ситуацию;

Практические – выполнение творческих заданий;

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, аудиовидеозаписи, презентация, д/и «Найди лишний знак», книжки «Животные занесенные в красную книгу», книжки «Растения занесенные в красную книгу», буклет «Семь чудес Воронежской природы», буклет «Краеведение», лайки, бумага по количеству обучающихся, ручки.

Ход занятия.

I Организационный момент. Мотивация.

Педагог: Добрый день, весёлый час!
                 Очень рада видеть вас!  

Меня зовут Розанова Наталья Викторовна. Я руководитель объединения «Краеведение». Как вы понимаете слово Краеведение? (варианты ответов).

Педагог: Правильно, ведаю - значит, знаю край, в котором живу, его природу, историю, культуру, людей.

На занятиях объединения по программе «Краеведение» обучающиеся знакомятся с прошлым и настоящем своего края,  с его особенностями и достопримечательностями. Каждый обучающийся узнает, откуда он родом и о своей родословной.

 II Основная часть

Педагог: Ребята, сейчас  приглашаю вас в путешествие  по родному краю.  

Педагог: Какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей)

Педагог: Какие вы молодцы! Ну, а в путешествие мы отправимся с вами на машине времени. Топливом для нашей машины времени будут ваши улыбки. Я вижу, что вы готовы начать путешествие. Первая остановка называется «Символика России».   

Педагог:  Ребята! В какой стране мы живем? (Ответы детей)

Педагог:  Правильно, мы родились и живем в стране, которая называется Россией. Россия – огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Педагог: На занятиях объединения «Краеведение» мы знакомимся с историей России, с государственной символикой России и Воронежской области. Как можно отличить нашу страну от других стран?

(Отличить нашу страну от других стран можно по флагу.)

Педагог: Современный российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит  из трех прямоугольных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета.

Скажите, пожалуйста, что означат эти цвета. (Ответы детей)

  • Белый цвет-цвет мира и чистоты, это говорит о том, что наша страна миролюбива;
  • Синий цвет- вера и честность. Наш народ любит свою страну, верен ей, защищает ее;
  • Красный- мужества, пролитой крови  за Родину.

Педагог: Правильно. Что еще относится к символике?

(Ответы детей: герб, гимн.)

Педагог: Вы все верно отвечали. Какой же можно сделать вывод? (Ответы детей). Государственной символикой являются: герб, гимн и флаг.

Педагог:  И мы  продолжаем наше путешествие. Снова улыбаемся и попадаем на следующую остановку «Семейный альбом»

Вторая остановка («Звучит музыка «Семейный альбом)»

Педагог: 

Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вдали осенняя березка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?
О чем это стихотворение? (Ответы:  малая родина)

Педагог: Наша малая Родина – Воронежская область. На карте она занимает не так уж много места. Но по богатству природы, красоте пейзажей наша Воронежская область может поспорить со многими красивыми местами на Земле! Светлые березовые рощи и прохладные леса, бескрайние поля пшеницы, васильково-ромашковые луга, овраги, заросшие орешником, чего только нет в нашем краю!  Малая Родина – это не только богатство природы и красота пейзажей, но и семья.

Очень многие люди хранят дома вещи своих родственников -  фотографии, письма, книги и  другие семейные реликвии. Все это бережно хранится в шкатулках, коробках, чемоданах, как память о прошлом, дорогом, бесценном. Я не ошибусь, если скажу, что в каждом доме есть хотя бы небольшой семейный музей.

Педагог: На этой остановке вы попробуете себя в роли   исследователей. Вам надо подумать  и перечислить все предметы, которые по-вашему мнению могут  являться экспонатами домашнего музея.

 (Обучающиеся выполнят задание).

Педагог: зачитайте, пожалуйста, какие предметы по вашему мнению могут  являться экспонатами домашнего музея. (выслушать 2-3 человека)

(Обучающиеся зачитывают свои ответы).

Педагог: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием.  Какой же можно сделать  вывод? Самый распространенный экспонат домашнего музея – это семейный альбом.

Педагог: Продолжаем путешествие. Улыбнулись, друг другу и наша машина времени перенесла нас на следующую остановку.

                Вот вам русская изба…

                В центре стол, печь, образа,

                Скамья, чтоб все сели у стола

                Самовар, утюг, у стены большой сундук.

Педагог: Куда же мы попали? (Ответы детей.)

Педагог: Третья остановка «Русская изба»

Попав в русскую избу, мы не можем не познакомиться с предметами обихода наших предков. Для того чтобы провести игру  «Знаешь ли ты?» предлагаю вам  встать и пройти со мной. Я буду показывать вам предметы крестьянского быта, а вы должны будете дать им правильное название и сказать для чего этот предмет нужен. Не бойтесь, если возникнут трудности, то я вам помогу. Начнём!

(Педагог показывает предметы, обучающиеся называют, если они затрудняются, педагог сам называет и говорит для чего этот нужно.)

Гле́чик     Глиняный горшок; кринка.

Чугу́н (чугуно́к) — крупный сосуд, горшок из чугуна (отсюда и название посуды), позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи.

Ухват   длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки, чугуны.

Чапельник – кухонная принадлежность. Представляет собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для захватывания чапéлы — сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для установки в печь или духовку.

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав, нужный предмет, его тщательно зачищали.

Коры́то большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. 

Гребень для чесания шерсти

Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность.

Угольные утюги были похожи на небольшие печки: крышка, на которую крепилась ручка, открывалась, внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение.

Пря́лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Педагог: Как называется место, где можно хранить вещи из разных путешествий, вещи прошлых лет? (Ответы детей) Да, это место называется музей.

Посетите музей иногда,

Не теряйте с историей связь.

Здесь в витринах застыли века-

След эпохи, что вдаль унеслась.

Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? (Ответы). 

А знаете ли вы правила поведения в музее? (Ответы). 

Ну то ж, давайте проверим.

Пройдемте на свои места.

Дидактическая игра «Найди лишний знак».

Педагог: У меня тут есть запрещающие знаки, да что – то никак не пойму, что тут не так. Вы поможете мне разобраться? Нужно выбрать те знаки, которые относятся к музею.

(Педагог раздает детям запрещающие знаки. Обучающие выполняют задание.   Педагог проходит и контролирует процесс).

Педагог: Все вы молодцы, справились. И я хочу подарить вам памятки с правилами поведения в музее.

Педагог: Мы  продолжаем наше путешествие. Улыбнитесь друг другу,  и мы попадаем на 4 остановку.

Педагог: Следующая остановка «Природа  Воронежского края». На территории нашей области находится «Семь чудес Воронежской природы». Это природные и культурные достопримечательности нашей области. Познакомится с ними, вы сможете, посмотрев буклет, который так и называется «Семь чудес Воронежской природы».

 Наука краеведение так же изучает мир растений и животных. Некоторые из них, к сожалению являются исчезающими и занесены в Красную книгу Воронежской области. Их названия вы можете посмотреть в книжках.

Педагог: Ребята! Наш Воронежский  край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае - это забота о Родине, ведь Родина  – одна из самых больших ценностей в нашей жизни.

Люблю я все: и  реки, и поля,
И травы эти, и леса густые!
Ведь это ты, моя, моя Земля!
Кусочек дорогой моей России!

III Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: Ребята, наше путешествие подходит к концу.

В память о нашем занятии я хочу  подарить вам  буклеты, в  котором рассказывается об остальных разделах программы «Краеведение».

Пусть он напоминает о нашей встрече.

Чтобы подвести итог нашего занятия поставьте, пожалуйста, свои лайки или дизлайки.

Спасибо вам, ребята. Вы   молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Что изучает краеведение: вводный урок"

Презентация для проведения вводного занятия по краеведению в рамках дополнительного образования учащихся.  Занятие содержит основополагающие знания по краеведению для учащихся средних классов: пр...

Занятие №1. «Вводное занятие»

Пояснительная записка        Сборник занятий входит в комплект интегрированного курса  «Математика и физика в сельском хозяйстве» и разработано в по...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Вводное занятие к ДООП "Краеведение родного края"

Конспект занятия по теме: "Вводное занятие к ДООП "Краеведение родного края" (Кузбасс)...